Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 02:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование формирования конкурентной рыночной среды и антимонопольной политики в Республике Беларусь.
В соответствии с поставленной целью сформированы задачи исследования:
1.Изучить теоретические и методологические аспекты формирования конкурентной рыночной среды.
2. Рассмотреть формирования факторов конкурентных преимуществ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ РЫНОЧНОЙ СРЕДЫ 5
1.1 Понятие конкуренции и конкурентной среды 5
1.2 Условия формирования конкурентной среды 10
1.3 Факторы, влияющие на конкурентоспособность фирмы 15
2 ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 17
2.1 Особенности конкуренции в Беларуси 17
2.2 Особенности реализации антимонопольной политики в Республике Беларусь 27
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСИ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
Курсовая работа
«Формирование конкурентной рыночной среды и антимонопольная политика в Республике Беларусь»
Минск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.
В условиях рыночных отношений возникновение конкуренции имеет как социально – психологические, так и экономические причины. Кроме того, конкуренция в значительной степени связана с ограниченностью ресурсов, порождающей соперничество за право их использования для быстрого достижения наивысшего уровня собственного благосостояния.
Конкуренция играет в
экономической жизни общества положительную
роль, побуждая граждан, фирмы и страны
искать наиболее рациональные способы
получения и использования
Проблема
Значимость этой проблемы
особенно возрастает в условиях растущей
глобальной экономической конкуренции
за право каждой страны занять достойное
место в системе мирового хозяйства.
Конкурентоспособность
Республика Беларусь придает формированию конкурентной рыночной среды приоритетное значение. Завоевание подобающего места в мировой экономике в современных условиях необходимо для обеспечения устойчивого развития страны, роста благосостояния ее граждан, расширения взаимовыгодного сотрудничества в мире.
Анализ результатов современных исследований свидетельствует о том, что сегодня на первый план выдвинулась проблема конкурентоспособности отраслей и предприятий. Известный экономист М. Портер показал, что термин «конкурентоспособная страна» не имеет решающего самостоятельного значения для процветания государства, так как цель последнего в экономике — обеспечить гражданам высокий (и повышающийся) уровень жизни. Формированию конкурентной рыночной среды обеспечивают конкретные предприятия, производящие товары и услуги, а предприятие должно прежде всего добиваться основных конкурентных преимуществ — минимизации затрат и дифференциации продукта [3, с. 67]
С другой стороны, в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке успеха отдельного предприятия недостаточно для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность страны. Отдельному предприятию даже с уникальной технологией трудно удерживать конкурентное преимущество, ибо оно зависит от надежных национальных поставщиков и сильных конкурентов. В настоящее время на мировом рынке конкурируют кластеры взаимосвязанных отраслей. Поэтому белорусская конкурентоспособность по сути зависит от конкурентоспособности основных отраслей ее экономики.
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения. Изучение монопольных рынков актуально для принятия экономических решений по разным вопросам.
Развитие антимонопольного регулирования очень актуально для развития белорусской экономики, где степень монополизации рынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством.
Целью курсовой работы является исследование формирования конкурентной рыночной среды и антимонопольной политики в Республике Беларусь.
В соответствии с поставленной целью сформированы задачи исследования:
1.Изучить теоретические и методологические аспекты формирования конкурентной рыночной среды.
2. Рассмотреть формирования факторов конкурентных преимуществ.
2. Охарактеризовать тенденции развития конкуренции и формирования конкурентной среды в Республики Беларусь.
3. Изучить антимонопольную политику в Республике Беларусь.
3. Рассмотреть пути повышения конкурентоспособности белорусской экономики.
Объектом исследования является Республика Беларусь.
Предметом исследования является конкурентная рыночная среда и антимонопольная политика.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых и специалистов, таких как Гурков, А.Е., Дайнеко, А.Е., Фатхутдинов Р.А., Крук Д., Гайдук К., Портер М., материалы научно-практических конференций, материалы периодической печати, соответствующие нормативно-правовые документы.
Наиболее полно освещена тема формирования конкурентной рыночной среды Беларуси в материалах Белорусского института стратегических исследований BISS, в работах таких авторов, как Крук Д., Пелипась И., Точицкая И., Шиманович Г.
1 Теоретические и
1.1 Понятие конкуренции и конкурентной среды
Конкуренция является наиболее эффективным методом взаимной координации индивидуальных действий субъектов рынка без централизованного вмешательства в их деятельность. Ф.А. Хайек утверждает, что один из главных доводов в пользу конкуренции заключается в том, что она позволяет обойтись без сознательного общественного контроля и дает человеку возможность самому решать, оправдывает ли потенциальная прибыльность того или иного предприятия связанные с ним неудобства и риск. Тем не менее, это вовсе не означает, что в условиях свободного рынка не должно предприниматься никаких воздействий на процессы конкуренции со стороны государства. Создаются пакеты законодательных актов, регулирующих эти процессы с целью недопущения недобросовестной конкуренции, а также подавления ее отдельными монополиями или их объединениями.
