Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 13:30, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является обзор и анализ сущности финансовой политики в современном понимании, и ее связь со стратегическим управлением финансами.
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
• изучить мнение различных авторов по данному вопросу и раскрыть дискуссионный характер понятия финансовой политики предприятия;
• выявить общие характерные черты финансовой политики, выделяемые исследуемыми авторами;
• раскрыть основные аспекты финансовой политики с позиции теории финансов;
• определить место финансовой политики с позиции стратегического управления.
Введение. 3
1. Дискуссионный характер понятия финансовая политика. 6
1.1. Понятие финансовой политики в экономической литературе. 6
1.2. Финансовая политика предприятий с позиции теории финансов. 19
2. Место и роль финансовой политики в стратегическом управлении. 28
2.1. Содержание и цели стратегического управления предприятием. 28
2.2. Финансовая политика как составной элемент хозяйственной политики предприятия. 33
Заключение. 39
Список использованных источников и литературы. 42
Наиболее фундаментальным
исследованием в области
Актуальность разработки финансовой стратегии предприятия определяется рядом условий.
Важнейшим из таких условий является интенсивность изменений факторов внешней финансовой среды. Высокая динамика основных макроэкономических показателей, связанных с финансовой деятельностью предприятий, темпы технологического прогресса, частые колебания конъюнктуры финансового рынка, непостоянство государственной экономической политики и форм регулирования финансовой деятельности не позволяют эффективно управлять финансами предприятия на основе лишь ранее накопленного опыта и традиционных методов финансового менеджмента. В этих условиях отсутствие разработанной финансовой стратегии, адаптированной к возможным изменениям факторов внешней среды, может привести к тому, что финансовые решения отдельных структурных подразделений предприятия будут носить разнонаправленный характер, приводить к возникновению противоречий и снижению эффективности финансовой деятельности в целом.
Одним из условий, определяющих актуальность разработки финансовой стратегии предприятия, является его предстоящий переход к новой стадии жизненного цикла. Каждой из стадий жизненного цикла предприятия присущи характерные ей уровень инвестиционной активности, направления и формы финансовой деятельности, особенности формирования и распределения финансовых ресурсов. Разрабатываемая финансовая стратегия позволяет заблаговременно адаптировать финансовую деятельность предприятия к предстоящим кардинальным изменениям возможностей его экономического развития.
Наконец, существенным условием, определяющим актуальность разработки финансовой стратегии, является кардинальное изменение целей операционной деятельности предприятия, связанное с открывающимися новыми коммерческими возможностями. Реализация таких целей требует изменения производственного ассортимента, внедрения новых производственных технологий, освоения новых рынков сбыта продукции и т.п. В этих условиях существенное возрастание инвестиционной активности предприятия и диверсификация форм его финансовой деятельности должны носить прогнозируемый характер, обеспечиваемый разработкой четко сформулированной финансовой стратегии.
Стратегическое управление финансовой деятельностью предприятия носит целевой характер, т.е. предусматривает постановку и достижение определенных целей. Будучи четко выраженными, стратегические цели становятся мощным средством повышения эффективности финансовой деятельности в долгосрочной перспективе, ее координации и контроля, а также базой для принятия управленческих решений по всем основным направлениям финансового развития предприятия.
Стратегические цели финансовой деятельности предприятия представляют собой описанные в формализованном виде желаемые параметры его конечной стратегической финансовой позиции, позволяющие направлять эту деятельность в долгосрочной перспективе и оценивать ее результаты.
Формирование стратегических
целей финансовой деятельности представляет
собой объективно-субъективный процесс.
Объективная природа этого
Стратегические финансовые цели служат исходным базисом долгосрочного финансового планирования, лежат в основе принятия всех стратегических управленческих решений, являются ориентиром стратегических преобразований финансовой деятельности и контроля за их осуществлением.
Формирование стратегических целей финансовой деятельности должно отвечать определенным требованиям, основными из которых являются:
1. Подчиненность главной
цели функционирования
2. Ориентация на высокий результат финансовой деятельности. Каждая из стратегических целей должна носить стимулирующий характер для финансовых менеджеров, вызывать стремление к их достижению, обеспечивать наиболее полное использование финансового потенциала предприятия.
