Финансовая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 07:29, реферат

Краткое описание

В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определённых целей. Принципы организации финансов государства являются фундаментальными, объективными основами их построения в условиях рыночного товарно-денежного хозяйства. Экономические законы определяют организацию финансов в рыночной экономике.

Файлы: 1 файл

(1)Финансовая политика реферат.docx

— 51.44 Кб (Скачать)

1. Экономическое содержание и значение государственной финансовой политики

   В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих  функций и задач, достижения определённых целей. Принципы организации финансов государства являются фундаментальными, объективными основами их построения в условиях рыночного товарно-денежного  хозяйства. Экономические законы определяют организацию финансов в рыночной экономике. Однако на практике организация  финансовых отношений в государстве  может быть отличной от тех отношений, которые диктуются законами. Объективная  организация финансов изменяется на практике посредством проведения политики государства в области финансов (государственной финансовой политики). Финансовая политика использует существующие в государстве финансовые отношения  и законодательно оформлённые условия  их практической реализации как базовый  инструментарий для выполнения своих  задач.

   Финансовая  политика — это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.

   Главная цель финансовой политики состоит в  создании финансовых условий для  социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни  населения. Достижение этой цели возможно лишь при эффективности конкретных форм распределения и использования  имеющихся финансовых ресурсов общества и финансового потенциала государства.

   Содержание  финансовой политики многогранно. Она  включает следующие важнейшие звенья:

    • выработку научно обоснованных концепций развития финансов, которые формируются на основе изучения требования экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производственных сил и производственных отношений, потребностей населения;
    • определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период; при этом исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, учитываются международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов;
    • осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

    Единство  трёх основных звеньев определяет содержание финансовой политики.

   Основными задачами финансовой политики в РФ являются:

  • обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
  • обеспечение рационального распределения и использования финансовых ресурсов на федеральном, региональном и местном уровнях;
  • рациональное распределение финансовых ресурсов с учетом степени приоритетности различных социально-экономических сфер;
  • создание и совершенствование финансового механизма в соответствии с базовыми целями и задачами финансовой стратегии — достижением финансовой устойчивости и финансовой независимости государства;
  • создание эффективной системы государственного управления финансами.

   Финансовая  политика разрабатывается совместными усилиями ряда государственных структур. Приоритет в ее разработке принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Федеральное собрание рассматривает и утверждает основные положения в области финансовой политики. Органы исполнительной власти ответственны за реализацию финансовой политики государства.

   Финансовая  политика представляет собой комплексное  понятие, включающее три структурных  элемента: разработку концепции финансовой политики, создание финансового механизма  и управление финансовой деятельностью.

   Под концепцией понимаются основные цели и задачи государства в сфере  управления финансами. Финансовым механизмом является система инструментов и рычагов воздействия финансов на экономические и социальные процессы. Наиболее значимыми являются такие механизмы, как финансовое обеспечение, финансовое регулирование, финансовое планирование и прогнозирование и др. Управление финансовой деятельностью заключается в регулировании финансовых отношений, в определении источников и направлений использования финансовых ресурсов государства.

   В структуре финансовой политики особая роль принадлежит механизмам ее реализации. Под финансовым механизмом понимают систему установленных государством способов, методов, инструментов и рычагов  воздействия на экономические и социальные процессы, реализуемую при распределении и перераспределении финансовых ресурсов. Государство определяет способы организации финансовых отношений, которые закреплены в законах и других актах нормативного характера.

   К числу конкретных механизмов финансовой политики относятся методы распределения  ВВП, формы денежных накоплений, виды платежей, принципы и направления  использования государственных  финансовых ресурсов. Различают два  метода финансового воздействия  на развитие общества:

  • финансовое обеспечение, которое может осуществляться в нескольких формах: самофинансирование, кредитование и безвозвратное финансирование;
  • финансовое регулирование, заключающееся в регламентировании распределительных отношений в обществе в целом, в отраслях народного хозяйства, на предприятиях различных форм собственности, например: налоговый метод, платежи, отчисления.

   Приоритетные  направления финансового механизма  определяются финансовой политикой  государства. Конкретными элементами финансового механизма, являются:

  • формы управления финансами и финансовой системой;
  • система финансовых норм, правовое регламентирование финансовых отношений;
  • методы финансового планирования и прогнозирования;
  • порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;
  • организация бюджетной системы;
  • организация рынка ценных бумаг;
  • финансовый контроль;
  • организация финансов предприятий.

