Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:55, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование естественных монополий в рыночной экономике России и система государственного регулирования монополий в нашей стране.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Исследовать историю развития естественных монополий в экономике России.
Выявить какие естественные монополии действуют в России.
Определить задачи государственного регулирования естественных монополий.
Исследовать системы государственного регулирования естественных монополий в России.
Рассмотреть методы государственного регулирования естественных монополий в России.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты естественной монополии
1.1 История возникновения и сущность естественной монополии
5
5
1.2 Крупнейшие монополии в России 10
Глава 2. Государственное регулирование деятельности естественных монополий
2.1 Законодательная база для регулирования естественных монополий
15
15
2.2 Развитие системы государственного регулирования естественных монополий в России 19
2.3 Методы государственного регулирования естественных монополий 21
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Правовое регулирование складывающихся отношений между субъектами естественных монополий и потребителей направленно, как сказано в ст.1 Закона о естественных монополиях, на достижение баланса и интересов потребителей и субъектов естественных монополий. Однако Закон о естественных монополиях, несмотря на многочисленные поправки, внесенные с момента его утверждения в 1995г., не играет роль основного регулятора, не имеет «стержневого» характера. Более того, не разграничены предметы регулирования Закона о естественных монополиях и Закона о защите конкуренции, вследствие чего имеется конкуренция ряда норм этих двух законов. Так, в Законе о защите конкуренции в ч. 3 ст. 10 предусмотрена обязанность Правительства РФ устанавливать правила недискриминационного доступа на товарные рынки и (или) к товарам, производимым или реализуемым субъектами естественных монополий, и указаны подлежащие решению вопросы в данных правилах.
При внесении изменений и дополнений в Законе о естественных монополиях или разработке нового проекта закона целесообразно уточнить понятие естественной монополии, содержащееся в действующей редакции данного закона, определить виды естественных монополий не только по сферам их деятельности, но и по территориальному признаку, поскольку образование естественных монополий возможно не только на всей территории России, но и в пределах региона (местные или локальные монополии). В законе о естественных монополиях необходимо установить компетенцию органов регулирования и разграничит полномочия между ними. Как представляется, в Законе о естественных монополиях следует установить общие положения или принципы регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Общими положениями, которыми следует руководствоваться при правовом регулировании деятельности субъектов естественных монополий в различных сферах, могут являться, в частности, обеспечение недискриминационного доступа к услугам, оказываемым субъектами естественных монополий; способствование экономически оправданному переходу сфер естественных монополий в состояние конкурентного рынка; разграничение естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности и их раздельный учет; обеспечение безопасности и качества оказываемых услуг; раскрытие информации об оказываемых услугах; установление экономически обоснованных размеров тарифов на услуги; государственная финансовая поддержка убыточных услуг. Ряд положений нашли свое воплощение в принятых Правительством РФ постановлениях.
Темпы
внедрения рыночных конкурентных отношений
в различных сферах различаются. Так, в
сфере электроэнергетики структурные
преобразования, по существу, закончились,
в сфере железнодорожного транспорта
и газовой отрасли продолжаются. При проведении
реформ и выделении из естественно-монопольных
конкурентных видов деятельности в большинстве
случаев в качестве конкурентных выступают
оказание соответствующих услуг потребителям,
естественно-монопольными остаются услуги
по использованию соответствующей инфраструктуры.
При этом основными задачами являются
обеспечение доступа к инфраструктуре
и к услугам.
2.2 Развитие системы государственного регулирования естественных монополий в России
Государство, имеющее
Для регулирования и контроля деятельность субъектов естественной монополий образуются соответствующие органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий, формирование которых прошло длинный и сложный путь. Эти органы, создание которых началось в конце 1995г., неоднократно реорганизовывались, упразднялись и восстанавливались вновь. До недавнего времени соответствующие полномочия почти полностью были сосредоточены у ФЭК России (Федеральная энергетическая компания), которая среди таких органов была образована первой Указом Президента РФ от 19 ноября 1995г. №1194.
Указом Президента РФ от 9 марта 2004г. № 314 ФЭК преобразован в федеральную службу по тарифам, функции ФЭК по принятию нормативных правовых актов переданы Минэкономразвития России, по надзору и контролю – ФАС (Федеральной антимонопольной службе), а к ней самой перешли функции по установлению тарифов Минэкономразвития России и упразднённого МАП (Министерство по антимонопольной политике).
ФСТ
является федеральным органом
Цели и задачи Федеральной службы по тарифам
Таблица 1
Цели службы | Задачи службы |
Обеспечение сбалансированности
и долгосрочной стабильности регулируемых
рынков товаров и услуг в Обеспечение обоснованности и прозрачности тарифных решений, принимаемых на всех уровнях государственного ценового регулирования |
Переход
к долгосрочному периоду Расширение применения метода экономически обоснованной доходности на инвестированный капитал. Поэтапное
прекращение перекрёстного Унификация принципов, методов, процедур и регламентов государственного ценового регулирования. Введение и развитие института комплексной экспертизы цен и тарифов регулируемых организаций при подготовке тарифных решений. Создание системы стандартов раскрытия информации, представляемой регулируемыми организациями при установление тарифов и цен |
Итак,
естественные монополии находятся
под непосредственным контролем по соответствующим
видам правоотношений сразу двух федеральных
структур - антимонопольных органов,
полномочия которых по обеспечению соблюдения
антимонопольного законодательства распространяются
на всех хозяйствующих субъектов, в том
числе «работающих» в сферах естественных
монополий, и специальных органов регулирования
деятельности естественных монополий.
