Формы и направления развития внешнеэкономической деятельности предприятий РФ на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 18:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является отражение теоретических вопросов внешнеэкономической деятельности российских предприятий, отражение ее современного состояния. Наиболее важным является выявление перспектив и путей развития внешнеэкономической деятельности.
Объектом исследования служит внешнеэкономическая деятельность РФ, предметом исследования является развитие внешнеэкономической деятельности в условиях становления рыночной экономики, а также совершенствование структуры экспорта и импорта товаров.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ….…………………………………………………………….
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ……………………………….........................................
1.1. Понятие внешнеэкономической деятельности и отличие ее от внешнеэкономических связей……………………………………………
1.2. Общая характеристика международной торговли ………………...
1.3. Роль и направление зарубежных инвестиций в развитии экспортной продукции…………………………………………………...
2. СОВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ…………..…
2.1. Реформирование сферы внешнеэкономической деятельности в России: предпосылки, этапы, цели ……………………………………...
2.2. Отражение внешнеэкономической деятельности РФ в Федеральном законе: «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»………………………………………….
3. ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ В СИСТЕМУ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ…………………………………..
3.1. Проблема торговли зарубежного партнера с Россией.…………....
3.2. Проблемы торговли российского партнера с зарубежным……......
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Файлы: 1 файл

формы и направления развития ВЭД РФ.docx

— 55.27 Кб (Скачать)

Согласно ст. 41 указанного Закона приграничная торговля осуществляется на основе международного договора Российской Федерации с сопредельным иностранным государством или группой сопредельных иностранных государств, предусматривающего предоставление особого благоприятного режима внешнеторговой деятельности в отношении внешней торговли товарами и услугами, осуществляемой исключительно для удовлетворения местных потребностей в товарах и услугах, произведенных в пределах соответствующих приграничных территорий и предназначенных для потребления физическими лицами, имеющими постоянное место жительства на этих территориях, и юридическими лицами, имеющими место нахождения на этих территориях. Указанный особый благоприятный режим не распространяется на другие иностранные государства или группы иностранных государств, с которыми у Российской Федерации заключены международные договоры, предусматривающие предоставление режима не менее благоприятного, чем режим, предоставленный любому другому иностранному государству [10].

Приграничная торговля может осуществляться между российскими лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на приграничной территории Российской Федерации и иностранными лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на соответствующей приграничной территории, определенной в международном договоре Российской Федерации с сопредельным иностранным государством, исключительно для удовлетворения местных нужд в товарах и услугах, произведенных в пределах соответствующих приграничных территорий и предназначенных для потребления в пределах соответствующих приграничных территорий.

Порядок осуществления приграничной торговли и соответствующие приграничные территории, на которых устанавливаются особые режимы осуществления внешнеторговой деятельности, определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации с сопредельными иностранными государствами и федеральными законами.

Свободная экономическая зона представляет собой ограниченный район, часть территории страны, в пределах которой действует льготный режим хозяйствования и внешнеэкономической деятельности, где предприятиям предоставлена более широкая свобода экономической деятельности. Согласно ст. 42 вышеуказанного Закона особый режим на территориях свободных экономических зон устанавливается федеральным законом о свободных экономических зонах.

Цели создания свободных экономических зон:

- активизация деятельности предприятий, расположенных на их территории;

- модернизация промышленности;

- насыщение внутреннего рынка  высококачественными товарами;

- развитие внешнеэкономических  связей;

- расширение экспорта и импорта;

- привлечение иностранных инвестиций, освоение новых технологий;

- развитие экономически отсталых  районов;

- повышение квалификации рабочей  силы.

Для свободных экономических зон устанавливаются специальные облегченные таможенные, торговые режимы, предоставляется широкая свобода перемещения капитала, товаров и специалистов, применяется льготный режим налогообложения предприятий. В зависимости от профиля внешнеэкономической деятельности, целей создания зон и характера предоставления свободы различают следующие зоны:

- свободные таможенные территории;

- экспортные промышленные зоны;

- зоны свободной торговли;

- зоны совместного предпринимательства;

- свободные "открытые" зоны;

- технологические зоны;

- комплексные зоны [8, 8-10 C.].

 

 

3.  ПРОБЛЕМЫ  ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ В СИСТЕМУ  МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ

3.1. Проблема торговли  зарубежного партнера с Россией

Зарубежные партнеры считают, что торговля с Россией и странами СНГ связана с высокой долей риска с позиции стабильности и надежности осуществления принятых обязательств.

В настоящее время следует выделить три главных направления осуществления сделок зарубежных партнеров с Россией и другими странами СНГ:

·      экспортно-импортные отношения (операции с товарами, в том числе поставки и в третьи страны);

·      совместное предпринимательство, охватывающее области производства, финансов, экономических услуг, снабжения, внешней торговли, внутренней розничной торговли и др.;

·      разработка природных ресурсов – нефти, газа, леса, угля, цветных металлов и др.

