Формирование конкурентной рыночной среды и антимонопольная политика в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 02:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование формирования конкурентной рыночной среды и антимонопольной политики в Республике Беларусь.
В соответствии с поставленной целью сформированы задачи исследования:
1.Изучить теоретические и методологические аспекты формирования конкурентной рыночной среды.
2. Рассмотреть формирования факторов конкурентных преимуществ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ РЫНОЧНОЙ СРЕДЫ 5
1.1 Понятие конкуренции и конкурентной среды 5
1.2 Условия формирования конкурентной среды 10
1.3 Факторы, влияющие на конкурентоспособность фирмы 15
2 ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 17
2.1 Особенности конкуренции в Беларуси 17
2.2 Особенности реализации антимонопольной политики в Республике Беларусь 27
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСИ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Файлы: 1 файл

6162 (оригинал)Формирование конкурентной рыночной среды и антимонопольная политика в РБ.doc

— 430.00 Кб (Скачать)

- злоупотребления хозяйствующими  субъектами доминирующим положением  путем установления (поддержания)  цены для получения монопольно  высокой прибыли или устранения  конкурентов; 
- создание (заключение) объединение (соглашений), имеющих целью или результатом необоснованное (искусственное) повышение, снижение или поддержание цен.

Важной и принципиальной должна оставаться позиция антимонопольного органа в пресечении противоправной деятельности органов управления.

В ходе изучения ситуации на товарных рынках, осуществления  контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами управления и субъектами хозяйствования, рассмотрения обращений хозяйствующих субъектов  и граждан антимонопольным органом выявляются факты нарушения антимонопольного законодательства органами управления. 
По результатам изучения каждого конкретного факта применяются соответствующие санкции и меры пресечения.

Однако, как показывает практика, как органы республиканского управления, так и местного управления не всегда адекватно реагируют на законные требования антимонопольного законодательства, и имеют место факты неисполнения (или ненадлежащего исполнения) предписаний о прекращении нарушений Закона Республики Беларусь “О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции”.

Также анализ экономической ситуации в республике, практики демонополизации экономики за 1993-2011 г. позволяет сделать вывод о том, что в ходе реформирования национальной экономики было бы целесообразно отдать приоритет не антимонопольной, а конкурентной политике.

Основными направлениями  конкурентной политики являются: разработка и совершенствование законодательства о конкуренции, контроль над структурой рынка, предотвращение злоупотреблений рыночной власти, стимулирование предпринимательской деятельности.

В переходный период важно  создать необходимые условия  для ее появления. Во-первых, следует  принять законы, которые разрешают  и стимулируют предпринимателей открывать новые фирмы. Во-вторых, процесс приватизации существующих предприятий должен предусматривать создание конкурентных рынков. В-третьих, важно открыть внутренние рынки для иностранных предпринимателей.

И, наконец, необходимы законы, поощряющие конкуренцию и запрещающие  ценовые сговоры.

Антимонопольному регулированию  в республике должны были предшествовать принятие закона о конкуренции, разработка законодательства о ней, играющего  важную роль в формировании конкурентной среды. Оно, как правило, включает возведенные  в закон «правила игры», нормы поведения, регулирующие взаимоотношения хозяйствующих субъектов в сфере бизнеса. При этом в условиях переходной экономики должны преобладать меры не столько ограничительного, сколько стимулирующего характера, направленные на становление и развитие конкуренции.

Необходима разработка концепции и программы государственной  политики в области конкуренции.

Конкурентная политика и законодательство о конкуренции  должны ориентироваться не столько  на пресечение монопольного поведения  хозяйствующих субъектов, сколько на устранение указанных выше препятствий барьеров). При этом было бы корректным определять все законы, направленные на становление конкурентных отношений в трансформируемой экономике республики, как законодательство о конкуренции.

Роль государства как регулирующего органа, сдерживающего монополистические тенденции и поощряющего конкурентные отношения, состоит не в запрете монополий как таковых, а в создании системы мер, поощряющих состязательность на рынке, стимулирующих деловую активность, поддерживающих соблюдение принципа равных возможностей.[3, c.110]

Антимонопольное  законодательство  промышленно  развитых стран, предназначенное  для условий превышения предложения  над спросом и призванное охранять налаженную конкурентную среду, не годится  для условий тотального дефицита и отсутствия конкуренции. Решать вопрос о разрушении давно сложившихся в республике монопольных структур необходимо на основе общей реформы собственности и организации управления хозяйством.

Из существующего опыта  западного антимонопольного регулирования можно заимствовать лишь общую идею необходимости борьбы с негативными проявлениями монополии, деформирующей рыночные отношения, препятствующими развитию конкуренции, а также некоторые технические приемы. Республике Беларусь необходима своя концепция, призванная не столько спасать и защищать конкуренцию, сколько создавать условия для ее возникновения, способствовать формированию новых производственных структур, лишенных возможности злоупотреблять монопольным положением на рынке; а также предотвращать сговоры между предприятиями, выпускающими однородную продукцию с целью навязывания своей воли потребителям, стимулировать диверсификацию предприятий, развитие малого бизнеса[12, c. 261 - 262].

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

  В завершение данной  работы, исходя из поставленной цели и задач, можно сделать следующие выводы.

