Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 02:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование формирования конкурентной рыночной среды и антимонопольной политики в Республике Беларусь.
В соответствии с поставленной целью сформированы задачи исследования:
1.Изучить теоретические и методологические аспекты формирования конкурентной рыночной среды.
2. Рассмотреть формирования факторов конкурентных преимуществ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ РЫНОЧНОЙ СРЕДЫ 5
1.1 Понятие конкуренции и конкурентной среды 5
1.2 Условия формирования конкурентной среды 10
1.3 Факторы, влияющие на конкурентоспособность фирмы 15
2 ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 17
2.1 Особенности конкуренции в Беларуси 17
2.2 Особенности реализации антимонопольной политики в Республике Беларусь 27
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСИ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
Одним из основных направлений работы Министерства в области антимонопольного регулирования является демонополизация экономики. Стратегической целью государственной политики демонополизации является повышение эффективности экономики путем включения конкуренции хозяйствующих субъектов в систему стимулов и экономических рычагов развития производства. Демонополизация в Беларуси предшествововала конкурентной политике. Если на Западе сначала появились и развились рыночные монополии, а затем началось их регулирование, то в нашей экономике с самого начала акцент был сделан на становление антимонопольного регулирования в условиях отсутствия рыночных монополий и конкуренции.
Министерством проводится активная работа по выявлению и пресечению злоупотреблений хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, в области ценообразования, а также соглашений (согласованных действий) по этому и другим злоупотреблениям предприятий-монополистов в целях обеспечения равных и благоприятных условий всем хозяйствующим субъектам.
Для оценки ситуации, складывающейся на товарных рынках, и выработке оперативных
мер по формированию и поддержанию конкурентных
условий на постоянной основе осуществляется
мониторинг товарных рынков и, в первую
очередь, рынков продуктов питания, товаров
народного потребления и хозяйственно-бытового
назначения.
Одной из важнейших мер формирования конкурентного
рынка является становление и развитие
новых экономических структур. Особая
роль здесь принадлежит государственной
поддержке малых и средних предприятий.
Деятельность Министерства направлена
на создание благоприятных условий для
проникновения на монополизированные
рынки новых производителей, в том числе
зарубежных, посредством устранения организационных
и экономических (налоговых, таможенных
и др.) барьеров вхождения на рынки республики.
В целях формирования и развития конкурентной среды на товарных рынках республики Министерством экономики, облисполкомами, Минским горисполкомом в 2011 году продолжена работа по предупреждению, ограничению и пресечению монополистических проявлений хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и органов государственного управления.
Оценка уровня монополизации товарных рынков осуществлялась посредством изучения товарных рынков. В отчетном периоде изучено[19]:
По результатам изучения товарных рынков установлено доминирующее положение ряда хозяйствующих субъектов. В Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (далее – Реестр), включены:
В связи с утратой
доминирующего положения исключ
В целях предупреждения
возникновения и предотвращения
усиления доминирующего положения
на товарных рынках постоянно осуществлялся госуда
В рамках государственного антимонопольного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства рассмотрено:
Коллегией Департамента ценовой политики Министерства экономики приняты решения по 10 заявлениям о нарушениях антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции, в том числе о признании 4 фактов недобросовестной конкуренции (нарушения статьи 14-2 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».
Особое внимание антимонопольного органа, в части обеспечения контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов в соответствии со статьей 11 Закона Республики Беларусь “О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции”, должно быть уделено процессам реформирования агропромышленного комплекса Республики Беларусь. Имеется в виду – преобразование агропромышленных формирований – объединений, которые на сегодняшний день выступают на различных товарных рынках как субъекты хозяйствования, одновременно являясь органом хозяйственного управления для ряда субъектов хозяйствования, а зачастую охватывая целую отрасль.
Государство должно рассматривать эти преобразования с позиций необходимости создания условий развития конкуренции, а антимонопольный орган в пределах своей компетенции должен обеспечить антимонопольный контроль за созданием (преобразованием) новых форм агропромышленных формирований, адаптированных к рыночным условиям.
В итоге особенность белорусского антимонопольного закона состоит в том, что он направлен на устранение монополизма на всех уровнях и прежде всего в сфере управления. Демонополизация в этой сфере предполагает качественно новую роль государства и его органов, сокращение прямого государственного вмешательства в экономику. В третьей статье первого раздела прямо указано па субъекты закона — органы управления и должностные лица. Подробный перечень запрещенных антимонопольным законом актов и действий органов управления, ограничивающих права хозяйствующих субъектов, дискриминирующих отдельных из них, создающих необоснованные препятствия для появления новых предприятий на практике повсеместно игнорируется.