Зарубежные партнеры рассматривают Россию как страну, имеющую наибольшие перспективы в экономическом плане из всех стран СНГ. Но и здесь имеются проблемы, тормозящие осуществление сделок [4, 34-36 С.].

1. Снижение роли специализированных органов внешней торговли и нехватка квалифицированных экспертов. После распада Союза наблюдались частичная модернизация внешнеторговых объединений, изменение структуры и отчасти направлений работы Торгово-промышленной палаты (ТПП) «России, выступившей правопреемницей ТПП СССР. Изменения в жизни страны (и экономические, и политические) привели к тому, что во внешнеторговых объединениях, подвергшихся в свою очередь и организационным, и структурным изменениям, многие эксперты ушли на пенсию в связи с сокращением кадров, другие сменили место работы (перешли в коммерческие структуры) и т.д. В целом во внешнеторговых объединениях количество экспертов уменьшилось, следовательно, роль объединений несколько ослабла.

2. Недостаточная стабилизация банковско-финансовой системы. Однако здесь среди мер, осуществленных в последние полтора–два года, следует отметить учреждение в ведущих экономических районах России (на Урале, в Западной Сибири, на Дальнем Востоке и др.) специализированных региональных банков, осуществляющих экспортно-импортные операции, в том числе предоставление кредитных средств предприятиям для стимулирования их внешнеторговой деятельности.

3. Задержка выплаты платежей, инвестирование иностранного капитала. Зарубежных партнеров как на уровне правительственных организаций, так и банков, и отдельных компаний беспокоит проблема долговых обязательств стран СНГ. Невыплаченные долговые обязательства составляют значительную сумму.

Сумма задержанных платежей возрастает, когда наступает срок погашения обязательств. И так будет всегда, если нарушать сроки погашения. Многие зарубежные партнеры считают эту проблему одной из самых острых, мешающей развитию внешнеэкономических связей со странами СНГ. Долги бывшего Советского Союза теперь перешли к странам СНГ. Их можно дифференцировать следующим образом: а) возникшие в результате финансирования по линии правительственных организаций стран-партнеров; б) возникшие в результате своевременного непогашения банковских кредитов; в) долги отдельным торговым компаниям; г) своевременное непогашение краткосрочных платежей. За исключением последнего, это среднe- и долгосрочные кредиты. Естественно, что наибольшую озабоченность проявляют отдельные торговые компании. Так, японские торговые компании кредитовали поставки машин и оборудования внешнеторговым объединением бывшего СССР на условиях отсрочки платежа. Но сроки выплат неоднократно пролонгировались, хотя по ряду контрактов были предоставлены кредиты без страховки японского правительства.

Между тем прямое инвестирование иностранного капитала приобретает все большую важность для развития российской экономики. С помощью иностранных инвестиций можно частично компенсировать нехватку собственных средств, поднять уровень техники и технологии, повысить квалификацию управленческих кадров, тем самым способствуя адаптации экономики России в мировое сообщество. Российская экономика, имеющая емкий внутренний рынок, богатейшие природные ресурсы, по-прежнему привлекает иностранных инвесторов.

В соответствии с Указом Президента РФ создан Комитет по иностранным инвестициям при Министерстве финансов РФ. Этот орган призван взять на себя координацию решения проблем иностранных инвестиций в российскую экономику.

4. Сложность функционирования совместных предприятий (СП), предприятий с участием иностранного капитала. С самых первых моментов создания и функционирования СП в нашей стране зарубежных партнеров беспокоил вопрос предоставления более льготного режима участия. Прогрессивные изменения здесь, конечно, есть. Так, например, Россия признала за зарубежным партнером право на 100% инвестиций.

 

 

3.2. Проблемы торговли  российского партнера с зарубежным

 
Произошедшие за последние годы перемены во внешней торговле России приобрели радикальный характер. Главная отличительная особенность их – демонополизация внешнеэкономической деятельности, которой теперь занимаются тысячи и тысячи организаций, фирм, предприятий. Однако перемены сопровождаются и негативными процессами. Так, резко сократился объем торговли с государствами бывшего Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Если к концу 80-х годов на страны – члены СЭВ приходилось более 50% внешнеторгового оборота России, то сейчас эта цифра значительно уменьшилась. Российские товаропроизводители до сих пор не могут занять твердых позиций на рынках стран с развитой рыночной экономикой.

