Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 00:47, курсовая работа
В данной курсовой работе выделяются четыре основные главы - в первой и второй главе дается общее понятие и представления о сути фискальной политики и ее методах, инструментах и механизме действия, в третьей - рассматривается налоговая система, ее механизм и принципы, а в четвертой - сделана попытка проанализировать существующую фискальную политику Правительства Республики Беларусь.
Введение……………………………………………………………..………………3
1 Сущность, задачи и инструменты фискальной политики………...……………5
2 Механизм действия фискальной политики………………………………...….10
3 Налоговая система. Кривая Лаффера…………………………………………..15
4 Фискальная политика в Республике Беларусь…………………………...……20
Заключение…………………………………………………………………………26
Список литературы………………
Динамика
централизации доходов
консолидированного
бюджета[15]
Показатели |
Ед. изм. |
2006 г.,
январь-июнь |
2007 г.,
январь-июнь |
1. Валовой внутренний продукт | млрд. руб. | 28108,3 | 34502,4 |
2. Доходы консолидированного бюджета (с государ. целевыми бюджетными и внебюджетными фондами и ФСЗН) | млрд. руб. | 14351,9 | 17430,9 |
3.
Недоимка по доходам и |
млрд. руб. | 295,2 | 227,8 |
4.
Уд. вес недоимки по доходам
и поступлениям к доходам |
% | 2,1 | 1,3 |
5.
Централизация с учетом |
% | 52,1 | 51,2 |
в том числе: | |||
уд. вес доходов консолидированного бюджета в ВВП (централизация) | % | 51,1 | 50,5 |
уд. вес недоимки в ВВП | % | 1,0 | 0,7 |
Одним из факторов повышения уровня централизации бюджетных средств в ВВП является показатель энергетичности доходов, характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста налоговых поступлений к процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что за первое полугодие 2007 года коэффициент энергетичности доходов составил 1,03, что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП (на 3 п.п.), и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более чем на единицу (для сравнения отметим, что в первом полугодии 2006 года коэффициент энергетичности доходов был 1,18).
Ниже приводится анализ структуры консолидированного бюджета (с учетом доходов ФСЗН) по новой бюджетной классификации за сопоставимые периоды 2006-2007 годов, табл. 2. Как видно из таблицы, в январе-июне 2007 года налоговые доходы выросли на 0,5 п.п. по сравнению с январем-июнем 2006 года, а неналоговые – сократились на 1,9 п.п. [16]
Динамика структуры доходов консолидированного бюджета
за январь-июнь 2006-2007 гг., %[16]
Показатели | январь-июнь 2006 | январь-июнь
2007 |
Налоговые доходы - всего | 70,2 | 70,7 |
в том числе: | ||
Прямые налоги на доходы и прибыль | 15,6 | 16,1 |
в т.ч. - подоходный налог | 5,8 | 6,5 |
Налоги на фонд заработной платы | 1,8 | 1,8 |
Налоги на собственность | 3,7 | 3,4 |
Налоги на товары и услуги | 39,1 | 38,4 |
в т.ч. - НДС | 19,1 | 19,1 |
- акцизы | 4,5 | 7,2 |
Налоговые
доходы от внешнеэкономической |
5,8 | 5,6 |
Взносы на государственное социальное страхование | 23,5 | 25,1 |
Неналоговые доходы | 6,2 | 4,3 |
Итого доходов | 100,0 | 100,0 |
При этом налоговые доходы уменьшились с 35,9% ВВП в первом квартале 2006 года до 35,7% ВВП в первом квартале 2007 года. В сравниваемых периодах выросли акцизы - с 2,3% до 3,7% ВВП, доходы государственных целевых бюджетных фондов – с 6,3% до 8% ВВП, подоходный налог – на 0,3 п.п., налог на прибыль – на 0,2 п.п. Сократились налог на добавленную стоимость – с 9,8 до 9,7% ВВП, налог на недвижимость – с 1,4 до 1,2% ВВП и налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности – с 3,0 до 2,8% ВВП.
