Развитие внешнеэкономической деятельности региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 17:48, реферат

Краткое описание

Одной из важнейших составляющих трансформационных процессов, протекающих в отечественной экономике, является ее интеграция в мировое хозяйство, которая происходит адекватным для рынка способом — посредством внешнеэкономической деятельности, что оказывает существенное непрерывно растущее, и достаточно противоречивое влияние на самые различные стороны экономической и социальной жизни общества. С одной стороны, внешнеэкономическая деятельность, позволяет решать жизненно важные для страны проблемы,

Оглавление

Введение………………………………………………………………….…3
Понятие внешнеэкономической деятельности, ее виды………………...5
Структура внешнеэкономической деятельности……………………..…9
Сущность внешнеэкономической деятельности регионов и оценка факторов эффективности………………………………………………..12
Заключение …………………………………………………………..…..17
Список использованной литературы…………………………………...19

Файлы: 1 файл

РЕиУ реферат.docx

— 32.90 Кб (Скачать)

 Участниками внешнеэкономической  деятельности являются хозяйствующие  субъекты: российские и иностранные  физические и юридические лица, имеющие право осуществлять предпринимательскую  и в том числе внешнеэкономическую  деятельность.

 Право на осуществление  внешнеэкономической деятельности  в отношении продукции военного  назначения приобретается после  получения свидетельства и занесения  в реестр, который ведется Федеральной  службой по военно-техническому  сотрудничеству.

4. Сущность внешнеэкономической деятельности регионов и оценка факторов эффективности.

В основе внешнеэкономической  деятельности российских регионов лежит, во-первых, объективный интерес экономической  территории, взаимодействующей с окружающим внешним миром (вне пределов страны) соответственно особенностям размещения элементов производительных сил, географического положения, природных условий и наличия ресурсов; во-вторых, экономический интерес субъекта РФ - институционально-государственного образования, представляющего целевые ориентировки населения - локальной территориально-поселенческой общности (регионального социума); в-третьих, неотъемлемая часть общероссийского интереса в области внешнеэкономической деятельности данного региона.

Механизм внешнеэкономической  деятельности в регионах РФ включает в себя формы этой деятельности: международную торговлю, кооперацию производства, в том числе функционирование совместных предприятий, привлечение  иностранных инвестиций, активизацию  во внешнеэкономических связях малого и среднего бизнеса, приграничное сотрудничество российских регионов, использование  преимуществ зон свободного предпринимательства.

Совершенствование управления внешнеэкономической деятельностью  на всех этапах развития российской экономики является одним из ведущих факторов экономического роста. Объективной необходимостью при этом является более полная реализация региональных преимуществ внешнеэкономических связей.

В периоды обострения экономического кризиса возникают упрощенные предложения  вернуться к монополии государства  на широкий спектр статей экспорта и полному лицензированию импорта  как основного источника бед  для неконкурентоспособной отечественной  продукции. Однако, как известно, протекционизм  имеет существенные недостатки, которые  могут приводить к застою отечественной  промышленности. Преимущество мировой  торговли, выражается в возможности  приобретения товаров по более выгодным низким ценам, однако, большинство стран  не используют импортоориентированную внешнюю политику и признают необходимость  использования особых мер защиты внутреннего рынка от конъюнктурных  колебаний. И хотя импортоориентированная экономика дает быстрый экономический эффект, так как на мировом рынке можно купить товар дешевле и, возможно, более качественный, однако этот эффект может быть перекрыт долгосрочным мультипликативным эффектом от вложения средств в собственную экономику, в собственный регион.

Функционирование социально-экономического комплекса большинства регионов в настоящее время в значительной мере обеспечивается экспортной деятельностью  расположенных в их границах предприятий.

В схеме содействия экспорту, существенная координирующая роль может  принадлежать территориальным органам, так как именно они являются центральным  звеном управления внешнеэкономическим  комплексом региона, работая одновременно в контакте с предприятиями-участниками  внешнеэкономической деятельности, с управленческими структурами  всех иерархических уровней соподчинения, представленными в регионе, с  подразделениями инфраструктурного  обеспечения региональной внешнеэкономической  деятельности. Территориальные органы государственного управления владеют  наиболее полной информацией о резервах (в том числе неиспользуемых) участия  региона в международном разделении труда.

