Формирование конкурентной рыночной среды и антимонопольная политика в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 02:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование формирования конкурентной рыночной среды и антимонопольной политики в Республике Беларусь.
В соответствии с поставленной целью сформированы задачи исследования:
1.Изучить теоретические и методологические аспекты формирования конкурентной рыночной среды.
2. Рассмотреть формирования факторов конкурентных преимуществ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ РЫНОЧНОЙ СРЕДЫ 5
1.1 Понятие конкуренции и конкурентной среды 5
1.2 Условия формирования конкурентной среды 10
1.3 Факторы, влияющие на конкурентоспособность фирмы 15
2 ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 17
2.1 Особенности конкуренции в Беларуси 17
2.2 Особенности реализации антимонопольной политики в Республике Беларусь 27
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСИ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Файлы: 1 файл

6162 (оригинал)Формирование конкурентной рыночной среды и антимонопольная политика в РБ.doc

— 430.00 Кб (Скачать)

В основе ресурсных конкурентных преимуществ лежат наделённостъ страны факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой и др.) и степень эффективности их использования (издержки производства, цены, валютные курсы). Технологические преимущества - это такие факторы, как ресурс знаний, технологический ресурс, инвестиционные ресурсы и др., обеспечивающие весь спектр современных конкурентных преимуществ от технологического опережения в одной или нескольких отраслях (частичное техническое преимущество) до технологического лидерства страны в целом. Структурные преимущества связаны с наличием прогрессивной структуры экономики, соответствующей требованиям научно-технического прогресса, а также с рациональной организацией научно-производственного процесса в плане комплексного развития основных и поддерживающих отраслей, формирования эффективных организационных структур на основе принципов интеграции и диверсификации. Наконец, успешное экономическое развитие базируется на благоприятной экономической среде и адекватном социально-политическом климате в стране, детерминирующих инновационные возможности экономики, её способность к созданию и усвоению новых технологий и техническому заимствованию[19,c.84].

Основополагающими характеристиками конкурентной среды выступают:

— неограниченность числа участников, абсолютно свободный доступ на рынок и выход из него. Это предполагает свободу предпринимательской деятельности, наличие различных форм собственности, исключение всех форм дискриминации потребителей. Каждый обладатель денежного дохода, намеревающийся воплотить свою потребность в спрос, имеет право купить нужные ему товары и услуги;

— мобильность материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов. Свободное перемещение капитала приводит к расширению производства и росту объема сбыта, следствием чего является привлечение дополнительных ресурсов, применение более эффективных их комбинаций, использование законсервированных мощностей и освоение передовых технологий;

— полная информированность каждого участника конкуренции о предложении и спросе, ценах, нормах прибыли. Неполная информация может служить источником дискриминации;

— невозможность одних участников рынка оказывать влияние на решения, принимаемые другими участниками. При большом количестве субъектов рынка решения по индивидуальной цене не отражается на рыночной цене. Реальные уровни цен мало зависят от желаний отдельных субъектов экономики и устанавливаются механизмом рынка. 
В основе развития конкурентной среды лежит принцип свободы предпринимательства. Предпринимательство выступает структурообразующим фактором, содействующим формированию и развитию конкурентной среды. Качественными особенностями предпринимательства являются полная хозяйственная самостоятельность, конкурентно-состязательный режим функционирования, персонифицированный характер отношений, высокая организационно-функциональная гибкость и мобильность. В то же время конкуренция, противодействуя абсолютному доминированию какого-либо из преимуществ хозяйствующих субъектов, изначально обусловливает существование их самых разнообразных типов и форм.

В качестве базисных принципов  организации конкурентной среды выступают:

1) расщепление экономической  власти;

2) равенство принципов  хозяйствования;

3) многообразие организационных  форм хозяйствующих субъектов;

4) наличие рыночной  власти как условие реализации  предпринимательской функции.

С одной стороны, конкурентная среда должна обеспечивать условия равенства, с другой — она представляет собой процесс реализации имеющихся у хозяйствующих субъектов преимуществ.

Данное противоречие, несомненно, угрожает существованию  самой конкуренции. При этом не следует  забывать, что оно же служит и внутренним мотором ее развития. Поэтому единственно верным способом его разрешения является поддержание конкурентных условий извне, отчего необходимость в упорядочении конкурентной среды становится объективным фактором ее существования [2].

