Формирование конкурентной рыночной среды и антимонопольная политика в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 02:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование формирования конкурентной рыночной среды и антимонопольной политики в Республике Беларусь.
В соответствии с поставленной целью сформированы задачи исследования:
1.Изучить теоретические и методологические аспекты формирования конкурентной рыночной среды.
2. Рассмотреть формирования факторов конкурентных преимуществ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ РЫНОЧНОЙ СРЕДЫ 5
1.1 Понятие конкуренции и конкурентной среды 5
1.2 Условия формирования конкурентной среды 10
1.3 Факторы, влияющие на конкурентоспособность фирмы 15
2 ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 17
2.1 Особенности конкуренции в Беларуси 17
2.2 Особенности реализации антимонопольной политики в Республике Беларусь 27
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСИ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Файлы: 1 файл

6162 (оригинал)Формирование конкурентной рыночной среды и антимонопольная политика в РБ.doc

— 430.00 Кб (Скачать)

Одним из основных направлений работы Министерства в области антимонопольного регулирования является демонополизация экономики. Стратегической целью государственной политики демонополизации является повышение эффективности экономики путем включения конкуренции хозяйствующих субъектов в систему стимулов и экономических рычагов развития производства. Демонополизация в Беларуси предшествововала конкурентной политике. Если на Западе сначала появились и развились рыночные монополии, а затем началось их регулирование, то в нашей экономике с самого начала акцент был сделан на становление антимонопольного регулирования в условиях отсутствия рыночных монополий и конкуренции.

Министерством проводится активная работа по выявлению и пресечению злоупотреблений хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение  на товарных рынках Республики Беларусь, в области ценообразования, а также соглашений (согласованных действий) по этому и другим злоупотреблениям предприятий-монополистов в целях обеспечения равных и благоприятных условий всем хозяйствующим субъектам.

Для оценки ситуации, складывающейся на товарных рынках, и выработке оперативных мер по формированию и поддержанию конкурентных условий на постоянной основе осуществляется мониторинг товарных рынков и, в первую очередь, рынков продуктов питания, товаров народного потребления и хозяйственно-бытового назначения. 
Одной из важнейших мер формирования конкурентного рынка является становление и развитие новых экономических структур. Особая роль здесь принадлежит государственной поддержке малых и средних предприятий. 
Деятельность Министерства направлена на создание благоприятных условий для проникновения на монополизированные рынки новых производителей, в том числе зарубежных, посредством устранения организационных и экономических (налоговых, таможенных и др.) барьеров вхождения на рынки республики.

В  целях формирования и развития конкурентной среды на товарных рынках республики Министерством экономики, облисполкомами, Минским  горисполкомом в  2011 году продолжена работа по предупреждению, ограничению и пресечению монополистических проявлений хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и органов государственного управления.

Оценка уровня монополизации товарных рынков осуществлялась посредством изучения товарных рынков. В  отчетном периоде изучено[19]:

  • на республиканском уровне – 63 товарных рынка;
  • на местном уровне – более 130 местных товарных рынков.

По результатам изучения товарных рынков установлено доминирующее положение ряда хозяйствующих субъектов. В Государственный реестр хозяйствующих  субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (далее – Реестр), включены:

  • на республиканском уровне -19 хозяйствующих субъектов;
  • на местном уровне - 68 хозяйствующих субъектов.

В связи с утратой  доминирующего положения исключены из Реестра:

  • на республиканском уровне -12 хозяйствующих субъектов;
  • на местном уровне - 30 хозяйствующих субъектов.

В целях предупреждения возникновения и предотвращения усиления доминирующего положения  на товарных рынках постоянно осуществлялся государственный контроль за экономической концентрацией, в том числе:

  • на республиканском уровне -  выдано 20 заключений о согласии на создание холдингов, ассоциаций, при условии соблюдения требований антимонопольного законодательства; 9 - на реорганизацию хозяйствующих субъектов в форме присоединения;  7 - на реорганизацию  юридических лиц, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества; 65 - на совершение сделок по приобретению акций (долей) уставных фондов юридических лиц;
  • на местном уровне - рассмотрено  73 проекта создания, реорганизации хозяйствующих субъектов и их объединений. По результатам рассмотрения ходатайств согласовано: 56 реорганизаций в форме присоединений хозяйствующих субъектов, преобразование 3 хозяйствующих субъектов в ООО; создание 1 ассоциации, 4 холдингов. Рассмотрено 147 ходатайства о согласовании сделок по приобретению акций (долей) в уставных фондах хозяйствующих субъектов.

В рамках государственного антимонопольного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства рассмотрено:

  1. на республиканском уровне - 20 обращений хозяйствующих субъектов, органов управления и граждан по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства.

Коллегией Департамента ценовой политики Министерства экономики  приняты решения по 10 заявлениям о нарушениях антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции, в том числе о признании 4 фактов недобросовестной конкуренции (нарушения статьи 14-2 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».

  • на местном уровне -  213 писем и заявлений по вопросам антимонопольного регулирования, соблюдения антимонопольного законодательства. В рамках контроля за соблюдением антимонопольного законодательства облисполкомами, Минским горисполкомом установлено 14 нарушений антимонопольного законодательства, допущенных 12 хозяйствующими субъектами и 3 органами управления.

Особое внимание антимонопольного органа, в части обеспечения контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией  хозяйствующих субъектов в соответствии со статьей 11 Закона Республики Беларусь “О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции”, должно быть уделено процессам реформирования агропромышленного комплекса Республики Беларусь. Имеется в виду – преобразование агропромышленных формирований – объединений, которые на сегодняшний день выступают на различных товарных рынках как субъекты хозяйствования, одновременно являясь органом хозяйственного управления для ряда субъектов хозяйствования, а зачастую охватывая целую отрасль.

Государство должно рассматривать  эти преобразования с позиций  необходимости создания условий  развития конкуренции, а антимонопольный  орган в пределах своей компетенции  должен обеспечить антимонопольный  контроль за созданием (преобразованием) новых форм агропромышленных формирований, адаптированных к рыночным условиям.

В итоге особенность белорусского антимонопольного закона состоит в том, что он направлен на устранение монополизма на всех  уровнях и прежде всего в сфере управления. Демонополизация в этой сфере предполагает качественно новую роль государства и его органов, сокращение прямого государственного вмешательства в экономику. В третьей статье первого раздела прямо указано па субъекты закона — органы управления и должностные лица. Подробный перечень запрещенных антимонопольным законом актов и действий органов управления, ограничивающих права хозяйствующих субъектов, дискриминирующих отдельных из них, создающих необоснованные препятствия для появления новых предприятий на практике повсеместно игнорируется.

Вместе с тем большая  часть производственной деятельности в стране контролируется государством. Решения, принимаемые органами управления, нередко носят антиконкурентный характер, ведут к разделу рынков, дискриминации негосударственных (особенно частных) фирм, незаконному ограничению самостоятельности предприятий, предоставлению необоснованных льгот отдельным хозяйствующим субъектам, что способствует усилению монополистических тенденций.

 

 

 

3 Мероприятия по улучшению конкурентной среды в Республике Беларуси

 

Сегодняшнее состояние  экономики Республики Беларусь характеризуется  государственным регулированием, высокой  степенью монополизации товарных рынков, концентрацией производства. С учетом этого и перспективы развития государства важным является проведение государственной антимонопольной политики в переходный период и в условиях функционирования свободной рыночной экономики. 
Стратегической целью экономической политики государства является построение в республике социально-ориентированной рыночной экономики, основой которой является конкуренция.

В 2011 году в Республике Беларусь произошли институциональные преобразования системы государственного управления. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2011 года “О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь” Министерство предпринимательства и инвестиций ликвидировано, функции антимонопольного регулирования и контроля возложены на Министерство экономики Республики Беларусь (Департамент антимонопольной и ценовой политики).

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2011 года № 125 “О мероприятиях, обеспечивающих выполнение важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2012 год, а также достижение повышенных показателей” разработана и утверждена Концепция демонополизации экономики и развития конкуренции Республики Беларусь на 2012 – 2015 годы.

