- Умеренно
увеличить производства топливно-энергетических
ресурсов, дающих высокую финансовую отдачу,
хотя и требующих больших единовременных
затрат;
- Существенно
повысить (в 2-3 раза) долю пищевой и лёгкой
промышленности, которые отличаются высокой
оборачиваемостью капитала;
- Развивать
авиационную и автомобильную промышленности
на основе новых технологий с привлечением
прямых иностранных инвестиций и созданием
благоприятных условий для перемещения
транснациональных компаний в Россию.
- Важно создать
надёжные финансовые инструменты, позволяющие
превратить полезные ископаемые в ликвидные
ресурсы, учитываемые при определении
денежной массы, объёмов кредита
в залоговых операциях. Это потребует
создание надёжных финансовых технологий,
обеспечивающих национальную безопасность
страны.
- Необходимо
осуществить ряд мер по укреплению доверия
вкладчиков к банкам, выстраивать долгосрочную
политику сбережений и инвестиций, повысить
депозитную ставку, развивать систему
страхования вкладов, разрешить иностранным
банкам привлекать вклады населения при
условии возможного их использования
в России на инвестиционные цели с короткими
сроками возврата кредита.
- Требуется
разработка национальных программы расширения
экспорта продукции с соответствующими
бюджетными налоговыми и кредитными инструментами
поддержки экспорта, а также путей активизации
дипломатии с чёткими государственными
приоритетами.
- Задача обеспечения
сбалансированности бюджета остаётся
стратегической задачей финансовой политики
на ближайшие 10-15 лет. Однако методы её
достижения претерпят серьёзные изменения.
Главное – добиться высокого качества
разработки бюджета, чтобы бюджетно-налоговые
инструменты способствовали расширению
структуры и увеличению объёма товаров
и услуг, реализация которых даст наибольшие
доходы.
- Одним из
вопросов финансовой стратегии является
вопрос о соотношении бюджетов разных
уровней. Необходимо отладить систему
в рамках Бюджетного кодекса РФ, концепции
межбюджетной политики – 50:50, постепенно
увеличивать долю финансовых ресурсов
региональных бюджетов.
- Важнейшей
частью финансовой политики является
налоговая политика. Нужно продолжить
кодификацию налогов, сделать налоговую
политику реалистичной, учитывающей финансовое
положение предприятия, необходимость
их оздоровления, и соблюдать в тоже время
императивный характер финансовых отношений,
обязательность налоговых платежей. Для
воздействия налогов на экономический
рост необходимо сочетать единство налоговых
ставок с возможным дифференцированным
режимом их использования путём предоставления
скидок компаниям, которые расширяют рынок
сбыта своей продукции, снижают цены или
вкладывают свои доходы в инвестиции.
Нужно упростить систему налогообложения
малого бизнеса, сделать её инструментом
его развития.
- Одной из
самых сложных задач в предстоящие годы
будет задача налаживания работы фондового
рынка. Этот рынок, сформировавшийся в
условиях высокой инфляции, бюджетного
дефицита, непрерывного наращивания внутреннего
долга, «привык» работать при высоких
уровнях дивидендов. Фондовый рынок не
преодолел полностью синдром дефолта.
Выход из создавшегося положения видится
в нескольких направлениях
- Нужно выпустить
краткосрочный финансовый инструмент
с умеренным доходом, не рассчитанный
на изворотливых финансовых спекулянтов,
а ориентированный на среднестатистического
жителя страны, который согласен меньше
рисковать, сохранить свои сбережения
с возвратом их в срок и с умеренными дивидендами,
которые будут выше средней ставки дивиденда
Сбербанка (на 0,5 – 1 пункт) и не будут подкреплены;
- Необходимо
выпустить финансовые инструменты со
сроками обращения 1, 2, 3, 5 лет, постепенно
увеличивая долю пятилетних обязательств,
обеспеченных экономическими активами
и обладающих достаточной ликвидностью.
Они должны обмениваться на золото, конвертируемую
валюту. Важно проявить умеренность в
объёме их выпуска.
