Финансовая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 07:29, реферат

Краткое описание

В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определённых целей. Принципы организации финансов государства являются фундаментальными, объективными основами их построения в условиях рыночного товарно-денежного хозяйства. Экономические законы определяют организацию финансов в рыночной экономике.

Файлы: 1 файл

(1)Финансовая политика реферат.docx

— 51.44 Кб (Скачать)

   Налоговая политика (фискальная). Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения различных социальных задач. Высокие налоги воспринимаются как запретительные в какой-либо области деятельности, а низкие — как разрешительные.

   Фискальная  политика государства должна быть направлена на создание условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового  положения реального сектора  экономики. Ее основные задачи:

  • комплексное реформирование налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы, снижения уровня неплатежей;
  • пересмотр существующих налоговых и таможенных льгот;
  • введение единого реестра налогоплательщиков;
  • ужесточение налогового администрирования;
  • реструктуризация пеней и штрафов по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

   Основными рычагами фискальной политики государства  являются изменение налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества и размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества. Разработка фискальной политики — прерогатива законодательных органов страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование средств государственного бюджета.

   В настоящее время можно выделить следующие стратегические линии  будущей финансовой политики:

  • обеспечение единства целей и инструментов финансовой политики с целями развития экономики;
  • повышение эффективности финансового регулирования;
  • интеграция финансовой системы России в международную финансовую систему;
  • укрепление рубля, повышение доверия к финансовым, банковским и кредитным институтам;
  • развитие отраслей экономики, имеющих высокую финансовую отдачу (производство топливно-энергетических ресурсов), и отраслей с высокой оборачиваемостью капитала (пищевая и легкая промышленность);
  • разработка национальной программы расширения экспорта продукции с соответствующими бюджетными, налоговыми и кредитными инструментами поддержки экспорта;
  • обеспечение сбалансированности бюджета;
  • повышение роли бюджета развития как важнейшего инструмента инвестиционной политики;
  • совершенствование налоговой системы государства, развитие налоговой политики с учетом финансового положения предприятий;
  • увеличение коэффициента монетизации экономики (параметра М2) до 50% к ВВП к 2015 г.;
  • стабильное функционирование работы фондового рынка.

   Бюджетная и налоговая политика на 2009-201 гг. нацелена на содействие социальному  и экономическому развитию РФ, создание механизмов социальной защиты населения  и условий для дальнейшего  роста экономики.

   Основными целями бюджетной политики на 2009-2011 гг. являются:

  • сохранение бюджетной политики в качестве важнейшего инструмента макроэкономического регулирования и сбалансированного развития экономики;
  • усиление роли в стимулировании долгосрочного роста экономики и повышении уровня жизни населения;
  • обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы;
  • создание налоговых стимулов для увеличения инвестиций в человеческий капитал, включая сферы образования и здравоохранения, ускорение инновационного развития страны;
  • Повышение эффективности налоговой системы и её направленности на интеграцию в международные налоговые отношения;
  • Кардинальное повышение эффективности бюджетных расходов, в том числе за счёт реструктуризации бюджетного сектора, реализации мер  по повышению качества государственных услуг и росту производительности труда в государственном секторе;
  • Формирование устойчивого механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу;
  • Развитие механизмов частно-государственного партнёрства;
  • Обеспечение максимальной эффективности созданных институтов развития;
  • Повышение финансовой прозрачности государственного сектора.

   В настоящее время перед Правительством РФ и Банком России стоит задача переломить тенденцию ускоряющейся инфляции, привести ситуацию с денежным предложением в соответствие с целевыми ориентирами денежно-кредитной политики. В этих условиях бюджетная и налоговая  политика направлена на восстановление сбалансированного развития, играя  тем самым важную роль в снижении инфляции.

   Бюджетная и налоговая политика на 2009-2011 гг. впервые в полном объёме сформирована и будет реализована в условиях применения механизмов «скользящей  трёхлетки», что позволит обеспечить для трехлетнего периода её предсказуемость  и преемственность, ориентацию на достижение стратегических целей государственной  политики, максимально эффективное  и взаимоувязанное использование  финансовых ресурсов и мер регулирования  для решения приоритетных задач.

   Инвестиционная  политика представляет собой комплекс мероприятий по созданию условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций по созданию условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего, в реальной сектор экономики и определяет, во-первых, цели и направления инвестиций, во-вторых, формы государственного регулирования инвестиционной деятельности.

   Как часть финансовой политики инвестиционная политика реализуется на разных уровнях  государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов, поскольку она охватывает как  финансирование государственных инвестиций, так и создание благоприятного инвестиционного  климата для частных инвесторов и предприятий, осуществляющих капитальное  строительство за счёт собственных  средств.

