Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 02:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование формирования конкурентной рыночной среды и антимонопольной политики в Республике Беларусь.
В соответствии с поставленной целью сформированы задачи исследования:
1.Изучить теоретические и методологические аспекты формирования конкурентной рыночной среды.
2. Рассмотреть формирования факторов конкурентных преимуществ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ РЫНОЧНОЙ СРЕДЫ 5
1.1 Понятие конкуренции и конкурентной среды 5
1.2 Условия формирования конкурентной среды 10
1.3 Факторы, влияющие на конкурентоспособность фирмы 15
2 ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 17
2.1 Особенности конкуренции в Беларуси 17
2.2 Особенности реализации антимонопольной политики в Республике Беларусь 27
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСИ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
В трансформационной экономике Беларуси появились разнообразные виды конкуренции в сфере товарного (оптовая и розничная торговля) и денежного обращения, на рынке банковских и страховых услуг, среди предприятий общественного питания и сферы услуг вместо здоровой конкуренции возникла "теневая" - между монопольными группами "дельцов", монопольными структурами по проведению ростовщических и спекулятивных операций (например, в торговле - между государственными магазинами за наиболее выгодную перепродажу дефицитных импортных товаров коммерческим организациям). Легкая промышленность ощущает острую конкуренцию со стороны импортной продукции (в республике ее 50 %), в экспорте - конкуренцию с дешевыми азиатскими товарами.
В настоящее время в Беларуси
возникает конкуренция между
государственным и
Кроме того, имеет место конкуренция между иностранными экспортерами и белорусскими производителями на рынке производственной и бытовой электронной аппаратуры; между самими иностранными экспортерами на рынке транспортных средств (микроавтобусы, легковые и грузовые автомобили малой грузоподъемности, экскаваторы) в связи с отсутствием отечественных производителей; между ведущими автомобилестроительными фирмами республики, что обусловило создание на Минском автозаводе ПО "Белавтомаз" дилерской сети (здесь используются услуги посредников, системы гарантийного и сервисного обслуживания, принимаются новые управленческие решения), а также между действующими предприятиями по переработке сельскохозяйственной продукции и появляющимися мелкими и средними предприятиями (цехами) колхозов и совхозов. Однако данную конкуренцию нельзя назвать ни совершенной, ни эффективной.
Появление и развитие конкуренции на отдельных товарных рынках (потребительских товаров, торговых, бытовых, медицинских и строительных услуг, связи, автомобильного транспорта) обусловливает смену стратегии поведения отдельных хозяйствующих субъектов.
Возникающая конкуренция между банками за предоставление краткосрочных кредитов способствует накоплению не производительного, а ростовщического капитала непроизводственного происхождения, увеличению доходов коммерсантов-финансистов без прироста товарного предложения и, как следствие, росту неотоваренной денежной массы ограниченного числа субъектов. Это ведет к банкротству ряда небольших коммерческих банков и укрепляет монополию крупных[8, c. 244-246].
Сегодня на первый план в рыночной борьбе выступает уже не столько ценовая конкуренция, сколько конкуренция новых товаров и услуг, что весьма актуально и проблематично для предприятий текстильной промышленности Беларуси. На большинстве предприятий есть сложности в обеспечении производств современным оборудованием, использовании новых технологий, без чего изначально невозможно делать конкурентоспособную продукцию. Износ оборудования нашей текстильной промышленности составляет более 70%. Для сравнения: в США — в среднем 15—20%. Действующий же механизм замены средств производства на большинстве не предприятий республики не адекватен изменившемуся характеру управления, не обладает необходимыми свойствами для решения вопросов, связанных с обеспечением желаемого уровня качества выпускаемой продукции, не использует все экономические резервы и возможности. Немало производственников из-за боязни экономического риска предпочитают применять уже испытанные технологии для производства продукции. Получается замкнутый круг: для того, чтобы производить новую, конкурентоспособную продукцию, нужны деньги, а чтобы их заиметь — необходимо продать качественные изделия. В данной ситуации предприятиям важно не столько ждать помощи от государства, сколько самим производственникам проводить активную маркетинговую стратегию: изучать спрос, емкость рынка, динамику конкурентоспособности аналогичных товаров, мгновенно реагировать на изменения рынка и т.д.
Однако даже в наше нелегкое для производителей товаров время можно выделить и ряд экономически устойчивых предприятий, для которых новейшие научные разработки в технологии производства продукции уже не теория, а практика. Среди лидирующих предприятий легкой промышленности — ОАО «КИМ», гомельская промышленно-торговая фирма «8 Марта», ОАО «Брестский чулочный комбинат», ВШПО «Витебчанка» и др. Управленцы этих предприятий целенаправленно внедряют в производство инновации, изменяют ассортимент товаров, находят новые рынки сбыта. Для данных предприятий характерен рост прибыли, рентабельности: коэффициенты модернизации качества прогрессивного обновления близки к 1. Пока же большая часть производимой предприятиями текстильной промышленности продукции продается лишь на территории своей республики.
