Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:55, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование естественных монополий в рыночной экономике России и система государственного регулирования монополий в нашей стране.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Исследовать историю развития естественных монополий в экономике России.
Выявить какие естественные монополии действуют в России.
Определить задачи государственного регулирования естественных монополий.
Исследовать системы государственного регулирования естественных монополий в России.
Рассмотреть методы государственного регулирования естественных монополий в России.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты естественной монополии
1.1 История возникновения и сущность естественной монополии
5
5
1.2 Крупнейшие монополии в России 10
Глава 2. Государственное регулирование деятельности естественных монополий
2.1 Законодательная база для регулирования естественных монополий
15
15
2.2 Развитие системы государственного регулирования естественных монополий в России 19
2.3 Методы государственного регулирования естественных монополий 21
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Энергетика
При государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике обеспечивается достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии, обеспечивающего доступность указанных видов энергии при обеспечении экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала, используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов). Уровень доходности инвестированного капитала, используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов), должен быть сопоставим с уровнем доходности капитала, используемого в других отраслях промышленности со сравнимыми показателями предпринимательских рисков.
При установлении для отдельных потребителей льготных цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию, предусмотренных законодательством Российской Федерации, не допускается повышение цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию для других потребителей.
Государственному
регулированию в
- цены (тарифы) на поставляемую в условиях отсутствия конкуренции электрическую и тепловую энергию;
- предельные уровни цен на электрическую энергию и цены (тарифы) на максимально доступную генерирующую мощность;
- цены (тарифы) на услуги по обеспечению системной надежности;
- цены (тарифы) на услуги администратора торговой системы оптового рынка;
- цены (тарифы) на тепловую энергию;
- цены (тарифы) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
- плата за технологическое присоединение к электрическим сетям;
- сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков.
Регулирование указанных цен, предельных уровней тарифов осуществляется в порядке, устанавливаемом основами ценообразования в сфере регулируемых цен и правилами государственного регулирования тарифов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Вносимые в указанные правила изменения и дополнения вступают в силу не ранее чем через шесть месяцев с даты их принятия.
Газовая промышленность
Государственное регулирование оптовых цен на газ осуществляется путем установления их фиксированного уровня.
Установление цены исходит из:
• возмещения затрат на добычу, транспортировку, хранение и реализацию
• установления нормы прибыли для организаций, осуществляющих доставку газа
• удовлетворения платежеспособного спроса на газ
• учета в структуре цены налогов и платежей
• учета разницы в стоимости услуг по транспортировке газа до потребителей, с целью достижения равной выгоды поставки газа в различные регионы страны.
Предложение Газпрома предполагает ускоренный переход к рыночным ценам на газ для промышленных потребителей в России. Согласно действующему плану, ожидается, что правительство будет ежегодно индексировать внутренние цены на газ (примерно на 15-30%), и либерализация внутренних цен произойдет после достижения паритета с чистыми экспортными ценами (netbacks). Отсутствие четких сроков данного процесса заставило Газпром выступить с инициативой введения рыночного ценообразования уже в 2011 г. Однако остается неясным, готово ли правительство поддержать инициативу газовой корпорации. В ближайшие годы правительство будет придерживаться существующего механизма корректировки цен (регулярной индексации), поскольку это создает более предсказуемую ситуацию в отношении инфляционного воздействия на остальные отрасли российской экономики. Поэтому на данной стадии новость нейтральной для котировок бумаг Газпрома.
Государство продолжит регулировать тарифы на электроэнергию для населения и после 2011 года
09.06.2010
Госдума приняла в первом
"В
законопроекте сохранены
Положениями
законопроекта
Законопроектом
также предусмотрено введение статьи,
предусматривающей случаи введения
государственного регулирования в условиях
ограничения или отсутствия конкуренции.
Заключение
В заключении работы можно сделать следующие выводы.
Возникновение естественных монополий связанно с значительным снижением издержек в зависимости от увеличения масштабов производства, что создает предпосылки для укрепления в такой отрасли только одного производителя.
Исходя из этого, естественная монополия — это монополия, возникающая вследствие того, что единственная фирма обеспечивает рынок каким-либо товаром или услугой с меньшими издержками, чем это сделали бы две или более фирмы.
Значительная монополизации экономики России обусловлена тем, что большая часть естественных монополий берет свое начало из бывшего СССР. Образование естественных монополий в СССР являлось следствием проводимой государством экономической политики, основанной на всеобъемлющем директивном планировании, государственном ценообразовании, централизованном распределении материальных ресурсов.
Естественные
монополии оказывают
По этому государство осуществляет законодательное регулирование деятельности естественных монополий, которое включает две составляющие: контроль над ценообразованием и контроль над целым рядом хозяйственных решений владельцев естественной монополии. При этом необходимо отметить, что проводимая политика в области регулирования цен малоэффективна, так монополии в условиях отсутствия конкуренции и высоком уровне бюрократизации госаппарата имеют значительное влияние на конечный уровень цен. Исходя из этого, наряду с методами регулирования цен необходимо формировать условия для развития конкуренции в отраслях – естественных монополистах.
Мероприятия
в области развития конкуренции
состоят в том, чтобы провести
реструктуризации видов деятельности
естественных монополий, с целью
выделения тех направлений, по которым
возможна конкуренция, что в конечном
итоге должно ослабить монополию. При
этом необходимо принимать во внимание
экономическую эффективность и целесообразность
принимаемых решений, как с точки зрения
внутренних интересов, так и с учетом позиций
России на международных рынках. Государство
должно выстраивать свою политику в отношении
естественных монополий, принимая во внимание,
что они дают стране: социально значимая
продукция; налоги; занятость; дотирование
социальной сферы; и, наконец, - единство
страны.
Список
использованной литературы
11. http://www.interrao.ru
Информация о работе Естественные монополии в экономике России