Формирование конкурентной рыночной среды и антимонопольная политика в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 02:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование формирования конкурентной рыночной среды и антимонопольной политики в Республике Беларусь.
В соответствии с поставленной целью сформированы задачи исследования:
1.Изучить теоретические и методологические аспекты формирования конкурентной рыночной среды.
2. Рассмотреть формирования факторов конкурентных преимуществ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ РЫНОЧНОЙ СРЕДЫ 5
1.1 Понятие конкуренции и конкурентной среды 5
1.2 Условия формирования конкурентной среды 10
1.3 Факторы, влияющие на конкурентоспособность фирмы 15
2 ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 17
2.1 Особенности конкуренции в Беларуси 17
2.2 Особенности реализации антимонопольной политики в Республике Беларусь 27
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСИ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Файлы: 1 файл

6162 (оригинал)Формирование конкурентной рыночной среды и антимонопольная политика в РБ.doc

— 430.00 Кб (Скачать)

Примечание. ОУ - накопленный объем ПИИ, % от ВВП в 2011 г. (Болгария, Грузия, Литва, Россия, Словакия, Словения, Украина - 2010 г.), ОХ - средняя доля ПИИ в от общих инвестициях в 2004-2010  гг., %.

Источник: [20]

В итоге политика по стимулированию роста за счет внутренних инвестиций и наращивание заработной платы  с темпами превышающими рост производительности привели к значительному увеличению дефицита внешней торговли и ухудшению текущего счета платежного баланса, так как быстро растущий внутренний спрос не мог быть удовлетворен за счет внутреннего предложения. При этом состояние внешней торговли и экспорта в частности является ключевым параметром конкурентоспособности экономики.

Основным торговым партнером  для Беларуси на протяжении последнего десятилетия оставалась Россия. Однако ее доля в экспорте несколько снизилась  по причине наращивания экспорта в страны ЕС. Рост последнего начался с 2005 г. и полностью объясняется благоприятной конъюнктурой цен на нефтепродукты. По итогам 2011 г. доля стран дальнего зарубежья в экспорте Беларуси выросла до 56.2% (27.0% в 1998 г). При этом в структуре экспорта в дальнее зарубежье 80.5% составляли нефтепродукты, калийные удобрения и недрагоценные металлы. Доля таких традиционных для Беларуси групп товаров как текстиль, транспорт, машины и оборудование снизилась с 11.0, 15.6, 7.3% до 2.5, 5.6, 4.3% соответственно[20].

Таким образом, можно констатировать, что белорусский экспорт вне СНГ приобрел ярко выраженный сырьевой характер с высокой степени его концентрации в трех секторах. Такая динамика свидетельствует об ослаблении экспортных позиций Беларуси и означает его высокую уязвимость от изменений, происходящих на мировых рынках нефтепродуктов, калийных удобрений и черных металлов. Негативные тенденции наблюдаются и на рынке России. В ней также наблюдается рост концентрации торговли, а также снижение доли продукции, произведенной с использованием высоквалифицированной рабочей силы (машины, оборудование и механизмы) при росте капиталоемких товаров (шин, тракторов, грузовых автомобилей).

Основным таким фактором, позволившим достигнуть высоких  темпов роста, стало географическое положение Беларуси. Соседство с Россией обеспечило Беларусь дешевыми сырьевыми ресурсами и обширным рынком для сбыта своей продукции. Другим важным фактором стала благоприятная внешняя конъюнктура в виде роста цен на сырьевые продукты на протяжении 2001-2011 гг. Эти благоприятные внешние условия позволили создать в Беларуси стабильную макроэкономическую среду. Главной ее проблемой являлось отрицательное сальдо торгового баланса, которое стало особенно тревожно в условиях глобального экономического кризиса. Необходимость его балансирования привело к девальвации, росту внешнего долга, сокращению государственных расходов, ухудшению состояния банковской системы.

Сдерживающими факторами  для роста конкурентоспособности  Беларуси является особенности ее микроэкономической среды. Сохранившаяся высокая концентрация государственной собственности в экономике обуславливает низкий уровень конкуренции в экономике и протекционизм в пользу госпредприятий. Развитие частного сектора также сдерживается общей сложностью ведения бизнеса, включая сложную налоговую систему и недостаточно защищенные права инвесторов. Среди положительных моментов микросреды можно отметить доступность относительно дешевых природных ресурсов и высококвалифицированной рабочей силы.

