Развитие внешнеэкономической деятельности региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 17:48, реферат

Краткое описание

Одной из важнейших составляющих трансформационных процессов, протекающих в отечественной экономике, является ее интеграция в мировое хозяйство, которая происходит адекватным для рынка способом — посредством внешнеэкономической деятельности, что оказывает существенное непрерывно растущее, и достаточно противоречивое влияние на самые различные стороны экономической и социальной жизни общества. С одной стороны, внешнеэкономическая деятельность, позволяет решать жизненно важные для страны проблемы,

Оглавление

Введение………………………………………………………………….…3
Понятие внешнеэкономической деятельности, ее виды………………...5
Структура внешнеэкономической деятельности……………………..…9
Сущность внешнеэкономической деятельности регионов и оценка факторов эффективности………………………………………………..12
Заключение …………………………………………………………..…..17
Список использованной литературы…………………………………...19

Файлы: 1 файл

РЕиУ реферат.docx

— 32.90 Кб (Скачать)

                            РЕФЕРАТ

По дисциплине «Региональная экономика и управление»

на тему «Развитие внешнеэкономической  деятельности региона»

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение………………………………………………………………….…3
  2. Понятие внешнеэкономической деятельности, ее виды………………...5
  3. Структура внешнеэкономической деятельности……………………..…9
  4. Сущность внешнеэкономической деятельности регионов и оценка факторов эффективности………………………………………………..12
  5. Заключение …………………………………………………………..…..17
  6. Список использованной литературы…………………………………...19

 

 

  1. Введение.

Одной из важнейших составляющих трансформационных процессов, протекающих  в отечественной экономике, является ее интеграция в мировое хозяйство, которая происходит адекватным для  рынка способом — посредством  внешнеэкономической деятельности, что оказывает существенное непрерывно растущее, и достаточно противоречивое влияние на самые различные стороны экономической и социальной жизни общества. С одной стороны, внешнеэкономическая деятельность, позволяет решать жизненно важные для страны проблемы, поддерживать стабильность финансовой системы, обеспечивать определенные темпы экономического роста. С другой - внешнеэкономическая деятельность отягощена серьезными проблемами: отсталой структурой, топливно-сырьевой направленностью экспорта, низким уровнем организации и т.д. Это существенно снижает ее эффективность, не способствует коренным изменениям в структуре национальной экономики, преодолению статуса России как страны, находящейся на периферии геоэкономической системы.

Действие данного противоречия в полной мере ощущают на себе российские регионы. Они в силу федерального устройства страны имеют возможность  выступать в качестве особых субъектов  внешнеэкономической деятельности и использовать ее результаты в целях, обусловленных интересами региона, главным из которых является динамичное и устойчивое развитие его экономики, повышение жизненного уровня населения.

Многие регионы, реализуют  данную возможность, используя имеющийся  у них потенциал, наращивают объемы внешней торговли, развивают прямые партнерские отношения с зарубежными  странами, привлекают иностранные инвестиции. Для осуществления этого процесса в полной мере, регионы должны обладать широким кругом необходимых условий, направлять значительные усилия на улучшение  конкурентных характеристик своих  хозяйственных систем, непрерывно совершенствовать внешнеэкономическую деятельность на основе реализации всего богатства  ее содержания, гармоничного развития всех ее форм.

Опыт свидетельствует  о том, что внешнеэкономическая деятельность способна решать задачи по эффективной интеграции различных уровней национальной экономики в мировое хозяйство, если она будет соответствующим образом организована. Обеспечение такой организации является важнейшей практической и научной проблемой. Имея сложный и фундаментальный характер, она требует для своего решения значительных исследовательских усилий. Их воплощением являются работы широкого круга ведущих отечественных и зарубежных ученых-экономистов.

2.Понятие внешнеэкономической деятельности, ее виды.

Внешнеэкономическая деятельность — совокупность организационно-экономических, производственно-хозяйственных и оперативно-коммерческих функций экспортоориентированных предприятий с учётом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера.

