Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 19:01, курсовая работа
Значение финансового контроля.
Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов.
1. Введение……………………………………………………………………………...3
2. Содержание и задачи финансового контроля ………………...……….……….…5
2.1. Финансовый контроль в системе управления финансами ……………………..5
2.2. Принципы финансового контроля ………………………………………………8
2.3. Объекты и субъекты финансового контроля……………………………………9
3. Виды и методы финансового контроля…………………………………………..16
3.1. Виды финансового контроля…………………………………………………….16
3.2. Методы финансового контроля …………………………………………………24
4. Организация финансового контроля в РФ ……………………………………....30
4.1. Организация финансового контроля в РФ …………………………………….30
4.2. Финансовый контроль со стороны Счетной палаты РФ ……………………..31
4.3. Финансовый контроль со стороны Президента РФ …………………………..39
4.4. Финансовый контроль со стороны Правительства РФ ……………………….40
4.5. Негосударственный финансовый контроль ……………………………………41
5. Пути совершенствования финансового контроля в РФ ………………………..42
6. Заключение …………………………………………………………………………45
7.Список использованной литературы ……………………………………………..47
Счетная палата Франции по результатам проверки счетов государственной организации и в случае обнаружения недостачи либо перерасходования средств может вынести определение в отношении государственных чиновников, допустивших нарушение, которое одновременно является и исполнительным документом, дающим право на арест имущества государственного чиновника, либо имущества его поручителей и правопреемников.
Для каждого вида контроля и контролирующего органа предусмотрен соответствующий регламент, определяющий порядок, последовательность выполнения контрольных операций и форму отчетности.
Обязательный контроль осуществляется
государственными органами финансового
контроля в соответствии с действующим
законодательством в
Инициативный контроль проводится
соответствующими органами хозяйствующих
субъектов и выступает в
Предварительный контроль осуществляется
на стадии рассмотрения и принятия
бюджетов (федерального, субъектов
Российской Федерации, органов местного
самоуправления), финансовых планов хозяйствующих
субъектов, смет доходов и расходов
бюджетных организаций, учреждений.
Он предусматривает оценку обоснованности
показателей различных
Текущий контроль осуществляется
в ходе исполнения бюджетов всех уровней,
финансовых планов, отдельных программ.
Рассматривает не только соблюдение
финансовой дисциплины в ходе осуществления
финансово-хозяйственных
Последующий контроль осуществляется
в ходе рассмотрения и утверждения
отчетов об исполнении бюджетов, подведения
итогов финансово-хозяйственной
Государственный контроль проводится
органами государственной власти (Администрацией
Президента, законодательными и исполнительными
органами Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации). Цель
данного контроля состоит в соблюдении
интересов государства и
Ведомственный контроль осуществляется
специальными подразделениями министерств
и ведомств подотчетных им предприятий,
организаций, учреждений. Цели и задачи
такого контроля непосредственно
Внутрихозяйственный контроль проводится финансовыми и экономическими подразделениями предприятий и организаций. Цели и задачи осуществления данного контроля формулируются органами управления хозяйствующих субъектов.
Независимый (аудиторский) контроль
проводится аудиторскими фирмами, аудиторами
в соответствии с действующим
законодательством и
Различают следующие методы (способы, приемы) осуществления финансового контроля:
· проверка;
· обследование;
· надзор;
· анализ финансового состояния;
· наблюдение (мониторинг);
· ревизия.
Проверка производится по отдельным вопросам финансовой деятельности на основе отчетной документации и расходных документов. В случае выявления нарушения финансовой дисциплины намечаются меры по устранению их негативных последствий.
Обследование предполагает
более полное изучение отдельных
аспектов функционирования предприятий,
организаций с целью
Надзор представляет собой контроль за осуществлением финансовых операций в целях их приведения в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством. Систематическое и грубое нарушение норм, требований, приводящее к ущемлению интересов партнеров субъекта контроля, влечет за собой в ряде случаев применение санкций, например, в виде отзыва лицензии на выполнение каких-либо видов деятельности (операций).
