Финансовая политика Республики Узбекистан

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:13, курсовая работа

Краткое описание

Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему

Файлы: 1 файл

Финансовая политика Республики.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

8) таможенные пошлины - введены с 1994 г. по дифференцированным ставкам в зависимости от вида продукции. Импортные таможенные пошлины были введены и отменены в августе 1992 г., но сохранены экспортные таможенные пошлины. В октябре 1995 г. восстановлены импортные пошлины по 26 наименованиям товаров по дифференцируемым ставкам до 100% стоимости импортируемой продукции;

9) налог с владельцев  транспортных средств - введен  в 1993 г. по ставкам, установленным  в зависимости от мощности  двигателя и вида транспорта. В 1994 г. ставки налога повышены для юридических лиц в 50 раз, для физических лиц - в 25 раз относительно ставок 1993 г. В 1995 г. ставки повышены в 15 раз к уровню 1994 г.;

10) плата за воду - введена  в 1993 г. дифференцированно по  поверхностным источникам - 15 коп./куб. м. (по подземным источникам - 20 коп./куб. м.). В 1994 г. плата за воду повышена в 9 раз, в 1995 г. - в 50 раз относительно уровня 1994 г.

В 1995 г. в республике введен налог на недра.

В этом же году отменен  ряд налогов:

- на сырьевые ресурсы,  вывозимые за пределы республики; взимался с 1992 г. по дифференцированным ставкам, средняя ставка налога - 5%, в 1993-1994 гг. - 10%;

- на лесной доход;

- изъятие в бюджет 20% от начисленной амортизации.

В 1994 г. отменены ресурсные  платежи - взимание в размере 6% от стоимости материальных затрат, вложенных в себестоимость продукции; взимались с 1993 г.

С марта 1996 г. в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан для стимулирования экспортного  производства вводится дифференцированное снижение ставок налога на прибыль предприятия, увеличивающее долю экспортной продукции в общем объеме производства. За годы независимости претерпели изменения и расходы, существляемые из госбюджета республики. В расходах госбюджета была и остается особой статьей социальная защита населения. С 1991 г. вводится выплата пособий матерям с дифференциацией этих пособий в зависимости от возраста детей в связи с ростом уровня цен. Из госбюджета республики возмещается разница в ценах на важнейшие виды продуктов и непродовольственные товары; производителям возмещалась разница в цене за питание студентов и школьников.

Но социальная защита не коснулась наиболее уязвимых слоев  населения и с 1994 г. все потребительские  субсидии отклоняются с одновременным  увеличением пособий для малообеспеченных слоев населения.

2.3 Анализ бюджетной  политики Узбекистана.

До 1991 г. из госбюджета республики оказывалась поддержка предприятиям промышленности, строительного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства  и других отраслей народного хозяйства  в основном на пополнение собственных оборотных средств и на поддержку убыточных предприятий.

Из госбюджета покрывались  расходы, связанные с эксплуатацией  сооружений Минводхоза, так как опасались  повышения цен на сельскохозяйственную продукцию ввиду перевода хозяйств на платное водопользование, но с 1994 г. полностью отменены эти и другие виды дотаций всем хозрасчетным предприятиям.

Как и в большинстве  стран, в Узбекистане существует дефицит государственного бюджета, который финансируется из разных источников. С 1995 г. к основному источнику  финансирования дефицита госбюджета - к кредитам Центробанка - добавились внешние займы и выпуск среднесрочных ценных бумаг.

Таким образом, по мере осуществления  национальной модели рыночных реформ в Узбекистане формировалась  современная государственная бюджетная  политика, основанная как на изучении мирового опыта, так и на особенностях развития страны.

Финансовая система, являясь  своего рода "кровеносной системой" в экономическом организме, должна находиться в постоянном обновлении и развитии. За годы независимости  в Узбекистане достигнуты определенные результаты по развитию финансовой системы. Вместе с тем, существуют многие нерешенные проблемы, основные из них следующие:

  1. Высокие монополизация и сегментация банков, высокая доля государства в банковском секторе. В 1999 г. всего 3 банка в Узбекистане владели около 75% банковских активов страны по сравнению с 48% в Японии, 23% в Корее, 29% в Англии. Большинство банков в Узбекистане специализируются на конкретной отрасли экономики - на сельском хозяйстве, промышленности, строительстве, населении и т.д., что обусловливает высокие риски и не позволяет распределять их по всей экономике.
  2. Низкий уровень коэффициента монетизации экономики республики (отношения М2 к ВВП) - 16,5% в 1997 г. и около 20% в 1999 г. при среднем значении этого показателя 60-70% в странах со средними доходами, в группу которых входит Узбекистан. Этот показатель используется за рубежом как основной для оценки уровня развития финансовой системы в стране11.

 

Заключение

 

Проведённое в данной работе исследование позволяет сделать  следующие выводы:

Экономическая структура  любого общества не может функционировать без нормального организованного потока денежных средств между государством и различными слоями населения, между регионами и отдельными государствами. Такие денежные потоки отражают процессы реальной жизни общества, устанавливая связи и отношения между гражданами и юридическими учреждениями (фирмами, акционерными обществами, агропроизводителями, институтами культуры и т.д.). Через финансовый механизм государство (правительство) реализует все свои функции по управлению, ограничению, контролю и аудиту за функционирующими производительными и финансовыми структурами. В ходе выполнения этих функций финансы используются в качестве индикатора роста национальной экономики, роста благосостояния, а также как инструмент устранения негативных моментов в экономическом росте. Они стимулируют снижение издержек производства и их конкурентоспособность на мировом рынке, формируют структуру производства, межотраслевые и территориальные пропорции.

