Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 00:47, курсовая работа
В данной курсовой работе выделяются четыре основные главы - в первой и второй главе дается общее понятие и представления о сути фискальной политики и ее методах, инструментах и механизме действия, в третьей - рассматривается налоговая система, ее механизм и принципы, а в четвертой - сделана попытка проанализировать существующую фискальную политику Правительства Республики Беларусь.
Введение……………………………………………………………..………………3
1 Сущность, задачи и инструменты фискальной политики………...……………5
2 Механизм действия фискальной политики………………………………...….10
3 Налоговая система. Кривая Лаффера…………………………………………..15
4 Фискальная политика в Республике Беларусь…………………………...……20
Заключение…………………………………………………………………………26
Список литературы………………
W
ND0
Стимулирующая
фискальная политика
в кейнсианской концепции.
Уменьшение заработной платы сдвигает кривую спроса на труд в положение ND2. Так как предложение труда не меняется, то занятость возрастает до N1.
Таким образом, в результате фискальных мероприятий в экономике наблюдается оживление экономической активности при некотором росте уровня цен, но в краткосрочном периоде.
ГЛАВА
2 МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ
ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Фискальная политика является весьма важным инструментом в сглаживании инфляции и при поддержании на должном уровне занятости населения. Поэтому необходимо вырабатывать весьма четкий механизм функционирования этой политики. В зависимости от целевого назначения фискальную политику подразделяют на две части. Речь идет о так называемой дискреционной политике и политике встроенных стабилизаторов.
Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействовать на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост. Поэтому дискреционную политику часто называют активной, так как для нее типично сознательное манипулирование налогами и государственными расходами. Регулирование налогообложения и государственных расходов различно на разных фазах экономического цикла. Так, во время кризиса (спада производства) государство увеличивает свои расходы, снижает налоги, что способствует расширению покупательского спроса. При подъеме производства, сопровождающемся инфляцией, государство сдерживает деловую активность (уменьшает свои расходы, увеличивает налоги). Но для дискреционной политики характерно наличие временного лага (от англ. lag - запаздывание) между принятием решения и самими экономическими действиями, так как данная тематика всегда проходит процедуру обсуждения и утверждения в парламенте страны. Такой временной лаг в фискальной политике включает лаг опознания ситуации (лаг диагностики плюс лаг решения), лаг акции (лаг мероприятия плюс лаг решения), а также внешний лаг (лаг реакции плюс лаг продвижения). Наличие временного лага может привести к тому, что мероприятия дискреционной (активной) фискальной политики не уменьшат, а еще больше усилят циклические колебания, т. е. приведут к проциклическим последствиям
Термин «дискреционный» означает, что налоги и государственные расходы изменяются по усмотрению государства, то есть это происходит не автоматически, а только с согласия правительства.
Выделяют два вида дискреционной политики:
- сдерживающая.
- стимулирующая.
Сдерживающая политика проводится в условиях быстрого роста экономики. Для того чтобы ограничить деловую активность, преодолеть инфляционную тенденцию, используются такие инструменты, как увеличение чистых налогов и (или) сокращение государственных расходов. При этом следует быть готовым к тому, что подавление инфляции спроса может обернуться увеличением безработицы, а сдерживание объема выпуска переродится в стагфляцию. В краткосрочном периоде сдерживающая политика позволяет сократить совокупный спрос и тем самым помогает снижению инфляции. В долгосрочном периоде она может привести к спаду производства и росту безработицы.