Содействие экспорту становится важнейшим инструментом внешнеэкономической  политики региональных органов управления. За федеральным звеном, бесспорно, остается стратегическая проработка вопроса, тогда  как исполнение работы по стимулированию внешнеэкономических связей постепенно перемещается с федерального уровня на региональный, поскольку на современном  этапе развития структурных изменений  в хозяйственном комплексе региона  поддержание рабочих мест, обеспечение  налогооблагаемой базы и другие однопорядковые вопросы во многом ложатся на регионально-государственный  уровень управления.

Для повышения интенсивности  внешнеэкономической деятельности региона могут быть предложены следующие  направления:

- срочная разработка и  принятие научно-обоснованной промышленной (отраслевой) политики России как  базы для избирательной защиты  отечественных производителей, поощрения  конкуренции на внутреннем рынке.  Без такой политики успешное  развитие внешнеэкономической деятельности  региона невозможно;

- ввод в действие государственной  системы поощрения промышленного  экспорта, в том числе в форме  госкредитов, гарантий и иных  форм финансирования экспортеров  и их внешнеторговой маркетинговой  деятельности. Особенно это касается  мер поддержки аграрного сектора;

- создание механизмов  временной государственной поддержки  предприятий региона, особо страдающих  от резко возросшего импорта;

- создание государственной  системы внешнеэкономической информации  для предприятий (цены, условия  торговли и т.п.);

- подготовка в регионе  специализированных во внешнеэкономической  деятельности кадров (юристов и  экономистов);

- постоянный мониторинг  внешнеторговых контрагентов и  всех торговых барьеров, создаваемых  ими, публикация регулярных отчетов  его результатов.

Основные факторы интенсивности внешнеэкономической деятельности региона могут быть оценены с использованием следующей системы показателей:

  1. Размеры роста (сокращения) импортозамещающих производств в регионе;
  2. Рост (снижение) валового регионального продукта (ВРП);
  3. Увеличение (уменьшение) количества новых рабочих мест;
  4. Рост (уменьшение) бюджетных доходов;
  5. Влияние на уровень жизни населения (разница между приростом денежных доходов и потерями населения в связи с изменением цен);
  6. Рост (уменьшение инвестиций в основной капитал в связи с изменениями емкости внутреннего рынка отечественной продукции.

Оценка факторов интенсивности  внешнеэкономических связей и потенциала импортозамещения в отдельных регионах должна производиться на основе более  детального и конструктивного анализа  региональных особенностей:

- определения оптово-межрегиональных функций данного региона, а также степени его участия во внешнеэкономической деятельности;

- наличия информации об импорте в регион соответствующих групп товаров;

- получения информации о возможных изменениях таможенных тарифов по группам товаров;

- определения зависимостей между величиной тарифов, объемом импорта и изменением цен на соответствующие товары.

Для оценки возможного импортозамещающего роста производства по конкретным видам  товаров и товарным группам используются коэффициенты эластичности импорта  данных товаров по величине пошлины  и объемов их выпуска по импорту. С учетом сделанных допущений, величина ожидаемого процентного прироста производства соответствующего вида продукции условно  принимается одинаковой для каждого  из ранее выделенных субъектов федерации.

Указанный прирост определяется путем перемножения значений указанных  коэффициентов эластичности, а также  величины намечаемого изменения (в  процентных пунктах) импортной пошлины  по данному товару или товарной группе.

Если в регионе профилирующими являются две или несколько отраслей промышленности, то указанный расчет производится отдельно для каждой отрасли, а затем определяется итоговый индекс роста ВРП региона как средневзвешенный показатель исходя из отраслевой структуры  базисного года.

Для определения темпов роста (темпов прироста) бюджетных доходов  региона за счет эффекта импортозамещения и изменения таможенных тарифов  может быть сделан с учетом следующих  факторов. Бюджетные доходы регионов могут возрасти за счет:

а) импортозамещающего роста  производства в соответствующих  отраслях. Рост собственных доходов  региональных бюджетов (в реальном исчислении) может быть принят на уровне, соответствующему росту ВРП;

б) пропорционального роста  федеральных трансфертов, исходя из соответствующего увеличения объемов  федерального бюджета. Рост доходов  региональных бюджетов пропорционален росту федерального бюджета за счет изменения величины таможенных тарифов, объемов импорта и доле трансфертов  из федерального бюджета в общем  объеме доходов региональных бюджетов за базисный год.

