Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:55, курсовая работа
Цель исследования
Раскрыть особенности современного периода в государственном регулировании экономической деятельности России.
Работа функционально разделяется на две части: теоретическую часть, в которой рассмотрены понятие и анализ, формы и методы государственного регулирования экономики и практическую, в которой сделана попытка выявления возможностей практического использования выводов, рассмотренных в первой части.
Введение……………………………………………………………………3
1. Государственное регулирование экономики и необходимость государственного вмешательства в экономику………………………6
1.1. Понятие государственное регулирование экономики……………....6
1.2. Объекты и цели государственного регулирования………………….6
1.3. Необходимость государственного регулирования………………….9
2. Основные формы и методы государственного
регулирования экономики………………………………………….…..15
2.1. Инструменты государственного регулирования экономики…….....15
2.1.1. Государственное экономическое прогнозирование...…………….16
2.1.2. Государственное экономическое программирование…………….17
2.1.3. Бюджетно-налоговая система……………………………………...19
2.1.4. Денежно-кредитная политика……………………………………....21
2.1.5. Инструментарий кредитно-денежной политики………………….24
2.2. Экономические функции государства...……………………………..26
3. Особенности государственного регулирования экономики в Мурманской области (на примере нескольких основных производственных комплексов)………….…..……….……………..31
Заключение………………………………………………………………..37
Приложение таблица 1………………………………………………….39
Приложение таблица 2…………………………………………………..41
Список использованной литературы………………………………….43
Антимонопольное (антитрестовское) законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных «правил игры» на рынке. Конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в разных странах имеют свои особенности, однако можно выделить общие для всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке, контроль над ценами, защита интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и малого бизнеса.
Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления: контроль за ценами и контроль за слияниями компаний. Незаконным является сговор между фирмами в целях установления цен. Законом преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.
Макроэкономическая стабилизация.
Другое не менее важное направление деятельности государства в условиях рыночной экономики – это макроэкономическая стабилизация. Её можно определить как деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен.
Равновесие в экономической системе, которое устанавливается на основе рыночной самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией. Главные инструменты в решении этой задачи – фискальная и денежная политика.
Согласно общим
рекомендациям, для проведения политики
стабилизации необходимо увеличивать
государственные расходы и
Размещение ресурсов
Наряду с
макроэкономической сферой объектом непосредственного
воздействия государства
Перераспределение расходов.
Не менее важной является и функция, связанная с перераспределением доходов. Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств, находящихся вне контроля человека, неподвластных ему. Общество берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты. Например, выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице и т.д. Государством финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т.д.
Деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.
Традиционным объектом государственной собственности является национальное достояние, не являющееся объектом купли-продажи и не приносящее прибыли (парки, леса и т.д.) Но в руках государства часто находятся и жизненно важные отрасли инфраструктуры: транспорт, связь, энергетика, часть военной промышленности.
В основном это
отрасли, представляющие собой опоры,
условия, необходимые для
Значительный вес в государственной собственности составляют смешанные корпорации, где государственное участие в капитале может и не быть подавляющим (составлять менее 50%), однако оно обеспечивает общественный контроль за деятельностью компании.
Источником формирования государственной собственности выступают национализация и собственно государственное предпринимательство, то есть строительство предприятий за счет казенных средств. Предприятия эти остаются субъектами рыночных отношений, то есть работают в основном на коммерческих началах.
Рыбопромышленный комплекс.
Привычный для нашего региона рыбопромышленный комплекс сегодня состоит из 6 объединений рыбодобывающих предприятий океанического лова и более 40 береговых рыбоперерабатывающих предприятий. И, несмотря на многолетний спад и финансовый кризис в стране, рыбопромышленники региона добиваются хороших результатов в работе. Вылов рыбы в 2008 году, включая добычу морского зверя и морепродуктов, вырос на 2,3 процента и составил 563,1 тысячи тонн. А производство товарной пищевой рыбной продукции (без консервов), произведенной на борту рыболовецких судов в прошлом году, увеличилось на 0,7 процента по сравнению с предыдущим годом. При этом основные промысловые усилия рыбаков сегодня сосредоточены в Баренцевом море12.