С принятием Указа Президента РФ «Вопросы
системы и структуры федеральных органов
исполнительной власти» от 12 мая 2008г.
№724, в котором Федеральная антимонопольная
служба и Федеральная служба по тарифам
сохранили свои позиции, роль государства
в деятельности естественных монополий
усиливается.
2.3 Методы государственного регулирования естественных монополий
Законодательством предусмотрено два основных метода регулирования деятельности субъектов естественных монополий:
- ценовой метод, который осуществляется посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня.
- неценовой метод - через определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию; установление минимального уровня обеспечения потребителей в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии.
Кроме того, субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров при наличии возможности произвести (реализовать) такие товары. Субъекту может быть направлено предписание о заключении договора. При неисполнении предписания возможно предъявление в арбитражный суд иска о понуждении заключить договор.
Орган регулирования естественных монополий определяет метод регулирования применительно к конкретному субъекту и сообщает через средства массовой информации о принятых решениях, в частности относительно введения, изменения, прекращения регулирования деятельности субъектов; о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него; о применяемых методах регулирования в отношении конкретного субъекта. В свою очередь, субъекты естественных монополий, органы исполнительной власти и местного самоуправления обязаны предоставлять органам регулирования естественных монополий необходимую информацию.
Государственное регулирование цен (тарифов) продукции (услуг) предприятий — естественных монополистов можно осуществлять на основе следующих методов:
• установление фиксированных цен и тарифов;
• установление предельного уровня цен и надбавок, наценок (коэффициентов изменения цен);
• установление предельного уровня рентабельности и размеров торговых надбавок;
• декларирование цен и тарифов в органах ценообразования при формировании свободных цен и тарифов.
Методы
регулирования деятельности естественных
монополий применяются к
Регулирование
деятельности естественных монополий
и контроль осуществляет Федеральная
антимонопольная служба (ФАС). Субъекты
естественных монополий несут ответственность
в виде штрафов за завышение цен, установленных
органом регулирования естественной монополии;
сумма излишне полученной выручки изымается
в бюджет; убытки, возникшие у потребителя
в результате завышения цен, должны быть
возмещены ему; при повторном нарушении
дисциплины цен штраф берется в двойном
размере.
Железнодорожный транспорт
Основными методами государственного регулирования естественных монополий на железнодорожном транспорте являются ценовой и неценовой. Эмпирический подход позволяет в качестве основного метода государственного регулирования естественных монополий на железнодорожном транспорте выделить ценовой метод. Анализ приемов и методов правового регулирования позволяет сделать вывод о превалировании императивных способов воздействия в сфере железнодорожного транспорта.
Необходимо особо отметить роль ФСТ России в процессе публично-правового регулирования субъектов естественных монополий на железнодорожном транспорте, поскольку одной из основных ее задач является формирование эффективной ценовой (тарифной) политики, адаптированной к условиям рыночной экономики, совершенствование государственного ценового регулирования, предусматривающее разработку и принятие новых подходов к формированию цен (тарифов) на железнодорожном транспорте общего пользования.
Процесс ценообразования является одним из важнейших инструментов публично-правового регулирования естественных монополий. Система ценового (тарифного) регулирования субъектов естественных монополий на железнодорожном транспорте базируется на Прейскуранте № 10-01, являющемся нормативно-правовым актом. В Прейскуранте № 10-01 реализуется императивный публично-правовой метод государственного регулирования ценообразования в естественно-монопольной сфере железнодорожного транспорта. Прейскурант определяет базовый уровень тарифов на услуги субъекта естественной монополии на железнодорожном транспорте.
Второй способ ценообразования — гибкая тарифная политика. Он используется Правительством России и ОАО «РЖД» для приспособления тарифной политики на железнодорожном транспорте к состоянию конъюнктуры и спроса на услуги. Применение понижающих и повышающих коэффициентов к базовому тарифу позволяет железным дорогам реагировать на изменения в рыночной конъюнктуре на перевозимые грузы. Дифференциация провозной платы в зависимости от расстояния позволяет поддерживать объемы перевозок и доходов по основным грузам на стабильном уровне.
Лицензирование, стандартизация и сертификация деятельности субъектов естественных монополий на железнодорожном транспорте являются одной из форм публично-правового воздействия на них естественных монополий на железнодорожном транспорте. Сферы деятельности, отнесенные к естественно-монопольным, требуют специального разрешения компетентного государственного органа. При регулировании естественных монополий на железнодорожном транспорте механизм лицензирования, стандартизации и сертификации выполняет важную функцию, выражает сочетание публичных интересов всего общества и частных интересов субъектов естественных монополий. Лицензирование на железнодорожном транспорте выступает в качестве способа государственного санкционирования допуска конкретных субъектов к участию в гражданском обороте. Лицензирование их деятельности имеет правообразующее значение .
Сертификация является формой подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. В качестве специальной цели сертификации выступает удостоверение соответствия продукции, процессов производства, перевозки или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров. В целях предупреждения вреда окружающей среде и здоровью граждан на технологические объекты и оборудование, используемые субъектами естественных монополий на железнодорожном транспорте, разрабатываются государственные стандарты. Проектирование, строительство, реконструкция, эксплуатация и ликвидация объектов, вовлеченных в естественно-монопольные виды деятельности на железнодорожном транспорте, должны осуществляться в соответствии с утвержденными стандартами, нормативно-техническими актами, строительными нормами и правилами.
Информация о работе Естественные монополии в экономике России