Вместе с тем большая
часть производственной деятельности
в стране контролируется государством.
Решения, принимаемые органами управления,
нередко носят антиконкурентный
характер, ведут к разделу рынков,
дискриминации негосударственны
3 Мероприятия по улучшению конкурентной среды в Республике Беларуси
Сегодняшнее состояние
экономики Республики Беларусь характеризуется
государственным
Стратегической целью экономической политики
государства является построение в республике
социально-ориентированной рыночной экономики,
основой которой является конкуренция.
В 2011 году в Республике Беларусь произошли институциональные преобразования системы государственного управления. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2011 года “О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь” Министерство предпринимательства и инвестиций ликвидировано, функции антимонопольного регулирования и контроля возложены на Министерство экономики Республики Беларусь (Департамент антимонопольной и ценовой политики).
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2011 года № 125 “О мероприятиях, обеспечивающих выполнение важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2012 год, а также достижение повышенных показателей” разработана и утверждена Концепция демонополизации экономики и развития конкуренции Республики Беларусь на 2012 – 2015 годы.
Развитие в республике конкурентной среды на товарных рынках осуществляется посредством реализации мероприятий по демонополизации, в результате которых:
- создана правовая
база антимонопольного
- предотвращено создание новых монополий, в том числе в процессе реорганизации хозяйствующих субъектов и их объединений;
- обеспечен постоянный
мониторинг отдельных товарных
рынков и выработка
- организован систематический
контроль за соблюдением
Приоритетными
направлениями демонополизации экономики и развития
конкуренции на 2011 – 2015 годы определены:
демонополизация товарных рынков, ограничение
монопольной практики в сфере управления
экономикой, совершенствование регулирования
естественных монополий.
Вместе с тем сложились и сохраняются
возможности проявления монополистических
тенденций в деятельности структур, одновременно
осуществляющих хозяйственную деятельность
и функции органов управления, в соответствии
с их уставными документами или функциями,
возложенными на них государством.
В ряде случаев их действия и принимаемые акты способствовали созданию искусственных административных барьеров для вхождения потенциальных конкурентов на рынок, создавали неравные условия для предприятий разных форм собственности.
Основными задачами для
антимонопольных органов
- предупреждение, ограничение
и пресечение
- пресечение недобросовестной конкуренции;
- обеспечение правовой
защищенности добросовестной
- содействие развитию
конкуренции на товарных
- классификация основных видов монополий (естественные, государственные).
Предстоит концептуально и законодательно определиться с вопросом регулирования естественных монополий (транспорт, связь, газоснабжение, услуги по водоотведению и водообеспечению, транспортировка газа по трубопроводам, транспортировка нефти по магистральным трубопроводам, предоставление услуг телефонной и телеграфной связи, услуги почтовой связи, др.).
Особенно важными становятся вопросы концентрации производства. В связи с активизацией движения акционерного капитала ОАО, созданных в процессе разгосударствления (конкурсы, аукционы, через Белорусскую фондовую биржу) актуальной становится задача создания условий для рассмотрения каждой отдельной покупки крупного пакета акций (имущественных паевых взносов в имущество кооперативов (паев), долей уставных фондов хозяйствующих субъектов) в контексте оценки ситуации на конкретном товарном рынке с учетом прочих сделок, оказавших влияние на концентрацию рыночной власти и прошедших (или не прошедших) через согласование антимонопольного органа.
Особое внимание антимонопольного органа, в части обеспечения контроля за созданием, реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов в соответствии со статьей 11 Закона Республики Беларусь “О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции”, должно быть уделено процессам реформирования агропромышленного комплекса Республики Беларусь. Имеется в виду – преобразование агропромышленных формирований – объединений, которые на сегодняшний день выступают на различных товарных рынках как субъекты хозяйствования, одновременно являясь органом хозяйственного управления для ряда субъектов хозяйствования, а зачастую охватывая целую отрасль (республиканские объединения “Белсемена”, “Белзооветснабпром”, “Белплодоовощхоз”, “Белагромаш”).
Государство должно рассматривать
эти преобразования с позиций необходимости создания
условий развития конкуренции, а антимонопольный
орган в пределах своей компетенции должен
обеспечить антимонопольный контроль
за созданием (преобразованием) новых
форм агропромышленных формирований,
адаптированных к рыночным условиям.
Одним из главных остается вопрос места
и роли антимонопольного органа в системе
ценового регулирования предприятий –
монополистов. Постепенная либерализация
процесса ценообразования повлечет возрастание
роли антимонопольного органа, одной из
функций которого является выявление
и пресечение фактов: