Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 19:01, курсовая работа
Значение финансового контроля.
Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов.
1. Введение……………………………………………………………………………...3
2. Содержание и задачи финансового контроля ………………...……….……….…5
2.1. Финансовый контроль в системе управления финансами ……………………..5
2.2. Принципы финансового контроля ………………………………………………8
2.3. Объекты и субъекты финансового контроля……………………………………9
3. Виды и методы финансового контроля…………………………………………..16
3.1. Виды финансового контроля…………………………………………………….16
3.2. Методы финансового контроля …………………………………………………24
4. Организация финансового контроля в РФ ……………………………………....30
4.1. Организация финансового контроля в РФ …………………………………….30
4.2. Финансовый контроль со стороны Счетной палаты РФ ……………………..31
4.3. Финансовый контроль со стороны Президента РФ …………………………..39
4.4. Финансовый контроль со стороны Правительства РФ ……………………….40
4.5. Негосударственный финансовый контроль ……………………………………41
5. Пути совершенствования финансового контроля в РФ ………………………..42
6. Заключение …………………………………………………………………………45
7.Список использованной литературы ……………………………………………..47
В соответствии с Налоговым
кодексом Российской Федерации налоговые
органы имеют право проверять
финансовые документы юридических
и физических лиц, получать от них
необходимые сведения (за исключением
сведений, составляющих коммерческую
тайну), применять меры принудительного
воздействия в отношении
Таможенные органы Российской
Федерации в соответствии с положениями
Таможенного кодекса
Центральный банк Российской
Федерации наделен
б) Негосударственный финансовый контроль
В настоящее время наряду
с государственным финансовым контролером
существует и негосударственный
финансовый контроль, который представлен:
(а) внутрифирменным контролем, (б) контролем
со стороны коммерческих банков за
организациями, (в) независимым аудиторским
контролем. Конечные цели всех видов
финансового контроля едины и
заключаются в обеспечении
Если главной задачей
государственного контроля является содействие
успешной реализации финансовой политики
государства посредством
в) Внутрифирменный (корпоративный) контроль
Финансовый контроль проводится
самим предприятием, его экономическими
службами – бухгалтерией, финансовым
отделом, службой финансового
Службы внутреннего контроля следят за эффективностью и целесообразностью денежных затрат, как собственных, так и заемных средств; анализируют и сопоставляют фактические финансовые результаты с прогнозируемыми; оценивают финансовые результаты от инвестиционных проектов; контролируют финансовое состояние предприятия.
Внутрифирменный контроль можно разделить на оперативный (текущий) и стратегический.
Оперативный производится главным бухгалтером в процессе повседневной хозяйственно-финансовой деятельности с помощью четкой организации бухгалтерского учета и контроля за движением денежных средств. Подпись главного бухгалтера обязательна на всех денежных документах. Главный бухгалтер отвечает за соблюдение государственной финансовой дисциплины и финансового законодательства.
Стратегический финансовый контроль предполагает разработку оптимальных решений по использованию финансовых ресурсов и вложению капитала, обеспечивающих экономическую эффективность и максимализацию прибыли. Контроль может быть произведен и при участии привлеченных со стороны специалистов – по инициативе руководства предприятия или его собственников – учредителей и акционеров.
По закону коммерческие банки
обязаны контролировать лишь соблюдение
предприятиями – клиентами
г) Аудиторский (независимый) контроль
Это новый вид финансового контроля, возникший в Российской Федерации с конца 80-х годов XX века. С переходом к рыночной системе управления экономикой и появлением различных коммерческих структур резко повысились требования к их финансовой надежности, а также к объективности при оценке их финансового состояния.
Аудит представляет собой
предпринимательскую
Основные задачи аудиторского
контроля - установление достоверности
бухгалтерской и финансовой
Аудиторские службы могут
оказывать и другие услуги: постановку
и ведение бухгалтерского учета;
составление бухгалтерской
Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Если инициативная проверка осуществляется по предложению самого экономического субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ oт 7 декабря 1994г. Обязательной аудиторской проверке подлежат все кредитные организации (включая Банк России), страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, все предприятия, созданные в форме открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам.
