Фискальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 00:47, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе выделяются четыре основные главы - в первой и второй главе дается общее понятие и представления о сути фискальной политики и ее методах, инструментах и механизме действия, в третьей - рассматривается налоговая система, ее механизм и принципы, а в четвертой - сделана попытка проанализировать существующую фискальную политику Правительства Республики Беларусь.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..………………3
1 Сущность, задачи и инструменты фискальной политики………...……………5
2 Механизм действия фискальной политики………………………………...….10
3 Налоговая система. Кривая Лаффера…………………………………………..15
4 Фискальная политика в Республике Беларусь…………………………...……20
Заключение…………………………………………………………………………26
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

курсовая 2006 года.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

Динамика  централизации доходов  консолидированного бюджета[15]  

     
    Показатели
     
    Ед. изм.
    2006 г.,

    январь-июнь

    2007 г.,

    январь-июнь

           
    1. Валовой внутренний продукт млрд. руб. 28108,3 34502,4
           
    2. Доходы консолидированного бюджета (с государ. целевыми бюджетными и внебюджетными фондами и ФСЗН) млрд. руб. 14351,9 17430,9
           
    3. Недоимка по доходам и поступлениям млрд. руб. 295,2 227,8
           
    4. Уд. вес недоимки по доходам  и поступлениям к доходам консолидированного бюджета % 2,1 1,3
           
    5. Централизация с учетом недоимки % 52,1 51,2
    в том числе:      
    уд. вес доходов консолидированного бюджета в ВВП (централизация) % 51,1 50,5
    уд. вес недоимки в ВВП % 1,0 0,7
 

 

    Одним из факторов повышения уровня централизации бюджетных средств в ВВП является показатель энергетичности доходов, характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста налоговых поступлений к процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что за первое полугодие 2007 года коэффициент энергетичности доходов составил 1,03, что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП (на 3 п.п.), и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более чем на единицу (для сравнения отметим, что в первом полугодии 2006 года коэффициент энергетичности доходов был 1,18).

    Ниже  приводится анализ структуры консолидированного бюджета (с учетом доходов ФСЗН) по новой бюджетной классификации за сопоставимые периоды 2006-2007 годов, табл. 2. Как видно из таблицы, в январе-июне 2007 года налоговые доходы выросли на 0,5 п.п. по сравнению с январем-июнем 2006 года, а неналоговые – сократились на 1,9 п.п. [16]

Динамика  структуры доходов  консолидированного бюджета

за  январь-июнь 2006-2007 гг., %[16]

    Показатели январь-июнь 2006 январь-июнь

    2007

    Налоговые доходы - всего 70,2 70,7
    в том числе:    
    Прямые  налоги на доходы и прибыль 15,6 16,1
    в т.ч. - подоходный налог 5,8 6,5
    Налоги  на фонд заработной платы 1,8 1,8
    Налоги  на собственность 3,7 3,4
    Налоги  на товары и услуги 39,1 38,4
    в т.ч. - НДС 19,1 19,1
    - акцизы 4,5 7,2
    Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности 5,8 5,6
    Взносы  на государственное социальное страхование 23,5 25,1
    Неналоговые доходы 6,2 4,3
    Итого доходов 100,0 100,0
 

 

    При этом налоговые доходы уменьшились  с 35,9% ВВП в первом квартале 2006 года до 35,7% ВВП в первом квартале 2007 года. В сравниваемых периодах выросли акцизы - с 2,3% до 3,7% ВВП, доходы государственных целевых бюджетных фондов – с 6,3% до 8% ВВП, подоходный налог – на 0,3 п.п., налог на прибыль – на 0,2 п.п. Сократились налог на добавленную стоимость – с 9,8 до 9,7% ВВП, налог на недвижимость – с 1,4 до 1,2% ВВП и налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности – с 3,0 до 2,8% ВВП.

    Расходы консолидированного бюджета за первое полугодие 2007 года профинансированы в сумме 16 666,6 млрд. рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2006 года при реальном росте всех расходов консолидированного бюджета на 16,4% в разрезе функциональной классификации отдельные разделы бюджета имели различия в динамике финансирования. Значительный реальный прирост наблюдался по расходам на национальную экономику – 25,3%; физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации – 27%; здравоохранение – 14,2%; образование – 13,4% при менее существенном росте расходов на жилищные и коммунальные услуги – на 7,8%. [16] 

    В целом сложившиеся тенденции в налогово-бюджетной сфере страны адекватны экономическим процессам, происходящим в государстве. Бюджетно-налоговая политика в 2007 году подчинена выполнению задач социально-экономического развития страны. [16]

Консолидированный бюджет Республики Беларусь

   
 
