Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:55, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование естественных монополий в рыночной экономике России и система государственного регулирования монополий в нашей стране.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Исследовать историю развития естественных монополий в экономике России.
Выявить какие естественные монополии действуют в России.
Определить задачи государственного регулирования естественных монополий.
Исследовать системы государственного регулирования естественных монополий в России.
Рассмотреть методы государственного регулирования естественных монополий в России.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты естественной монополии
1.1 История возникновения и сущность естественной монополии
5
5
1.2 Крупнейшие монополии в России 10
Глава 2. Государственное регулирование деятельности естественных монополий
2.1 Законодательная база для регулирования естественных монополий
15
15
2.2 Развитие системы государственного регулирования естественных монополий в России 19
2.3 Методы государственного регулирования естественных монополий 21
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Если исходить только из приведенного определения, то к сфере естественных монополий можно отнести деятельность очень многих предпринимателей. Взять для примера самый распространенный товар - хлеб. Формально к естественной монополии можно отнести чуть ли не всех его производителей и продавцов. Чем больший объем хлебной продукции выпекает один хозяйствующий субъект, тем ниже издержки на ее производство; для массы людей хлеб никакой другой продукцией незаменим; спрос на него прямо не зависит от цены, хочешь – не хочешь, а приходиться покупать по предложенной продавцом цене. Поэтому государство, опираясь на общее понятие естественных монополий, само решает, какие конкретно отрасли народного хозяйства или отдельные виды хозяйственной деятельности отнести к естественным монополиям. И здесь главная опасность не ошибиться, ведь это может привести к непоправимым результатам.
Естественно,
что предоставление какой-либо компании
исключительных монопольных прав на поставки
потребителям электро-, водо -, газоресурсов
или на транспортное обслуживание на данной
территории или в масштабах всего государства
вызывает необходимость установлении
государственного контроля деятельности
таких экономических субъектов. Это делается
в целях устранения возможных злоупотреблений
властью над рынком и негативных последствий
для потребителей от монопольного положения
основных поставщиков. В большинстве стран
эти отрасли либо находятся в государственной
собственности, либо регулируются государством.
В обоих случаях цены устанавливаются
государством, а не естественной монополией.
Крупнейшими естественными монополиями в России являются ОАО «Интер РАО ЕЭС», РАО «Газпром» и Российские железные дороги (РЖД)
Электроэнергетика.
В
российской электроэнергетике естественная
монополия сложилась
Но сейчас принимаются энергичные меры для развития конкуренции между производителями электрической энергии, в частности:
• вводится, совершенно новый рыночный механизм определения цены электрической энергии путем конкурентного отбора заявок на ее продажу при данном уровне спроса, определяемом на основе заявок на покупку электроэнергии;
• предполагается завершение формирования нормативно-правовой базы функционирования всего оптового рынка электрической энергии, в том числе утверждение правил работы оптового рынка на принципах конкуренции и порядка расчетов между субъектами оптового рынка, разработка договоров на поставки электрической энергии и мощности, договоров на использование межсистемной электрической сети оптового рынка и сетей, региональных энергоснабжающих компаний, определение условии взаимоотношений оператора оптового рынка с его участниками;
• намечается переход к конкуренции электростанций на оптовом рынке по полным затратам с выводом из эксплуатации неэкономичных мощностей;
• расширение состава крупных потребителей, выведенных на оптовый рынок.
Основной целью образования РАО "ЕЭС России" в форме акционерного общества (когда в ноябре 1992г. были объединены мощности свыше 700 электростанций (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ) и Единой энергосистемы) было формирование оптового рынка электроэнергии. В федеральное владение РАО "ЕЭС России" поступили около 50 новейших электростанций (это более половины общих мощностей), выведенных из состава территориальных АО-энерго.
Толчком к регионализации, дроблению единого рынка электроэнергии послужило введение в 1991г. дифференцированных тарифов по оплате электроэнергии потребителями отдельных областей в зависимости от реальных затрат каждой энергосистемы, что привело к нерациональной загрузке энергетических мощностей. Хронически недогруженными остаются крупные высокоэффективные станции при более полной загрузке менее эффективных малых станций, принадлежащих региональным энергосистемам.
С 1 июля 2008, в результате реформирования электроэнергетики РФ, прекратило существование РАО «ЕЭС России».
В рамках реформы РАО «ЕЭС» весной 2008 года ряд российских генерирующих активов был передан ОАО «Интер РАО ЕЭС».
ОАО
«ИНТЕР РАО ЕЭС» — динамично развивающаяся
электроэнергетическая
Главная проблема российской электроэнергетики - неплатежи. В силу специфики производимой продукции применение санкций в отношении неплательщиков чрезвычайно затруднено. Положение, вызванное неплатежами, можно существенно улучшить путем реализации значительного экспортного потенциала РАО. Однако для передачи больших объемов электроэнергии на значительные расстояния с сохранением ее параметров требуется модернизация линий электропередач и вспомогательных сооружений.