Наблюдение (мониторинг) – это постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов субъекта контроля и его финансовым состоянием. Наблюдение может устанавливаться со стороны кредитора с согласия субъекта, а также может вводиться арбитражным судом при установлении признаков финансовой несостоятельности (невыполнения взятых на себя финансовых обязательств) предприятия.
Анализ финансового состояния
предполагает оценку результатов финансовой
деятельности хозяйствующего субъекта,
эффективности использования
Ревизия выступает в виде
наиболее распространенного и
Полная ревизия
Все нарушения, которые были
выявлены в процессе проверки, отражаются
в акте ревизии. Акт является официальным
документом, на основе которого делаются
выводы о деятельности организации
и принимаются последующие
3. Виды и методы финансового контроля
3.1. Виды финансового контроля
а) Государственный финансовый контроль в Российской Федерации
Состав органов финансового
контроля определяется структурой и
составом финансового аппарата, который,
в свою очередь, определяется государственным
устройством и функциями
Существует государственный и негосударственный контроль.
Государственный финансовый
контроль – это контроль, осуществляемый
органами государственной власти в
соответствии с законодательно наделенными
полномочиями. Государственный финансовый
контроль осуществляется, прежде всего,
за финансовой деятельностью органов
исполнительной власти. Он предусматривает
правовое регулирование финансовых
отношений в Российской Федерации,
прежде всего, охватывает контроль бюджетных
правоотношений. Органами государственного
финансового контроля выступают
специальные подразделения
Финансовый контроль со стороны Президента РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания Федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидатур для назначения на должность Председателя Центрального банка.
Определенные функции финансового контроля выполняет Контрольное управление Президента РФ, созданное Указом Президента РФ от 24 мая 1994г., которое подчиняется непосредственно Президенту, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти.
В Совет входят председатель
банка России, руководитель Федерального
казначейства, руководители финансово-контрольных
органов. К работе Межведомственного
совета могут привлекаться представители
Генеральной прокуратуры и
Важнейшее место в системе
финансового контроля со стороны
Правительства РФ занимают Министерство
финансов РФ и его структурные
подразделения, наделенные контрольными
функциями. Прежде всего, Министерство
финансов осуществляет финансовый контроль
в процессе разработки федерального
бюджета; контролирует поступление
и расходование бюджетных средств
и средств федеральных
По результатам контроля
Министерство финансов вправе требовать
устранения выявленных нарушений, ограничивать
и приостанавливать финансирование
из федерального бюджета предприятий
и организаций при наличии
у них фактов незаконного расходования
средств, а также непредставления
ими соответствующей
Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Минфином методическое руководство организацией бухгалтерского учета в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности.
Необходимо отметить, что контрольные полномочия Минфина РФ распространяются на финансовые средства только федерального уровня. Бюджетное законодательство РФ предусматривает финансовую самостоятельность субъектов Федерации и органов местного самоуправления, которые сами несут ответственность за формирование и использование своих бюджетов и внебюджетных фондов.
Недополучение доходов бюджета, обострение бюджетного кризиса, возрастание бюджетного дефицита привели к созданию централизованной системы органов Федерального казначейства, подчиненных Минфину РФ.
Органы Федерального казначейства призваны осуществлять государственный финансовый контроль за соблюдением исполнения федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, другими участниками бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам федеральных внебюджетных фондов. В своей деятельности Федеральное казначейство взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти и координирует их работу в процессе контроля.
Органы Федерального казначейства имеют право выдавать предписания о взыскании в бесспорном порядке государственных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек; взыскивать в бесспорном порядке пени с коммерческих банков в случае несвоевременного зачисления и непоступления средств от хозяйствующих субъектов на счета федерального бюджета и внебюджетных фондов; выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателям бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; приостанавливать операции по счетам в кредитных организациях сроком до одного месяца.
Наряду с указанными выше
государственными органами финансового
контроля отдельные функции
Информация о работе Финансовый контроль в системе управления финансами