Формирование и развитие фондовой биржи в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 12:05, курсовая работа

Краткое описание

цель – исследовать формирование и развитие фондовой биржи в Республике Казахстан
3
В соответствие с целью курсовой работы были сформированы следующие задачи:
- изучить теоретические основы рынка ценных бумаг;
- рассмотреть процедуру создания и эволюции нормативно-правовой базы казахстанской фондовой биржи;
- проанализировать современное состояние Казахстанской фондовой биржи;
- провести анализ тенденций развития рынка ценных бумаг Казахстана, обозначить преимущества и недостатки нашего рынка.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

Теоретические аспекты рынка ценных бумаг

Понятие рынка ценных бумаг……………………………………….......5

Создание нормативной и правовой базы рынка ценных бумаг…...8


Формирование и развитие фондовой биржи в РК

Сущность и функции фондовой биржи………………………………16

Современное состояние казахстанской фондовой биржи………..19


Перспективы дальнейшего развития фондовой биржи
Республики Казахстан……………………………………………….21

Заключение…………………………………………………………………………25

Список использованной литературы…………………………………………..27

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономике.docx

— 61.80 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           7

1.2 Создание нормативной и правовой базы рынка ценных бумаг 

 

Казахстанский рынок  ценных бумаг существует более 10 лет. Первые его элементы появились в 1991 году, когда на базе законодательства СССР, стали создаваться акционерные  общества, брокерские фирмы, фондовые биржи.

Особенность развития рынка ценных бумаг в РК в начале 90-х гг. заключалась в том, что  рынок наполнялся ценными бумагами довольно хаотично, что было обусловлено  замедленными масштабами приватизации, а также отсутствием систематизированного выпуска государственных ценных бумаг по линии Министерства финансов и Национального банка РК. Отсутствие спроса на эти бумаги объяснялось  рядом причин:

Во-первых, тогда  еще не был создан реальный рынок  ценных бумаг, т.е. не было сравнительно широкого акционирования или интенсивного выпуска акций.

Во-вторых, доверие  к государственным процентным бумагам  со стороны населения и юридических  лиц было утрачено в связи с  началом спада производства и  отсутствием разработки конкретной экономической программы правительства.

В этой связи следует  отметить, что Национальному Банку  Республики Казахстан необходимо было создать свой рынок государственных  ценных бумаг, его структуру и  классификацию государственных  ценных бумаг. Это необходимо прежде всего для укрепления казахстанской  финансовой системы, так как с  помощью различных видов бумаг  и различных сроков их реализации может быть обеспечено частичное  покрытие бюджетного дефицита.

В начале 90-х гг. рынок ценных бумаг не был единым цельным организмом: размещение и  покупка государственных и частных  ценных бумаг производились разрозненно, независимо друг от друга, механизм конкуренции  по существу не действовал. Это объяснялось  ограниченностью выпуска как  государственных, так и частных  ценных бумаг на рынке.

В 1991—1992 гг. рынок  государственных ценных бумаг РК был еще довольно аморфным, поскольку  не сложилась структура самого рынка. Дело в том, что на первом этапе  не было четкого разграничения между  первичным рынком и вторичным (биржевым).

В 1992 году начали свою деятельность на рынке ценных бумаг  первые профессиональные участники - юридические  и физические лица, осуществляющие посредническую деятельность на рынке  ценных бумаг. Выдача им разрешений (лицензий) осуществлялась Министерством финансов на основании Временной инструкции о порядке выдачи разрешения (лицензии) на право ведения посреднической деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденной постановлением коллегии Министерства финансов от 26 марта 1992 года № 3.

К концу 1994 года такие  разрешения (лицензии) получили 1.460 физических и 98 юридических лиц. При этом предусматривалось, что «юридическое лицо в любой  организационно-правовой форме не имеет  права осуществлять посредническую деятельность на рынке ценных бумаг  без специалиста, имеющего лицензию на право совершения операций с ценными  бумагами», а правом заключения сделок от имени юридического лица обладал  только специалист, имеющий лицензию.

                                                            8

Пока рынок в  основном был представлен фондовыми  и товарными биржами, которые  поглощали основной поток частных  ценных бумаг. Развитие же первичного рынка ценных бумаг в структуре  всего рынка возможно лишь при  условии развития следующих основных элементов: более широкой и активной приватизации предприятий, компаний и  ассоциаций; создания системы первичного рынка и его посредников в  лице инвестиционных банков и брокерских фирм, которые могли бы осуществлять посредническую функцию между эмитентами и инвесторами так, как это  принято в мировой практике, в  частности в США, Канаде, странах  Западной Европы и в Японии.

Объектом реализации на первичном рынке должны были стать  не столько акции, сколько облигации  компаний и предприятий.