Согласно традиционному  представлению о конкуренции  как соревновательном взаимодействии субъектов рынка, логично предположить, что поддержание соревновательного  характера отношений между предпринимателями  возможно при соблюдении двух непременных условий, а именно: расщеплении экономической власти и равных принципах хозяйствования. Сущность расщепления экономической власти заключается в том, что закрепление экономической власти за отдельными хозяйствующими субъектами обеспечивает их экономическую свободу, а рассредоточение ее среди агентов рынка ограничивает рамки экономической свободы. Экономическая свобода как возможность для реализации эгоистических устремлений и, одновременно, как способ ограничения ее степени делают соревновательность непременным свойством рыночных отношений.

Суть равных принципов  хозяйствования сводится к обеспечению  таких условий, при которых обеспечивалось бы равновесие извлекаемой из разных видов хозяйственной деятельности выгоды. Рассредоточение экономической  власти будет обусловливать многообразие ее организационных форм, а равенство принципов хозяйствования — противодействовать абсолютному доминированию какого-либо из преимуществ этих форм. Преимущества крупных предприятий — экономическая мощь и масштабность, малых — предпринимательская гибкость, а специализированные предприятия выигрывают благодаря своей инновационной деятельности.

 

 

1.2 Условия формирования конкурентной среды

 

С точки зрения фирмы  или предприятия такой целью  является максимизация прибыли, рост объемов продаж, и борьба за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах рынка, причем, как правило, за счет выпуска высококачественного продукта (товаров и услуг) по более низким ценам, чем у конкурента, завоеванием стойких предпочтений у клиентов (потребителей) путем удовлетворения их нужд, потребностей и запросов. Основные условия возникновения конкуренции[6,c.187]:

1) полная хозяйственная  (экономическая) обособленность  каждого товаропроизводителя;

2) полная зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры рынка;

3) противостояние всем  другим товаропроизводителям в  борьбе за покупательский спрос.

К концу XX в. сформировались общие представления о сущности конкуренции и ее основных движущих силах, выразившиеся в четырех классических  моделях: совершенной (чистой) конкуренции, монополистической, олигополистической конкуренции и чистой монополии, эти три вида являются несовершенными.

В настоящее время  можно выделить четыре основных вида конкуренции:

Для чистой конкуренции (совершенная) характерно большое количество фирм и предприятий, реализующих стандартизированную продукцию, контроль над ценой отсутствует, спрос очень эластичный, неценовые методы конкуренции не практикуются, отсутствуют препятствия для организации бизнеса.

Рынок чистой конкуренции  состоит из достаточно большого числа  продавцов, конкурирующих между  собой. Каждый из них предлагает стандартную, однородную продукцию многим покупателям. Объемы производства и предложения  со стороны отдельных производителей составляют незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния на рыночную цену, не должна «соглашаться с ценой», принимать ее как определенный заданный параметр. Участники конкурентного рынка имеют абсолютно равный доступ к информации, то есть все продавцы имеют представление о цене, технологии производства, возможной прибыли и так далее. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об их изменениях. Существует также свобода входа и выхода на рынок: любая фирма, при желании, может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть соответствующий рынок. Колебания цены на рынке могут быть достаточно интенсивными. Однако разница в цене - это не результат деятельности стихийных продавцов, в процесс взаимодействия спроса и предложения на данном рынке.

На практике во все  времена - чистая конкуренция - явление  достаточно редкое. Однако все же существует ряд отраслевых рынков, которые сравнительно в большей степени имеют именно эту структуру (рынок сельскохозяйственных продуктов, рынки некоторых услуг). Эти рынки включаю большое число независимых продавцов, предлагающих стандартизированный товар, цена на который определяется спросом и предложением.

Для монополистической конкуренции характерно небольшое количество предприятий, реализующих дифференцированную продукцию, диапазон контроля цен узкий, используются неценовые методы конкуренции.

Среди отличительных признаков монополистической конкуренции можно выделить: существование достаточно большого числа фирм, что ограничивает контроль над ценой, отсутствие взаимной зависимости, и тайный сговор становится практически невозможным; продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и различающимися условиями их продажи; экономическое соперничество влечет за собой как ценовую, так и неценовую конкуренцию; вступление в отрасль является относительно легким[15].

