Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 08:23, доклад
Финансовая политика — совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений (финансов). Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей. Финансовая политика — совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.
Финансовая политика — совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений (финансов). Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей. Финансовая политика — совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.
Содержание финансовой политики:
Основа финансовой политики — стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.
Задачами финансовой политики является:
В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспечение ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики — кредитной, ценовой, денежной.
Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач. Важная составная часть финансовой политики — установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.
Финансовый механизм — система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.
Основные цели финансовой политики
Задачи финансовой политики
Выделяют три основных типа финансовой политики:
До конца 20-х гг. прошлого столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо. Основное ее направление – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в основном к расходам на военные цели, выплате процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогов строилась в основном на косвенных и имущественных налогах, что позволяло создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Система управления финансовой деятельностью сосредоточивалась, как правило, в министерстве финансов.
В качестве важнейших составляющих финансовой политики на уровне государства выступают:
Типы
финансовой политики.
1. Классическая.
Такая финансовая политика была основана
на трудах классиков политэкономии А.
Смита и Д. Рикарда, и их последователей.
Основное ее направление – невмешательство
государства в экономику, достижение полной
свободы рыночных отношений, использование
рыночного механизма как главного регулятора
хозяйственных процессов. Следствием
этого было ограничение государственных
расходов и исполнение равновесного бюджета.
Система налогообложения должна была
создать необходимое поступление средств
для обеспечения сбалансированного бюджета.
2. Регулирующая.
В основу этого типа финансовой политики
положена экономическая теория Дж. М. Кейнса,
которая исходит из того, что государство
должно вмешиваться в развитие экономики
с помощью определенных финансовых инструментов
(государственные расходы). Финансовая
политика наряду с ее традиционными задачами
стала преследовать цель использовать
финансовый механизм для регулирования
экономики и социальных отношений в целях
обеспечения полной занятости населения.
Система налогов в условиях регулирующей
финансовой политики изменилась. Главным
механизмом регулирования становится
подоходный налог, использующий прогрессивные
ставки. Большое внимание в финансовом
механизме уделяется системе государственного
кредита, на основе которого проводится
политика дефицитного финансирования.
Рынок ссудных капиталов становится вторым
по значению источником доходов бюджета,
а дефицит бюджета используется для регулирования
экономики. Изменяется система управления
финансами: вместо единого органа управления
возникает несколько самостоятельных
специализированных органов.
3.Неокласическая.
Концепция этого типа финансовой политики
не отказывалась от регулирующей роли
государства, но ограничивала степень
его вмешательства в экономику и социальную
сферу. В действительности степень вмешательства
государства не уменьшалась, а скорее
усиливалась, т.к. это вмешательство осуществлялось
теперь не только непосредственно через
доходы или расходы
государственного бюджета, и через регулирование
денежного обращения, валютного курса,
рынка ссудных капиталов и ценных бумаг.
Финансовый механизм в этих условиях исходит
из необходимости сокращения объема перераспределения
национального дохода через финансовую
систему, снижения бюджетного дефицита,
стимулирования роста сбережений как
источника производственного инвестирования.
Ставится задача сокращения налогов и
уменьшения степени их прогрессивности
обложения.
4.Планово-директивная.
Планово-директивная финансовая политика
применяется в странах, использующих административно-командную
систему управления экономикой. Основанная
на государственной собственности на
средства производства, плановая система
управления позволяет осуществлять прямое
директивное руководство всеми сферами
экономики и социальной жизни, в том числе
и финансами. Цель финансовой политики
в этих условиях – обеспечение максимальной
концентрации финансовых ресурсов у государства
для последующего перераспределения в
соответствии с основными направлениями
государственного плана. Основной задачей
финансового механизма было создание
инструментов, при помощи которых производиться
изъятие всех неиспользуемых в соответствии
с государственным планом финансовых
ресурсов. Расходы бюджетов определялись
исходя из приоритетов, устанавливаемых
государственным планом. Управление финансами
осуществлялось из единого центра – Министерства
финансов, которое занималось всеми вопросами
использования финансового механизма
в народном хозяйстве. Государство полностью
финансировало из бюджета потребности
экономики и социальной сферы, непосредственно
и монопольно регламентировало ценообразование,
денежное обращение, систему расчетов
и кредитные отношения. Таким образом,
государство непосредственно руководило
всеми сферами общественной деятельности
при помощи государственных планов экономического
и социального развития.