Финансовая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 07:29, реферат

Краткое описание

В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определённых целей. Принципы организации финансов государства являются фундаментальными, объективными основами их построения в условиях рыночного товарно-денежного хозяйства. Экономические законы определяют организацию финансов в рыночной экономике.

Файлы: 1 файл

(1)Финансовая политика реферат.docx

— 51.44 Кб (Скачать)
  • Умеренно увеличить производства топливно-энергетических ресурсов, дающих высокую финансовую отдачу, хотя и требующих  больших единовременных затрат;
  • Существенно повысить (в 2-3 раза) долю пищевой и лёгкой промышленности, которые отличаются высокой оборачиваемостью капитала;
  • Развивать авиационную и автомобильную промышленности на основе новых технологий с привлечением прямых иностранных инвестиций и созданием благоприятных условий для перемещения транснациональных компаний в Россию.
 
   
  1. Важно создать  надёжные финансовые инструменты, позволяющие  превратить полезные ископаемые в ликвидные  ресурсы, учитываемые при определении  денежной массы, объёмов кредита  в залоговых операциях. Это потребует  создание надёжных финансовых технологий, обеспечивающих национальную безопасность страны.
  2. Необходимо осуществить ряд мер по укреплению доверия вкладчиков к банкам, выстраивать долгосрочную политику сбережений и инвестиций, повысить депозитную ставку, развивать систему страхования вкладов, разрешить иностранным банкам привлекать вклады населения при условии возможного их использования в России на инвестиционные цели с короткими сроками возврата кредита.
  3. Требуется разработка национальных программы расширения экспорта продукции с соответствующими бюджетными налоговыми и кредитными инструментами поддержки экспорта, а также путей активизации дипломатии с чёткими государственными приоритетами.
  4. Задача обеспечения сбалансированности бюджета остаётся стратегической задачей финансовой политики на ближайшие 10-15 лет. Однако методы её достижения претерпят серьёзные изменения. Главное – добиться высокого качества разработки бюджета, чтобы бюджетно-налоговые инструменты способствовали расширению структуры и увеличению объёма товаров и услуг, реализация которых даст наибольшие доходы.
  5. Одним из вопросов финансовой стратегии является вопрос о соотношении бюджетов разных уровней. Необходимо отладить систему в рамках Бюджетного кодекса РФ, концепции межбюджетной политики – 50:50, постепенно увеличивать долю финансовых ресурсов региональных бюджетов.
  6. Важнейшей частью финансовой политики является налоговая политика. Нужно продолжить кодификацию налогов, сделать налоговую политику реалистичной, учитывающей финансовое положение предприятия, необходимость их оздоровления, и соблюдать в тоже время императивный характер финансовых отношений, обязательность налоговых платежей. Для воздействия налогов на экономический рост необходимо сочетать единство налоговых ставок с возможным дифференцированным режимом их использования путём предоставления скидок компаниям, которые расширяют рынок сбыта своей продукции, снижают цены или вкладывают свои доходы в инвестиции. Нужно упростить систему налогообложения малого бизнеса, сделать её инструментом его развития.
  7. Одной из самых сложных задач в предстоящие годы будет задача налаживания работы фондового рынка. Этот рынок, сформировавшийся в условиях высокой инфляции, бюджетного дефицита, непрерывного наращивания внутреннего долга, «привык» работать при высоких уровнях дивидендов. Фондовый рынок не преодолел полностью синдром дефолта. Выход из создавшегося положения видится в нескольких направлениях
  • Нужно выпустить краткосрочный финансовый инструмент с умеренным доходом, не рассчитанный на изворотливых финансовых спекулянтов, а ориентированный на среднестатистического жителя страны, который согласен меньше рисковать, сохранить свои сбережения с возвратом их в срок и с умеренными дивидендами, которые будут выше средней ставки дивиденда Сбербанка (на 0,5 – 1 пункт) и не будут подкреплены;
  • Необходимо выпустить финансовые инструменты со сроками обращения 1, 2, 3, 5 лет, постепенно увеличивая долю пятилетних обязательств, обеспеченных экономическими активами и обладающих достаточной ликвидностью. Они должны обмениваться на золото, конвертируемую валюту. Важно проявить умеренность в объёме их выпуска.
  • Необходимо ввести на период 3-5 лет государственное регулирование процентных ставок – депозитных и кредитных, устранить 2-3 кратное превышение вторых над первыми. Не следует депозитные ставки жестко ориентировать на превышение нормы инфляции. Большая часть населения стремится сохранить свои сбережения и не хочет рисковать, рассчитывая на высокие дивиденды.
  • Для перетока средств в инвестиции целесообразно в деятельности фондовых и валютных бирж существенно усилить инвестиционную направленность, в том числе в сфере высоких технологий наладить листинг акций предприятий и инвестировать средства в инвестиционные проекты
  1. Для усиления инвестиционной и инновационно-направленной финансовой политики необходимы серьёзные перемены в деятельности банковской системы. Могут быть использованы разные схемы: создание группы инвестиционных банков – отделение инвестиционной деятельности от сугубо коммерческой. При этом нужно учитывать тенденции развития мировой финансовой системы.