В соответствии с законодательством  РФ под определением внешнеэкономическая  деятельность понимается внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них).[1]

Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий, объединений и т. д.) с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнёра, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объёма и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и с зарубежными партнёрами.

Внешнеэкономическая деятельность относится к рыночной сфере, базируется на критериях предпринимательской деятельности, структурной связи с производством и отличается правовой автономностью и экономической, а также юридической независимостью от отраслевой ведомственной опеки.

Различают следующие виды ВЭД:

- внешнеторговая деятельность;

- международное разделение труда;

- производственная кооперация;

- международное инвестиционное сотрудничество;

- валютные и финансово-кредитные операции;

        - отношения с международными организациями.

Внешнеторговая деятельность — это предпринимательство в  области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и  результатами интеллектуальной деятельности.

Предпосылки и условия  международного разделения труда в  значительных масштабах возникли в  эпоху развития капитализма благодаря  промышленному перевороту, появлению  машинной индустрии, специализации  производства. Спрос на отдельные  виды товаров в различных странах, которые не могли добывать и производить  их в достаточном количестве, стимулировали  развитие внешней торговли дефицитными  товарами. Торговля и извлекаемые  из нее выгоды подталкивали страны к расширению производства таких  товаров, в результате чего труд в  этих странах сосредотачивался на производстве определенных видов экономического продукта.

Производственная кооперация в составе внешнеэкономической деятельности предприятий и фирм также представляет одну из форм сотрудничества между иностранными партнёрами в различных, но конструктивно связанных между собой процессах технологического разделения труда. Сам технологический процесс разделения труда означает распределение его участников в цепи создания и реализации продукции по основным его фазам, от изучения потребностей на внутренних и внешних рынках до доведения её до конечных потребителей. Производственная кооперация характерна для однородных сфер производства и обращения, для научно-технической, инвестиционной и сервисной областей, например, для обрабатывающей промышленности.

Согласованность действий партнёров  в рамках производственной кооперации достигается путём:

  1. взаимного планирования экспортной и импортозамещающей продукции;
  2. прогнозирования и совместного ведения научных разработок, обеспечения их необходимой аппаратурой, приборами и материалами, испытательными стендами и научно-технической информацией;
  3. организации процесса подготовки кадров.

При этом собственность кооперантов  не обособляется, а сотрудничество обеспечивается на возмездной основе и строится по принципу прямых связей между производителями однородной продукции.

Международное инвестиционное сотрудничество предполагает одну из форм взаимодействия с иностранными партнерами на основе объединения усилий финансового и материально-технического характера. Целями такого сотрудничества являются расширение базы развития и  выпуска экспортной продукции, ее систематическое  обновление на основе критериев конкурентоспособности  и облегчение процессов ее реализации на внешнем рынке. Подобные задачи могут  быть решены за счет организации, например, совместного производства. Совместное предпринимательство возможно прежде всего на базе обмена технологиями, услугами с последующим распределением программ выпуска продукции и ее реализации, а также в форме образования и функционирования концессий, консорциумов, акционерных компаний, международных неправительственных организаций и т. п.

Валютные и финансово-кредитные  операции в качестве вида внешнеэкономической деятельности предприятии и фирм следует рассматривать в первую очередь как содействующие, сопровождающие любую внешнеторговую сделку в виде финансовых обязательств, связанных с обеспечением платежа за поставленную продукцию через конкретные формы расчета, а также валютных операций, совершаемых в целях избежания курсовых потерь.

Немаловажным сектором внешнеэкономического комплекса является участие в  международных организациях, будь то правительственных или не правительственных. В современных международных  отношениях международные организации  играют существенную роль как форма  сотрудничества государств и многосторонней дипломатии. Для межгосударственной организации характерны следующие признаки: членство государств; наличие учредительного международного договора; постоянные органы; уважение суверенитета, государств-членов. С учетом этих признаков можно констатировать, что международная межправительственная организация — это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющая постоянные органы и действующая в общих интересах государств — членов при уважении их суверенитета.