С развитием рыночных отношений все более ожесточенной становится конкурентная борьба между фирмами. Кто победит — за тем более высокая прибыль, долгосрочная выгодная сделка. Наряду с актуальностью проблемы увеличивается и ее значимость. Но как выработать, а затем реализовать стратегию конкуренции?
Создаваемые рыночные структуры с трудом и крайне медленно справляются с новой для себя задачей. С одной стороны, количественные показатели эффективности растут: в 1994 г. удельный вес негосударственного сектора в производстве был равен 22,1 %, в 1999 г. — 43,3 %; ежегодно прирост объемов составлял 6 — 7 %, рентабельность оказалась на 3 — 5 % выше рентабельности госсектора[10].
С другой стороны, уровень затрат сохраняется значительным. На государственных предприятиях затраты выросли в 1999 г. более чем в 4 раза, на негосударственных ненамного меньше - в 3,8 раза. Естественно, цены остаются высокими, конкурентоспособность товаров практически не меняется. Рентабельность, несмотря на рост, отстает от необходимой для расширенного воспроизводства в 2 — 2,5 раза.
За десять лет конкурентоспособность
отечественных предприятий
Тем не менее, у Беларуси есть потенциал для благоприятного развития. Занимая в мире 0,15% территории, располагая 0.18% численности населения, республика производит 11% мирового производства калийных удобрений, 0,6 - химических волокон и нитей, 0.15 - стали и цемента. 1,3 - холодильников, 0.4 - телевизоров, 1.8 -шерстяных тканей. 0.8 - обуви, 8,7 - льноволокна 0,4 - мяса в убойном весе. 1,1 % - молока.
Однако уже в ближайшие годы эти резервы будут сокращаться, а только внутренние накопления не обеспечат требуемого наращивания производственного потенциала, особенно в части выпуска конкурентоспособной на мировом рынке продукции. Вхождение республики в мировую экономику неизбежно потребует ее вовлечения в процесс глобализации, использования прямых иностранных инвестиций и опыта транснациональных корпораций.
Кризисные явления в
Беларуси не носят необратимого характера,
поскольку в определенной степени
сохранены потенциальная
Факторы, которые влияют на конкуренцию, Портер разделяет на три типа:
Период между двумя кризисами – российским кризисом 1998 г. и глобальным экономическим кризисом 2008–2009 гг. – для экономики Беларуси знаменуется быстрым экономическим ростом. При этом данное десятилетии можно разбить на два периода: до 2003 г. и после него. Для первого периода характерен более сдержанный экономический рост, обусловленный, в первую очередь, восстановлением спроса на российском рынке. Во втором периоде основными факторами роста стали низкие цены на энергоресурсы, импортируемые из России, а также рост цен на нефть на мировых рынках[15,c.76].
Соответственно, главным вызовом для роста стало ухудшений условий в торговле газом и нефтью с Россией в начале 2007 г. Однако двукратное увеличение цен на газ и введение Россией экспортной пошлины на нефть при торговле с Беларусью не сказалось значительно на темпах экономического роста по причине стремительного увеличения цен на нефть. Они с одной стороны нивелировали рост цен на газ относительно европейских цен, а с другой создали крайне благоприятные условия для нефтеперерабатывающего производства. В итоге за 2003– 2008 гг. средний темп роста реального ВВП Беларуси составил 9.4%, а в целом за десятилетие – 7.6%. ВВП на душу населения в долларах США за 1998–2008 гг. вырос в 4.1 раза до 6235 долларов США на душу населения, что согласно методологии ВЭФ соответствует экономике в стадии роста за счет эффективности.
Особенностью экономического роста в Беларуси стало сохранение на высоком уровне социального равенства. Индекс Джинни, отражающий отношение доходов 10% населения с самыми низкими доходами к доходам 10% самых богатых, сохранилось на уровне 28%, что соответствует уровню стран Скандинавии. Таким образом, рост экономики Беларуси можно называть ростом в пользу бедных[18], что стало возможным за счет большой доли государства в экономике и широких возможностей по перераспределению доходов. За десятилетие уровень бедности в национальном определении упал с 33.0 до 6.1%.
Согласно концепции Портера, именно производительность является переменной, оптимально описывающей конкурентоспособность как предприятия, так и страны в целом. На рис. 2.1 видно, что производительность труда в Беларуси росла одним из самых быстрых темпов в постсоциалистических странах, уступая только Армении, Азербайджану, Грузии, т.е. странам с изначально намного более низкой производительностью труда. Тем не менее, уровень производительности в Беларуси существенно ниже, чем в странах Центральной и Восточной Европы и даже России.