Кроме того, ежегодному аудиторскому
контролю подлежат предприятия (за исключением
государственных и
Аудиторские проверки могут
проводить как отдельные
Специалистов по аудиту в
разных странах называют по-разному:
в США - общественными бухгалтерами,
в Великобритании и англосаксонских
странах - ревизорами или присяжными
бухгалтерами, во Франции - бухгалтерами-экспертами
или комиссарами по счетам, в Германии
- контролерами хозяйства или контролерами
книги и т. д. Несмотря на различия
в названии, все аудиторы занимаются
одним и тем же делом: проверкой
бухгалтерской и финансовой отчетности
хозяйствующих субъектов с
У аудита и государственного и муниципального финансового контроля разные объекты и задачи. Вместе с тем, у них есть много общего в приемах и, по существу, одна конечная цель - укрепление финансовой дисциплины. Объектом государственного и муниципального контроля являются, в основном, централизованные финансы, аудита - преимущественно децентрализованные финансы.
Все аудиторские услуги платные. Отношения аудиторской фирмы с клиентами, как правило, оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам. Если аудиторская проверка производится на основе поручения судебных органов при наличии уголовного дела, принятого к производству, или дела, подведомственного арбитражному суду, то оплата аудиторской услуги производится за счет проверяемой организации по тарифам, утверждаемым Правительством РФ, а в случае финансовой несостоятельности — зa счет средств государственного бюджета с последующим возмещением из имущества проверяемой организации, признанной судом банкротом.
3.2. Методы финансового контроля.
Основными методами финансового контроля являются ревизия и проверка.
Цель любой ревизии или проверки – осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
Ревизия представляет собой сплошную документальную и фактическую проверку всех финансовых и хозяйственных операций, совершенных объектом контроля за определенный (как правило, за ранее необревизованный) период времени. Конт-рольные действия при ревизии заключаются в документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.
Проверка, в свою очередь, являет собой единичное контрольное действие или исследование конкретного вопроса по одному или нескольким участкам деятельности. От ревизии проверка отличается тем, что носит выборочный характер
и, следовательно,
По своему содержанию проверки делятся на:
оперативные (направлены на
улучшение финансово-
тематические (направлены на
один или несколько конкретных вопросов
финансово-хозяйственной
углубленные (охватывают широкий спектр проверяемых вопросов, определяемых планом проверки);
в рамках проведения проверки вышестоящего учреждения (проводятся по отдельным вопросам, а результаты проверки включаются в акт проверки вышестоящего учреждения).
Организуемые ревизии и проверки можно классифицировать по некоторым признакам:
полноте (широте) охвата – полные (проверяются все направления и стороны деятельности учреждения) и частичные (отдельные направления и стороны деятельности), комплексные и тематические;
глубине проведения – сквозные (проводятся одновременно в вышестоящих и нижестоящих учреждениях по одинаковым или взаимосвязанным вопросам) и локальные (проводятся на одном объекте контроля или на нескольких, но по различным вопросам);
отношению к плану – плановые и внеплановые (проводятся при выявлении фактов допущенных нарушений или по требованию правоохранительных
и других уполномоченных структур);
степени охвата – сплошные
(проверяются все операции и данные
на определенном участке деятельности
и за весь ревизуемый период), выборочные
(проверяется часть документов согласно
произведенной выборке за определенный
период времени) и комбинированные
(отдельные участки
выборочным);
месту проведения – камеральные (без выезда к месту нахождения объекта контроля) и выездные (проводятся непосредственно в учреждении или органе, являющихся объектами контроля);
очередности исследования одних
и тех же вопросов – первичные
(проводятся по определенным вопросам
впервые), дополнительные и повторные
(при выявлении факта
характеру проверяемого материала – документальные (на основе первичных учетных документов, регистров учета и др.) и фактические.
Основной задачей ревизии (проверки) является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:
соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;
обоснованность расчетов сметных назначений;
Информация о работе Финансовый контроль в системе управления финансами