Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:55, курсовая работа
Цель исследования
Раскрыть особенности современного периода в государственном регулировании экономической деятельности России.
Работа функционально разделяется на две части: теоретическую часть, в которой рассмотрены понятие и анализ, формы и методы государственного регулирования экономики и практическую, в которой сделана попытка выявления возможностей практического использования выводов, рассмотренных в первой части.
Введение……………………………………………………………………3
1. Государственное регулирование экономики и необходимость государственного вмешательства в экономику………………………6
1.1. Понятие государственное регулирование экономики……………....6
1.2. Объекты и цели государственного регулирования………………….6
1.3. Необходимость государственного регулирования………………….9
2. Основные формы и методы государственного
регулирования экономики………………………………………….…..15
2.1. Инструменты государственного регулирования экономики…….....15
2.1.1. Государственное экономическое прогнозирование...…………….16
2.1.2. Государственное экономическое программирование…………….17
2.1.3. Бюджетно-налоговая система……………………………………...19
2.1.4. Денежно-кредитная политика……………………………………....21
2.1.5. Инструментарий кредитно-денежной политики………………….24
2.2. Экономические функции государства...……………………………..26
3. Особенности государственного регулирования экономики в Мурманской области (на примере нескольких основных производственных комплексов)………….…..……….……………..31
Заключение………………………………………………………………..37
Приложение таблица 1………………………………………………….39
Приложение таблица 2…………………………………………………..41
Список использованной литературы………………………………….43
Согласно А.Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из идеей учения А.Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. А.Смит считал, что поскольку главным регулятором выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.
При этом последователи А.Смита, которых относят к так называемой классической школе, исходили из тезиса о необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что есть сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это, прежде всего касается так называемых общественных товаров, то есть товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона, образование, транспортная система, здравоохранение и т.д.) Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданами этой продукции3.
К числу этих проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать опираясь на прямой контроль государства, то есть государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.
Экономическая практика подтвердила, что существуют ситуации, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Фиаско рынка проявляется не только в ситуациях, связанных с внешними эффектами и общественными благами. Важнейшая причина – это свойственная рынку тенденция к монополизации. В этих условиях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полного выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно необходимыми выработка антимонопольного законодательства и его применение государством.
Кроме того, вне рыночного регулирования находятся проблемы справедливости и равенства. Рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка приводит к неравенству доходов и социальной незащищенности. При этом следует иметь ввиду, что когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами4.
Важный этап в теоретическом сознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж.М.Кейнаса. Идеи, выдвинутые в ходе «Кейнсианской революции» доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.
В практическом плане экономическую политику, отражающую идеи Кейнса, когда через соответствующий кредитно-денежный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран5.
Развитие рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства – везде, где необходимо. Факторы, обуславливающие необходимость государственного регулирования экономики многообразны, но их можно сгруппировать на основании определенного критерия, связанного с разрешением тех или иных экономических проблем (см. Приложение таблица 1).
Активное участие государства экономической жизни обусловлено, как минимум, тремя причинами:
Во-первых, этого требует основная движущая сила рыночного механизма конкуренция. Прямым следствием развития этой рыночной категории является монополизирование экономики. В свою очередь, развитие монополий подрывает конкурентное начало рыночной экономики, отрицательно сказывается на решении макроэкономических проблем, ведет к снижению эффективности общественного производства. На определенном этапе развития капитализма монополистический капитал начинает сращиваться с государственной системой управления с целью реализации своих экономических интересов. Поэтому задача по пресечению всесилия монополий перерастает в общенациональную и, даже, общечеловеческую. Монополизация рынка должна быть противопоставлена законодательная и иная антимонополистическая деятельность государства.
Антимонополистическое законодательство направлено на поддержание такой структуры производства, которая позволяла бы ему оставаться конкурентоспособной. Расчеты показали, что одна компания не должна производить 40% того или иного вида продукции. Предусмотрены ограничения на долю акций других компаний, которыми может владеть крупная корпорация. Законодательство должно запрещать всякий сговор по искусственному поддержанию цен, не соответствующему реальному соотношению между спросом и предложением6.
Другим аспектом антимонопольной политики государства и поддержания работоспособности рыночного механизма является правовая защита производителей и потребителей. Прежде всего, должно быть обеспечено право собственности и экономической самостоятельности. Собственник, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, будет опасаться ее отчуждения и не сможет использовать в полную силу творческий и материальный потенциал.