Необходимо полнее использовать преимущества единой централизованной энергосистемы как более устойчивой формы организации энергетического хозяйства. Организация производства электрической энергии, при которой в одних руках сосредоточены генерирующие мощности, передающие и распределительные сети, предоставляет больше возможностей для экспансии на внешние рынки. Не случайно подобная схема успешно работает во Франции - одном из крупнейших в мире экспортеров электроэнергии.
Газовая промышленность.
Путем преобразования Государственного газового концерна в феврале 1993г. создано РАО «Газпром», в 1999г. оно преобразовано в ОАО «Газпром» в соответствии с требованиями законодательства об акционерных обществах. На его долю приходится около 25% всех поступлений в федеральный бюджет. «Газпром» - крупнейший кредитор российской экономики. ОАО «Газпром» принадлежит около 30% европейского газового рынка (21% поставок в Западную и 56% в Восточную Европу). За рубежом он располагает огромными активами, в основном в виде долей в компаниях, владеющих газотранспортными и газораспределительными системами. «Газпром» включает 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое предприятие «Газэкспорт»; они осуществляют около 95% добычи и 100% транспортировки газа.
Уникальность ресурсной базы и наличие развитой системы газопроводов определяет устойчивость позиций «Газпрома» на мировом рынке. В создании единой системы газоснабжения Россия опередила страны Западной Европы, где подобная система только начинает формироваться. Так, в Германии «Газпром» имеет мощную систему газопроводов, позволяющую выйти непосредственно на потребителя и тем самым существенно повысить выручку от реализации газа. «Газпром» создал ряд альянсов с крупнейшими западными корпорациями, позволивших объединить технологический, финансовый и научно-технический потенциал компаний.
Входящие в систему «Газпрома» как крупные, так и менее значимые предприятия фактически остаются его производственными подразделениями, они не являются собственниками ни своих активов, включая права на недропользование, ни своих доходов. С правовой точки зрения - это унитарные предприятия, учрежденные ОАО и основанные на праве оперативного управления.
Железнодорожный транспорт
На долю железных дорог приходится около 77% грузооборота всех видов транспорта общего пользования страны и 45% пассажирооборота, что сопоставимо по объемам с автомобильными перевозками.
Основная продукция отрасли (перевозки) создается, как правило, несколькими предприятиями - железными дорогами, то есть на уровне всей отрасли. Отсюда необходимость централизованного формирования и распределения доходов от перевозок, аккумулирования финансовых ресурсов для развития железнодорожной сети, приобретения и ремонта железнодорожного состава, внедрения достижении научно-технического прогресса.
В
России показатели производительности
российских железных дорог, оцениваются
по количеству тонно-километров, приходящихся
на одного занятого на перевозках.
В России убытки пассажирского транспорта
покрываются за счет работы грузового,
а железные дороги в целом работают с прибылью.
Глава 2. Государственное
регулирование деятельности
естественных монополий
2.1 Законодательное регулирование естественных монополий
Законы, регулирующие деятельность естественных монополий:
В Федеральном законе от 17 августа 1995г. № 147-Ф3 «О естественных монополиях» перечислены сферы их деятельности (ст.4) и определено понятие естественной монополии (ст.3) как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства). При этом товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потребление другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на товар, чем спрос на другие виды товаров. По существу, понятие естественной монополии сформулировано в первой части данного определения, при этом оно основывается не на объективном критерии отнесения состояния рынка к монопольному, а на экономических критериях оказания отдельных видов услуг, их эффективности, поэтому естественную монополию можно рассматривать как весьма условное понятие. Не случайно в перечень сфер деятельности субъектов естественных монополий постоянно вносятся изменения и дополнения, поскольку ряд видов деятельности субъектов естественных монополий является потенциально конкурентоспособными, и по мере проведения реформ в отдельных сферах экономики из естественно-монопольных видов деятельности происходит выделение конкурентных видов деятельности. Данный вывод подтверждает и положениями самого Закона о естественных монополиях. Так в п.2 ст.4 Закона предусмотрено, что в соответствии с проводимой демонополизацией рынка железнодорожных перевозок осуществляется переход от регулирования деятельности субъектов естественной монополий в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. В п. 3 ст. 4 Закона предусмотрено, что не допускается сдерживание экономически оправданного перехода сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.
Правовое значение определения перечня сфер естественно монопольных видов деятельности состоит в применении к субъектам, осуществляющим данные виды деятельности, специальных методов регулирования, которые определены в ст. 6 Закона:
- ценовое
регулирование, осуществляемое
- определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.
Более широким понятием по отношению к понятию естественной монополии является понятие регулируемых видов деятельности, содержащееся в Федеральном законе от 23 ноября 2009г. № 261-Ф3 «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором регулируемые виды деятельности определяются в качестве видов деятельности, осуществляемых субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется регулирование цен (тарифов) (п.11 ст.2). Понятие «регулируемые виды деятельности» определено в соответствие с целями Закона об энергосбережение. Однако данное понятие имеет и более общее значение, поскольку к регулируемым видам деятельности можно отнести не только деятельность естественных монополий, но и государственных монополий и других видов деятельности, имеющих универсальный характер и большое социальное значение, которые в соответствии с проводимой государством политикой подлежат государственному регулированию.
Основным методом
Придание конкретным
Информация о работе Естественные монополии в экономике России