Формы и методы государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования
Раскрыть особенности современного периода в государственном регулировании экономической деятельности России.
Работа функционально разделяется на две части: теоретическую часть, в которой рассмотрены понятие и анализ, формы и методы государственного регулирования экономики и практическую, в которой сделана попытка выявления возможностей практического использования выводов, рассмотренных в первой части.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
1. Государственное регулирование экономики и необходимость государственного вмешательства в экономику………………………6
1.1. Понятие государственное регулирование экономики……………....6
1.2. Объекты и цели государственного регулирования………………….6
1.3. Необходимость государственного регулирования………………….9
2. Основные формы и методы государственного
регулирования экономики………………………………………….…..15
2.1. Инструменты государственного регулирования экономики…….....15
2.1.1. Государственное экономическое прогнозирование...…………….16
2.1.2. Государственное экономическое программирование…………….17
2.1.3. Бюджетно-налоговая система……………………………………...19
2.1.4. Денежно-кредитная политика……………………………………....21
2.1.5. Инструментарий кредитно-денежной политики………………….24
2.2. Экономические функции государства...……………………………..26
3. Особенности государственного регулирования экономики в Мурманской области (на примере нескольких основных производственных комплексов)………….…..……….……………..31
Заключение………………………………………………………………..37
Приложение таблица 1………………………………………………….39
Приложение таблица 2…………………………………………………..41
Список использованной литературы………………………………….43

Файлы: 1 файл

Курсовик ГРЭ.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

Антимонопольное (антитрестовское) законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных «правил игры» на рынке. Конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в разных странах имеют свои особенности, однако можно выделить общие для всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке, контроль над ценами, защита интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и малого бизнеса.

Современное антимонопольное  законодательство имеет два принципиальных направления: контроль за ценами и контроль за слияниями компаний. Незаконным является сговор между фирмами в целях установления цен. Законом преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.

Макроэкономическая стабилизация.

Другое не менее  важное направление деятельности государства  в условиях рыночной экономики –  это макроэкономическая стабилизация. Её можно определить как деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен.

Равновесие  в экономической системе, которое  устанавливается на основе рыночной самонастройки экономики, может  сопровождаться высоким уровнем  безработицы или чрезмерной инфляцией. Главные инструменты в решении  этой задачи – фискальная и денежная политика.

Согласно общим  рекомендациям, для проведения политики стабилизации необходимо увеличивать  государственные расходы и уменьшать  налоги для стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой безработицы или соответственно сокращать государственные расходы и повышать налоги с тем, чтобы сокращал расходы частный сектор в периоды, когда общество больше всего беспокоит инфляция. Улучшают или ухудшают ситуацию те или иные действия правительства, приходится судить по последствиям.

Размещение  ресурсов

Наряду с  макроэкономической сферой объектом непосредственного  воздействия государства является и микроэкономика. Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы. Перераспределение ресурсов может касаться промышленного и сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование и т.д.

Перераспределение расходов.

Не менее  важной является и функция, связанная  с перераспределением доходов. Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к социальному  расслоению и бедности в силу обстоятельств, находящихся вне контроля человека, неподвластных ему. Общество берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты. Например, выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице и т.д. Государством финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т.д.

Деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.

Традиционным  объектом государственной собственности  является национальное достояние, не являющееся объектом купли-продажи и не приносящее прибыли (парки, леса и т.д.) Но в руках  государства часто находятся и жизненно важные отрасли инфраструктуры: транспорт, связь, энергетика, часть военной промышленности.

В основном это  отрасли, представляющие собой опоры, условия, необходимые для функционирования рыночной экономики.

Значительный  вес в государственной собственности составляют смешанные корпорации, где государственное участие в капитале может и не быть подавляющим (составлять менее 50%), однако оно обеспечивает общественный контроль за деятельностью компании.

Источником  формирования государственной собственности выступают национализация и собственно государственное предпринимательство, то есть строительство предприятий за счет казенных средств. Предприятия эти остаются субъектами рыночных отношений, то есть работают в основном на коммерческих началах.