   В условиях экономического подъёма и  стабилизации всей финансово-банковской системы часть инвестиционных функций  будут выполнять страховые компании, которые могли бы страховать политические риски, пенсионные фонд и другие финансовые институты.

   Реализация  важнейшей стратегической линии  финансовой политики в 21 веке предполагает активное использование в финансовом регулировании международных стандартов, в том числе и таких новых, как кодексы финансового сектора, стандарт управления корпоративными финансами, бухгалтерским учётом, процедурами  проведения банкротств.

   Таким образом, для стабилизации экономики  и решения финансовой проблемы необходимо:

    • Обеспечить сбалансированность бюджетов и их утверждение на базе реального прогноза макроэкономических показателей;
    • Реализовать комплекс мер по расширению налогооблагаемой базы;
    • Установить верхние границы доходности по государственным заимствованиям, расширить операции Банка России на открытом рынке;
    • Стабилизировать валютный курс рубля через усиление контроля со стороны Банка России за валютными счетами и операциями коммерческих банков, создание предпосылок для конвертации наличной иностранной валюты физическими лицами в рублёвые активы;
    • Сформировать систему доверительного управления государственной собственностью в России и за рубежом;
    • Реформировать систему казначейского исполнения бюджета, обеспечив её прозрачность, повысив статус, расширив сферу применения;
    • Ориентировать денежно-кредитную политику на регулирование процентных ставок.

   Важно проводить согласованную финансовую, денежно-кредитную и социально-экономическую  политику, направленную на интересы широких  слоёв населения, создающих национальное богатство и обладающих огромным интеллектуальным потенциалом. Успех  финансовой политики находиться в плоскости  макроэкономического роста на базе развития реального сектора экономики, приводящего к расширению налогооблагаемой базы, и укрепления геополитических  и стратегических позиций России. 

         
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    3.  Финансовая политика России на современном этапе социально-экономического развития

   Финансовая  политика – это сфера деятельности Президента и Правительства РФ, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов общества, их рациональное распределение  и перераспределение, эффективное  использование для финансового  обеспечения реализации программы  социально-экономического развития страны.

   Современная финансовая политика является составной  частью социально-экономической политики РФ, основные цели и задачи которой разрабатывается и реализуются государственными органами исполнительной власти во главе с Президентом РФ и утверждаются законодательными органами власти в ходе рассмотрения и утверждения федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, а также при разработке, принятии решения о бюджете муниципального образования и его реализации органами местного самоуправления на очередной финансовый год и плановый период.

   Финансовая  политика РФ определяется положениями  Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу  и ежегодными бюджетными посланиями Президента РФ Федеральному собранию РФ «О бюджетной политике на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу».

   Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р  утверждена Концепция долгосрочного  социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.