3. Реальность (достижимость). Хотя в основе разработки стратегических финансовых целей лежит идеальное представление или желаемый образ будущей стратегической финансовой позиции предприятия, их необходимо сознательно ограничивать по критерию реальной достижимости с учетом факторов внешней финансовой среды и внутреннего финансового потенциала.
4. Измеримость. Каждая из формируемых стратегических финансовых целей должна быть выражена в конкретных показателях. Реализация этого требования в процессе формирования стратегических целей позволяет использовать их в системе планирования (нормирования) основных параметров финансовой деятельности, дифференцировать по отдельным интервалам стратегического периода, применять в качестве критериев оценки результатов реализации финансовой стратегии предприятия.
5. Однозначность трактовки. Каждая из стратегических финансовых целей должна однозначно и ясно восприниматься всеми финансовыми менеджерами, связанными с ее реализацией. Это требование обеспечивается четким установлением стратегического периода (или отдельными его интервалами), дифференциацией по различным объектам стратегического управления, сопоставимой системой единиц измерения количественных значений и другими факторами, обеспечивающими ясность восприятия стратегических целей.
6. Научная обоснованность. В процессе формирования стратегических финансовых целей должны быть учтены объективные экономические законы, определяющие условия осуществления финансовой деятельности предприятий и ее эффективность; использован современный методологический аппарат реальной оценки отдельных результатов этой деятельности; определена система взаимосвязей и взаимозависимости отдельных целей.
7. Поддержка. Система стратегических финансовых целей должна быть выстроена таким образом, чтобы реализация одних из этих целей обеспечивала бы успешную реализацию других. В этих целях необходимо ранжировать все стратегические цели по уровню их приоритетности подразделяя их на прямые и поддерживающие в общей иерархии.
8. Гибкость. Это требование
определяет возможность
Таким образом, мы видим, что стратегическое управление играет важную роль в обеспечении развития предприятия в целом и нацелено на перспективу. Имея четко разработанную стратегию, предприятие способно избежать отрицательных последствий экономической нестабильности.
В системе управления предприятием выделяют обычно три основные элемента политики — корпоративную политику, функциональные политики и политики отдельных хозяйственных единиц (бизнес-единиц).
Корпоративная политика определяет перспективы развития предприятия в целом. Она направлена на выполнение миссии предприятия. Миссия – это основная общая цель организации, четко выраженная причина существования предприятия35. Выработанные на основе миссии цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Формулировка миссии организации должна содержать следующее:
1. Задача фирмы с
точки зрения ее основных
2. Внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы фирмы.
3. Культура организации.
Какого типа рабочий климат
существует внутри фирмы?
Также корпоративная политика наиболее комплексно обеспечивает реализацию главной цели функционирования предприятия — максимизацию благосостояния его собственников. На корпоративном уровне политика охватывает такие важнейшие вопросы, как выбор видов хозяйственной деятельности (видов бизнеса), пути обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ предприятия на соответствующих товарных рынках, различные формы конгломератной реорганизации (слияния, поглощения), принципы распределения всех основных видов ресурсов между отдельными стратегическими зонами хозяйствования и стратегическими хозяйственными единицами.
Функциональные политики
предприятия формируются, как правило,
по основным видам его деятельности
в разрезе важнейших
Политики хозяйственных единиц (бизнес-политики) предприятия направлены обычно на решение двух основных целей — обеспечение конкурентных преимуществ конкретного вида бизнеса и повышения его прибыльности. Принимаемые на этом уровне стратегические решения связаны обычно с созданием новых продуктов, расширением или сокращением существующих товарных линий, инвестициями в новые технологии, объемом отчислений на рекламу.
Совокупность различных
видов политик предприятия
Миссия
предприятия
Корпоративная
политика
Функциональные политики:
Политики бизнес-единиц
Рис. 2. Место финансовой политики в стратегическом наборе предприятия.
С учетом места финансовой политики в стратегическом наборе предприятия определим сущностные ее характеристики в свете парадигмы стратегического управления:
1. Финансовая политика
предприятия является одним из
видов его функциональных
2. В системе функциональных
политик предприятия
3. Финансовая политика
охватывает все основные
4. Процесс разработки
финансовой политики
5. Процесс разработки финансовой политики предопределяет выбор наиболее эффективных направлений достижения поставленных целей. Такой выбор обеспечивается поиском и оценкой альтернативных вариантов возможных стратегических финансовых решений и соответствующим их отбором по критерию максимизации рыночной стоимости предприятия.