 

3. Особенности  государственного регулирования  экономики в Мурманской области (на примере нескольких основных производственных комплексов).

Рыбопромышленный  комплекс.

Привычный для  нашего региона рыбопромышленный комплекс сегодня состоит из 6 объединений рыбодобывающих предприятий океанического лова и более 40 береговых рыбоперерабатывающих предприятий. И, несмотря на многолетний спад и финансовый кризис в стране, рыбопромышленники региона добиваются хороших результатов в работе. Вылов рыбы в 2008 году, включая добычу морского зверя и морепродуктов, вырос на 2,3 процента и составил 563,1 тысячи тонн. А производство товарной пищевой рыбной продукции (без консервов), произведенной на борту рыболовецких судов в прошлом году, увеличилось на 0,7 процента по сравнению с предыдущим годом. При этом основные промысловые усилия рыбаков сегодня сосредоточены в Баренцевом море12.

Не смотря на хорошие результаты рыбопромышленников, износ основных фондов флота составляет свыше 60%, более 45% судов имеют возраст, превышающий нормативный срок эксплуатации, большинство судов морально устарело. Из-за отсутствия единой рыболовной политики на Бассейне образовалась диспропорция между количеством судов для добычи донных и пелагических рыб в пользу первых. По этой причине на добыче донных рыб наблюдается избыток добывающих мощностей, а ресурсы пелагических рыб все в большей мере осваиваются рыбаками Западного бассейна, квоты на некоторые виды рыб недоиспользуются.

Серьезной проблемой, наносящей урон экономике Мурманска, является вывоз рыбопродукции с промысла в зарубежные страны.

Таким способом "экспортируется" около 90% общего объема производства продукции из трески и пикши и около 10% улова пелагических рыб. Состояние береговой рыбообрабатывающей базы не позволяет большинству береговых заводов работать с достаточным уровнем эффективности даже при полной загрузке производственных мощностей. При этой ситуации рациональнее осваивать биоресурсы 200-мильной зоны РФ, полнее выбирать квоты и лимиты, выделяемые в Северо-Восточной и Северо-Западной Атлантике, совершенствовать методологию управления биологическими ресурсами российского шельфа; привести структуру и мощности береговых рыбоперерабатывающих предприятий в соответствие с потребностями флота и рынка. Для решения этих проблем необходимо осуществление следующих мероприятий:

  • создание регионального финансового фонда модернизации береговых предприятий рыбопромышленного комплекса за счет продажи части региональной квоты;
  • стимулирование дополнительных квотам судовладельцев, строящих на российских верфях корабли, создающих и развивающих береговые рыбозаводы и снабжающих их сырьем;
  • упростить оформление пограничных, таможенных, санитарных и ветеринарных процедур и осуществлять их преимущественно в ночное время.
  • формирование за счет платы за биоресурсы и продажи части квот централизованного финансового фонда содействия строительству судов на отечественных верфях;
  • введение дифференцированной платы за биоресурсы при работе на внешний и внутренний рынок;
  • разработка и осуществление на практике лизинговой схемы пополнения флота эффективными судами;
  • создание рыбной биржи или иного звена по оптовой продаже рыбы;

          Освоение ресурсов шельфа.

Будущее региона  во многом будет определяться процессами освоения российских месторождений  углеводородного сырья. Предстоит скачок в развитии, обусловленный резким усилением активности нефтегазовых компаний на Европейском Севере, в частности, на шельфе Баренцева моря, и смещением в будущем приоритетов в сфере добычи углеводородов на шельфе от Норвегии к России.

Мурманская  область располагает достаточными материально-техническими и трудовыми  ресурсами, научно-техническим потенциалом  и индустриальной базой для создания и развития нефтегазового комплекса.

