Финансовый контроль в системе управления финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 19:01, курсовая работа

Краткое описание

Значение финансового контроля.
Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов.

Оглавление

1. Введение……………………………………………………………………………...3
2. Содержание и задачи финансового контроля ………………...……….……….…5
2.1. Финансовый контроль в системе управления финансами ……………………..5
2.2. Принципы финансового контроля ………………………………………………8
2.3. Объекты и субъекты финансового контроля……………………………………9
3. Виды и методы финансового контроля…………………………………………..16
3.1. Виды финансового контроля…………………………………………………….16
3.2. Методы финансового контроля …………………………………………………24
4. Организация финансового контроля в РФ ……………………………………....30
4.1. Организация финансового контроля в РФ …………………………………….30
4.2. Финансовый контроль со стороны Счетной палаты РФ ……………………..31
4.3. Финансовый контроль со стороны Президента РФ …………………………..39
4.4. Финансовый контроль со стороны Правительства РФ ……………………….40
4.5. Негосударственный финансовый контроль ……………………………………41
5. Пути совершенствования финансового контроля в РФ ………………………..42
6. Заключение …………………………………………………………………………45
7.Список использованной литературы ……………………………………………..47

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 74.66 Кб (Скачать)

исполнение смет расходов;

использование бюджетных  средств по целевому назначению;

обеспечение сохранности  денежных средств и материальных ценностей;

обоснованность образования  и расходования государственных  внебюджетных средств;

соблюдение финансовой дисциплины и правильности ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и составления  отчетности;

обоснованность операций с денежными средствами и ценными  бумагами, расчетных и кредитных  операций;

полнота и своевременность  расчетов с бюджетом и внебюджетными  фондами;

операции с основными  средствами и нематериальными активами;

операции, связанные с  инвестициями;

расчеты по оплате труда  и прочие расчеты с физическими  лицами;

обоснованность произведенных  затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;

формирование финансовых результатов и их распределение.

Предварительный внутренний финансовый контроль осуществляется путем  проверок сметно-плановых, расчетных  и других документов в процессе финансового  планирования, финансирования, начисления заработной платы, назначения пенсий, пособий, социальных и компенсационных  выплат, регистрации штатных расписаний до совершения финансово-хозяйственных  операций, проектов договоров на поставку материальных ценностей (выполнение работ, оказание услуг) и др.

Последующий внутренний финансовый контроль осуществляется путем ревизий и проверок финансово-экономической и хозяйственной деятельности по учетным и отчетным данным, первичным учетным и другим документам после совершения финансово-хозяйственных операций, проверки фактического наличия денежных средств, ценностей и бланков строгой отчетности.

В зависимости от темы ревизии (проверки) в ходе контрольных мероприятий  проводится комплекс действий по изучению:

соответствия деятельности учредительным документам;

расчетов сметных назначений;

исполнения смет доходов  и расходов;

использования средств бюджета, в т. ч. на приобретение товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд;

использования средств бюджета, полученных в виде трансфертов (субвенций  и субсидий, включая субвенции  и субсидии, выделенные из соответствующего бюджета организациям любых форм собственности, бюджетных кредитов и инвестиций);

исполнения бюджетов субъектов  Российской Федерации в соответствии с заключенными в установленном порядке соглашениями о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации, а также контроля за их исполнением;

соблюдения требований бюджетного законодательства Российской Федерации  получателями средств бюджета, межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, ссуд и инвестиций, предоставляемых из бюджета, гарантий Правительства РФ и иных органов;

использования средств государственных  внебюджетных фондов;

поступления и расходования средств от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности;

обеспечения сохранности  материальных ценностей, находящихся  в государственной (муниципальной) собственности;

использования государственного (муниципального) имущества, находящегося в оперативном управлении или  хозяйственном ведении, поступления  в федеральный бюджет доходов  от использования материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;

ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, достоверности бухгалтерской (бюджетной) отчетности.