Фондовая биржа  также нуждалась в определенных структурных изменениях. Ее деятельность в значительной степени зависит  от массы поступления ценных бумаг. При этом не следует забывать, что  биржа — вторичный рынок, на котором  покупаются и продаются, как принято  в мировой практике, ценные бумаги старых выпусков, т.е. уже прошедших  через первичный рынок. Дело в  том, что в РК новые выпуски  государственных ценных бумаг, в  основном акции, поступали на фондовые и товарные биржи, минуя и не образуя  таким образом первичный рынок. В то же время, как показывает мировая  практика, фондовые биржи в основном специализируются на «переработке»  старых выпусков ценных бумаг, в основном акций, хотя через них проходит определенное количество также частных и государственных  облигаций. В то же время на фондовых биржах (в основном континентальной  Европы) реализуются также и эмиссии  акций. Однако это обусловлено прежде всего огромным объемом выпускаемых  ценных бумаг.

Важной стороной совершенствования рынка государственных  ценных бумаг являлось его правильное регулирование с помощью эффективного и эластичного законодательства, которое было бы способно создать  объективные правила игры на рынке. Дело в том, что первым казахстанским  законом о рынке ценных бумаг  стал закон Казахской ССР «Об  обращении ценных бумаг и фондовой бирже в Казахской ССР» от 11 июня 1991 года, содержавший всего 14 статей и введенный в действие с 1 октября  этого же года. Однако не был принят всеобъемлющий закон о государственных  ценных бумагах и биржах, как это  было сделано в свое время в  западных странах. Так, в США такой  закон был принят в 1933 г. и скорректирован в 1934 г., но действует по настоящее  время. В Японии такой закон был  принят после войны и в последующие  годы неоднократно корректировался  в соответствии с качественной и  структурной динамикой рынка  ценных бумаг.

20 марта 1994 года  был принят указ Президента  Республики Казахстан «О мерах  по формированию рынка ценных  бумаг» № 1613, в соответствии  с которым была создана Национальная  комиссия Республики Казахстан  по ценным бумагам, Председатель  и четыре члена которой первоначально  осуществляли свои функции без  отрыва от основной работы. Указом  было утверждено Положение о  Национальной комиссии Республики  Казахстан по ценным бумагам  и предусмотрено создание Центрального  депозитария ценных бумаг Республики  Казахстан в ведении Национальной  комиссии Республики Казахстан  по ценным бумагам. Кроме того, согласно данному указу закон  «Об обращении ценных бумаг  и фондовой бирже в Казахской  ССР» от 11 июня 1991 года был признан  утратившим силу.

 

                                                              9

11 января 1995 года  Президент Республики Казахстан  издал указ «Вопросы Национальной  комиссии Республики Казахстан  по ценным бумагам» № 2019, в  соответствии с которым была  исключена ранее действовавшая  норма о том, что Председатель  и члены Национальной комиссии

по ценным бумагам осуществляют свои функции без отрыва от основной работы, и утвержден персональный состав Национальной комиссии.

21 апреля 1995 года  Президент Республики Казахстан  издал указ, имеющий силу закона, «О ценных бумагах и фондовой  бирже», который ликвидировал правовой  вакуум в государственном регулировании  рынка ценных бумаг, возникший  после прекращения действия закона  «Об обращении ценных бумаг  и фондовой бирже в Казахской  ССР» от 11 июня 1991 года. В данном  указе:

Национальная комиссия по ценным бумагам была определена как центральный орган государственного управления в составе Кабинета Министров, осуществляющий государственное регулирование  рынка ценных бумаг Республики Казахстан, а также контроль за функционированием  рынка и обеспечением (в рамках предоставленных ей полномочий) защиты прав и интересов его участников.

28 марта 1996 года  постановлением Правительства №  370 было утверждено Положение  о Национальной комиссии Республики  Казахстан по ценным бумагам.  При этом, несмотря на то, что  указом Президента Республики  Казахстан, имеющим силу закона, «О ценных бумагах и фондовой  бирже» от 21 апреля 1995 года Национальная  комиссия была определена как  центральный орган государственного  управления в составе Кабинета  Министров, вновь утвержденное  Положение устанавливало статус  Национальной комиссии как центрального  исполнительного органа, не входящего  в состав Правительства. Это  дало толчок к более быстрому  и эффективному развитию рынка  государственных ценных бумаг  в Казахстане.

Формирование фондового  рынка в Казахстане повлекло за собой  возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление  которых необходимо для дальнейшего  успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг.