Развитие нефтегазовой отрасли региона в настоящее  время в первую очередь связывают с освоением Штокмановского газоконденсатного месторождения, которое расположено в центральной части российского сектора Баренцева моря. Его геологические запасы – 3,8 триллиона куб.м газа и 37 миллиардов тонн конденсата. Освоение этого месторождения принесет в Мурманскую область не только новые финансовые вливания, но и рабочие места13. Это месторождение определено в качестве основной ресурсной базы для экспорта российского газа в Европу по газопроводу СЕГ (Nord Stream), а также организации производства сжиженного природного газа.

Как и в случае с газом, по отношению к нефти  Мурманская область также играет роль перевалочного пункта. Единственное отличие – добыча газа только в  проекте, а нефть «идет» через  Мурманский порт уже сейчас. Пока добыча углеводородного сырья ведется лишь на острове Колгуев и в районе мыса Харасавэй в восточной части Баренцева моря, а также в Обской губе. И Мурманск может стать крупной нефтеперевалочной базой России14.

 В незамерзающем  Кольском заливе действуют три временных рейдовых терминала, способных ежегодно перегружать более десяти миллионов тонн нефти, в том числе и добываемой на шельфовых месторождениях Арктики.

Имеются благоприятные  предпосылки для выявления высокопродуктивных нефтяных месторождений, связанных с неструктурными ловушками в протяженной (более 250 км) линейной зоне рифогенных образований на расстоянии 80-100 км от побережья (глубины моря от 170м до 220м). По технико-экономическим оценкам специалистов и расчетам с этой зоной могут быть связаны 5-6 рентабельных месторождений с суммарными извлекаемыми запасами не менее 150 млн. тонн.

Необходимо  создание условий для обеспечения  в ближайшей перспективе потребностей Мурманской области в нефтепродуктах (бензина, дизтоплива, мазута).

Для обеспечения условий, потребностей Мурманской области в нефтепродуктах необходимо:

  • проработать вопросы привлечения инвестиций для развития нефтегазового комплекса в Мурманской области на базе освоения шельфовых месторождений;
  • создание условий для строительства нефтеперерабатывающего завода с мощностью углубленной переработки;
  • создание в г. Мурманске регионального информационного центра по геологии и освоению углеводородных ресурсов территориальных морей и континентального шельфа арктических морей;
  • провести геофизическую разведку и поисково-оценочное бурение на первоочередных объектах.

 

Горнопромышленный комплекс.

За период реформ общий объем добычи руд в горнопромышленном  комплексе Кольского полуострова  сократилось, также более чем в два раза и в три раза сократилось производство основных видов горнопромышленной продукции. Сокращение внутреннего потребления продукции добывающих производств обусловили существенное увеличение экспорта продукции предприятий Кольского ГПК, преимущественно в страны дальнего зарубежья, что по сравнению с поставками в страны СНГ и отечественным потребителям обеспечивает своевременность расчетов и поступление валютной выручки. Экспортная ориентация ГПК усиливает его зависимость от конъюнктуры мирового рынка, колебания цен и, особенно, их резкого снижения, как это произошло с никелем в начале 2000-ых г.

В условиях низкой рентабельности у предприятий ГПК  недостаточно собственных средств  не только на развитие, но и на поддержание  действующих мощностей, пополнение оборотных средств, выполнение обязательств перед бюджетами всех уровней. В связи с кризисом было проведено заседание антикризисной промышленности, где рассматривалась работа ГПК. Была взята на особый контроль ситуация на Кандалакшском алюминиевом заводе, ОАО «Ковдорслюда» и ЗАТО «Ловозерская ГОК».  Пристальное внимание к этим предприятиям объясняется необходимостью не допустить на  них резкого снижения производства, массовых увольнений работников, а также обеспечить своевременную выплату заработной платы15.

Для развития предприятий  ГПК нужна реализация инвестиционных проектов по созданию новых технологий, видов и ассортимента продукции, пользующейся устойчивым спросом, как на мировом, так и на внутреннем рынке. Проведение реструктуризации задолженности предприятий перед бюджетами и внебюджетными фондами, создание условий для привлечения инвестиций в производство.

Осуществление основных направлений инвестиционной политики предприятий, среди которых:

Информация о работе Формы и методы государственного регулирования экономики