Срок проведения контрольных  мероприятий не может превышать  нормативного значения, определенного  соответствующими нормативными правовыми  актами. Как правило, срок ревизии (проверки) не превышает 45 дней.

В каждом конкретном случае срок ревизии (проверки), а также  перечень проверяемых вопросов определяются графиком проверки (заданием на проверку), утверждаемым вышестоящим уполномоченным руководителем (начальником).

По результатам любой  ревизии (проверки) оформляется акт  проверки, один из экземпляров которого передается руководителю объекта контроля.

 

 

4. Организация  финансового контроля в РФ.

4.1 Организация финансового контроля в РФ

В соответствии с российским законодательством государственный  финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организаций денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот.

Финансовый контроль государственных  организаций – это контроль над  разработкой, утверждением и исполнением  бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль над финансовой деятельностью государственных  предприятий и учреждений, банков и финансовых корпораций. Оперативный  контроль возложен на следующие государственные  органы – Счетную палату РФ, Банк России, Министерство финансов РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, ГПК РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных  органов исполнительной власти. Он проводится в ходе исполнения бюджета, смет расходов бюджетных учреждений повседневно в течение бюджетного года с целью выявления нарушений  бюджетно-налоговой дисциплины, соблюдения финансовых норм и нормативов, установленных  показателей по формированию и использованию  бюджетного и внебюджетного фондов денежных средств государства. Текущий  контроль опирается на первичные  документы оперативного бюджетно-бухгалтерского учета и отчетности.

Оперативный контроль предупреждает  возможные злоупотребления при  получении и расходовании, средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов.

К деятельности органов государственного контроля примыкает контрольная  деятельность органов представительной власти, а также Президента РФ. Такой  контроль осуществляется при рассмотрении и принятии законов и прежде всего  при рассмотрении и утверждении проектов федерального и нижестоящих бюджетов, бюджетов государственных и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении отчетов об их исполнении. Комитеты Государственной думы РФ по бюджету и налогам, финансам и банкам и соответствующие подкомитеты ведут экспертно-аналитическую работу по финансовым вопросам, дают заключение по проекту федерального бюджета, занимаются оценкой законодательных предложений по вопросам налогообложения, банковской и других видов финансовой деятельности.

Понятие финансового контроля негосударственной сферы экономики  и граждан со стороны государства  затрагивает сферу соблюдения финансовой дисциплины, т. е. выполнения перед государством следующих денежных обязательств:

1) уплата налогов и других обязательных платежей;

2) соблюдение установленных  законодательством правил организации  денежных расчетов, ведения учета  и отчетности.

4.2. Финансовый  Контроль со стороны Счетной  палаты РФ.

Важное место в системе  государственного финансового контроля принадлежит Счетной палате. Счетная  палата Российской Федерации является постоянно действующим и независимым  контрольным органом. Она образована Федеральным Собранием в соответствии с Конституцией (статья 101). Порядок  формирования Счетной палаты определен  Конституцией и Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации" № 4-ФЗ от 11.01.1995 и выглядит следующим образом: Государственная  Дума назначает на должность Председателя Счетной палаты, Совет Федерации  – его заместителя; половина состава  аудиторов назначается Думой  и половина – Советом Федерации. Срок полномочий Председателя Счетной  палаты составляет шесть лет. Постановление  о его назначении принимается  большинством голосов от общего числа депутатов Думы

Задачи Счетной палаты определены федеральным законом. К их числу относятся: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

определение эффективности  и целесообразности расходов государственных  средств и использования федеральной собственности;

оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов;

финансовая экспертиза проектов законов и других нормативных  актов, предусматривающих расходы  федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение бюджета и внебюджетных фондов;

анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджета, подготовка предложений по их устранению и совершенствованию бюджетного процесса

контроль за законностью  и своевременностью движения бюджетных  средств в Центральном банке, уполномоченных банках и других финансово-кредитных учреждениях;

регулярное представление  Совету Федерации и Государственной  Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах  проводимых контрольных мероприятий.

