Финансовый контроль в системе управления финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 19:01, курсовая работа

Краткое описание

Значение финансового контроля.
Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов.

Оглавление

1. Введение……………………………………………………………………………...3
2. Содержание и задачи финансового контроля ………………...……….……….…5
2.1. Финансовый контроль в системе управления финансами ……………………..5
2.2. Принципы финансового контроля ………………………………………………8
2.3. Объекты и субъекты финансового контроля……………………………………9
3. Виды и методы финансового контроля…………………………………………..16
3.1. Виды финансового контроля…………………………………………………….16
3.2. Методы финансового контроля …………………………………………………24
4. Организация финансового контроля в РФ ……………………………………....30
4.1. Организация финансового контроля в РФ …………………………………….30
4.2. Финансовый контроль со стороны Счетной палаты РФ ……………………..31
4.3. Финансовый контроль со стороны Президента РФ …………………………..39
4.4. Финансовый контроль со стороны Правительства РФ ……………………….40
4.5. Негосударственный финансовый контроль ……………………………………41
5. Пути совершенствования финансового контроля в РФ ………………………..42
6. Заключение …………………………………………………………………………45
7.Список использованной литературы ……………………………………………..47

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 74.66 Кб (Скачать)

Экспертно-аналитическая  деятельность Счетной палаты включает экспертизу проектов законов, международных  договоров, федеральных программ и  других документов, касающихся федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и федеральной собственности, а также подготовку аналитических  материалов по вопросам финансового  контроля. В Счетной палате существует единая система контроля федерального бюджета, в основу которой положен  непрерывный контрольный цикл продолжительностью три года. Этот цикл включает несколько последовательных стадий:

предварительный контроль проекта бюджета будущего года;

оперативный контроль в процессе исполнения бюджета текущего года;

последующий контроль (комплексная  документальная ревизия исполненного бюджета).

Таким образом, в течение  каждого года Счетная палата одновременно работает с бюджетами трех лет  – прошлого, текущего и будущего. Бюджет прошлого года находится в  стадии комплексной ревизии, текущего – в стадии оперативного контроля, и будущего года – в стадии предварительного контроля. Рассмотрим эти этапы более подробно.

В ходе предварительного контроля показатели, заложенные в проект бюджета  на очередной год, проходят экспертную проверку. Они сопоставляются с данными  о ходе исполнения бюджета текущего года, состоянии отдельных статей доходов и расходов, внешних и  внутренних заимствований. Учитывается  информация о социально-экономическом  положении страны, прогнозы развития экономики в целом, отдельных  отраслей и регионов. На этой основе составляется заключение на проект федерального бюджета, которое утверждается Коллегией  Счетной палаты. В нем отражаются следующие основные положения:

соответствие законопроекта  Бюджетному кодексу и другим нормативным  актам;

прогноз исходных макроэкономических показателей для составления  проекта бюджета;

основные характеристики бюджета и его особенности;

доходы и расходы федерального бюджета;

государственный долг и заимствования, обслуживание и погашение долговых обязательств;

взаимоотношения федерального бюджета с бюджетами других уровней  и внебюджетными фондами;

программная часть проекта бюджета, и др.

Счетная палата может также  вносить предложения по корректировке  различных параметров бюджета на этапе его обсуждения Государственной Думе.

Оперативный контроль исполнения бюджета проводится в течение  года. Счетная палата в проверяет полноту и своевременность поступлений денежных средств, расходование бюджетных ассигнований, сопоставляет эти данные с утвержденными показателями, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ и на этой основе вносит предложения по совершенствованию бюджетного процесса.

Основными приемами оперативного контроля являются:

анализ специальных форм отчетности, представляемых участниками  бюджетного процесса;

обработка копий первичных  платежных документов, предоставляемых  Министерством финансов и Центральным  банком, на основании которых осуществлялись операции с бюджетными средствами;

анализ других форм финансовой отчетности министерств и ведомств, Центрального банка и кредитных  организаций, осуществляющих операции со средствами федерального бюджета;

обобщение результатов контрольных  мероприятий, проводимых по поручениям Федерального Собрания и по инициативе Счетной палаты;

выборочные экспресс-проверки, необходимые для уточнения отдельных параметров исполнения бюджета;

экспертные оценки.