- Необходимо
ввести на период 3-5 лет государственное
регулирование процентных ставок – депозитных
и кредитных, устранить 2-3 кратное превышение
вторых над первыми. Не следует депозитные
ставки жестко ориентировать на превышение
нормы инфляции. Большая часть населения
стремится сохранить свои сбережения
и не хочет рисковать, рассчитывая на высокие
дивиденды.
- Для перетока
средств в инвестиции целесообразно в
деятельности фондовых и валютных бирж
существенно усилить инвестиционную направленность,
в том числе в сфере высоких технологий
наладить листинг акций предприятий и
инвестировать средства в инвестиционные
проекты
- Для усиления
инвестиционной и инновационно-направленной
финансовой политики необходимы серьёзные
перемены в деятельности банковской системы.
Могут быть использованы разные схемы:
создание группы инвестиционных банков
– отделение инвестиционной деятельности
от сугубо коммерческой. При этом нужно
учитывать тенденции развития мировой
финансовой системы.
В
условиях экономического подъёма и
стабилизации всей финансово-банковской
системы часть инвестиционных функций
будут выполнять страховые компании,
которые могли бы страховать политические
риски, пенсионные фонд и другие финансовые
институты.
Реализация
важнейшей стратегической линии
финансовой политики в 21 веке предполагает
активное использование в финансовом
регулировании международных стандартов,
в том числе и таких новых,
как кодексы финансового сектора,
стандарт управления корпоративными финансами,
бухгалтерским учётом, процедурами
проведения банкротств.
Таким
образом, для стабилизации экономики
и решения финансовой проблемы необходимо:
- Обеспечить
сбалансированность бюджетов и их утверждение
на базе реального прогноза макроэкономических
показателей;
- Реализовать
комплекс мер по расширению налогооблагаемой
базы;
- Установить
верхние границы доходности по государственным
заимствованиям, расширить операции Банка
России на открытом рынке;
- Стабилизировать
валютный курс рубля через усиление контроля
со стороны Банка России за валютными
счетами и операциями коммерческих банков,
создание предпосылок для конвертации
наличной иностранной валюты физическими
лицами в рублёвые активы;
- Сформировать
систему доверительного управления государственной
собственностью в России и за рубежом;
- Реформировать
систему казначейского исполнения бюджета,
обеспечив её прозрачность, повысив статус,
расширив сферу применения;
- Ориентировать
денежно-кредитную политику на регулирование
процентных ставок.
Важно
проводить согласованную финансовую,
денежно-кредитную и социально-экономическую
политику, направленную на интересы широких
слоёв населения, создающих национальное
богатство и обладающих огромным
интеллектуальным потенциалом. Успех
финансовой политики находиться в плоскости
макроэкономического роста на базе
развития реального сектора экономики,
приводящего к расширению налогооблагаемой
базы, и укрепления геополитических
и стратегических позиций России.
Финансовая
политика – это сфера деятельности
Президента и Правительства РФ, направленная
на мобилизацию финансовых ресурсов
общества, их рациональное распределение
и перераспределение, эффективное
использование для финансового
обеспечения реализации программы
социально-экономического развития страны.
Современная
финансовая политика является составной
частью социально-экономической политики
РФ, основные цели и задачи которой разрабатывается
и реализуются государственными органами
исполнительной власти во главе с Президентом
РФ и утверждаются законодательными органами
власти в ходе рассмотрения и утверждения
федерального бюджета и бюджетов субъектов
РФ, а также при разработке, принятии решения
о бюджете муниципального образования
и его реализации органами местного самоуправления
на очередной финансовый год и плановый
период.
Финансовая
политика РФ определяется положениями
Программы социально-экономического
развития РФ на среднесрочную перспективу
и ежегодными бюджетными посланиями
Президента РФ Федеральному собранию
РФ «О бюджетной политике на очередной
финансовый год и среднесрочную перспективу».
Распоряжением
Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р
утверждена Концепция долгосрочного
социально-экономического развития РФ
на период до 2020 г.
Концепция
разработана в соответствии с
поручением Президента РФ по итогам заседания
Государственного совета РФ, состоявшегося
21 июля 2006 г.
Цель
разработки концепции – определение
путей и способов обеспечения
в долгосрочной перспективе (2008-2020гг.)
устойчивого повышения благосостояния
российских граждан, национальной безопасности,
динамического развития экономики,
укрепления позиций России в мировом
сообществе.