Хотя Счетная палата образована парламентом и подотчетна ему, при  решении возложенных на нее задач  в соответствии она обладает организационной  и функциональной независимостью. Она  обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Эта работа включает в себя: оперативный контроль за исполнением бюджета в отчетном году; проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям бюджета; экспертизу проектов федерального бюджета, других законов, программ, международных договоров по финансовым вопросам; анализ нарушений и отклонений в бюджетном процессе; подготовку предложений по совершенствованию бюджетного законодательства; подготовку заключений по исполнению федерального бюджета отчетного года и их представление в Федеральное Собрание; подготовку заключений и ответов на запросы органов государственной власти.

Важнейшими направлениями  работы Счетной палаты являются контрольно-ревизионная, экспертно-аналитическая и информационная деятельность.

Контрольно-ревизионная  деятельность осуществляется в следующих формах:

контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов; оценка обоснованности законопроектов, представленных исполнительной властью;

определение эффективности  и целесообразности использования  государственной собственности, контроль за поступлением в бюджет доходов от госсобственности;

контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга России, за использованием кредитных ресурсов

контроль за банковской системой в части обслуживания федерального бюджета и государственного долга РФ.

Счетная палата проводит комплексные  ревизии и тематические проверки по отдельным статьям федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов. Ее контрольные полномочия распространяются на все государственные  органы и учреждения, федеральные  внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, предприятия и организации всех форм собственности, банки и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения, если они:

получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета;

используют федеральную  собственность либо управляют ею;

имеют налоговые, таможенные и иные льготы, предоставленные федеральными законами или органами власти.

Все названные субъекты обязаны  предоставлять информацию, необходимую  для деятельности Счетной палаты, при проведении ревизий, проверок, а  также по ее запросам. Неправомерный  отказ, уклонение от предоставления документов и материалов, а также  предоставление заведомо неполной или  ложной информации влечет за собой  уголовную ответственность. Счетная  палата может привлекать к проведению проверок другие контрольные органы государства, а также частные  аудиторские фирмы и отдельных  экспертов. Контрольные органы Президента, Правительства, министерств и ведомств обязаны оказывать содействие ее деятельности и предоставлять по запросам все необходимые сведения.

При выполнении своих служебных  обязанностей инспекторам Счетной  палаты предоставлены следующие  права. Они могут беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия, учреждения и организации, банки  и иные кредитно-финансовые учреждения независимо от форм собственности, воинские части и подразделения, входить  в любые производственные, складские, торговые и канцелярские помещения; опечатывать кассы, кассовые и служебные  помещения, склады и архивы. По итогам ревизии или проверки составляется отчет. При обнаружении хищений, злоупотреблений, подлогов и других нарушений инспектор вправе изъять необходимые документы. В этом случае составляется акт изъятия, и к  делу прилагается опись или копия  изъятых документов. Вмешиваться  в оперативную деятельность проверяемых  объектов, а также предавать гласности  свои выводы до завершения проверки инспекторы не вправе.

О результатах проведенных  проверок Счетная палата информирует  обе палаты Федерального Собрания. Эти материалы публикуются в  периодическом издании “Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации”, а также на официальном сайте www.ach.gov.ru.

Если в ходе ревизии  были выявлены нарушения, наносящих государству прямой ущерб и требующие немедленного пресечения, Счетная палата выдает предписания администрации проверяемого предприятия, учреждения или организации. Предписание подписывается Председателем Счетной палаты или его заместителем. Оно является обязательным для исполнения. Если же организация его не исполняет или исполняет ненадлежащим образом, Счетная палата вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов операций по ее банковским счетам. Если проверка показала такие нарушения, которые влекут за собой уголовную ответственность, соответствующие материалы передаются Счетной палатой в правоохранительные органы.

Информация о работе Финансовый контроль в системе управления финансами