Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 18:48, курсовая работа
Расходы бюджета, являющиеся компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Значимость социальной сферы трудно переоценить, где бы ни проводилась подобная политика в этой области. Сфера социальной политики - часть политики государства, которая своими действиями смягчает негативные последствия индивидуального и социального неравенства, социально-экономических потрясений в обществе. Государственное регулирование социально-экономических отношений, будучи одной из предпосылок экономического развития общества и особой формой управления, выступает в качестве важнейшей составляющей экономической политики государства.
Введение……………………………………………………………………………2
Глава 1. Социальная политика в России и источники ее финансирования….4
Сущность социальной политики и ее инструменты…………………………..4
Главные цели государственной социальной политики на современном этапе……………………………………………………………………………9
Воздействие финансов на социальную сферу……………………..10
Глава 2. Управление финансами в отраслях социальной сферы……………….12
2.1. Содержание и цели управления финансами в социальной сфере.…………………………………………………………………..…………12
2.2. Реализация социальной политики на 2011 год ..…………………………………25
2.3. Оптимизация расходной бюджетной политики государства в социальной сфере…………………30
Глава 3. Финансирование отраслей социальной сферы…………………………37
3.1. Нормативные документы, регламентирующие порядок предоставления социальной помощи и социальных услуг………………………….37
3.2. Недостатки существующей системы социальной защиты, пути их минимизации……………………………………………………..39
Заключение…………………………………………………………………………44
Список литературы……………………………………………………………….46
– субсидии отдельным общественным организациям и иным некоммерческим объединениям в сумме 599,4 млн. рублей ежегодно;
– субсидии федеральным государственным унитарным протезно-ортопедическим предприятиям на возмещение убытков, связанных с реализацией протезно-ортопедических изделий и оказанием услуг по протезированию по ценам ниже себестоимости, в сумме 11,8 млн. рублей ежегодно;
– субсидии Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в сумме 1 000,0 млн. рублей ежегодно.
В рамках данного подраздела предусматриваются бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий федеральных целевых программ в 2011 году в сумме 2012,4 млн. рублей, что на 1 705,5 млн. рублей больше 2010 года, в 2012 году – 2 600,4 млн. рублей, в 2013 году – 2 309,9 млн. рублей, в том числе:
Федеральная целевая программа «Юг России (2008–2013 годы)» в 2011 году в сумме 30,0 млн. рублей, в 2012 году – 18,0 млн. рублей;
Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2010–2012 годы» в 2011 году в сумме 274,4 млн. рублей, в 2012 году – 326,4 млн. рублей;
Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010–2016 годы» в 2013 году в сумме 9,9 млн. рублей;
Государственная программа «Доступная среда на 2011–2015 годы» в 2011 году в сумме 1 708,0 млн. рублей, в 2012 году – 2 256,0 млн. рублей, в 2013 году – 2 300,0 млн. рублей.
Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, не включенные в федеральные целевые программы, предусмотрены в 2011 году в сумме 25,0 млн. рублей.
В рамках реализации непрограммной части ФАИП будет осуществляться строительство объектов здравоохранения социальной направленности, в т.ч. строительство дома-интерната для престарелых и инвалидов в г. Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика.
Кроме того, по данному подразделу предусмотрены бюджетные ассигнования на приобретение новогодних подарков для детей, принимающих участие в новогоднем празднике в Государственном Кремлевском Дворце, в 2011–2013 годах в сумме 25,2 млн. рублей ежегодно.
2.3. Оптимизация расходной
Решение
стратегической задачи обеспечения ускоренного
экономического роста и удвоения к 2011
г. ВВП невозможно без повышения эффективности
работы государственных институтов, увеличения
степени социальной защищенности наиболее
нуждающихся слоев населения и повышения
результативности бюджетных расходов.
Это предполагает смещение акцентов в
государственной экономической политике
с решения текущих задач обеспечения социальной
и макроэкономической сбалансированности
к политике, направленной на интенсификацию
структурных изменений. Важную роль в
реализации такой политики играет эффективная
расходная политика государства и органов
местного
В финансовом механизме реализации расходной социальной политики по-прежнему преобладает экстенсивный подход. За счет бюджетных средств содержится огромная сеть бюджетных учреждений, но цели ее функционирования, критерии оценки результативности и эффективности до сих пор не разработаны. В практике выполнения социальной функции государства преобладают "социалистические" принципы, которые явно не соответствуют требованиям рыночной экономики. Необходимо помнить о том, что бюджетные ресурсы являются источником финансового обеспечения процесса предоставления определенного объема и качества социальных общественных благ - основной цели функционирования социальной сферы. Поэтому процесс реформирования последней в условиях рыночной экономики должен начинаться с определения цели, планирования результата, критериев оценки и способов обеспечения эффективности достижения цели для перехода на качественно новый уровень финансирования и функционирования социальной сферы.
