Финансовая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:03, реферат

Краткое описание

Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.
Содержание финансовой политики:
1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.
2. Создание адекватного финансового механизма.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 435.00 Кб (Скачать)

2. Финансовая политика

Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий  по использованию финансовых отношений  для выполнения государством своих  функций. 

Содержание финансовой политики:

1.   Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.

2.   Создание адекватного финансового механизма.

3.   Управление финансовой деятельностью государства и других субьектов экономики.

Основа финансовой политики - стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы. 

Важная составная часть  финансовой политики - установление финансового  механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

Финансовый механизм - система установленных  государством форм, видов и методов  организации финансовых отношений.

Элементы финансового  механизма:

·     формы финансовых ресурсов;

·     методы их формирования;

·     система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства;

·     организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Финансовый  механизм

Директивный

Регулирующий

разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

В ряде случаев распространяется и на другие виды финансовых отношений, имеющих большое значение для  реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бымаг), либо одна из сторон этих отношений - агент  государства ( финансы государственных предприятий). 

определяет основные "правила игры" в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях.

В этом случае государство  устанавливает общий порядок  использования финансовых ресурсов.


 

 Исходя  из выше сказанного задачами финансовой политики является: 

1.   обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2.   установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

3.   организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4.   выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5.   создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами. 

В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспечение  ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики - кредитной, ценовой, денежной.

Оценка результатов  финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач. 

Типы финансовой политики.

Финансовая политика

Классическая

Регулирующая

Планово-директивная

Классическая  политика.

Являлась основным типом  финансовой политики большинства стран  до  конца 20-х годов XX  века. Основывалась на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823) и их последователей.

Основные направления:

·     невмешательство государства в экономику,

·     сохранение свободной конкуренции,

·     использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. 

Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся  в основном к расходам на военные  цели, выплату процентов по государственному долгу и его погашению и  управлению. Система налогов (в основном косвенные и имущественные налоги) должна была создать необходимые поступления средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства.

Система управления финансовой деятельность была проста и сосредотачивалась, как правило, в одном органе управления - министерстве финансов (казначействе).

Регулирующая  финансовая политика 

Получила развитие во многих странах мира с конца 20-х  XX века и действует претерпевая некоторые изменения в нынешнее время.

В ее основу были положены  труды по экономической теории английского экономиста Дж. Кейнса (1883-1946) и его последователей.

Основывалась на необходимости  вмешательства и регулирования  государством циклического развития экономики.

Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использования финансового механизма для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения.

Основной инструмент вмешательства в экономику - государственные  расходы, за счет которых формируется  дополнительный спрос.

Кардинально изменилась система налогов. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные  ставки и позволяющий обеспечить сбалансированность бюджета государства  при высоком уровне расходов.

Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования.

Изменяется система  управления финансами. Выделяются отдельные  службы, занимающиеся планированием  бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом.

В целом кейнсианская регулирующая финансовая политика обеспечила в 30-60-х годах  стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве стран.

В 70-х годах в основу финансовой политики была положена неоконсервативная  стратегия, связанная с неоклассическим  направлением экономической теории. Не отказываясь от вмешательства  государства в экономику и  социальную область в целом, существенно его ограничила.

Финансовый механизм в этих условиях исходит их необходимости  сокращения обьема перераспределения  национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Ставится задача сокращения и уменьшения степени прогрессивности налогообложения.

Следует отметить, что различные разновидности  регулирующей финансовой политики тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому одинаковые или похожие инструменты финансового механизма применяются в различных странах, использующих как кейнсианскую, так и неоконсервативную систему регулирования, что приводит к их конвергенции.

Планово-директивная  финансовая политика.

Применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой.

Основана на государственной  собственности на средства производства, что позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми  сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами.

Ее цель - обеспечение  максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в  соответсвии с основными направлениями  государственного плана.

Основная задача финансового  механизма - создание инструментов при помощи которых производится изьятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом ресурсов. Изьятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти.

Управление финансами  осуществлялось из единого центра Министерства финансов, которое занималось всеми вопроса использования финансового механизма в народном хозяйстве.