  1. Конкуренция - это экономическая борьба, соперничество между обособленными производителями продукции, работ, услуг, за удовлетворение своих интересов, связанных с продажей этой продукции, выполнением работ, оказанием услуг одним и тем же потребителям.
  2. Государство играет активную роль в регулировании конкуренции в национальных границах, руководствуясь общенациональными интересами. Именно от государства во многом зависит создание условий для благоприятной конкурентной среды.
  3. В современных условиях важна не столько ценовая конкуренция, сколько конкуренция новых товаров и услуг. Однако высокая степень экономического риска сдерживает немало производственников от внедрения инноваций в производство.
  4. Несмотря на то, что конкуренция в силу своего стихийного характера может вызвать побочные отрицательные экономические и социальные последствия, она все же является главным двигателем современного прогресса, производства высококачественной и конкурентоспособной продукции.
  5. Можно также еще раз подчеркнуть, что основу для решения проблемы формирования конкурентной среды создает политика государства в этой области, а полученные возможности уже в той или иной мере реализуются на фирменном уровне. Важное значение имеет поддержка государством наукоемкого сектора; создание системы льгот для хозяйственников, применяющих новые технологии, повышающих качество продукции, увеличивающих объемы продаж своей продукции за рубеж.
  6. Одним из важных элементов международного сотрудничества является сотрудничество в области антимонопольной и конкурентной политики государств. Развитию этого направления деятельности Министерство предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь придает важное значение, стремясь наладить тесные деловые контакты с антимонопольными органами соседних стран, использовать достижения зарубежного опыта антимонопольного регулирования.
  7. В этой связи Министерство предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь проводит обширную работу в рамках международного сотрудничества с антимонопольными органами как ряда стран СНГ, так и отдельных европейских государств по вопросам антимонопольной и конкурентной политики.
  8. При рассмотрении вопросов международного сотрудничества в рамках визитов государственных деятелей, правительств, парламентских организаций, заключение межгосударственных Соглашений и тесное сотрудничество в области антимонопольной и конкурентной политики, позволило Министерству предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь расширить и углубить международные связи, приобрести опыт работы в области антимонопольной политики и развитии конкуренции с антимонопольными органами других стран, изучить законодательную и нормативно-методическую базу. Министерство предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь прилагает усилия к расширению международного сотрудничества в области антимонопольной и конкурентной политики и приглашает к сотрудничеству все заинтересованные страны.
  9. Кроме этого, поддержка и помощь должны заключаться в развитии и укреплении информационной базы потребительского рынка; создании возможности сертификации и контроля качества товаров и упрощении их процедуры; создании кредитной системы, доступной всем субъектам рынка; упрощении процедуры налогообложения; сокращении форм отчетности для частного предпринимателя; повышении правовой культуры участников рынка; обеспечении соблюдения требований закона всеми участниками рыночных отношений.
  10. Только в этом случае можно ожидать от субъектов рынка отказа от неэффективных, полулегальных и недобросовестных форм конкурентного поведения на рынке, повышения цивилизованных и добросовестных форм конкуренции на потребительском рынке республики.

 

 

Список использованных источников

 

 

  1. Вабищевич, С.С. Внешнеэкономическая деятельность в Республике Беларусь: монография. –Мн.: МНО, 2011.
  2. Гурков, А.Е. Инновационное развитие и конкурентоспособность. М.: Инфра-М, 2007.
  3. Дайнеко, А.Е. Беларусь и мировая экономика на пороге третьего тысячелетия. – Мн.: Амалфея, 2009.
  4. Прогнозирование социально-экономического развития Республики Беларусь: вопросы теории и практики. – Мн.: НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь, 2012. – 335 с.
  5. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы.
  6. Портер М. Международная конкуренция. М., 1993.
  7. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М., 2007.
  8. Лемешевский И. М. Экономическая теория (в трех частях). Ч. 1. Основы. Вводный курс: Учеб. пособие для вузов. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2006. – 632 с.
  9. Микроэкономика и макроэкономика : Пособие для подготовки к экзаменам / Под общ. Ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: Мисанта, 2007 с.
  10. Одинец В. П. «Рынок, спрос, цены: стратификация, анализ, прогноз» С-Пб. - 2009.
  11. Экономическая теория / Под ред. Давыденко Л.Н. Минск, 2008.
  12. Экономическая теория. / Под общ. ред. В.Л. Клюни, И.В. Новиковой. - Мн. 2011.
  13. Экономическая теория. / Под ред. Н.И. Базылева, С. П. Гурко. - Мн.: БГЭУ, 2007.
  14. Экономическая теория: Практикум. / Н.И. Базылев и др. / Под ред. Н.И. Базылева, Л.В. Воробъевой. 2-е изд. – Мн. БГЭУ, 2010.
  15. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – 10-е изд., перераб. и доп.- М.: Гуманитар. изд. центр. ВЛАДОС, 2008.-592 с.
  16. Исследовательский центр ИПМ, Мониторинг инфраструктуры Беларуси 2011, Минск, Исследовательский центр ИПМ.
  17. Гайдук К.. Перераспределение в Беларуси: экономический рост, рынок труда и политико-деловой цикл. В: Гайдук К., Пелипась И., Чубрик А. (ред.) Рост для всех? Новые вызовы для экономики Беларуси, Минск, Исследовательский центр ИПМ.
  18. Крук Д., Пелипась И., Чубрик А. (2011). Основные макроэкономические взаимосвязи в экономике Беларуси: результаты эконометрического моделирования, Минск, Исследовательский центр ИПМ.
  19. Крук Д.. Влияние мирового финансового кризиса на конкурентные позиции Беларуси на российских товарных рынках, материал Белорусского института стратегических исследований BISS.
  20. Крук Д., Точицкая И., Шиманович Г. (2011). Влияние глобального экономического кризиса на экономику Беларуси, Рабочий материал Исследовательского центра ИПМ WP/11/03.

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Формирование конкурентной рыночной среды и антимонопольная политика в Республике Беларусь