Расходы консолидированного бюджета за первое полугодие 2007 года профинансированы в сумме 16 666,6 млрд. рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2006 года при реальном росте всех расходов консолидированного бюджета на 16,4% в разрезе функциональной классификации отдельные разделы бюджета имели различия в динамике финансирования. Значительный реальный прирост наблюдался по расходам на национальную экономику – 25,3%; физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации – 27%; здравоохранение – 14,2%; образование – 13,4% при менее существенном росте расходов на жилищные и коммунальные услуги – на 7,8%. [16]
В целом сложившиеся тенденции в налогово-бюджетной сфере страны адекватны экономическим процессам, происходящим в государстве. Бюджетно-налоговая политика в 2007 году подчинена выполнению задач социально-экономического развития страны. [16]
Консолидированный бюджет Республики Беларусь
млрд. рублей | ||||
2006 год | 2007 год | I полугодие 2006 года |
I полугодие 2007 года | |
1. ДОХОДЫ - всего | 23 003,2 | 30 824,9 | 14 351,9 | 17 430,9 |
1.1 НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них: | 16 751,4 | 22 326,8 | 10 079,8 | 12 317,7 |
Подоходный налог | 1 403,8 | 1 882,3 | 830,2 | 1 126,9 |
Налог на прибыль | 1 629,7 | 2 376,9 | 1 111,9 | 1 426,3 |
Налоги на собственность | 957,0 | 1 148,6 | 535,7 | 586,3 |
НДС | 3 854,5 | 5 909,0 | 2 739,1 | 3 331,5 |
Акцизы | 1 125,8 | 1 368,0 | 644,6 | 1 262,5 |
Налоговые
доходы от внешнеэкономической |
1 094,8 | 1 682,3 | 831,2 | 973,8 |
1.2
ВЗНОСЫ НА ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ |
5 382,2 | 7 345,5 | 3 378,0 | 4 370,8 |
1.3 НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ | 869,7 | 1 152,6 | 894,2 | 742,4 |
2. РАСХОДЫ (функциональная классификация) | 22 546,5 | 30 556,0 | 13 337,2 | 16 666,6 |
2.1 Общегосударственные расходы | 2 533,2 | 4 003,6 | 1 579,3 | 1 982,3 |
2.1 Национальная оборона | 483,0 | 720,1 | 327,7 | 408,8 |
2.3
Правоохранительная |
1 000,7 | 1 382,7 | 618,0 | 788,7 |
2.4 Национальная экономика | 4 507,5 | 5 983,5 | 2 413,8 | 3 247,4 |
2.5 Охрана окружающей среды | 314,6 | 384,6 | 120,8 | 102,5 |
2.6
Жилищно-коммунальные услуги и
жилищное строительство |
1 398,8 | 1 671,8 | 576,6 | 667,8 |
2.7 Здравоохранение | 2 256,3 | 2 985,4 | 1 354,5 | 1 661,3 |
2.8 Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации | 528,7 | 705,1 | 307,1 | 418,7 |
2.9 Образование | 2 985,4 | 4 007,9 | 2 008,0 | 2 446,6 |
2.10 Социальная политика | 6 538,4 | 8 711,3 | 4 031,5 | 4 942,5 |
РАСХОДЫ (экономическая классификация) | ||||
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них: | 18 360,1 | 24 610,1 | 11 448,1 | 14 078,5 |
Заработная плата | 3 882,0 | 5 290,0 | 2 603,5 | 3 326,4 |
Начисления на заработную плату | 1 064,8 | 1 477,6 | 720,9 | 920,0 |
Выплата процентов | 243,7 | 229,5 | 127,8 | 154,6 |
Субсидии и текущие трансферты | 9 084,2 | 12 618,2 | 5 818,7 | 7 154,9 |
КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ | 3 928,1 | 5 387,2 | 1 809,7 | 2 540,0 |
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ | 258,3 | 558,7 | 79,4 | 48,1 |
3. ДЕФИЦИТ (ПРОФИЦИТ) | 457 | 269 | 1 015 | 764 |
Финансирование | -457 | -269 | -1 015 | -764 |
Внутреннее финансирование | -693 | -467 | -822 | -719 |
Внешнее финансирование | 236 | 198 | -193 | -45 |
Справочно: | ||||
ФОНД СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ | ||||
Доходы | 5 416,7 | 7 404,7 | 3 404,0 | 4 413,2 |
в т.ч. трансферты республиканского бюджета | 36,1 | 288,9 | 71,8 | 60,0 |
Расходы | 5 226,0 | 6 735,5 | 3 196,5 | 3 940,8 |
Сальдо | 190,7 | 669,3 | 207,5 | 472,4 |
Бюджет – это система, используемая правительством и другими организациями для планирования доходов и расходов и для осуществления контроля над ними.
В настоящее время бюджет и налогово-бюджетная политика неотделимы друг от друга. Налогово-бюджетная политика включает в себя мероприятия по сбору налогов и расходованию бюджетных средств. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств.
В
любой стране, при любой общественно-
Государственное
регулирование экономики и
Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц.
Правильное построение экономических рычагов управления государства ведёт к стабильному, уравновешенному и процветающему образу жизни всех субъектов государства.
Таким образом, фискальная политика, проводимая правительством, обязана отвечать основным принципам построения налоговой системы и регулировать экономические взаимоотношения внутри страны.
Кроме того, реализация фискальной политики должна учитывать три важнейшие функции государственного управления налогообложением:
1.
Обеспечение финансирования
2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных групп с целью сглаживания неравенства между ними, недопущения резкого расслоения общества (социальная функция).
3.
Государственное
Считают, что правильное построение фискальной политики - верный путь высокого развития и обогащения любого государства
На основании данной курсовой работы можно сделать следующие выводы:
1.
По поводу финансов возникают
экономические отношения,
Фискальная политика в зависимости от механизмов ее регулирования на изменение экономической ситуации делится на дискреционную и автоматическую фискальную политику (политику встроенных стабилизаторов).
2.
Наиболее значительными
3. Налоговая система любой
Но основным в системе налогообложения является все же критерий платежеспособности. В соответствии с ним налоги должны расти по мере роста доходов, так как в результате этого неравенство в материальном положении сокращается.
4.
Благодаря мультипликативному