Толкование понятия конкуренции в экономической науке прошло несколько стадий. Классической экономической теории был характерен поведенческий подход. В частности, А. Смит понимал сущность конкуренции как совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Следовательно, акцент делался на таком поведении продавцов и покупателей, которое характеризовалось честным, без сговора соперничеством за более выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным объектом конкурентной борьбы считались цены[8,c.119].
Поведенческая трактовка конкуренции была характерна и для неоклассической политической экономии. Однако неоклассики связывали конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага, а также за деньги потребителей, на которые их можно приобрести. Редкость, в их понимании, означает, что количество благ недостаточно в сравнении с по Наряду с поведенческой трактовкой начиная с конца ХIХ века в экономическую теорию стала проникать другая, структурная концепция конкуренции, вышедшая впоследствии на первое место. Среди ее авторов были Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин. Позиции этих ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин «конкуренция» чаще всего используется именно в структурном понимании. Рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж.
Функциональный подход к определению конкуренции связан, в частности, с именем австрийского экономиста Й.Шумпетера. В своей теории экономического развития он определял конкуренцию как борьбу старого с новым. Эту борьбу ведут предприниматели — организаторы производства, прокладывающие новые пути, осуществляющие новые комбинации ресурсов. По мнению Шумпетера, задача предпринимателя — осуществлять реализацию нововведений, бороться с рутиной, не делать то, что делают другие, стать «созидающим разрушителем». Тогда он может выиграть в конкурентной борьбе, вытеснив с рынка тех предпринимателей, которые пользуются устаревшими технологиями или выпускают не пользующуюся спросом продукцию.
Другой австрийский экономист и политический философ — Ф. фон Хайек рассматривал конкуренцию еще шире, понимая ее как «процедуру открытия». По его мнению, предпринимателю важно, ориентируясь на повышение или понижение цен на ресурсы и производимые с их помощью блага, понять, в каком направлении нужно действовать, что, как и для кого производить. На рынке только благодаря ценам и конкуренции скрытое становится явным. Только «процедура» конкуренции «открывает», какие ресурсы и в каком количестве необходимо использовать, что, сколько, где и кому продавать. [7, с. 39-40] Неизбежные для такого “прорыва ” потери Хайек связывает не с разрушительным характером конкуренции как таковой, а с принципиальной непредсказуемостью поступков людей. Более того, он пологает, что конкуренция ценна лишь постольку , поскольку ее результаты непредсказуемы и в целом отличны от тех , которые кто-либо мог запланировать.[9,c. 42]
Cуществуют и другие определения конкуренции. Конкуренция – это сильнейший способ непрерывного возбуждения экономических субъектов. С известной степенью условности конкуренцию можно назвать цивилизованной формой борьбы за существование, стремление обойти конкурента, не уступить, не отстать от него создает мощный стимул экономического прогресса. А угрозы выбытия из игры за экономическое существование и процветание действует надежнее всех иных стимулов.[6, с. 238]
Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.[13, с. 242]
Конкуренция – это экономическая
борьба, соперничество между
Конкуренция — это
Конкуренция между производителями, продавцами осуществляется из-за удовлетворения своих интересов, связанных с продажей продукции, выполнением работ, оказанием услуг одним и тем же потребителям. Производители (продавцы) стремятся как можно дешевле производить товары и дороже их продать. Состязание происходит между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья, [13, с. 144] и одновременно весьма действенный механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства.[12, с. 178]
Конкуренция как экономический процесс охватывает фазы производства, распределения, обмена и потребления.
Если говорить о фазе производства, то уровень конкурентной борьбы во многом зависит от «жизненного цикла», заключается в движении продукции от её изготовителя до снятия с производства. Он делится на четыре фазы:
Конкуренция является важнейшим регулятором экономической эффективности и экономического развития, для создания которой предстоит решить важную и сложную задачу формирования конкурентной среды в экономике. Конкурентную среду можно определить как совокупность экономических, институционально-правовых и социально-политических условий для развития конкуренции в стране[5,c.87].
Конкурентная среда – экономико-правовой порядок, который обеспечивает доминирование рыночного типа экономических связей, свободу предпринимательства, равноправие производителей (покупателей) товаров и услуг, другими словами создает условия для эффективной конкуренции.
Инструментами и способами конкурентной борьбы являются:
Конкурентное преимущество - обладающая системой эксклюзивная ценность, дающая ей превосходство перед конкурентами. Факторы конкурентного преимущества могут быть: материальными или виртуальными; внешними и внутренними; базисными или второстепенными; стратегическими или тактическими; техническими, экономическими, организационными, психологическими, природно-климатическими и т.п.; наследственными или искусственными (приобретенными); реализуемыми на одной стадии жизненного цикла объекта или на нескольких и т.д.
Всё многообразие конкурентных преимуществ можно свести к четырем основным видам: ресурсные, технологические, структурные и связанные с эффективностью экономической политики государства.