Совершенствование
механизма финансирования социальной
сферы необходимо осуществлять комплексно,
что невозможно без учета всех проблем,
которые влияют на финансовый механизм
в данной сфере. Условно существующие
проблемы, влияющие на финансовый механизм,
объединены в четыре крупные группы: историческо-психологические,
политические, финансовые, институциональные.
К первой группе отнесены проблемы, связанные
с восприятием населением проводимых
реформ, которые объясняются имеющимся
опытом получения социальных услуг:
1) население,
особенно возрастная его часть,
в настоящий момент
2) привычка полагаться на государство
привела к тому, что население просто не
видит социальных рисков, до тех пор пока
они не наступят;
3) некоторая часть населения не готова
к приобретению социальных услуг, даже
не столько из-за нехватки финансовых
ресурсов, сколько из-за отсутствия навыков
и опыта осуществлять накопление или резервирование
(страхование) средств для этих целей;
4) инертность
населения как потребителя
5) следствием предыдущей проблемы является
то, что работники социальной сферы не
готовы к переходу на новую систему предоставления
социальных услуг. Аргументировать взимание
платы за те услуги, которые раньше оказывались
на бесплатной основе, развитием рыночных
отношений неубедительно. Необходимо
внедрять весь спектр рыночных механизмов:
конкуренцию, критерии результативности
и эффективности, защиту прав потребителей
и т.д.
Во вторую группу объединены проблемы,
связанные с деятельностью государства
в разработке стратегии развития социальной
сферы:
1) отсутствие
четкости в определении
2) отсутствие единой концепции развития
социальной сферы. Производя финансирование,
правительство не сформулировало целей,
которых собирается достичь посредством
расходования ресурсов. До сих пор отсутствует
ясность в вопросе о границах государственного
вмешательства в социальную сферу, о соотношении
государственного и негосударственного
секторов в данной сфере. Какими должны
быть уровни пенсий и минимальной заработной
платы? Какую часть медицинских и образовательных
услуг будет оплачивать государство? Что
же такое достойный уровень жизни и в чем
он измеряется? С точки зрения целеполагания,
можно констатировать, что в России социальная
политика недостаточно ясно сформулирована;
3) отсутствие
взаимосвязи в выработке
К третьей группе социальной сферы следует отнести проблемы, связанные с обеспечением отрасли финансовыми ресурсами:
1) пенсионеры,
которые являются основными
2) мероприятия,
ставящие своей целью
В четвертую группу включены проблемы
организации финансовых отношений в части
предоставления социальных услуг и взаимодействия
между различными секторами в данной сфере
деятельности. Институциональные проблемы,
характерные для социальной сферы России,
заключаются в следующем:
1) доставшаяся в наследство от советского
периода сеть бюджетных учреждений, рассчитанная
на всеобщее социальное обеспечение, является
потребителем значительного количества
бюджетных ресурсов, что необоснованно
завышает затратность социальной сферы
без получения необходимой отдачи;
2) социальная сфера по-прежнему остается
в основном государственным сектором,
который развивается экстенсивным путем.
В процесс оказания социальных услуг не
вовлечены некоммерческие общественные
организации и коммерческие предприятия,
что сокращает объем потенциальных финансовых
ресурсов, используемых в социальной сфере,
делая государство монополистом в социальной
сфере.
Учитывая весь перечисленный комплекс
проблем, разработку мероприятий по оптимизации
финансирования социальной сферы необходимо
начать с выделения критериев, которым
должна соответствовать "идеальная"
система социальной защиты. Наиболее важными
представляются следующие критерии:
- справедливость
- социальная помощь со стороны
государства должна
- достаточность
- предоставляемая социальная
- экономичность
- издержки по доведению
- качественность
- предоставляемые
- реалистичность
- финансирование социальной
Для определения
мероприятий, направленных на совершенствование
механизма финансирования социальных
расходов, необходимо выявить специфические
черты социальных бюджетных расходов.