В
соответствии с Конституцией Правительством
РФ (Министерством экономического развития)
в августе 2008 г. Разработаны параметры
прогноза социально-экономического развития
Российской Федерации на период до
2020-2030 года (приложение к Концепции).
В
предстоящий период развитие экономики
будет определяться следующими основными
тенденциями:
- адаптацией
к изменению динамики мировой экономики
спроса на углеводороды;
- усилением
зависимости платёжного баланса и экономического
роста от притока иностранного капитала
и состояния инвестиционного климата;
- исчерпанием
имеющихся технологических заделов в
ряде высокотехнических отраслей экономики
при усилении потребности в активизации
инновационно-инвестиционной компоненты
роста;
- необходимостью
преодоления в инфраструктурных отраслях
(электроэнергетике, транспортной);
- начавшимся
сокращением населения в трудоспособном
возрасте в сочетании с усилением дефицита
квалифицированных рабочих и инженерных
кадров;
- усилением
конкуренции как внутренних, так и на внешних
рынках при значительном сокращении ценовых
конкурентных преимуществ из-за опережающего
роста заработной платы, энергетических
издержек и укрепления курса рубля.
Стратегической
целью является достижение уровня экономического
и социального развития, соответствующего
статусу России как ведущий мировой
державы 21 века, занимающей передовые
позиции в глобальной экономической
конкуренции и надёжно обеспечивающей
национальную безопасность и реализацию
конституционных прав граждан. К 2015-2020
гг. Россия будет стремиться войти
в пятерку стран лидеров по
объёму валового внутреннего продукта
(по паритету покупательной способности).
Достижение
этой цели означает формирование качественно
нового образа будущей России к концу
следующего десятилетия.
В
качестве важнейших направлений
государственной финансовой политики
приняты: бюджетная, фискальная, налоговая,
инвестиционная, социальная, таможенная
политика. Все направления должны разрабатываться
и осуществляться в тесной и непрерывной
взаимосвязи между собой.
Бюджетная
политика. Под бюджетной политикой
государства понимаются мероприятия государства
по управлению доходами и расходами бюджета,
а также бюджетным дефицитом. Государственный
бюджет — это годовой план государственных
расходов и источников их финансового
покрытия. Проект бюджета ежегодно
обсуждается и принимается парламентом
Российской Федерации. По завершении
финансового года полномочные представители
исполнительной власти отчитываются
о своей деятельности по мобилизации
доходов и осуществлению расходов в
соответствии с принятом в предыдущем
году законом о бюджете.
Разрешение
бюджетного кризиса является первостепенной
задачей бюджетной политики. Наиболее
актуальные задачи в этом плане:
- введение
экспортных пошлин в целях обеспечения
обслуживания и погашения внешнего долга;
- принятие
мер по перечислению дивидендов
на акции, находящиеся в государственной
собственности, прибыли Банка России в
федеральный бюджет;
- реализация
программ экономии государственных расходов;
- концентрация
всех доходов и средств федерального бюджета
на счетах органов Федерального казначейства;
- проведение
ревизии федеральных целевых программ
с целью их оптимизации;
- обеспечение
государственной монополии на производство
и оборот алкогольной продукции;
- проведение
связанных расчетов с использованием
механизма целевого финансирования расходов
по погашению задолженности бюджетным
организациям и другим получателям средств
федерального бюджета;
- реструктуризация
государственного долга;
- инвентаризация
внешних и внутренних заимствований, результатов
их использования.
Бюджетная
политика государства, во-первых, не должна
допускать чрезмерного дефицита
госбюджета, иначе будет получен
отрицательный эффект воздействия
на экономику в виде инфляции и
замедления инвестиционного процесса.
Во-вторых, расходы госбюджета, предназначенные
для экономической сферы, должны
быть избирательными, т.е. поддерживать
наиболее перспективные и эффективные
направления. В-третьих, следует иметь
в виду, что расходы государственного
бюджета, особенно в инвестиционной
сфере, способны вызвать мультипликативный
эффект, т.е. привести к тому, что
общий объем инвестиций
в экономику, с учетом чайного сектора,
будет гораздо больше первоначального.