Для обеспечения увеличения активности регионов Российской Федерации  в реализации внешнеэкономической  политики нужен постоянный поиск  форм и методов стимулирования внешнеэкономической деятельности. Тенденции расширения самостоятельности регионов в организации внешнеэкономической деятельности настоятельно требуют создания региональных механизмов регулирования деятельности всех участников внешнеэкономической деятельности. Необходимо исследование накопленного различными регионами России положительного опыта внедрения региональных механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности и явлений, сдерживающих эти процессы.

 

5. Заключение.

В развитии внешнеэкономической  деятельности важнейшей задачей  является повышение конкурентоспособности  отечественных товаров и услуг. Это особенно актуально сегодня, когда начавшееся оживление экономики  необходимо перевести в режим  устойчивого экономического развития. Это предполагает формирование соответствующих  макроэкономических условий, обеспечивающих расширение производственной деятельности и инвестиций в развитие производства.

 Сегодня темпы роста  российской экономики являются  одними из самых высоких в  мире, однако при этом страна  сталкивается с серьезными проблемами, связанными с неравным распределением  результатов экономического роста  среди населения и резкой дифференциацией в развитии регионов.

 На фоне структурной  перестройки мировой экономики,  разворачивающейся на основе  новых технологий, в технологической  структуре российской экономики  пока наблюдается серьезное отставание, продолжает сужаться потенциал  роста современного и нового  технологических укладов, экономика  теряет способность к самостоятельному  воспроизводству.

Главной целью развития экономических  связей остается интеграция экономики  страны в мировое хозяйство. Эту  стратегическую линию, выработанную Правительством, проводит Министерство внешних экономических  связей Российской Федерации. Перемены, происшедшие во внешней торговле России, носят радикальный характер. Главное - осуществлена демонополизация  внешнеэкономической деятельности. Расширяется практика применения экономических, тарифных методов регулирования  при снижении роли количественных ограничений  экспорта и импорта.

В результате реформирования система внешнеторгового режима России стала более гибкой, адекватно  реагирующей на изменения общеэкономической  ситуации в стране и развитие мирохозяйственных  связей. Не возвращаясь к прежней  системе монополии внешней торговли, она оправданно вводит необходимый  элемент усиления контроля со стороны  государства.

В последнее время наблюдается  устойчивая тенденция роста экспорта. Первостепенным условием для развития внешнеэкономических связей является финансовая стабилизация. Путь к росту эффективности производства и наращиванию экспорта проходит через активизацию инвестиционной деятельности и создание благоприятных условий как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов. Большое позитивное значение имеют эффективность взаимодействия органов исполнительной и законодательной власти в этом направлении и практические шаги по созданию нормативной базы для поддержки экспорта.

Особое значение имеет  защита собственного внутреннего рынка  и отечественных товаропроизводителей. Увязывая свою деятельность с преобразованиями в российской экономике, министерство разрабатывает эффективный механизм защиты внутреннего рынка, содействует  формированию доходной части федерального бюджета. Следует отметить, что внешнеэкономическая  деятельность помимо товарных поставок и инвестиционных проектов, помогающих решать социально-экономические задачи, содействует и развитию предпринимательской  инициативы.

6.Список использованной литературы.

  1. Архипов А.Ю., Черковец О.В. Внешнеэкономическая деятельность российских регионов. - М.: Феникс,2006, - 192 стр.;
  2. Вардомский Л. Б., Е. Е. Скатерщикова «Внешнеэкономическая деятельность регионов России», КноРус, 2009 г., 448 стр.;
  3. Никольский Д.В.Внешнеэкономическая деятельность регионов России. Учебное пособие для ВУЗов 2006 г.;
  4. В. Селин., Е. Башмакова, А. Николаева, В. Новосельцева и др. Внешнеэкономическая деятельность региона: тенденции, проблемы, перспективы переходного периода. / Апатиты.- КНЦ РАН. -1997. 121 с.
  5. Интервью Председателя Комиссии по развитию внешнеэкономической деятельности регионов России РАС ООН М.А. ФЕДОРЕНКО.

Информация о работе Развитие внешнеэкономической деятельности региона