Развитие в республике конкурентной среды на товарных рынках осуществляется посредством реализации мероприятий по демонополизации, в  результате которых:

- создана правовая  база антимонопольного регулирования;

- предотвращено создание  новых монополий, в том числе в процессе реорганизации хозяйствующих субъектов и их объединений;

- обеспечен постоянный  мониторинг отдельных товарных  рынков и выработка оперативных  мер по улучшению конкурентной  ситуации на них, в том числе  рынок услуг государственной вневедомственной экспертизы строительных проектов, рынок мобильной телефонной связи, рынок круп;

- организован систематический  контроль за соблюдением хозяйствующими  субъектами, республиканскими и  местными органами управления  норм антимонопольного законодательства.

Приоритетными направлениями демонополизации экономики и развития конкуренции на 2011 – 2015 годы определены: демонополизация товарных рынков, ограничение монопольной практики в сфере управления экономикой, совершенствование регулирования естественных монополий. 
Вместе с тем сложились и сохраняются возможности проявления монополистических тенденций в деятельности структур, одновременно осуществляющих хозяйственную деятельность и функции органов управления, в соответствии с их уставными документами или функциями, возложенными на них государством.

В ряде случаев их действия и принимаемые акты способствовали созданию искусственных административных барьеров для вхождения потенциальных  конкурентов на рынок, создавали  неравные условия для предприятий разных форм собственности.

Основными задачами для  антимонопольных органов республики на 2011–2015 годы определены:

- предупреждение, ограничение  и пресечение монополистической  деятельности хозяйствующих субъектов,  органов государственного управления;

- пресечение недобросовестной  конкуренции;

- обеспечение правовой  защищенности добросовестной конкуренции;

- содействие развитию  конкуренции на товарных рынках  республики;

- классификация основных  видов монополий (естественные, государственные).

Предстоит концептуально и законодательно определиться с вопросом регулирования естественных монополий (транспорт, связь, газоснабжение, услуги по водоотведению и водообеспечению, транспортировка газа по трубопроводам, транспортировка нефти по магистральным трубопроводам, предоставление услуг телефонной и телеграфной связи, услуги почтовой связи, др.).

Особенно важными становятся вопросы концентрации производства. В связи с активизацией движения акционерного капитала ОАО, созданных  в процессе разгосударствления (конкурсы, аукционы, через Белорусскую фондовую биржу) актуальной становится задача создания условий для рассмотрения каждой отдельной покупки крупного пакета акций (имущественных паевых взносов в имущество кооперативов (паев), долей уставных фондов хозяйствующих субъектов) в контексте оценки ситуации на конкретном товарном рынке с учетом прочих сделок, оказавших влияние на концентрацию рыночной власти и прошедших (или не прошедших) через согласование антимонопольного органа.

Особое внимание антимонопольного органа, в части обеспечения контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов в соответствии со статьей 11 Закона Республики Беларусь “О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции”, должно быть уделено процессам реформирования агропромышленного комплекса Республики Беларусь. Имеется в виду – преобразование агропромышленных формирований – объединений, которые на сегодняшний день выступают на различных товарных рынках как субъекты хозяйствования, одновременно являясь органом хозяйственного управления для ряда субъектов хозяйствования, а зачастую охватывая целую отрасль (республиканские объединения “Белсемена”, “Белзооветснабпром”, “Белплодоовощхоз”, “Белагромаш”).

Государство должно рассматривать  эти преобразования с позиций необходимости создания условий развития конкуренции, а антимонопольный орган в пределах своей компетенции должен обеспечить антимонопольный контроль за созданием (преобразованием) новых форм агропромышленных формирований, адаптированных к рыночным условиям. 
Одним из главных остается вопрос места и роли антимонопольного органа в системе ценового регулирования предприятий – монополистов. Постепенная либерализация процесса ценообразования повлечет возрастание роли антимонопольного органа, одной из функций которого является выявление и пресечение фактов:

Информация о работе Формирование конкурентной рыночной среды и антимонопольная политика в Республике Беларусь