Основными перспективами  развития современного рынка ценных бумаг на нынешнем этапе являются:

- концентрация и  централизация капиталов;

- повышения уровня  организованности и усиление  государственного контроля;

- компьютеризация  рынка государственных ценных  бумаг;

- нововведения на  рынке;

- секьюритизация;

- взаимодействие  с другими рынками капиталов.  Тенденции к концентрации и  централизации капиталов имеет  два аспекта по отношению к  рынку государственных ценных  бумаг. С одной стороны, на  рынок вовлекаются все новые  участники, для которых данная  деятельность становится основной, а с другой идет процесс  выделения крупных, ведущих профессионалов  рынка на основе как увеличение  их собственных капиталов (концентрация  капитала), так и путем их слияния  в еще более крупные структуры  рынка государственных ценных  бумаг (централизация капитала).

                                                                10

 В результате  на фондовом рынке появляются  торговые системы, которые обслуживают  крупную долю всех операций  на рынке. 

В тоже время рынок  государственных ценных бумаг притягивает  все большие капиталы общества.

Надежность рынка  государственных ценных бумаг и  степень доверия к нему со стороны  массового инвестора напрямую связаны  с повышением уровня организованности рынка и усиление государственного контроля за ним. Масштабы и значение рынка государственных ценных бумаг  таковы, что его разрушение прямо  ведет к разрушению экономического прогресса. Государство должно вернуть  доверие к рынку ценных бумаг, что бы люди вкладывающие сбережения в государственных ценные бумаги были уверены в том, что они  их не потеряют в результате каких-либо действий государства и мошенничества. Все участники рынка поэтому  заинтересованы в том, чтобы рынок  был правильно организован и  жестко контролировался в первую очередь главным участником рынка - государством.

Компьютеризация рынка  государственных ценных бумаг –  результат широчайшего внедрения  компьютеров во все области человеческой жизни в последние десятилетия. Без этой компьютеризации рынок  ценных бумаг в своих современных  формах и размерах был бы просто невозможен. Компьютеризация позволила  совершить революцию как в  обслуживании рыка, прежде всего через  современные системы быстродействующих  и всеохватывающих расчетов для  участников и между ними, так и  в его способах торговли. Компьютеризация  составляет фундамент всех нововведений на рынке государственных ценных бумаг.

Нововведения на рынке ценных бумаг:

- новые инструменты  данного рынка;

- новые системы  торговли ценными бумагами;

- новая инфраструктура  рынка.

Новыми инструментами  рынка государственных ценных бумаг  являются, прежде всего, многочисленные виды производных ценных бумаг, создание новых ценных бумаг, их видов и  разновидностей.

Новые системы торговли – это системы торговли, основанные на использовании компьютеров и  современных средств связи, позволяющие  вести торговлю полностью в автоматическом режиме, без посредников, без непосредственных контрактов между продавцами и покупателями.

Новая инфраструктура рынка – это современные информационные системы, системы клиринга и расчетов, депозитарного обслуживания рынка  ценных бумаг.

Секьюритизация - это  тенденция перехода денежных средств  из своих традиционных форм в форму  ценных бумаг; тенденция перехода одних  форм ценных бумаг в другие, более  доступные для широких кругов инвесторов.

Развитие рынка  государственных ценных бумаг вовсе  не ведет к исчезновению других рынков капиталов, происходит процесс их взаимопроникновения. С одной стороны, рынок государственных  ценных бумаг оттягивает на себя капиталы, но с другой – перемещает эти  капиталы через механизм ценных бумаг  на другие рынки, тем самым способствует их развитию.

 

                                                                11

За последние  годы количество участников фондового  рынка в Казахстане заметно увеличилось. После проведения Пенсионной реформы  в 1998 году, улучшился инвестиционные климат на рынке. Накопительные пенсионные фонды начали свою инвестиционную деятельность как в ценные бумаги национальных компании (Казахойл, Казахтелеком и.т. д.) так и в государственные  ценные бумаги (ноты Национального  Банка РК, Государственными ценными  бумагами Министерства Финансов Республики Казахстан с различными сроками  обращения). Также увеличилось количество компаний-эмитентов выпускающих  свои акции и облигации.

Таким образом, необходимо заметить, что казахстанский рынок  государственных ценных бумаг постепенно развивается и принимает более  цивилизованный облик чем первоначальное хаотическое состояние.

Несмотря на все  проблемы и диспропорции, фондовый рынок Казахстана, как важнейшая  часть формирующегося финансового  рынка имеет большой потенциал  и серьезные перспективы быстрого развития.

В переходный период Казахстан столкнулся с жестким  бюджетным дефицитом. В середине девяностых годов солидарная пенсионная система уже не могла обеспечить даже минимального уровня социальных гарантий. Правительством Республики Казахстан в качестве альтернативного  пути решения данной проблемы была проведена реформа пенсионной системы  на основе чилийской модели накопительной  пенсионной системы.

Информация о работе Формирование и развитие фондовой биржи в Республике Казахстан