Стимулирующая политика осуществляется в условиях спада производства. В краткосрочном периоде она смягчает экономический цикл. В долгосрочном – снижение налогов может привести к стимулированию экономического роста. Но в условиях глубокого кризиса правительство невольно обращает внимание в первую очередь на фискальную функцию налогообложения – налоги призваны пополнить доходную часть госбюджета (сдерживающая фискальная политика). Одновременно правительство пытается решить проблему стимулирования роста экономики и совокупных расходов, что достигается при увеличении государственных расходов (стимулирующая фискальная политика). [5, с. 11-16]
Ограниченные возможности дискреционной фискальной политики адаптироваться к потребностям, вызванным новыми хозяйственными пропорциями, делает необходимым дополнить ее иным видом фискальной политики, способной непрерывно корректировать налоговые поступления. Это осуществляется автоматически с помощью так называемых встроенных стабилизаторов. Фискальная политика, основанная на встроенных (автоматических) стабилизаторах (регуляторах), использует такой механизм, который без участия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах экономического цикла (в него входят налоговые поступления и социальные выплаты). Так, на фазе подъема экономики, когда растут доходы предприятий и работников благодаря прогрессивному налогообложению, еще быстрее увеличиваются суммы налогов. Одновременно уменьшается безработица и улучшается положение малообеспеченных семей, вследствие чего уменьшаются выплаты пособий по безработице и ряд социальных выплат. В итоге уменьшается общая величина совокупного спроса, чем сдерживается неумеренный экономический рост. На фазе кризиса суммы налоговых поступлений автоматически уменьшаются (суммы налоговых изъятий из доходов сокращаются), а социальные выплаты (в т.ч. пособия по безработице) возрастают. В результате возрастает покупательная способность населения, что способствует выходу из кризиса.
Автоматическая (недискреционная) фискальная политика – это автоматическое изменение величины государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (или уменьшение) чистых налоговых поступлений в государственный бюджет в периоды роста (или уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику. Эти изменения происходят под действием встроенных стабилизаторов.
Встроенный (автоматический) стабилизатор – это эффективное средство воздействия на процессы национального воспроизводства, способствующее сглаживанию волн промышленного цикла и их приближению к линии тренда экономического развития, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы включаются без непосредственного вмешательства правительства. Однако они не устраняют главной причины, порождающей циклические колебания равновесного ВВП вокруг его потенциального уровня. Поэтому встроенные стабилизаторы все же необходимо дополнять мерами оперативного воздействия на национальную экономику. О подготовке таких оперативных мероприятий обязано позаботиться правительство страны.
Такими
автоматическими
1. система автоматических изменений в налоговых отчислениях, сущность которой состоит в том, что государством разрабатывается шкала ставок налоговых отчислений в зависимости от величины получаемого дохода или заработной платы. Если доходы возрастают, увеличивается сумма отчислений в виде налога, но в случае их сокращения ограничивается и размер налоговых поступлений.
Поскольку рост налогов вызывает снижение совокупного спроса, государство должно следить за тем, чтобы налоги не превышали допустимый предел. Эту функцию и выполняет прогрессивная налоговая система, являясь «встроенным стабилизатором». При росте валового национального дохода растут доходы, но при этом по прогрессивной налоговой системе растет и величина налогов.
2. пособия по безработице и прочие социальные выплаты, которые в ситуации экономического спада увеличиваются вследствие увеличения числа безработных, и, наоборот, при наличии экономического роста, в результате которого происходит снижение безработицы, данные выплаты автоматически снижаются.
Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить. Следует также отметить, чем выше ставки налогов, чем больше трансфертные платежи, тем более действенна недискреционная политика.
Главное
достоинство недискреционной
Государственные расходы оказывают непосредственное влияние на объемы национального производства и занятость населения. Подобно инвестициям, они обладают мультипликативным эффектом, продолжая цепочку вторичных, третичных и т.д. потребительских расходов, а также ведут к множительному эффекту самих инвестиций.
Мультипликатор
государственных расходов показывает
приращение ВНП в результате приращения
государственных расходов, потраченных
на закупку товаров и услуг. Он
может быть выражен формулой:
Кмл = ΔВНП / ΔJ,
где Кмл - коэффициент мультипликатора государственных расходов; ΔВНП – приращение валового национального продукта; ΔJ – приращение государственных расходов.
Коэффициент
мультипликации показывает, во сколько
раз общий прирост ВНП
Можно
отметить, что мультипликатор государственных
расходов практически равен мультипликатору
инвестиций. С точки зрения экономической
теории такая зависимость закономерна,
поскольку государственные
Таким
образом, повышение государственных
расходов на определенную величину вызывает
изменение национального
ГЛАВА3
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА.
КРИВАЯ ЛАФФЕРА
Финансовая
система – это совокупность финансовых
отношений и комплекса