3. Структура внешнеэкономической деятельности.

Структура внешнеэкономической  деятельности состоит из следующих  элементов: субъект, объект и форма  действия субъектов.

Субъектами внешнеэкономической  деятельности являются государственные  органы, осуществляющие её регулирование, а также хозяйствующие субъекты, которые ведут такую деятельность;

Объектами внешнеэкономической  деятельности могут являться товары, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности и др. В зависимости  от объекта выделяют виды внешнеэкономической  деятельности. К их числу можно  отнести внешнеторговую деятельность, международное производственное сотрудничество и кооперацию, международную инвестиционную, лизинговую деятельность, а также  некоторые другие;

По своей форме действия субъектов внешнеэкономической  деятельности могут быть фактическими или юридическими. Фактические действия не порождают правовых последствий: проверка платежеспособности контрагента, проведение переговоров, мониторинг рынка  товаров (работ, услуг и т.д.) и  т.п. Юридические действия, напротив, порождают правовые последствия. Однако основным видом юридических действий являются внешнеэкономические сделки.

 Государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности  в РФ осуществляют: Президент  РФ; Правительство РФ; Министерство  экономического развития и торговли РФ; Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству; Федеральная служба по техническому и экспортному контролю; Федеральная таможенная служба; иные специально созданные органы. Задачи, функции, правомочия государственных органов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, определены Конституцией РФ, а также специальными актами.

 Президент Российской  Федерации определяет основные  направления торговой политики  РФ; определяет порядок ввоза  и вывоза из РФ драгоценных  металлов и камней; устанавливает  запреты и ограничения внешней  торговли товарами, услугами и  интеллектуальной собственностью.

 Правительство Российской  Федерации обеспечивает проведение  единой торговой политики в  РФ и осуществляет меры по  её реализации; применяет антидемпинговые  и компенсационные меры при  осуществлении внешней торговли  товарами; устанавливает ставки  таможенного тарифа в пределах  определяемых федеральным законом;  вводит квоты; устанавливает разрешительный  порядок экспорта и (или) импорта  отдельных видов товаров, которые  могут оказать неблагоприятное  воздействие на безопасность  государства, жизнь или здоровье  граждан и т.д.; определяет порядок  лицензирования в сфере внешней  торговли; определяет перечень отдельных  видов товаров, за экспортом  и (или) импортом которых устанавливается  наблюдение; принимает решение о  введении в качестве ответных  мер в отношении иностранных  государств ограничений внешней  торговли; товарную номенклатуру  внешнеэкономической деятельности.

 Министерство экономического  развития и торговли Российской  Федерации проводит расследования,  предшествующие введению специальных  защитных мер, антидемпинговых  или компенсационных мер в  отношении импорта товаров, подготавливает  и представляет в установленном  порядке предложения о целесообразности  введения, применения, пересмотра или  отмены указанных мер; выдает  лицензии и другие разрешительные документы на осуществление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров, паспортов бартерных сделок.

 Федеральная таможенная  служба осуществляет функции  по выработке государственной  политики и нормативному правовому  регулированию, контролю и надзору  в области таможенного дела, а  также функции валютного агента  валютного контроля.

 Федеральная служба  по военно-техническому сотрудничеству  осуществляет контроль надзор  за реализацией основных принципов  государственной политики; за эффективностью  функционирования системы государственного  регулирования; за исполнением  международных договоров; за маркетинговой,  рекламной, рекламно-выставочной  деятельностью в области военно-технического  сотрудничества; за уровнем внешнеторговых  цен на экспортируемую продукцию  военного назначения с учетом  защиты экономических интересов  РФ; за уровнем внутренних цен  на оплачиваемую за счет средств  федерального бюджета продукцию  военного назначения, поставляемую  иностранным заказчиком по международным  договорам РФ.

Информация о работе Развитие внешнеэкономической деятельности региона