Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 12:05, курсовая работа
цель – исследовать формирование и развитие фондовой биржи в Республике Казахстан
3
В соответствие с целью курсовой работы были сформированы следующие задачи:
- изучить теоретические основы рынка ценных бумаг;
- рассмотреть процедуру создания и эволюции нормативно-правовой базы казахстанской фондовой биржи;
- проанализировать современное состояние Казахстанской фондовой биржи;
- провести анализ тенденций развития рынка ценных бумаг Казахстана, обозначить преимущества и недостатки нашего рынка.
Введение………………………………………………………………………3
Теоретические аспекты рынка ценных бумаг
Понятие рынка ценных бумаг……………………………………….......5
Создание нормативной и правовой базы рынка ценных бумаг…...8
Формирование и развитие фондовой биржи в РК
Сущность и функции фондовой биржи………………………………16
Современное состояние казахстанской фондовой биржи………..19
Перспективы дальнейшего развития фондовой биржи
Республики Казахстан……………………………………………….21
Заключение…………………………………………………………………………25
Список использованной литературы…………………………………………..27
1.2 Создание нормативной и правовой базы рынка ценных бумаг
Казахстанский рынок ценных бумаг существует более 10 лет. Первые его элементы появились в 1991 году, когда на базе законодательства СССР, стали создаваться акционерные общества, брокерские фирмы, фондовые биржи.
Особенность развития
рынка ценных бумаг в РК в начале
90-х гг. заключалась в том, что
рынок наполнялся ценными бумагами
довольно хаотично, что было обусловлено
замедленными масштабами приватизации,
а также отсутствием
Во-первых, тогда еще не был создан реальный рынок ценных бумаг, т.е. не было сравнительно широкого акционирования или интенсивного выпуска акций.
Во-вторых, доверие
к государственным процентным бумагам
со стороны населения и
В этой связи следует отметить, что Национальному Банку Республики Казахстан необходимо было создать свой рынок государственных ценных бумаг, его структуру и классификацию государственных ценных бумаг. Это необходимо прежде всего для укрепления казахстанской финансовой системы, так как с помощью различных видов бумаг и различных сроков их реализации может быть обеспечено частичное покрытие бюджетного дефицита.
В начале 90-х гг.
рынок ценных бумаг не был единым
цельным организмом: размещение и
покупка государственных и
В 1991—1992 гг. рынок государственных ценных бумаг РК был еще довольно аморфным, поскольку не сложилась структура самого рынка. Дело в том, что на первом этапе не было четкого разграничения между первичным рынком и вторичным (биржевым).
В 1992 году начали свою деятельность на рынке ценных бумаг первые профессиональные участники - юридические и физические лица, осуществляющие посредническую деятельность на рынке ценных бумаг. Выдача им разрешений (лицензий) осуществлялась Министерством финансов на основании Временной инструкции о порядке выдачи разрешения (лицензии) на право ведения посреднической деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденной постановлением коллегии Министерства финансов от 26 марта 1992 года № 3.
К концу 1994 года такие разрешения (лицензии) получили 1.460 физических и 98 юридических лиц. При этом предусматривалось, что «юридическое лицо в любой организационно-правовой форме не имеет права осуществлять посредническую деятельность на рынке ценных бумаг без специалиста, имеющего лицензию на право совершения операций с ценными бумагами», а правом заключения сделок от имени юридического лица обладал только специалист, имеющий лицензию.
8
Пока рынок в основном был представлен фондовыми и товарными биржами, которые поглощали основной поток частных ценных бумаг. Развитие же первичного рынка ценных бумаг в структуре всего рынка возможно лишь при условии развития следующих основных элементов: более широкой и активной приватизации предприятий, компаний и ассоциаций; создания системы первичного рынка и его посредников в лице инвестиционных банков и брокерских фирм, которые могли бы осуществлять посредническую функцию между эмитентами и инвесторами так, как это принято в мировой практике, в частности в США, Канаде, странах Западной Европы и в Японии.
Объектом реализации на первичном рынке должны были стать не столько акции, сколько облигации компаний и предприятий.
Фондовая биржа
также нуждалась в определенных
структурных изменениях. Ее деятельность
в значительной степени зависит
от массы поступления ценных бумаг.
При этом не следует забывать, что
биржа — вторичный рынок, на котором
покупаются и продаются, как принято
в мировой практике, ценные бумаги
старых выпусков, т.е. уже прошедших
через первичный рынок. Дело в
том, что в РК новые выпуски
государственных ценных бумаг, в
основном акции, поступали на фондовые
и товарные биржи, минуя и не образуя
таким образом первичный рынок.