Обзорный анализ конкурентоспособности Беларуси, представленный в данной работе, был проведен на основании методологии М. Портера, которая исходит из того, что главным проявлением конкурентоспособности является рост производительности труда в долгосрочном периоде, который приводит к улучшению благосостояния населения. В Беларуси на протяжении последнего десятилетия до развития глобального экономического кризиса наблюдался быстрый экономический рост, сопровождающийся увеличением доходов населения, снижением бедности и поддержанием социального равенства. Однако динамика факторов, традиционно определяющих производительность труда, не объясняла этот рост. В экспорте Беларуси происходило усиление сырьевых позиций и потеря конкурентных преимуществ в машиностроении, в импорте не наблюдалось роста высокотехнологической продукции, не было притока прямых иностранных инвестиций, а значит и сопутствующих технологий.

Становлению полноценной  конкуренции в республике препятствуют:

1.  Кризис экономики,  высокая инфляция, финансовая нестабильность;

2. Искусственные административные барьеры для новых хозяйствующих субъектов, устанавливаемые республиканскими и местными органами исполнительной власти. Административными барьерами, препятствующими входу на рынок, являются условия регистрации и выдачи лицензий, предоставления помещений и земельных участков, ввоза и вывоза продукции, дискриминационное применение нормативных актов в отношении негосударственных предприятий и т.д. (Чиновники допускают массовые злоупотребления при регистрации предприятий, запреты на виды коммерческой деятельности, необоснованные отказы на сертификацию товара, ценовую дискриминацию негосударственных предприятий, контрольно-проверочный прессинг и т.п.);

3. Несовершенство и  недостаток статистической информации, инфраструктуры поддержки предпринимательства;

4. Несовершенство законодательств,  касающихся собственности, инвестиций, антимонопольного регулирования,  банкротства, систем регистрации  и лицензирования; редкое использование  процедур санации и банкротства. (Власти часто не решаются ликвидировать даже полностью убыточные предприятия, считая их акционирование, слияние, привлечение иностранного капитала единственным выходом для них.)

5. Формальный характер  акционирования белорусских предприятий,  отсутствие открытого для всех  рынка ценных бумаг;

6. Создание концернов  и холдингов на базе бывших  министерств, что сохраняет и  укрепляет государственную монополию  (особенно в торговле и снабжении);

7. Отсутствие в госбюджете  средств для инвестиций; ограниченные  кредитные возможности коммерческих банков; незрелость финансового рынка; отсутствие рынка земли, институциональных инвесторов, значительного капитала и низкая его мобильность.

К факторам, тормозящим становление  рыночных конкурентных отношений в  экономике переходного периода, относятся:

    • налоговая, кредитная, инвестиционная и ценовая политика государства,
    • длительные сроки окупаемости капиталовложений,
    • неплатежи,
    • политика существующих на рынке структур;
    • неразвитость рыночной инфраструктуры;
    • ограниченность ресурсов, отсутствие навыков предпринимательской деятельности у администрации негосударственных предприятий, криминальные барьеры.

 

 

2.2 Особенности  реализации антимонопольной политики  в Республике Беларусь

 

Проблемами антимонопольного регулирования интересовались во многих странах мира с ХVII века. В Беларуси, как и во многих странах СНГ, первый основополагающий антимонопольный закон был принят практически ровно через 100 лет после принятия первого антимонопольного закона в США – Закона Шермана. Таким образом, формирование конкурентной среды и антимонопольной политики в Беларуси, проходит при непосредственном сотрудничестве с промышленно развитыми странами.

На территории СНГ  государствами-участниками проводится согласованная антимонопольная  политика, которая строится на реализации национального антимонопольного законодательства и взаимодействии национальных антимонопольных органов. Основой такой политики является Договор о проведении согласованной антимонопольной политики. По своей природе согласованная политика менее эффективна, чем единая, вместе с тем это весьма важный и решительный шаг стран СНГ на пути необратимости проведения рыночных реформ в пределах Содружества. После подписания Договора пяти стран СНГ о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве созданы предпосылки для проведения не только согласованной, но и единой антимонопольной политики. Это позволяет рассчитывать в дальнейшем на распространение подобных тенденций и в рамках всего Содружества Независимых Государств.

Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы. Многие страны мира с целью поддержания конкуренции в различных отраслях народного хозяйства приняли антимонопольное законодательство. 
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 10 декабря 1992 г. N 2034-XII «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИИ КОНКУРЕНЦИИ», определяет организационные и правовые основы, предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и направлен на обеспечение условий для развития добросовестной конкуренции, создания и эффективного функционирования товарных рынков и защиты прав потребителей.

Целью антимонопольной политики является предупреждение и сокращение монопольных цен, дефицитности производства, перераспределение монополистического богатства и диффузия децентрализации совокупной концентрации экономических ресурсов в обществе.

Сегодняшнее состояние  экономики Республики Беларусь характеризуется  государственным регулированием, высокой степенью монополизации товарных рынков, концентрацией производства. С учетом этого и перспективы развития государства важным является проведение государственной антимонопольной политики в переходный период и в условиях функционирования свободной рыночной экономики. 
Стратегической целью экономической политики государства является построение в республике социально-ориентированной рыночной экономики, основой которой является конкуренция.

Цели антимонопольного законодательства:

1.Обеспечение единства экономического пространства на территории Республики Беларусь.

Посредством пресечения и недопущения его фрагментации путем установления административных барьеров (запреты и ограничения  как на вывоз, так и на ввоз товаров, избыточное лицензирование и т.п.)

2.Обеспечение «прозрачности»  процессов, связанных с созданием,  слиянием и присоединением коммерческих  организаций, приобретением крупных  пакетов акций, основных производственных  средств и нематериальных активов,  а также прав, которые дают  возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.

Выполнение поставленной задачи требует законодательного ограничения  приобретения прав собственности «безымянными»  покупателями с использованием подставных лиц (юридических, в частности оффшорных компаний, или физических). Кроме того, должно быть повышено качество применения существующих норм, относящихся к регламентации процессов экономической концентрации.

3. Снижение барьеров  входа на товарные рынки 
А также обеспечение более эффективного контроля над поведением хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, посредством мониторинга процесса ценообразования и изъятия доходов, полученных в результате нарушения антимонопольного законодательства. В целях ограничения возможностей злоупотребления доминирующим положением, а также антиконкурентных сговоров целесообразно развитие организованных рынков в форме бирж. Биржевой механизм должен обеспечивать формирование такой цены, которая давала бы возможность блокировать ценообразование во внебиржевой торговле, позволяющее извлекать монопольную прибыль.

4. Создание эффективных  правовых механизмов. 
Которые обеспечивают соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий.

5. Активизация работы  по профилактике и пресечению  недобросовестной конкуренции на  товарных рынках. 
Особое внимание при этом предполагается уделять нарушениям прав интеллектуальной собственности. С этой целью должна быть также разработана методическая база оценки объектов интеллектуальной собственности для более эффективного применения судебных процедур, а также обеспечение эффективной координации правоохранительных органов с целью пресечения нарушений прав интеллектуальной собственности.

6. Упорядочение оказания  государственной помощи.

7. Создание условий  для развития производительной  деятельности малых предприятий.

В том числе за счет устранения административных барьеров входа, упрощения и стабилизации режима налогообложения, возможности  пополнения оборотных средств.

8. Организация антимонопольного  контроля на финансовом рынке. 
Необходимо разработать процедуры определения продуктовых и географических границ рынка, доминирующего положения финансовых организаций, системы и порядка применения санкций к нарушителям. Повышение качества и объемов предоставляемых финансовых услуг как результат эффективной антимонопольной политики будет важнейшим фактором привлечения средств населения для финансирования инвестиционных проектов.

9. Организация систематического  наблюдения за основными товарными  рынками. С этой целью необходимо  совершенствовать взаимодействие  с органами государственной статистики, а также разрабатывать ведомственную статистику, отвечающую запросам и соответствующую специфике задач, поставленных перед антимонопольным органом.

Информация о работе Формирование конкурентной рыночной среды и антимонопольная политика в Республике Беларусь