   Финансовую  политику РФ определяет в ежегодном  послании Федеральному Собранию. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 05.11.2008 "Послание Президента РФ Федеральному Собранию"

   В своем Послании Медведев Д.А. обозначил  пути развития России. В частности, Президент РФ отметил, что действия экономики будут базироваться на концепции четырех "И" - институты, инвестиции, инфраструктура, инновации. Предложено расширить конституционные  права Федерального Собрания, отнести  к предметам ведения Государственной  Думы контрольные функции в отношении  исполнительной власти, установив конституционную  норму, обязывающую Правительство  РФ ежегодно отчитываться в Государственной  Думе по итогам деятельности и по вопросам, поставленным непосредственно парламентом. Также Президент РФ предложил  увеличить конституционные полномочия Президента РФ и Государственной  Думы до 6 и 5 лет соответственно. Отдельное  внимание Президент РФ уделил антикоррупционным вопросам, мерам, направленным на дальнейшее повышение уровня и качества народного представительства во власти, вопросам развития судебной системы, стратегии развития российского образования, вопросам экономики и международным отношениям. 
 
 
 
 
 
 
 

2. Стратегия и тактика финансовой политики на современном этапе

   Финансовая  политика в зависимости от длительности периода и характера решаемых задач подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.

   Финансовая  стратегия — долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных проблем в финансовой сфере. В процессе её разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.

   Финансовая  тактика — это методы решения финансовых задач по важнейшим направлениям финансовой стратегии. Она направлена на решение задач конкретного этапа развития общества, отличается гибкостью, динамичностью, и обычно задачи финансовой тактики ограничены годом или несколько большим промежутком времени. Финансовые стратегия и тактика должны быть взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии. Если государство не добивается результатов с помощью тактики, приходится вносить коррективы в стратегический курс.

   Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создаёт благоприятные условия для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путём своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

     Финансовая  политика является составной частью экономической политики государства. При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она  должна учитывать особенности внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности  страны.

   На  протяжении многих лет Россия находилась в  условиях острого системного кризиса. Спад промышленного производства, резкое сокращение платёжеспособного спроса предприятий и населения, сужение  денежной массы привели к массовому  обнищанию широких слоёв населения.

   Анализ  основных тенденций финансовой политики в 20 веке, нерешённых проблем и не оправдавших себя финансовых инструментов позволяет выделить следующие стратегические линии финансовой политики России в 21 веке:

  1. Обеспечение единства целей и инструментов финансовой политики и целей развития экономики, совершенствования политической системы, материального благосостояния граждан, их духовного уровня. Без обеспечения экономического роста невозможно решение ни одной сколько-нибудь важной задачи финансовой политики.
  2. Повышение эффективности финансового регулирования не только будет иметь внешнюю направленность на другие сферы экономики (рынок труда, внешняя торговля и т.д.), но и внутреннюю дисциплину, упорядоченность финансовых инструментов, их тесное взаимодействие с денежно-кредитными инструментами. Без улучшения финансового регулирования в 21 веке участятся финансовые кризисы, что нарушит функционирование  и товарных рынков, ударит по стабильности демократической системы.
  3. Успешная реализация названных выше стратегических линий будет происходить в условиях встраивания финансовой системы России в международную финансовую систему. Чтобы не потерять свою роль в формировании экономической политики, найти способы учёта в этом процессе национальных интересов России, необходимо обучение новым финансовым технологиям, овладение современными знаниями в сфере государственных финансов, корпоративных финансов, финансового менеджмента поставить на тот же уровень, что и систему обучения в естественных науках, инженерном деле.

      Базовой, несущей конструкцией  стратегии финансовой политики  должны стать укрепления рубля,  повышение доверия к финансовым, банковским и кредитным институтам. Нужно постепенно отходить от  практически деления денежного  оборота на автономные, развивающиеся  по своим правилам части: рублёвую, долларовую и стоящую особняком,  никак не регулируемую финансовыми  и денежно кредитными инструментами  теневую компоненту денежного  оборота.

  1. Для товарно-ресурсного обеспечения рубля предстоит одновременно решить следующие задачи:

Информация о работе Финансовая политика