Для олигополистической конкуренции характерно небольшое количество предприятий; диапазон контроля цен зависит от уровня согласованности пост действий предприятий: преимущественно неценовая конкуренция; наличие существенных препятствий для организации бизнеса.

Олигополия является своеобразной разновидностью конкуренции. Олигополии нельзя в чистом виде отнести  к совершенной или несовершенной  конкуренции. Олигополистические отрасли характеризуются наличием нескольких фирм, каждая из которых обладает значительной долей рынка. Фирмы, находящиеся в таких условиях, являются взаимозависимыми; поведение любой из них оказывает непосредственное воздействие и само испытывает на себе влияние со стороны конкурентов.

Продукта могут быть фактически одинаковыми или значительно  дифференцированными. Причинами. Лежащими в основе развития олигополии, являются эффект масштаба, другие барьеры, а  также преимущества слияния. Неопределенности, присущие не основанному на тайном соглашении ценообразовании, благоприятствуют тайному сговору. Для участвующих в тайном сговоре олигополистов характерна тенденция к максимизации общих прибылей, то есть к поведению их в некоторой степени как чистых монополистов. Лидерство в ценах представляет менее формальное средство тайного соглашения, при котором крупнейшая или наиболее эффективная форма в отрасли предпринимает изменение цен, а другие фирмы следуют за ней. Рыночные доли в олигополитчиеских отраслях обычно определяются на базе неценовой конкуренции.

Для чистой монополии характерно одно предприятие, выпускающее уникальную продукцию, не имеющую эффективных заменителей; контроль над ценами значительный, спрос неэластичный, вход в отрасль для других фирм заблокирован. Чистая монополия характеризуется следующими основными признаками: В условиях чистой монополии одна фирма является единственным производителем продукта или поставщиком услуги; продукт монополии всегда уникален в том смысле, что близких его заменителей не существует, то есть какие-либо приемлемые альтернативы отсутствуют;чистый монополист всегда сам назначает цену и устанавливает значительный контроль над ценой.

Если по определению  чистый монополист не имеет прямых конкурентов, должна быть причина такому отсутствию конкуренции. И она есть: существование монополии во многом зависит от существования барьеров для вступления на рынок. Чистый монополист будет максимизировать прибыли путем уравнивания предельного дохода и предельных издержек. При одних тех же издержках чистый монополист сочтет более выгодным ограничить объем производства и назначить боле высокую цену, чем сделал бы конкурентный продавец. Монополист может увеличивать свои прибыли посредством ценовой дискриминации. Однако в любом случае, монополия способствует увеличению неравенства доходов. Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию[17,c.35].

Различают несколько типов монополий.

1. Естественная монополия. Ею обладают частные собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем составе редкие и свободно невозобновимые элементы производства (редкие металлы, особые земельные участки и т.д.).

2. Искусственные монополии. Под этим условным названием понимают объединения, создаваемые ради получения монополистической выгоды. Искусственные монополии выступают в виде различных монополистических отношений. В результате концентрации производства могут возникнуть

разные организационные  формы монополии: картель, синдикат, трест, концерн и др.

1. Картель-- простейшая форма монополистического объединения. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использования патентов. Действуют картели, как правило, в рамках одной отрасли, попадают под действие антимонопольного законодательства.

2. Синдикаты - организационная форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, сохраняют юридическую и производственную свободу действий. В синдикате сбыт продукции, распределение заказа осуществляются централизованно.

3. Трест - форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него предприятия теряют и производственную,и коммерческую самостоятельность предприятий, руководство осуществляется из единого центра. Прибыль треста распределяется в соответствии с деловым участием отдельных предприятий.

4. Концерн - организационная форма объединения предприятий различных отраслей, находящихся под единым управлением и финансовым контролем.

5. Пул получил распространение в области использования проектов. Участники пула приходят к взаимовыгодным соглашениям о форме передачи патентов и лицензий. Прибыль распределяется в соответствии с квотой, определяемой при вступлении в пул.

Информация о работе Формирование конкурентной рыночной среды и антимонопольная политика в Республике Беларусь