В то же время, как показывает мировая
практика, фондовые биржи в основном
специализируются на «переработке»
старых выпусков ценных бумаг, в основном
акций, хотя через них проходит определенное
количество также частных и
Важной стороной
совершенствования рынка
20 марта 1994 года
был принят указ Президента
Республики Казахстан «О мерах
по формированию рынка ценных
бумаг» № 1613, в соответствии
с которым была создана
9
11 января 1995 года
Президент Республики
по ценным бумагам осуществляют свои функции без отрыва от основной работы, и утвержден персональный состав Национальной комиссии.
21 апреля 1995 года
Президент Республики
Национальная комиссия
по ценным бумагам была определена
как центральный орган
28 марта 1996 года
постановлением Правительства №
Формирование фондового рынка в Казахстане повлекло за собой возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг.
Основными перспективами развития современного рынка ценных бумаг на нынешнем этапе являются:
- концентрация и централизация капиталов;
- повышения уровня организованности и усиление государственного контроля;
- компьютеризация рынка государственных ценных бумаг;
- нововведения на рынке;
- секьюритизация;
- взаимодействие
с другими рынками капиталов.
Тенденции к концентрации и
централизации капиталов имеет
два аспекта по отношению к
рынку государственных ценных
бумаг. С одной стороны, на
рынок вовлекаются все новые
участники, для которых данная
деятельность становится
10
В результате
на фондовом рынке появляются
торговые системы, которые
В тоже время рынок государственных ценных бумаг притягивает все большие капиталы общества.
Надежность рынка государственных ценных бумаг и степень доверия к нему со стороны массового инвестора напрямую связаны с повышением уровня организованности рынка и усиление государственного контроля за ним. Масштабы и значение рынка государственных ценных бумаг таковы, что его разрушение прямо ведет к разрушению экономического прогресса. Государство должно вернуть доверие к рынку ценных бумаг, что бы люди вкладывающие сбережения в государственных ценные бумаги были уверены в том, что они их не потеряют в результате каких-либо действий государства и мошенничества. Все участники рынка поэтому заинтересованы в том, чтобы рынок был правильно организован и жестко контролировался в первую очередь главным участником рынка - государством.
Компьютеризация рынка
государственных ценных бумаг –
результат широчайшего
Нововведения на рынке ценных бумаг:
- новые инструменты данного рынка;
- новые системы торговли ценными бумагами;
- новая инфраструктура рынка.
Новыми инструментами рынка государственных ценных бумаг являются, прежде всего, многочисленные виды производных ценных бумаг, создание новых ценных бумаг, их видов и разновидностей.
Новые системы торговли – это системы торговли, основанные на использовании компьютеров и современных средств связи, позволяющие вести торговлю полностью в автоматическом режиме, без посредников, без непосредственных контрактов между продавцами и покупателями.
Новая инфраструктура
рынка – это современные
Секьюритизация - это тенденция перехода денежных средств из своих традиционных форм в форму ценных бумаг; тенденция перехода одних форм ценных бумаг в другие, более доступные для широких кругов инвесторов.
Развитие рынка государственных ценных бумаг вовсе не ведет к исчезновению других рынков капиталов, происходит процесс их взаимопроникновения. С одной стороны, рынок государственных ценных бумаг оттягивает на себя капиталы, но с другой – перемещает эти капиталы через механизм ценных бумаг на другие рынки, тем самым способствует их развитию.
За последние
годы количество участников фондового
рынка в Казахстане заметно увеличилось.
После проведения Пенсионной реформы
в 1998 году, улучшился инвестиционные
климат на рынке. Накопительные пенсионные
фонды начали свою инвестиционную деятельность
как в ценные бумаги национальных
компании (Казахойл, Казахтелеком и.т.
д.) так и в государственные
ценные бумаги (ноты Национального
Банка РК, Государственными ценными
бумагами Министерства Финансов Республики
Казахстан с различными сроками
обращения). Также увеличилось количество
компаний-эмитентов
Таким образом, необходимо заметить, что казахстанский рынок государственных ценных бумаг постепенно развивается и принимает более цивилизованный облик чем первоначальное хаотическое состояние.
Несмотря на все
проблемы и диспропорции, фондовый
рынок Казахстана, как важнейшая
часть формирующегося финансового
рынка имеет большой потенциал
и серьезные перспективы
В переходный период Казахстан столкнулся с жестким бюджетным дефицитом. В середине девяностых годов солидарная пенсионная система уже не могла обеспечить даже минимального уровня социальных гарантий. Правительством Республики Казахстан в качестве альтернативного пути решения данной проблемы была проведена реформа пенсионной системы на основе чилийской модели накопительной пенсионной системы.
Информация о работе Формирование и развитие фондовой биржи в Республике Казахстан