Планово-директивная  финансовая политика проводилась; практически во всех бывших социалистических странах. С показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.п.). В то же время использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.

2. Финансовая политика в январе-сентябре 1997 г.

Финансовая политика в 1997 г. может быть разбита на два  основных периода - до и после начала азиатского финансового кризиса. Второй этап рассмотрен в подразделе 3 настоящей  главы. До октября 1997 г. финансовая политика государства была основана на тех же принципах, что и во второй половине 1996 г., а наиболее существенные отличия были связаны со значительным ускорением притока иностранного капитала. Как уже говорилось выше, номинальными результатами финансовой политики до октября 1997 г. стали дальнейшее уменьшение инфляции ниже 10% в годовом исчислении, стабильность реального обменного курса и падение процентных ставок до 15-20% годовых при минимальном снижении бюджетного дефицита и относительно быстром нарастании государственного долга (хотя Министерству финансов удалось увеличить средний срок заимствований с трех до девяти месяцев).

2.1. Общие принципы

Общие принципы финансовой политики в первые девять месяцев 1997 г. включали:

  • в области бюджетной политики - секвестр бюджетных расходов и чрезвычайные меры по сбору налогов, постепенное увеличение сроков заимствований и доли внешних источников финансирования бюджетного дефицита;
  • в области денежно-кредитной политики - de facto приближение к политике currency board, сохранение высоких резервных требований при сближении нормативов по рублевым и валютным депозитам, постепенное снижение базовых процентных ставок;
  • в области валютной политики - поддержание относительно постоянного реального обменного курса в рамках политики коридора обменного курса.

2.2. Внутренняя согласованность  финансовой политики

Теоретически, полная согласованность  отдельных элементов финансовой политики необязательна: поддержание  сбалансированности возможно и за счет других видов экономической политики. Но вопрос о внутренней согласованности финансовой политики в России в 1997 г. представляется чрезвычайно важным. Если финансовая политика была внутренне согласованной, то все проблемы должны были проистекать либо из ее общих принципов (внешняя согласованность), либо из более фундаментальных экономических факторов. Если нет - то сама внутренняя несогласованность могла служить одной из причин будущего финансового кризиса.

В первые девять месяцев 1997 г. финансовая политика государства, на первый взгляд, была внутренне сбалансирована. Внешнее финансирование бюджетного дефицита сопровождалось ростом чистых международных резервов и денежной базы, что позволяло стабилизировать финансовые потоки внутри года и обеспечивать реальное удорожание рубля. Оставшаяся часть внешнего финансирования в сумме с положительным торговым балансом компенсировала отток частного российского капитала. Тем не менее, есть основания полагать, что финансовая политика не была внутренне сбалансированной в динамическом плане. Вместе с риском возникновения внешнего дисбаланса, о котором будет сказано ниже, это создавало значительную угрозу устойчивости финансовой системы.

Динамическая несбалансированность политики заключалась в преобладании внешних займов в общем притоке  иностранного капитала, а, следовательно, и в обеспечении прироста чистых международных резервов (ЧМР). Очевидно, что заимствования в текущем периоде повышают бремя обслуживания долга во всех следующих периодах, создавая базу для снижения ЧМР. Это тем более верно, когда значительная часть заимствований являлась краткосрочной. Именно такие кредиты преобладали в 1997 г.: заимствования у нерезидентов на рынке ГКО-ОФЗ, синдицированные кредиты банковскому сектору, предприятиям и регионам, а также форвардные контракты. Позднее, т. е. в 1998 г., это обусловило резкое повышение платежей по долгу - как государственному, так и частному.

Динамическая сбалансированность в условиях крупных краткосрочных  внешних заимствований могла  быть обеспечена только за счет резкого  снижения финансовых потребностей в последующий период, что, в свою очередь, требовало проведения быстрых реформ государственного сектора экономики, финансируемого из бюджета. Однако правительство не торопилось с такими реформами. В то же время переход к ускоренной девальвации становился все менее выгоден, учитывая возрастающее бремя внешних займов. Монетизация бюджетного дефицита также не могла разрешить проблему, поскольку отток капитала не уменьшался, показывая отсутствие реального роста внутреннего спроса на деньги.

Информация о работе Финансовая политика