Анализ факторов, влияющих на производительность в Беларуси, можно провести с помощью производственной функции. В них производственная функция для Беларуси строится на основании функции Кобба-Дугласа с непостоянной отдачей от масштаба и дополняется анализом общефакторной производительности. Последняя описывает прирост ВВП, который не объясняется накоплением капитала и труда. Наибольший вклад в прирост производства оказывает увеличение капитала. Средний темп роста за квартал в периоде 2003 г – 2011г составил около 1.9%. Согласно полученным авторами оценкам, около 1 процентного пункта из этого роста объясняется накоплением капитала, около 0.8 процентного пункта - изменением общефакторной производительности, а еще около 0.08 процентного пункта увеличением занятости. Среди факторов, определяющих общефакторную производительность, авторы выделяют отношение цены на газ для Беларуси и цены на газ для западноевропейских потребителей, приоритетные условия доступа на российский рынок, динамику реального обменного курса белорусского рубля к российскому, политико-деловой цикл.
Рисунок 2.1 - Уровень и динамика производительность труда в странах ЦВЕ и СНГ
Примечание. Ось ОУ - ВВП в тыс. USD по ППС на одного занятого, ось ОХ - среднегодовой тем роста реального ВВП на одного занятого за 2000-2011 гг. Для Чехии, Румынии, Словакии данные приведены за 2009 г., Азербайджана - 2008 г, Грузия - 2008 г.
Источник: [19]
Таким образом, исследования показывают, что на практике рост производительности в Беларуси зависит, в первую очередь, от уровня инвестиций в экономику, условий торговли энергоресурсами и доступа на российский рынок. Как видно из рис. 2.2, соотношение валового накопления капитала и ВВП в Беларуси в 2010 г. являлось одним из самых высоких в странах ЦВЕ и СНГ, как и темпы его роста в среднем за 2000-2011 гг. Схожие показатели наблюдаются в Эстонии, Болгарии, Латвии. Следует учесть, что соотношение накопления капитала к ВВП для Беларуси может быть завышено относительно других стран по причине значительного отрицательного вклада в ВВП чистого экспорта. К тому же относительно низкий уровень накопления капитала в новых странах-членах ЕС объясняется тем, что они частично могли переключиться на инвестиции в инновации, маркетинг, бизнес-образование и в другие нематериальные активы, не учитываемые в валовом накоплении капитала. Тем не менее, статистические данные подчеркивают значимость инвестиций в экономическом росте Беларуси. Во многом она объясняется высокой степенью изношенности существующих основных фондов, и, таким образом, привлечение инвестиций в их обновление дает большой эффект в росте производительности. Однако данный эффект высокой отдачи от инвестиций исчерпывает себя, особенно в условиях глобального экономического кризиса[19].
Рисунок 2.2 - Объемы и темпы роста инвестиций в странах ЦВЕ и СНГ
Примечание. ОУ - валовое накопление капитала в % от ВВП в 2010 г. (Чехия, Эстония, Латвия, Словения, Кыргызстан - 2009 г.), ОХ - средний темп роста валового накопления капитала за 2000-2010 гг.
Источник: [19]
Основным источником роста инвестиций в Беларуси являются собственные средства предприятий, средства консолидированного бюджета и кредиты банков. При этом роль последних постоянно увеличивается ввиду того, что государство старается переложить на банки нагрузку по поддержанию реального сектора, что сказывается на финансовом положении Беларусбанка и Агропромбанка и ведет к необходимости их регулярного рефинансирования либо за счет бюджета либо Национального банка Беларуси. При этом доля иностранных инвестиций является минимальной (см. рисунок 2.3).
Прямые иностранные инвестиции являются одним из ключевых источников увеличения производительности в стране. Согласно теории, их приток не только повышает эффективность отдельного предприятия, но способствует росту качества человеческого капитала в стране, ведет к передаче ноу-хау и новых технологий, их переливу в другие отрасли, создает новые рабочие места. Однако анализ, показывает, что подобные эффекты не наблюдаются в Беларуси, а производительность труда на предприятиях с ПИИ не отличается от других предприятий отрасли. Объяснения этому могут быть в том, что большая часть их инвестиций приходит из России, где уровень менеджмента и качество технологий не сильно отличается от белорусских, и в сектора с изначально высокой производительностью. Важным сдерживающим фактором является также то, что по причине небольшого числа предприятий с ПИИ между ними отсутствует конкуренция, что сдерживает возможности по увеличению производительности[20].
Беларусь практически не удалось привлечь прямых иностранных инвестиций. Их накопленный объем находился на минимальном уровне для стран региона как в 2004, так и в 2011 гг., в районе 11% от ВВП. При этом в 2006 г. их доля снижалась до 7.4%, а рост в последние годы объясняется лишь продажей части акций Белтрансгаза и операторов мобильной связи. В сравнении с другими странами за 2004-2011 гг. Беларусь значительно отстала даже от России и Украины, которые изначально находились в схожих с Беларусью условиями. Самыми высокими темпами росли ПИИ в Венгрии и Эстонии, которые целенаправленно создавали законодательную базу привлекательную для иностранных инвесторов, обладая ограниченными возможностями внутреннего инвестирования.
Рисунок 2.3 - Объем прямых иностранных инвестиций в странах ЦВЕ и СНГ в 2011 году