Реализуются финансовые связи через финансовую систему, которая включает в себя бюджеты различных уровней, фонды социального, имущественного и личного страхования, денежные фонды предприятий и фирм, коммерческих и некоммерческих структур и прочите специальные денежные фонды. В рамках элементов финансовой системы формируются финансовые ресурсы как количественно определённая и специально предназначенная сумма денежных средств.

Чем более развиты  рыночные отношения, чем сложнее  и многообразнее экономические  связи в государстве, тем сложнее  финансовая система и тем больше её финансовые ресурсы. Развитость и размер финансовых ресурсов обеспечивают более широкую манёвренность государства в выполнении внутренних и внешних экономических функций.

Используя бюджет, государство  оказывает влияние на формирование межотраслевых, территориальных и социальных пропорций, осуществляет распределение и перераспределение ВВП, экономически обеспечивает выполнение целевых комплексных программ НТП и национальных планов экономического роста.

С помощью бюджета  государство осуществляет сочетание  централизованных  и местных интересов регионов через распределение налогов, бюджетных дотаций, трансфертов. Как экономический документ бюджет отражает политическую и социальную динамику общества.

Таким образом, государственный  бюджет представляет собой не только бюджет центрального (федерального) правительства, но и совокупность бюджетов всех уровней и административно-территориальных властей (штатов, губерний, субъектов федераций, земель и т.д.).

Структура государственного бюджета в каждой стране имеет  свои особенности. Они обусловлены не только национальными традициями, организацией образования и здравоохранения, но главным образом характером административной системы, структурными особенностями экономики, развитием оборонных отраслей, численностью армии и др12.

 

 

Список использованной литературы

1. Указ Президента Республики Узбекистан от 21 марта 2000 г. N УП-2564 «О мерах по дальнейшей либерализации и реформированию банковской системы»

2. Закон от декабря 1995 года «О Центральном банке Республики Узбекистан»

3. Доклад Президента  от 13 февраля 2009 г. на заседании Кабинета Министров Республики Узбекистан, посвященное итогам социально-экономического развития страны в 2008 году и важнейшим приоритетам устойчивого развития экономики в 2009 году.

4. Финансы: Учебник для вузов/Под ред. проф. Л.А.Дробозиной.-М.:ЮНИТИ, 2001.-527 с.

5. Макконнелл К.Р., Брю  С.Л., Экономикс, М.: «ИНФРА-М», 2000г.

6. Ковалева В.В.,  «Финансы  и статистика», М., 1998

7. Экономическая теория: Учебник / Под ред. В.Д. Камаева – М.: Гуманит. Изд., Центр ВЛАДОС, 2003г. – 640с.

8. Колчина К. В., «Финансы  предприятия», М: Юнити, 2-ое издание, 2001г.

9. Экономическая теория: Учебник/ Под редакцией Л.С.  Тограсевича. – СПб: Питер, 2001г.  – 464с.

10. Райзберг Б.А., Лозовский  Л.Ш., Стародубцева Е.Б., Современный экономический словарь, М.: «ИНФРА-М», 2004г.

11. Финансы. / Учебное пособие  под ред. Ковалева В.В., М.: «ТК  Велби» 2003. стр.7

12. Финансы. Денежное  обращение и кредит. Учебное пособие  под ред. Романовского М.В. М.:  «Юрайт» 2001., 79 стр

Интернет сайты:

1. http://www.uza.uz/ – Национальное Информационное Агентство Республики Узбекистан.

2. http://www.bfa.uz/ - Банковско-Финансовая Академия Республики Узбекистана.

3. http://www.mf.uz/ - Министерство Финансов Республики Узбекистан.

4. http:/www.tfi.uz/ – Ташкентский Финансовый Институт.

1 Королев Ю. А. Инфляционные процессы  и макроэкономические показатели М.2005 С.38

2 Финансы: Учебник/ под ред. Ковалева В.В.,  «Проспект», М., 2001. С.79

3 Финансы: Учебное пособие/ под ред. Ковалева В.В.,  «Финансы и статистика», М., 1998. С.136

 

4 Л.С.Тограсевич. Экономическая теория. М.2000 С. 215-217

5 Финансы. Денежное обращение и кредит. Учебное пособие под ред. Романовского М.В. М.1999. С.57

6 «Экономическое обозрение» - журнал, созданный при поддержки ПРООН.

7 www.tfi.uz – сайт Ташкентского Финансового Института.

8 Финансы. Денежное обращение и кредит. Учебное пособие под ред. Романовского М.В. М.2004 С.314

9 Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономика. Баку. 1992. С.89

10 http://www.bfa.uz/about/news/detailed/?id=143 – Банковско-Финансовая Академия Республики Узбекистан.

11 http://www.mf.uz/ - сайт Министерства Финансов Республики Узбекистан

12 http://www.uzbekistan.org.ua/ru/economy/investmens/758.html

 


Информация о работе Финансовая политика Республики Узбекистан