Формы и методы государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования
Раскрыть особенности современного периода в государственном регулировании экономической деятельности России.
Работа функционально разделяется на две части: теоретическую часть, в которой рассмотрены понятие и анализ, формы и методы государственного регулирования экономики и практическую, в которой сделана попытка выявления возможностей практического использования выводов, рассмотренных в первой части.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
1. Государственное регулирование экономики и необходимость государственного вмешательства в экономику………………………6
1.1. Понятие государственное регулирование экономики……………....6
1.2. Объекты и цели государственного регулирования………………….6
1.3. Необходимость государственного регулирования………………….9
2. Основные формы и методы государственного
регулирования экономики………………………………………….…..15
2.1. Инструменты государственного регулирования экономики…….....15
2.1.1. Государственное экономическое прогнозирование...…………….16
2.1.2. Государственное экономическое программирование…………….17
2.1.3. Бюджетно-налоговая система……………………………………...19
2.1.4. Денежно-кредитная политика……………………………………....21
2.1.5. Инструментарий кредитно-денежной политики………………….24
2.2. Экономические функции государства...……………………………..26
3. Особенности государственного регулирования экономики в Мурманской области (на примере нескольких основных производственных комплексов)………….…..……….……………..31
Заключение………………………………………………………………..37
Приложение таблица 1………………………………………………….39
Приложение таблица 2…………………………………………………..41
Список использованной литературы………………………………….43

Файлы: 1 файл

Курсовик ГРЭ.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

В большинстве  стран, где применяется экономическое  программирование, подобные программы носят рекомендательный, индикативный характер, но имеют строгую целенаправленность.

Объектами целевых  экономических программ являются отрасли, регионы, социальная сфера и ее элементы, направления научных исследований. Примером среднесрочной целевой программы служит «Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 -2012 г.г.9».

2.1.3. Бюджетно-налоговая система.

Бюджетно-налоговая  система – одна из существенных рычагов реального экономического воздействия государства на хозяйственные процессы. Масштабы государственного бюджета, определяемые уровнем доходов, их долей в валовом внутреннем продукте (ВВП), создают реальные возможности влияния на социально – экономические процессы.

Основным источником доходной части бюджета являются налоговые поступления. Государственное влияние на экономику реализуется посредством формирования структуры расходной части бюджета. Учитывая, что налоги являются важнейшим механизмом перераспределения первичных доходов предприятий,  фирм, граждан, необходимо постоянное совершенствование налоговой системы, приведение ее в соответствие с задачами социально – экономического развития страны10.

Переход к рыночным отношениям, разгосударствлевования и приватизации существенным образом изменили налогооблагаемую базу: центр тяжести перенесли на доходы предприятия частного сектора; изменилась структура доходов хозяйствующих субъектов; произошло снижение доли заработной платы наемных работников и ВВП; изменилась отраслевая структура народного хозяйства – увеличилась сфера услуг, частной торговли. Корректировка налоговой системы в соответствии с новой обстановкой в народном хозяйстве страны в большей степени будет служить эффективным средством формирования доходной части бюджета и тем самым создавать возможности для государственного воздействия на экономику.

Влияние налоговой системы  на экономику связано с совершенствованием размеров налогообложения (налоговых  ставок), механизма селективного определения  объектов льготного налогообложения.

Для оплаты государственных расходов и различных выплат населению государству нужно иметь деньги. Необходимые для покрытия расходов суммы можно получить от государственного сектора экономики, а также путем сбора налогов. Но чтобы построить подводную лодку или проложить автомагистраль, государству нужно приобрести на деньги необходимые экономические ресурсы: товары производственного назначения, землю, труд. Поэтому решая вопрос о том, как облагать себя налогами, люди в действительности определяют, каким образом и в каком объеме необходимые для общественных нужд ресурсы будут изыматься из владения различных семей, из предприятий и направляться на цели производства государственных товаров и услуг. Государство всегда облагает налогами одних и выплачивает деньги другим. В прошлое ушли времена, когда налоги устанавливались власть имущими исключительно ради их собственной выгоды.

Среди общих принципов  налоговой системы можно выделить следующие:

  • Налоговые поступления формируют необходимую финансовую базу для операций государства в экономической сфере, а сама структура, объемы и методы налоговых изъятий создают возможность целенаправленного воздействия со стороны государства на темпы и пропорции накопления общественного денежного и производственного капитала, позволяет ему взять под свой контроль практически весь совокупный общественный спрос.
  • В движении капитала на разных стадиях его круговорота и в различных сферах можно выделить пункты изъятия налогов и создать целостную систему налогообложения.
  • В рыночном хозяйстве выделяют такие основные группы налогов:
  • налоги на доходы (налог на заработную плату, подоходный налог, налог на прибыль и др.);
  • налоги на собственность (налог на имущество, на землю, на прибыль от капитала, в том числе на процент и др.);
  • налог на движение и прирост имущества (налог на наследство, на движение капитала, на покупку земли и т.д.);
  • налоги с оборота (включая налог на добавленную стоимость);
  • налог с продаж и акцизный налог (является «скрытыми» или косвенными налогами, поскольку обычно перекладываются с продавцов и производителей через более высокие цены на непосредственных потребителей).

2.1.4. Денежно-кредитная политика.

Денежно-кредитная политика – является важнейшим средством  воздействия государства на хозяйственные  процессы, осуществляемым Центральным банком. Денежно-кредитная политика государства должна быть направлена прежде всего на обеспечение устойчивого денежного обращения, непосредственно связанного с нуждами процесса производства, на основе устойчивой национальной валюты и стабильных цен. В странах с переходной экономикой эти цели дополняются задачами формирования рациональной банковской системы, борьбы с инфляцией, ликвидацией дефицита государственного бюджета, создание финансовых условий выхода из кризиса.