   Концепция разработана в соответствии с  поручением Президента РФ по итогам заседания  Государственного совета РФ, состоявшегося 21 июля 2006 г.

   Цель  разработки концепции – определение  путей и способов обеспечения  в долгосрочной перспективе (2008-2020гг.) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамического развития экономики, укрепления позиций России в мировом  сообществе.

   В соответствии с Конституцией Правительством РФ (Министерством экономического развития) в августе 2008 г. Разработаны параметры  прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020-2030 года (приложение к Концепции).

   В предстоящий период развитие экономики  будет определяться следующими основными  тенденциями:

  • адаптацией к изменению динамики мировой экономики спроса на углеводороды;
  • усилением зависимости платёжного баланса и экономического роста от притока иностранного капитала и состояния инвестиционного климата;
  • исчерпанием имеющихся технологических заделов в ряде высокотехнических отраслей экономики при усилении потребности в активизации инновационно-инвестиционной компоненты роста;
  • необходимостью преодоления в инфраструктурных отраслях (электроэнергетике, транспортной);
  • начавшимся сокращением населения в трудоспособном возрасте в сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров;
  • усилением конкуренции как внутренних, так и на внешних рынках при значительном сокращении ценовых конкурентных преимуществ из-за опережающего роста заработной платы, энергетических издержек и укрепления курса рубля.

   Стратегической  целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущий мировой  державы 21 века, занимающей передовые  позиции в глобальной экономической  конкуренции и надёжно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. К 2015-2020 гг. Россия будет стремиться войти  в пятерку стран лидеров по объёму валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности).

   Достижение  этой цели означает формирование качественно  нового образа будущей России к концу  следующего десятилетия.

   В качестве важнейших направлений  государственной финансовой политики приняты: бюджетная, фискальная, налоговая, инвестиционная, социальная, таможенная политика. Все направления должны разрабатываться и осуществляться в тесной и непрерывной взаимосвязи между собой.

   Бюджетная политика. Под бюджетной политикой государства понимаются мероприятия государства по управлению доходами и расходами бюджета, а также бюджетным дефицитом. Государственный бюджет — это годовой план государственных  расходов  и источников их финансового покрытия. Проект бюджета  ежегодно  обсуждается  и принимается парламентом  Российской  Федерации.  По  завершении  финансового года полномочные представители исполнительной власти  отчитываются  о  своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в  соответствии с принятом в предыдущем году законом о бюджете.

   Разрешение  бюджетного кризиса является первостепенной задачей бюджетной политики. Наиболее актуальные задачи в этом плане:

  • введение экспортных пошлин в целях обеспечения обслуживания и погашения внешнего долга;
  • принятие мер по перечислению дивидендов на акции, находящиеся в государственной собственности, прибыли Банка России в федеральный бюджет;
  • реализация программ экономии государственных расходов;
  • концентрация всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства;
  • проведение ревизии федеральных целевых программ с целью их оптимизации;
  • обеспечение государственной монополии на производство и оборот алкогольной продукции;
  • проведение связанных расчетов с использованием механизма целевого финансирования расходов по погашению задолженности бюджетным организациям и другим получателям средств федерального бюджета;
  • реструктуризация государственного долга;
  • инвентаризация внешних и внутренних заимствований, результатов их использования.

   Бюджетная политика государства, во-первых, не должна допускать чрезмерного дефицита госбюджета, иначе будет получен  отрицательный эффект воздействия  на экономику в виде инфляции и  замедления инвестиционного процесса. Во-вторых, расходы госбюджета, предназначенные  для экономической сферы, должны быть избирательными, т.е. поддерживать наиболее перспективные и эффективные  направления. В-третьих, следует иметь  в виду, что расходы государственного бюджета, особенно в инвестиционной сфере, способны вызвать мультипликативный  эффект, т.е. привести к тому, что  общий объем инвестиций в экономику, с учетом чайного сектора, будет гораздо больше первоначального.

Информация о работе Финансовая политика