На основе данных оперативного контроля Счетная палата составляется ежеквартальный отчет об исполнении федерального бюджета. Форма отчета утверждена Государственной Думой  по согласованию с Советом Федерации. В нем отражаются фактические  показатели доходов и расходов бюджета, а также их сопоставление с  утвержденным планом за три, шесть, девять и двенадцать месяцев текущего года. Показатели рассчитываются нарастающим  итогом, то есть за истекший период с  начала года. Отчет утверждается Коллегией  Счетной палаты и после этого  направляется обеим палатам парламента.

После окончании финансового года Счетная палата проводит комплексную документальную ревизию уже исполненного бюджета. Для этого создается специальная рабочая группа. Проверке подлежат все платежные документы по остаткам, приходу, расходу и заимствованию бюджетных средств, лицевые счета казначейства, документы по исполнению федерального бюджета в Центральном банке и других финансовых учреждениях. Одновременно проводятся контрольные мероприятия во всех департаментах Минфина России, во всех министерствах и ведомствах. Выборочно проверяются территориальные управления и отделения казначейства.

По результатам комплексной  ревизии составляются первичные  акты, число которых измеряется несколькими  сотнями, и сводный акт. На этой основе Счетная палата готовит заключение на проект закона об исполнении федерального бюджета за соответствующий год, который составляется Правительством и представляется в Государственную Думу.

Экспертно-аналитической  деятельность Счетной палаты заключается  в экспертизе проектов законов, международных  договоров, федеральных программ и  других документов, касающихся федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и федеральной собственности, а также в подготовке аналитических  материалов по вопросам финансового контроля.

Счетная палата проводит экспертизу проектов:

федерального бюджета, отдельных  статей его доходов и расходов, размеров государственного внутреннего  и внешнего долга, бюджетного дефицита;

законов и других нормативных  актов по бюджетно-финансовым вопросам, которые вносятся на рассмотрение Государственной  Думы;

международных договоров, влекущих правовые последствия для федерального бюджета;

программ, которые финансируются  за счет средств федерального бюджета.

По всем названным документам Счетная палата готовит свои заключения. В них должны отражаться только факты, не должно быть политических оценок принимаемых решений.

Помимо экспертиз законопроектов, Счетная палата анализирует результаты проведенных контрольных мероприятий, исследует выявленные нарушения  и отклонения в бюджетном процессе. На этой основе составляются предложения по развитию финансовой системы и совершенствованию бюджетного законодательства, которые направляются в Государственную Думу.

4.3. Финансовый  контроль со стороны Президента  РФ.

Контроль  финансов  со   стороны   Президента   РФ   осуществляется   в

соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым  вопросам,подписания федеральных законов;  назначения и освобождения  от  должности министра финансов РФ, представления  Государственной  Думе  кандидатуры  для назначения на должность председателя Центрального банка.

Определенные функции  финансового контроля выполняет Главное контрольное управление Президента РФ, созданное Указом Президента от 24 мая  1994г.  Как структурное   подразделение   Администрации  Президента   оно   подчиняется непосредственно  Президенту  РФ,  но  взаимодействует  со   всеми   органами исполнительной  власти.  Среди  его  функций:  контроль  над   деятельностью органов контроля и надзора при федеральных  органах  исполнительной  власти, подразделений  Администрации  Президента,  органов   исполнительной   власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений  граждан  и  юридических лиц.

     Главное   Контрольное   управление   наделено   правом   требовать   от руководителей   государственных   органов,  организаций   и    предприятий(независимо от формы собственности) представления документов, материалов  и любой  информации,  необходимой  для  проведения  проверок;  привлекать   к проверкам  специалистов  и  представителей  правоохранительных  органов   и вносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам  проверок.Оно вправе  направлять  предписания об  устранении  финансовых  нарушений,которые должны быть рассмотрены и течение 10 дней. Но оно не  имеет права самостоятельно применять какие-либо санкции.