Не смотря на хорошие результаты рыбопромышленников, износ основных фондов флота составляет свыше 60%, более 45% судов имеют возраст, превышающий нормативный срок эксплуатации, большинство судов морально устарело. Из-за отсутствия единой рыболовной политики на Бассейне образовалась диспропорция между количеством судов для добычи донных и пелагических рыб в пользу первых. По этой причине на добыче донных рыб наблюдается избыток добывающих мощностей, а ресурсы пелагических рыб все в большей мере осваиваются рыбаками Западного бассейна, квоты на некоторые виды рыб недоиспользуются.
Серьезной проблемой, наносящей урон экономике Мурманска, является вывоз рыбопродукции с промысла в зарубежные страны.
Таким способом
"экспортируется" около 90% общего
объема производства продукции из трески
и пикши и около 10% улова пелагических
рыб. Состояние береговой
Освоение ресурсов шельфа.
Будущее региона во многом будет определяться процессами освоения российских месторождений углеводородного сырья. Предстоит скачок в развитии, обусловленный резким усилением активности нефтегазовых компаний на Европейском Севере, в частности, на шельфе Баренцева моря, и смещением в будущем приоритетов в сфере добычи углеводородов на шельфе от Норвегии к России.
Мурманская
область располагает
Развитие нефтегазовой отрасли региона в настоящее время в первую очередь связывают с освоением Штокмановского газоконденсатного месторождения, которое расположено в центральной части российского сектора Баренцева моря. Его геологические запасы – 3,8 триллиона куб.м газа и 37 миллиардов тонн конденсата. Освоение этого месторождения принесет в Мурманскую область не только новые финансовые вливания, но и рабочие места13. Это месторождение определено в качестве основной ресурсной базы для экспорта российского газа в Европу по газопроводу СЕГ (Nord Stream), а также организации производства сжиженного природного газа.
Как и в случае с газом, по отношению к нефти Мурманская область также играет роль перевалочного пункта. Единственное отличие – добыча газа только в проекте, а нефть «идет» через Мурманский порт уже сейчас. Пока добыча углеводородного сырья ведется лишь на острове Колгуев и в районе мыса Харасавэй в восточной части Баренцева моря, а также в Обской губе. И Мурманск может стать крупной нефтеперевалочной базой России14.
В незамерзающем Кольском заливе действуют три временных рейдовых терминала, способных ежегодно перегружать более десяти миллионов тонн нефти, в том числе и добываемой на шельфовых месторождениях Арктики.
Имеются благоприятные
предпосылки для выявления
Необходимо
создание условий для обеспечения
в ближайшей перспективе
Для обеспечения условий, потребностей Мурманской области в нефтепродуктах необходимо:
Горнопромышленный комплекс.
За период реформ
общий объем добычи руд в горнопромышленном
комплексе Кольского
В условиях низкой рентабельности у предприятий ГПК недостаточно собственных средств не только на развитие, но и на поддержание действующих мощностей, пополнение оборотных средств, выполнение обязательств перед бюджетами всех уровней. В связи с кризисом было проведено заседание антикризисной промышленности, где рассматривалась работа ГПК. Была взята на особый контроль ситуация на Кандалакшском алюминиевом заводе, ОАО «Ковдорслюда» и ЗАТО «Ловозерская ГОК». Пристальное внимание к этим предприятиям объясняется необходимостью не допустить на них резкого снижения производства, массовых увольнений работников, а также обеспечить своевременную выплату заработной платы15.
Для развития предприятий ГПК нужна реализация инвестиционных проектов по созданию новых технологий, видов и ассортимента продукции, пользующейся устойчивым спросом, как на мировом, так и на внутреннем рынке. Проведение реструктуризации задолженности предприятий перед бюджетами и внебюджетными фондами, создание условий для привлечения инвестиций в производство.
Осуществление основных направлений инвестиционной политики предприятий, среди которых:
Информация о работе Формы и методы государственного регулирования экономики