   Важной  задачей на средне- (2009 - 2011) и долгосрочную (2020 - 2030) перспективу будет модернизация и повышение конкурентоспособности  экономики страны. В целях обеспечения  условий для развития инновационной  и научно-технической сфер, оказывающих  влияние на повышение эффективности  производства и конкурентоспособности  российской продукции, в 2007г. Были созданы  государственные корпорации, каждая из которых имеет свою специализацию. В целом они образуют систему  комплексной поддержки инвестиционных и инновационных проектов, а также  проектов высокой социально-экономической  значимости. На сегодняшний день законодательно определены механизмы деятельности каждого из институтов развития. Однако их потенциал используется ещё не полностью, поэтому одной из задач бюджетной и налоговой политики является максимально эффективное использование реализуемых институтами развития инструментов,  в том числе – путём их увязки и координации с бюджетными процедурами.

   С учётом направлений объём расходов инновационного бюджета (в составе  расходов на науку, образование и  здравоохранение, инвестиции в инфраструктуру) в общем объёме расходов бюджетной  системы составит в 2020 г. Около 15% ВВП, а его доля в расходах бюджетной  системы увеличиться к 2020 г. До 40-50% по сравнению с 34% в 2007 г.

   В настоящее время социальная финансовая политика охватывает пенсионную, миграционную политику, политику финансовой помощи отдельным социальным группам населения, т.е. социальную помощь и др. На обеспечение  социальной политики государство направляет средства за счёт: федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, бюджетов муниципальных образований, а также  государственных внебюджетных социальных фондов. Несмотря на разразившийся  в мире финансовый и экономический  кризис, Президент РФ и Правительство  РФ расходные обязательства Федерации и субъектов Федерации по социальной политике на 2009-2011гг. обещают выполнить в полном объёме.

   Практика  последних десятилетий убедительно  доказывает, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут  тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодёжь.

   Государственную молодёжную политику следует рассматривать  как самостоятельное направление  деятельности государства, предусматривающие  формирование необходимых социальных условий инновационного развития страны, реализуемое на основе активного  взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями  и молодёжными организациями.

   Долгосрочная  политика развития пенсионной системы  включает ряд приоритетных показателей  и мероприятий.

   В рамках действующей пенсионной системы  предусматривается повысит уровень пенсионного обеспечения граждан с тем, чтобы к 2010 г. Средний размер трудовой пенсии по старости достиг 1,47 прожиточного минимума пенсионера одновременно с повышением среднего размера социальной пенсии до прожиточного минимума.

   Дальнейшее  развитие пенсионной системы на основе заложенных в неё страховых принципов  должно осуществляться в целях повышения уровня пенсионного обеспечения всех категорий пенсионеров и обеспечения её финансовой сбалансированности для устойчивого функционирования в долгосрочной перспективе и предусматривать достижение намеченных показателей.

   Таможенная  политика представляет собой объединение налоговой и ценовой политик, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт товаров и услуг из страны. В настоящее время это направление во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных налогов и платежей.

   Основа  современной политики - это признание  свободы предпринимательской деятельности, введение разнообразных форм хозяйствования, приватизация государственной собственности  и переход к смешанной экономике, базирующейся на умелом сочетании частных  и государственных хозяйствующих  субъектов. 
Развитие финансовой политики с периода на 2000 по сегодняшний день реконструируется и усовершенствуется. На смену единому органу управления – Минфину пришла целая система специализированных финансовых и контрольных органов: Государственная налоговая служба, Федеральная служба налоговой полиции, Счетная палата, Государственный таможенный комитет. Наряду с развитием государственных органов контроля широкое развитие получил независимый аудиторский финансовый контроль. Развитие и регулирование рынка ценных бумаг.

   Государство активно развивает долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок  ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. 
В Советском Союзе применялась планово-директивная финансовая политика, использующая административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления) для их последующего распределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, установленных государственным планом. Средства выделялись на затраты, как правило, без их увязки с возможным получаемым эффектом. Управление финансами осуществлялось из единого центра – Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов в области финансов не существовало. Планово-директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах.
 
 
 
 
 

   4. Финансовая политика Российской Федерации в условиях кризиса

   История новой России начинается с августа - декабря 1991 г. К этому времени экономическое положение в СССР уже было крайне тяжёлым. Робкие реформы горбачевской перестройки не может уменьшить основы советской системы, но подрывали те элементы «застойной стабильности», которые в ней были. Внутренняя обстановка в СССР обострилась, режим начинал решаться в нескольких регионах.

   Десятилетие 1989-1998 гг. вмещало в себя огромную массу событий. Перестала существовать страна, в которой жили наши родители. Радикально изменилась вся социально-экономическая  система России. Политическая жизнь  порой выглядела пародией на демократию. И всё же это совсем другая страна. Финансовые кризисы в этих условиях приобрели новые черты. Вот размышления  отнюдь не экономиста, но очень умного человека – писателя Стругацкого  о финансовом состоянии того времени. Он писал о финансовом кризисе, который  переживали после августа 1998 г.: «Кризис  наш типично «капиталистический», а это означает, что мы прошли уже достаточно далеко по торной дороге цивилизации, и добираться до той  цели, что впереди, наш теперь уже  ближе, чем возвращаться назад, к  Госплану и карточной системе».(«Известия», 27 августа 1999 г.)

Информация о работе Финансовая политика