Во-вторых, всегда существовали такие виды производства, развитие которых не возможно в рамках рыночного механизма. Это убыточные или производство с длительным сроком окупаемости капитала, высокой степенью риска, высокой степенью стандартизации, которые функционируют в интересах всех членов общества. Без этих производств общество не может обойтись, а их результат нельзя оценивать с позиции немедленного экономического эффекта: фундаментальная наука, поддержание обороноспособности страны, охрана правопорядка, содержание нетрудоспособных, организация образования, здравоохранение, создание и поддержание нормального функционирования общеэкономической структуры (денежное обращение, таможенный контроль и др.).
В-третьих, есть причины, вытекающие из ограниченных возможностей рыночных саморегуляторов: обеспечение равновесия в экономической системе, поддержание занятости населения на необходимом уровне, правовое обеспечение функционирования рыночного механизма, разработка теории общественного выбора и принципов регионального экономического поведения.
2. Основные
формы и методы
2.1. Инструменты
государственного
Государственное регулирование
экономики непосредственно
Государство использует методы прямого и косвенного воздействия на экономику. Использование указанных методов предполагает применение характерных для нее приемов и средств. Так, метод прямого воздействия реализуется средствами административного и экономического влияния. Конкретное выражение этих приемов или средств в регулировании экономики представляет собой их формы.
Особенности административных средств регулирования экономики является то, что они7:
- не связаны
с созданием дополнительных
- базируются
на силе и авторитете
- включают меры
запрета, разрешения и
- предусматривают организацию управления предприятиями государственного сектора экономики, государственной собственностью.
Экономические средства воздействия на хозяйственные процессы предполагают использование:
- государственного
экономического
- государственного экономического программирования;
- бюджетно-налоговой системы;
- денежно-кредитной политики;
- валютной политики;
- таможенной политики;
Рассмотрим кратко основные инструменты и их роль в регулировании экономики государством. В целом инструментарий государственного регулирования экономики представлен в таблице 2 (см. Приложение).
2.1.1. Государственное экономическое прогнозирование.
Государственное экономическое прогнозирование основано на результатах анализа реального положения дел в экономике, существующих потребностей и возможностей использования всех факторов и имеющихся ресурсов, на учете тенденций развития науки, техники, интеллектуального потенциала, позволяет получить достоверные знания о том, что может произойти в экономике в тех или иных условиях. Исследование вариантов развития помогает осознанно формировать экономическую политику, определять совокупность рычагов, обеспечивающих ее эффективную реализацию.
Экономическая наука выработала ряд методологических требований, обеспечивающих эффективность прогнозов:
- поэтапность процесса прогнозирования: составление поискового прогноза, разработка нормативного, или целевого, прогноза, разработка конкретных рекомендаций по использованию экономических регуляторов хозяйственной деятельности; корректировка нормативного прогноза с учетом механизма регулирования;
- составление сценария и вариантов прогноза;
- сведение разного рода прогнозов в систему.
Формирование системы прогнозов складывается из прогнозов последствий от разных ситуаций; развития отраслей, видов производств, научно-технического процесса; развития территорий; экологических прогнозов; прогнозов внешнеэкономической деятельности.
Прогнозные разработки начали осуществляться и в России. Например, на заседании Правительства Российской Федерации 23 сентября 2009 г был рассмотрен Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и параметры прогноза на плановый период 2011-2012 годов. Данный прогноз разработан на основе одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации, ориентирах и приоритетах социально-экономического развития, предусматриваемых Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, а также с учетом итогов социально-экономического развития Российской Федерации за январь-август 2009 года8.
2.1.2. Государственное экономическое программирование.
Государственное экономическое программирование представляет собой высшую форму государственного регулирования экономики. Это обусловлено тем, что социально – экономические программы, базируясь на экономических прогнозах, используют весь комплекс элементов государственного регулирования экономики и имеют целевую направленность. Экономические программы не только формулируют цели развития, но и определяют материальные, финансовые средства реализации этих целей.
Его задача –
комплексное использование в
глобальных целях всех элементов
государственного регулирования экономики.
По мере усложнения задач стали формулировать крат
Информация о работе Формы и методы государственного регулирования экономики