Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 21:10, доклад
Реализация функций ГРЭ в практической деятельности осуществляется в виде конкретных форм ГРЭ, каждой из которых соответствует определенный набор средств и инструментов ГРЭ.
Исходя из мирового опыта, можно выделить следующие формы ГРЭ.
Формы ГРЭ – это общие направления регулирования социально-экономических процессов, которые происходят в стране
Классификация форм и методов гос.регулирования экономики
Реализация функций ГРЭ в практической деятельности осуществляется в виде конкретных форм ГРЭ, каждой из которых соответствует определенный набор средств и инструментов ГРЭ.
Исходя из мирового опыта, можно выделить следующие формы ГРЭ.
Формы ГРЭ – это общие направления регулирования социально-экономических процессов, которые происходят в стране.
§ бюджетно-налоговое регулирование – связано с функционированием государственных финансов, формированием государственного бюджета и государственных затрат, направлено на реализацию целей социально–экономического развития; основными инструментами ГРЭ являются государственный бюджет и налоговая система страны;
§ кредитно-денежное регулирование – деятельность государства, направленная на обеспечение экономики полноценной и стабильной валютой и регулирование денежного обращения в соответствии с потребностями экономики; основными инструментами ГРЭ являются эмиссия денег, проведение учетной политики, установление официальных банковских резервов, количественное ограничение кредита, валютное регулирование, операции на открытом рынке;
§ мероприятия административно-экономического регулирования – предусматривают мероприятия административного и экономического характера, направленные на создание условий для функционирования рыночной системы и реализации социальных целей общества; основными мероприятиями являются демонополизация экономики, приватизация, национализация, перераспределение амортизационных отчислений, формирование системы государственных норм и стандартов и т.д.;
§ ценовое регулирование - влияние государства на рыночное ценообразование с помощью законодательных, административных и судебных мероприятий с целью осуществления конъюнктурной и структурной политики, сдерживания инфляции, стимулирования производства, повышения конкурентоспособности национальной экономики и.т.д.;
К основным формам ГРЭ относятся также комплексное (индикативное) планирование, прогнозирование развития народного хозяйства, реализацию национальных и региональных программ, систему социальной защиты населения.
Методология государственного регулирования предусматривает подходы, принципы и логику управления социально- экономическим развитием страны.
Методы ГРЭ – способ влияния государства в лице законодательных и исполнительных органов на сферу предпринимательства, инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор с целью создания условий для их деятельности в соответствии с национальной экономической политикой.
В зависимости от влияния на субъекты рынка методы ГРЭ делят на две группы: прямого и непрямого (опосредованного) влияния.
Прямые
методы – это методы, с помощью
которых государство
К методам прямого государственного регулирования относятся:
- государственные контракты и государственные заказы – это договора между государством и субъектами хозяйствования на производство определенного товара или выполнение услуг с целью удовлетворения социально-экономических нужд потребителя, стимулирования производства дефицитного товара, внедрения новых технологий, исполнения международных соглашений и т.д.;
- государственное ассигнование и дотации – это определенные суммы затрат, выделенные из централизованных и децентрализованных источников финансовых ресурсов на покрытие определенных целей.
В зависимости от экономической роли государственное ассигнование может выступать в виде:
§ субвенции – средства, выделенные из государственного бюджета местным бюджетам;
§ субсидии – финансовая помощь, которая предоставляется населению или хозрасчетным предприятиям и организациям;
§ государственные дотации – средства, направленные на компенсацию разницы в ценах, вызванной государственной политикой регулирования цен;
§ лицензирование и квотирование внешнеэкономической деятельности предусматривает выдачу государством через уполномоченные органы разрешений на осуществление внешнеэкономической деятельности по определенным товарам, внесенным в список лицензирования экспорта и импорта;
§ прямые расходы правительства;
§ установление фиксированных цен и тарифов;
§ установление государственных стандартов и нормативов (экономических, социальных, пищевых, экологических, санитарных, фармацевтических, ветеринарных и др.).
Методы непрямого государственного регулирования основываются на товарно-денежных инструментах.
К таким методам относятся:
§ налогообложение, уровень налогообложения, система налоговых льгот;
§ регулирование цен;
§ плата за ресурсы, проценты за кредит и кредитные льготы;
§ таможенное регулирование экспорта и импорта, валютного курса и условий функционирования валютного курса.
Помимо приведенной классификации, методы ГРЭ возможно подразделить на:
§ правовые – система законов и законодательных актов, регулирующие социально-экономические процессы;
§ экономические – система финансовых и материальных стимулов, созданная государством и направленная на субъектов хозяйствования;
§ административные – методы, которые основываются на силе государственной власти; данные методы также называют императивными ( от лат. – приказные);
§ неформальные методы – это методы, основанные на культурных и национальных традициях, религиозных особенностях, менталитете нации, психологии и формировании общественного мнения и.т.д.
Таким образом, государственное регулирование экономики – это совокупность форм, методов и инструментов, с помощью которых государство влияет на деятельность субъектов хозяйствования, рыночную конъюнктуру с целью создания нормальных условий функционирования рынка и решения социально – экономических проблем общества.
Информация о работе Формы и методы государственного регулирования экономики