Формы и методы государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования
Раскрыть особенности современного периода в государственном регулировании экономической деятельности России.
Работа функционально разделяется на две части: теоретическую часть, в которой рассмотрены понятие и анализ, формы и методы государственного регулирования экономики и практическую, в которой сделана попытка выявления возможностей практического использования выводов, рассмотренных в первой части.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
1. Государственное регулирование экономики и необходимость государственного вмешательства в экономику………………………6
1.1. Понятие государственное регулирование экономики……………....6
1.2. Объекты и цели государственного регулирования………………….6
1.3. Необходимость государственного регулирования………………….9
2. Основные формы и методы государственного
регулирования экономики………………………………………….…..15
2.1. Инструменты государственного регулирования экономики…….....15
2.1.1. Государственное экономическое прогнозирование...…………….16
2.1.2. Государственное экономическое программирование…………….17
2.1.3. Бюджетно-налоговая система……………………………………...19
2.1.4. Денежно-кредитная политика……………………………………....21
2.1.5. Инструментарий кредитно-денежной политики………………….24
2.2. Экономические функции государства...……………………………..26
3. Особенности государственного регулирования экономики в Мурманской области (на примере нескольких основных производственных комплексов)………….…..……….……………..31
Заключение………………………………………………………………..37
Приложение таблица 1………………………………………………….39
Приложение таблица 2…………………………………………………..41
Список использованной литературы………………………………….43

Файлы: 1 файл

Курсовик ГРЭ.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

 

Филиал  федерального государственного образовательного учреждения                                                                 высшего профессионального образования                                                                               «Северо-Западная академия государственной службы»                                                                в г. Мурманске

Заочное отделение

 

КУРСОВАЯ

ПО  ПРЕДМЕТУ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ»

 

На тему:

«ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ»

 

 

 

                                                                                                           Исполнитель:                                                                                                        Студентка  МФ СЗАГС                                                                                     группа В-18

                                        Миколайчук А.В. 

                                         

       Преподаватель:

                                                                              Жук В.А.,                                                              к.э.н. доцент

 

МУРМАНСК

2009

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

1. Государственное регулирование экономики и   необходимость государственного вмешательства в экономику………………………6

1.1. Понятие государственное  регулирование экономики……………....6

1.2. Объекты и цели государственного  регулирования………………….6

1.3. Необходимость государственного регулирования………………….9

2. Основные  формы и методы государственного

 регулирования  экономики………………………………………….…..15

2.1. Инструменты государственного регулирования экономики…….....15

2.1.1. Государственное экономическое прогнозирование...…………….16

2.1.2. Государственное экономическое программирование…………….17

2.1.3. Бюджетно-налоговая  система……………………………………...19

2.1.4. Денежно-кредитная  политика……………………………………....21

2.1.5. Инструментарий  кредитно-денежной политики………………….24

2.2. Экономические функции государства...……………………………..26

3. Особенности     государственного    регулирования   экономики   в Мурманской    области   (на   примере   нескольких   основных производственных     комплексов)………….…..……….……………..31

Заключение………………………………………………………………..37

Приложение  таблица 1………………………………………………….39

Приложение  таблица 2…………………………………………………..41

Список  использованной литературы………………………………….43

 

Введение

Регулирование экономики является важнейшей функцией государства в условиях рыночного  хозяйствования. Государство обеспечивает правовую основу экономических решений, защищает национальные экономические интересы, формирует инфраструктуру, контролирует базовые параметры денежного обращения, развивает секторы, которые обществу выгодно иметь в государственной собственности или которые не затрагивают частный бизнес.

В экономике Российской Федерации в период реформ 90-х годов произошел разрыв между экономическим потенциалом и выпуском продукции по причине, главным образом, спросовых и финансовых ограничений. Многие дееспособные предприятия простаивают. И хотя сейчас уже имеются положительные тенденции, однако оживить их может только эффективное государственное регулирование.

Каждый гражданин  надеется, что государство защитит  его от инфляции, устранит возможность  использования бюджетных средств  в узко корыстных интересах, будет привлекать внешние займы лишь для инвестиций.

По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления  государственного вмешательства, осуществляет широкий спектр мнений и подходов – от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Это еще раз получило подтверждение в ходе «Кейнсианской революции», которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада.

Государственное регулирование экономики используется в интересах всего общества, как для активизации нужных обществу форм деятельности, так и для ограничения и подавления нежелательных форм хозяйствования. Оно должно гарантировать равные условия хозяйствования, стабильность правил экономического поведения различных сторон рыночных отношений. Без государственного регулирования снижается эффективность производства, невостребованной оказывается фундаментальная наука, сокращается из-за удорожания социальная инфраструктура, движение к цивилизованным формам жизни осуществляется стихийно с издержками и потерями1.

Цель  исследования

Раскрыть особенности современного периода  в государственном  регулировании  экономической деятельности России.

Работа функционально  разделяется на две части: теоретическую  часть, в которой рассмотрены  понятие и анализ, формы и методы  государственного регулирования  экономики и практическую, в которой сделана попытка выявления возможностей практического использования  выводов, рассмотренных в первой части.