4.4. Финансовый  контроль со стороны Правительства  РФ.

Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ и Законом «О Совете

 Министров – Правительстве РФ» наделено широкими полномочиями. Оно контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита.

 Правительство РФ контролирует  и регулирует финансовую деятельность  подведомственных ему органов  финансового контроля. Правительством  РФ утверждены положения «О  Министерстве Финансов» (на основании  Постановления от 6 марта 1998 года), «О Казначействе» (на основании  Постановления от 27 августа 1993 года). При Правительстве РФ действует  Контрольно- наблюдательный совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов.

 Важнейшее место в  системе финансового контроля со стороны Правительства РФ занимает Министерство финансов РФ (Минфин), которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует её осуществление. Все структурные подразделения Минфина в той или иной форме контролируют финансовые отношения. Прежде всего, Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основании решения Правительства РФ.

 По результатам контроля  Минфин вправе требовать устранения  выявленных нарушений; ограничивать  и приостанавливать финансирование  из федерального бюджета предприятий  и организации при наличии  у них фактов незаконного расходования  средств, а также непредставления  ими соответствующей отчётности; взыскивать государственные средства, используемые не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.

 Большую роль в проведении  финансового контроля играет осуществляемое Минфином методическое руководство организацией бухгалтерского учёта в стране, а также проведение аттестаций по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности (сюда не входит аудит банков).

 Следует отметить, что  контрольные полномочия Минфина  РФ распространяются на финансовые  средства только федерального  уровня.Бюджетное законодательство РФ предусматривает финансовую самостоятельность субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Они сами несут ответственность за формирование и использование своих бюджетов и внебюджетных фондов.

4.5. Негосударственный финансовый контроль .

В настоящее время наряду с государственным финансовым контролером  существует и негосударственный  финансовый контроль, который представлен: (а) внутрифирменным контролем, (б) контролем  со стороны коммерческих банков за организациями, (в) независимым аудиторским  контролем. Конечные цели всех видов  финансового контроля едины и  заключаются в обеспечении соблюдения финансовой дисциплины, повышении эффективности  распределения и использования  финансовых ресурсов. В то же время  задачи и, соответственно, функции государственного и негосударственного финансового контроля различны.

Если главной задачей  государственного контроля является содействие успешной реализации финансовой политики государства посредством обеспечения  соблюдения финансового законодательства, финансовой дисциплины, недопущения  нецелевого использования бюджетных  и внебюджетных средств, то основной задачей негосударственного контроля выступает повышение эффективности  использования финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечение  достоверности показателей финансовой отчетности.

 

 

5. Пути совершенствования  финансового контроля в РФ.

Совершенствование финансового  контроля в РФ должно осуществляться по следующим основным направлениям. Создание методологических основ финансового  контроля в РФ как важнейшей составляющей общенационального контроля позволит всем субъектам контроля и субъектам  хозяйствования получить четкие ориентиры  в процессе определения и реализации своих задач, функций, полномочий, а  также определить цели, задачи, принципы, этические нормы финансового  контроля и т.п. Следует также  законодательно определить: виды финансового  контроля, субъекты и объекты финансового  контроля, разделить сферы внешнего и внутреннего финансового контроля. Отсутствие общих подходов к классификации  финансового контроля, единой терминологии в части определения таких  ключевых понятий, как вид, форма, методы контроля, создает трудности в  разработке и применении нормативно-правовых актов (методических документов контролирующих органов и т.п.), способствует возникновению  ряда спорных ситуаций, например, в  отношении мер ответственности  за финансовые нарушения. Необходимо также  завершить разработку единой кодифицированной системы стандартов финансового  контроля, используя опыт Счетной палаты РФ.

В вопросах совершенствования  финансового контроля большая роль принадлежит различным профессиональным ассоциациям, объединениям органов  финансового контроля, деятельность которых позволит решать, как отдельные  вопросы осуществления того или  иного вида финансового контроля в РФ, так и ключевые вопросы  методологии финансового контроля.

Информация о работе Финансовый контроль в системе управления финансами