млрд. рублей
  2006 год 2007 год
 полугодие 
 2006 года
I  
полугодие 
 2007 года
1. ДОХОДЫ - всего 23 003,2 30 824,9 14 351,9 17 430,9
1.1 НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них: 16 751,4 22 326,8 10 079,8 12 317,7
Подоходный  налог 1 403,8 1 882,3 830,2 1 126,9
Налог на прибыль 1 629,7 2 376,9 1 111,9 1 426,3
Налоги  на собственность 957,0 1 148,6 535,7 586,3
НДС 3 854,5 5 909,0 2 739,1 3 331,5
Акцизы 1 125,8 1 368,0 644,6 1 262,5
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности 1 094,8 1 682,3 831,2 973,8
1.2 ВЗНОСЫ НА ГОСУДАРСТВЕННОЕ 
 СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
5 382,2 7 345,5 3 378,0 4 370,8
1.3 НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 869,7 1 152,6 894,2 742,4
2. РАСХОДЫ (функциональная  классификация) 22 546,5 30 556,0 13 337,2 16 666,6
2.1 Общегосударственные расходы 2 533,2 4 003,6 1 579,3 1 982,3
2.1 Национальная оборона 483,0 720,1 327,7 408,8
2.3 Правоохранительная деятельность  и обеспечение  безопасности 1 000,7 1 382,7 618,0 788,7
2.4 Национальная экономика 4 507,5 5 983,5 2 413,8 3 247,4
2.5 Охрана окружающей среды 314,6 384,6 120,8 102,5
2.6 Жилищно-коммунальные услуги и  жилищное  
 строительство
1 398,8 1 671,8 576,6 667,8
2.7 Здравоохранение 2 256,3 2 985,4 1 354,5 1 661,3
2.8 Физическая культура, спорт, культура  и средства  массовой информации 528,7 705,1 307,1 418,7
2.9 Образование 2 985,4 4 007,9 2 008,0 2 446,6
2.10 Социальная политика 6 538,4 8 711,3 4 031,5 4 942,5
РАСХОДЫ (экономическая классификация)        
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них: 18 360,1 24 610,1 11 448,1 14 078,5
Заработная  плата 3 882,0 5 290,0 2 603,5 3 326,4
Начисления  на заработную плату 1 064,8 1 477,6 720,9 920,0
Выплата процентов 243,7 229,5 127,8 154,6
Субсидии  и текущие трансферты 9 084,2 12 618,2 5 818,7 7 154,9
КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ 3 928,1 5 387,2 1 809,7 2 540,0
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ  КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ  ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ 258,3 558,7 79,4 48,1
3. ДЕФИЦИТ (ПРОФИЦИТ) 457 269 1 015 764
Финансирование -457 -269 -1 015 -764
Внутреннее  финансирование -693 -467 -822 -719
Внешнее финансирование 236 198 -193 -45
         
Справочно:        
ФОНД  СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ        
Доходы 5 416,7 7 404,7 3 404,0 4 413,2
в т.ч. трансферты республиканского бюджета 36,1 288,9 71,8 60,0
Расходы 5 226,0 6 735,5 3 196,5 3 940,8
Сальдо 190,7 669,3 207,5 472,4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 

    Бюджет  – это система, используемая правительством и другими организациями для планирования доходов и расходов и для осуществления контроля над ними.

    В настоящее время бюджет и налогово-бюджетная  политика неотделимы друг от друга. Налогово-бюджетная  политика включает в себя мероприятия по сбору налогов и расходованию бюджетных средств. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств.

    В любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе  экономика в той или иной степени  регулируется государством в лице государственных  органов.

    Государственное регулирование экономики и использование  механизмов бюджетно-налоговой политики ставит своей главной целью обеспечить стабильные темпы экономического роста, соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая при этом о правах и свободе личности.

    Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц.

    Правильное  построение экономических рычагов  управления государства ведёт к стабильному, уравновешенному и процветающему образу жизни всех субъектов государства.

    Таким       образом,       фискальная            политика,       проводимая правительством, обязана отвечать основным принципам построения налоговой системы и регулировать экономические взаимоотношения внутри страны.

    Кроме того, реализация фискальной политики должна учитывать три важнейшие  функции государственного управления налогообложением:

    1. Обеспечение финансирования государственных   расходов, то есть прямая функция налогов.

    2. Поддержание   социального   равновесия      путем   изменения соотношения   между       доходами    отдельных   групп   с   целью сглаживания     неравенства между ними,  недопущения резкого расслоения общества (социальная функция).

    3. Государственное  антициклическое   и  противоинфляционное, секторальное,     отраслевое и региональное регулирование экономики (собственно регулирующая функция).

    Считают, что правильное построение фискальной политики - верный путь высокого развития и обогащения любого государства

    На  основании данной курсовой работы можно  сделать следующие выводы:

    1. По поводу финансов возникают  экономические отношения, которые  государство может использовать  в проводимых фискальных мероприятиях. Фискальная политика является одним из основных инструментов макроэкономического регулирования.

    Фискальная  политика в зависимости от механизмов ее регулирования на изменение экономической  ситуации делится на дискреционную  и автоматическую фискальную политику (политику встроенных стабилизаторов).

    2. Наиболее значительными инструментами  фискального воздействия являются налоги, государственные закупки и процентные ставки по кредитам. В периоды спада производства необходимо увеличивать государственные расходы, снижать налоги или делать и то и другое, т.е. проводить стимулирующую (экспансионистскую) политику. В целях снижения темпов инфляции реализуют сдерживающую (рестрикционистскую) фискальную политику. Она заключается в сокращении государственных расходов, увеличении налогов или в сочетании тех и других мер.

     3. Налоговая система любой страны  эффективна в том случае, если  сформирована на общих методологических  подходах, учитывающих платежеспособность  населения, налоговые льготы для  стратегических целей экономики,  равномерное распределение налогов по субъектам хозяйствования, оптимальность налогового бремени и др. Важным звеном налоговой политики государства являются критерии налогообложения. В качестве первого критерия экономисты называют  справедливость (равенство), в качестве второго – эффективность. Первый критерий строится на том, что государственные налоги и их расходование влияют на распределение доходов в обществе, возлагая тяготы на одних и предоставляя блага другим. Общество, в конечном счете, стремится к справедливому распределению этих тягот и благ.

    Но  основным в системе налогообложения  является все же критерий платежеспособности. В соответствии с ним налоги должны расти по мере роста доходов, так  как  в результате этого  неравенство  в материальном положении сокращается.

    4. Благодаря мультипликативному эффекту  на каждую единицу сокращения  пропорционального налога приходится  гораздо больше единиц прироста  ВВП.

Информация о работе Фискальная политика