Несмотря на то, что существует достаточно
большое число классификаций бюджетных
расходов (по уровням власти, по экономическому
содержанию, по администраторам расходов
и т.д.), представляется необходимым подразделить
социальные расходы по экономической
природе оказываемых услуг и степени важности
их для потребителей. Спектр выполняемых
государством социальных функций чрезвычайно
велик. В социальную сферу входят услуги
в области образования, здравоохранения,
физкультуры и спорта, культуры и искусства,
средств массовой информации (СМИ), а также
адресная поддержка наиболее нуждающихся
членов общества. Тем не менее, рассмотрев
экономическую природу социальных благ,
получаемых членами общества, автором
выделены две их основные формы: социальные
выплаты (пенсии, пособия, стипендии) и
социальные услуги (образование, здравоохранение,
физкультура и спорт, культура и искусство,
СМИ). Данное деление социальных расходов
позволяет учесть их специфику при разработке
методических подходов к совершенствованию
механизма финансирования, определении
критериев оценки результативности социальных
расходов и методов осуществления финансового
контроля по двум укрупненным группам
расходов.
При группировке расходов по степени важности
за основу был принят подход Т.М. Ковалевой
и С.В. Барулина, которые предлагают делить
все расходы на необходимые, полезные
и избыточные. Применяя данный подход
к социальной сфере, за основу отнесения
расходов к необходимым следует принять
жизненную важность социальной функции
государства, а также невозможность альтернативной
замены бюджетного финансирования этих
расходов финансированием из негосударственных
источников. Таким образом, к необходимым
социальным расходам следует отнести:
- пенсии по старости;
- пособия по инвалидности;
- расходы на скорую медицинскую помощь;
- расходы на медицинское обслуживание низкооплачиваемых категорий граждан;
- финансирование
общеобразовательных школ, детских
домов и интернатов.
К полезным социальным расходам необходимо
отнести те расходы, которые улучшают
качество жизни значительного числа членов
общества, способствуют интеллектуальному
развитию граждан, ведут к улучшению здоровья
граждан, но, тем не менее, отсутствие или
сокращение которых не несет угрозы жизни
граждан. Кроме того, полезные расходы
могут быть оплачены за счет внебюджетных
источников либо государственные средства
являются не единственным источником
их финансирования. Названным критериям
удовлетворяют, в частности, следующие
расходы:
- стипендии студентам;
- финансирование профессионального образования;
- финансирование лечебных учреждений;
- расходы на физкультуру и спорт;
- расходы на культуру и искусство;
- расходы на содержание средств массовой информации.
Избыточными социальными расходами являются сверхнормативные расходы на администрирование выполнения социальных функций. Например, компьютеризация и капитальный ремонт зданий, занимаемых аппаратом управления социальных ведомств.
Систематизировав проблемы построения эффективного механизма финансирования социальных бюджетных расходов с учетом специфики социальных расходов, можно предложить для каждой из проблем возможные пути решения.
Следует выделить наиболее важные направления рационализации механизма бюджетного финансирования:
1) внедрение
рыночных механизмов оказания
социальных услуг за счет
2) совершенствование
сети организаций, оказывающих социальные
услуги;
3) совершенствование самого механизма
(форм и методов) финансирования данных
организаций. Рассматривая социальную
сферу как совокупность двух видов государственной
социальной помощи, социальные выплаты
и социальные услуги, мероприятия по рационализации
финансового механизма следует также
рассматривать раздельно по названным
видам социальной поддержки.
Совершенствование системы государственных
социальных выплат, безусловно, необходимо
проводить в направлении увеличения государственных
пенсий, пособий, стипендий, чтобы довести
указанные трансферты хотя бы до уровня
научно обоснованного прожиточного минимума.
Но указанные мероприятия автор считает
целесообразным начать не с повышения
непосредственно пенсий, а с поступательного
роста минимальной заработной платы. Рост
оплаты труда - многофазный перераспределительный
процесс. Увеличение расходов бюджета
влечет за собой и увеличение доходов
бюджетной системы, что позволяет увеличивать
выплаты. Следствием данного процесса
будет увеличение базы налогообложения
единого социального налога и налога на
доходы физических лиц, которые являются
основными источниками финансирования
социальных услуг (ЕСН формирует социальные
внебюджетные фонды, а НДФЛ поступает
в территориальные бюджеты, выполняющие
основные социальные функции государства).
Рост же социальных выплат - однофазный
процесс, т.е. это лишь финальная часть
многофазного процесса. Социальные государственные
выплаты не подлежат налогообложению,
следовательно, их увеличение не приводит
к росту доходов бюджета и внебюджетных
фондов.
Информация о работе Финансирование отраслей социальной сферы