В процессе реализации денежно-кредитных  способов регулирования экономики тесно переплетаются прямые экономические и косвенные методы.

К инструментам прямого экономического воздействия относятся:

- целевое кредитование;

- установление кредитных  «потолков»;

- прямой контроль за  установлением уровня процентных ставок.

Меры, связанные  с целевым кредитованием, выражаются в существовании специальных  кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих кредитование той или иной отрасли  по более льготным ставкам. Это банки, как правило, пользуются определенными льготами в своей деятельности. Кредитование осуществляется на строго установленные цели в определенных размерах.

Установление  так называемых кредитных «потолков» есть не что иное, как ограничение  объемов кредитов тех или иных видов, что позволяет сдерживать чрезмерно кредитную активность в отдельных сферах хозяйственной деятельности.

Прямой контроль за уровнем процентных ставок связан с установлением Центральным  банком ставки рефинансирования (нормы процента – платы за кредит, выдаваемый Центральным банком коммерческим банкам), с определением нормы обязательного резервирования средств коммерческих банков в Центральном банке.

Более широко используются косвенные методы денежно-кредитного регулирования:

- регулирование  минимальных резервных требований;

- осуществление дисконтной политики (регулирование учетных ставок по кредитам);

- купля –  продажа иностранной валюты;

- регулирование  ставки рефинансирования коммерческих  банков;

- изменение  курса национальной валюты;

- эмиссия денег  в обращение в рамках определенных нормативов;

- продажа –  скупка государственных ценных  бумаг.

Большинство современных  экономистов рассматривают монетарную (кредитно-денежную) политику как наиболее приемлемый для демократического общества инструмент государственного регулирования национальной экономики, не приводящий к чрезмерному диктату правительства и уменьшению хозяйственной самостоятельности отдельных субъектов.

Высшая конечная цель монетарной политики заключается  в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема ВНП.

Эта цель достигается  с помощью мероприятий в рамках кредитно-денежной политики, которые  осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение конъюнктуры. В связи с этим текущая монетарная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем указанная выше глобальная задача, например на фиксацию количества денег в обращении, определенного уровня банковских резервов или нормы процента и т.д.

В том или  ином случае проводником монетарной политики является центральный банк страны, а объектами являются предложение и спрос на денежном рынке. Под предложением денег понимается общее количество денег, находящихся в обращении.

Спрос на деньги формируется из спроса на деньги как  средство обращения (иначе, деловой, операционный или спрос на деньги для совершения сделок) и как средство сохранения стоимости (иначе, спрос на деньги как активы на активы, спрос на запасную стоимость или спекулятивный спрос).

2.1.5. Инструментарий кредитно-денежной  политики.

В мировой экономической  практике используются следующие инструменты  регулирования денежной массы в  обращении:

  • операции на открытом рынке, то есть на вторичном рынке казначейских ценных бумаг; политика учетной ставки, то есть регулирование процента по займам коммерческих банков у центрального банка;
  • изменение норматива обязательных резервов.

В настоящее  время в мировой экономической  практике основным инструментом регулирования  денежной массы являются операции на открытом рынке. Путем покупки или  продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг центральный банк может осуществить либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изъять их оттуда.

Операции на открытом рынке проводятся центральным  банком обычно совместно с группой  крупных банков и других финансово-кредитных учреждений. Суть их заключается в том, что центральный банк размещает (в ситуации излишка денежной массы в обращении) или скупает (в ситуации недостатка денежной массы) государственные ценные бумаги и, таким образом, регулирует предложение денег на денежном рынке.

Политика учетной  ставки (дисконтная политика). Учетная  ставка – это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Причем центральный банк предоставляет этот кредит не всем желающим коммерческим банкам, а лишь тем, кто имеет прочное финансовое положение, но испытывает временные трудности.

Учетную ставку устанавливает центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми, и они стремятся получить кредит. При этом увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, вызывая увеличение количества денег в обращении. И, наоборот, увеличение учетной ставки делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к сокращению денежного предложения.

Среди инструментов монетарной политики политика учетных  ставок занимает второе по значению место после политики центрального банка на открытом рынке (а в некоторых странах является главным инструментом управления предложением денег) и проводится обычно в сочетании с деятельностью центрального банка на открытом рынке11.

Изменение нормы  обязательных резервов банков. Механизм этого инструмента кредитно-денежной политики таков:

    • если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к уменьшению денежного предложения;
    • при уменьшении нормы обязательных резервов происходит расширение предложения денег.

Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы.

2.2. Экономические функции государства.

Конкретные  для каждой страны условия, вызывающие необходимость государственного вмешательства  в экономику, а так же его цели определяют и формируют содержание. Есть общие для всех стран факторы, которые  исторически определяют экономические функции государства. К таким факторам относятся:

  1. тип экономической системы;
  2. цели развития экономически данной системы;
  3. экономический потенциал и система отношений собственности;
  4. степень развития рыночных отношений;
  5. характер межнациональных отношений и уровень развития регионов;
  6. место данного государства в мировом хозяйстве и международном разделении труда.

К функциям, выполняемым государством относятся, прежде всего, следующие:

    • создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;
    • антимонопольное регулирование;
    • проведение политики макроэкономической стабилизации;
    • воздействие на размещение ресурсов;
    • деятельность в сфере распределения доходов;
    • деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.

Такая классификация  достаточно условна, так как в  реальной практике все функции взаимосвязаны  и действуют в комплексе. Рассмотрим эти функции государства:

Создание и  регулирование правовой основы функционирования экономики.

Прежде всего, на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением. Создание законодательной базы – это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты – производители, потребители и само государство.  В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношения профсоюзов, администрации и др.

Информация о работе Формы и методы государственного регулирования экономики