Попытки закрепиться на рынках этих стран, продавая товары по более низким ценам, приводят к тому, что против российских экспортеров начинает действовать антидемпинговое законодательство. И это плохо, потому что обвинение в демпинге, т. е. в продаже товара по бросовым ценам с целью закрепится на рынке, приводит и к обвинению в недобросовестной конкуренции и соответственно к потере имиджа, не говоря уже об упущенной выгоде.

Российский экспорт еще до распада СССР нередко называли колониальным: более 90% его составляли сырье и материалы. В структуре российского экспорта по-прежнему доминирует сырье. Доля машин и оборудования продолжает оставаться низкой.

Наша страна активно сотрудничала со странами APT (Азиатско-Тихоокеанского региона), а также с КНР, Ливией, Индией, Ираком, Югославией. Сотрудничество с этими странами открывает возможности для увеличения экспорта машинно-технической продукции.

Участие российских организаций в сооружении объектов различного назначения за рубежом (проектирование, поставки оборудования, оказание строительно-монтажных и эксплуатационных услуг) способно обеспечить заказами многие российские заводы, проектные и строительно-монтажные организации. Государство активно поддерживает такие проекты.

Наряду с традиционной мерой поддержки этого вида экспорта, состоящей в заключении межправительственных соглашении по экономическому и техническому сотрудничеству, таких, например, как о сооружении АЭС в Китае и Словакии, гидрокомплекса в Марокко, в последнее время сформировалась система государственной финансовой поддержки российских организаций, вступающих в конкурентную борьбу за получение заказов на строительство за рубежом на коммерческих условиях. Так, приняты правительственные решения о кредитном и гарантийном обеспечении отечественных экспортеров, участвующих на коммерческих условиях в тендерах на сооружение гидроэнергетического комплекса в Китае, модернизацию АЭС в Болгарии, строительство газопровода в Алжире. [4, 40-42 С.]

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог исследования, необходимо отметить следующие аспекты становления и регулирования внешнеэкономической деятельности в России и за рубежом.

Экономика России оказалась зависимой от эксперта узкого круга товаров, прежде всего топливно-сырьевой группы, а так же от импорта многих потребительских товаров. Степень ее открытости на определенном этапе перестала соответствовать внутренним возможностям страны, масштабам и глубине проблем, стоящих перед ней.

Для решения задач по стабилизации роста национальной экономики с учетом тенденций развития мировой экономики и торговли, а так же обеспечения равноправной интеграции России в мировую экономиаку необходимо обеспечить реализацию следующих основных целей:

  1. Повышение конкурентоспособности российской экономики.
  2. Сохранение позиций России на мировых товарных рынках ( сырье, материалы, комплексное оборудование, вооружение и военная техника), а так же дальнейшее расширение экспорта и готовых услуг.
  3. Обеспечение равноправных условий доступа российских товаров и услуг на мировые рынки при адекватной защите внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции в соответствии со сложившийся практикой международных экономических отношений.
  4. Проведение таможно-тарифной политики, способствующей созданию благоприятных условий для расширения национального производства и повышения его конкурентоспособности, не ухудшающей при этом условий конкуренции на внутреннем рынке.
  5. Сокращение капитала по каналам внешней торговли путем создания более благоприятных экономических условий в России, а так же ужесточение контроля за осуществлением экспертно-импортных операций, включая валютный и таможенный контроль, пересечение контрабандного ввоза товаров.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Козлова Н. В. Основные направления внешнеэкономической деятельности предприятия / Н. В. Козлова, Ю. А. Сотник / Актуальные вопросы экономических наук: материалы II междунар. науч. конф.— 2013. — С. 112-114.
  2. Покровская, В. В. Внешнеэкономическая деятельность / В. В. Покровская. — М.: Экономистъ, 2009. — 672 с.
  3. Сберегаев, Н. А. Основы внешнеэкономической деятельности предприятия / Н. А. Сберегаев. — М.: Высшее образование, 2011. — 350 с.
  4. Стровский Л. Е. Внешнеэкономическая деятельность предприятия / Л.Е. Стровский, С. К. Казанцев, Е. А. Паршина. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 847 с.
  5. Хаустов Ю. И. Основы экономической теории / Ю. И. Хаустов, И. Т. Корогодина —Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та,  2009. — 560 с.
  6. Яковлева, Е. В. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учеб. пособие / Е. В. Яковлева. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009. — с. 90–92
  7. International Trade Statistics. 2013. — WTO, 2005. — (http://www.wto.org/english/res_e/statis_e/statis_e.htm).
  8. Внешнеэкономическая деятельность. Лекции. Сборники авторов. (http://www.diagram.com.ua/)
  9. Основные черты и структура мировой экономики. Энциклопедия знаний . —2013. — (http://pandia.org/)
  10. Федеральный закон от 8 декабря 2003 года №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Информация о работе Формы и направления развития внешнеэкономической деятельности предприятий РФ на современном этапе