Задачи  работы:

Теоретического  характера:

- дать понятие  государственного регулирования  экономики;

- показать объекты и цели государственного регулирования;

- показать необходимость государственного регулирования  экономики; 

- показать формы  государственного регулирования;

- показать инструменты  (методы) государственного регулирования:  государственное экономическое прогнозирование, государственное экономическое программирование, бюджетно-налоговую систему, денежно-кредитную политику.

Практического характера:

- анализ государственного регулирования экономики на примере России.

Методы  работы:  анализ теоретической и специальной литературы по вопросам государственного регулирования экономики,   исследование, заключение.

Предмет исследования – (сфера) экономическая деятельность в России.

Объект  исследования – формы, методы государственного регулирования экономики в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Государственное регулирование экономики и   необходимость государственного вмешательства в экономику.

1.1. Понятие государственное регулирование экономики.

Государственное регулирование экономики – воздействие государства в лице государственных органов на экономические объекты и процессы и участвующих в них лиц; осуществляется, чтобы придать процессам организованный характер, упорядочить действия экономических субъектов, обеспечить соблюдение законов, государственных и общественных интересов. Государственное регулирование в широком смысле слова включает прогнозирование, планирование, финансирование, бюджетирование, налогообложение, кредитование, администрирование, учет, контроль. Государственное регулирование имеет место как в централизованно управляемой экономике, так и в рыночной экономике, но формы регулирования существенно различаются; в централизованной экономике упор делается на директивное планирование и администрирование, а в рыночной — на бюджетирование, налогообложение, кредитование, государственные закупки, законодательные ограничения2. Таким образом, это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям. Оно выступает как составная часть процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и уменьшения неравенства в распределении доходов.

1.2. Объекты и цели государственного регулирования.

Объекты государственного регулирования – первичные звенья сферы производства и услуг, отрасли, регионы, социально-экономические процессы, то есть то, на что направлено внимание государственных органов для обеспечения условий эффективного функционирования национальной экономики.

Основными объектами, на которых направлено воздействие  государства в сфере экономики, являются:

- процессы разгосударствлевования, приватизация, демонополизация;

- структура  форм собственности;

- социальная, отраслевая, секторная, региональная и воспроизведённая структура народного хозяйства;

- экономический  цикл, процесс воспроизводства;

- государственный  сектор экономики;

- условия и  источники накопления капитала;

- денежное обращение;

- цены, антиинфляционные  процессы;

- конкурентная среда;

- предпринимательство;

- инвестиции, НИОКР;

- социальная  сфера, трудовые отношения, механизм  защиты населения;

- занятость,  кадры;

- платёжный  баланс;

- внешнеэкономическая  деятельность страны;

- окружающая  среда;

Определяя объекты  своего воздействия, государство формирует и цели, которые оно ставит перед собой. Множество объектов воздействия обуславливает и множество целей, разнообразных по своему характеру.

Совокупность  целей представляет собой определённую систему, включающую основную, генеральную цель, а так же конкретные цели связанные с реализацией того или иного экономического, социального процесса и способствующее достижению главной цели. Взаимообусловленная совокупность главной и конкретных целей получило название «дерево целей».

Основной главной целью у государственного регулирования экономики является обеспечение социальной экономической стабильности в обществе. Непосредственным следствием этой главной цели выступает формирование стартовых условий и потенциала экономического роста, а на этой основе – повышение благосостояния народа. Данная цель более конкретно трансформирует всеобщую главную цель.

«Дерево целей»:

  1. Обеспечение экономической стабильности, выравнивание долгосрочных циклических и краткосрочных конъюктурных колебаний:

- регулирование отраслевой и региональной структуры национальной экономики;

- обеспечение  экономического роста;

- поддержка  устойчивости национальной валюты;

- обеспечение  полной занятости;

- внешнеэкономическое  равновесие.

2)   обеспечение  рамочных условий функционирования народного хозяйства;

- обеспечении  территориальной целостности;

- обеспечение  правовой основы функционирования экономики;

- поддержка  внутреннего порядка.

3) Обеспечение  социальной стабильности:

-  социальная  обеспеченность различных слоёв  населения;

- предоставление  социальных услуг;

- обеспеченность  населения общественными благами;

4) координация  хозяйственной деятельности:

- обеспечение  информацией о конъюктуре рынка,  в перспективах развития народного  хозяйства;

- разработка  мотивационного механизма, системы поощрения и санкций;

5) поддержка  конкурентной среды:

- создание экономических,  правовых условий правил системы  конкурентных отношений, защита  конкурентной среды;

- борьба против  недобросовестной конкуренции; 

- борьба с  монополизмом;

- разработка стратегических и тактических мер развития предпринимательской активности (финансовых, налоговых, таможенных и др.);

- поддержка  мелкого среднего предпринимательства.

6) управление государственным сектором в экономике:

- управление  государственными предприятиями;

- управление  государственной собственностью (разведанными  полезными ископаемыми, государственными  ценными бумагами, пакетными акциями,  государственными кредитными средствами).

1.3. Необходимость государственного регулирования.

Отношение к  государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина – меркантилизм – основывалась на призвании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.

С развитием  рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А.Смит в своем «Исследовании о природе и причинах богатства народов», нашли большое число поклонников.

Информация о работе Формы и методы государственного регулирования экономики