Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 19:30, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить демографические и социальные последствия экономических реформ в РК.
Задачи курсовой работы - изучить ситуацию в РК в момент распада СССР и начала экономических реформ, политические процессы в Казахстане в период распада СССР, основные направления экономических реформ в РК, социальные и демографические последствия экономических реформ в РК.
Введение
1. Эволюция процесса макроэкономических реформ в Республике Казахстан и их влияние на социально-демографическую ситуацию
1.1 Сущность и модели структурных экономических реформ в РК
1.2 Завершающий этап экономических реформ в РК, начало экономического роста
1.3 Влияние экономических реформ на социальную и демографическую ситуацию в РК
2. Анализ социальных и демографических последствий экономических реформ в Республике Казахстан
2.1 Динамика доходов и уровня жизни населения
2.2 Демографические последствия экономических реформ
2.3 Демографическая и социальная ситуация в РК на современном этапе
3. Пути стабилизации и улучшения социально-демографической ситуации в РК
Заключение
Список использованной литературы
Этот этап характеризуется проведением собственной макроэкономической политики, созданием нормативно-правовой базы, регулировавшей отношения в области налогообложения, бюджетной и банковской сферах, ВЭД, в том числе привлечения иностранного капитала и таможенного дела, развития рынков и рыночной инфраструктуры. Однако, до середины 1994 г. правительство Казахстана проявляло непоследовательность и уступчивость в реализации принятого курса на ужесточение монетарной и бюджетной политики. В первую очередь это касается процесса либерализации цен, который растянулся на весь 1994 г. В июле 1994 г. была принята очередная антикризисная программа, главной целью которой было обеспечение к концу 1995 г. макроэкономической стабилизации и системных институциональных преобразований. Реализация данной программы осуществлялась более последовательно и целенаправленно, особенно в части проведения умеренно жесткой денежно-кредитной и бюджетной политики.
Проведение Национальным Банком Казахстана (НБК) денежной политики на данном этапе, было сконцентрировано на управлении денежной массой в количестве, обеспечивающем снижение инфляции, а также обеспечении стабильного обменного курса для дальнейшего роста производства. Ставка рефинансирования стала устанавливаться исходя из фактических темпов инфляции, а ставки по государственным ценным бумагам определялись на аукционах, что обусловило их положительные значения в реальном выражении. Размещение кредитных ресурсов также проводилось через аукционы. Более гибко осуществлялось регулирование при установлении резервных требований к банкам второго уровня.
Начиная с середины 1995 г., инструментарий денежно-кредитной политики Казахстана пополнился еще одной традиционной для развитых стран мерой - операциями на открытом рынке, когда НБК начал формирование собственного портфеля ценных бумаг. Для этих целей стал проводиться выпуск специальных ценных бумаг - нот НБК, объемы выпуска которых устанавливались исходя из целевых ориентиров по денежным агрегатам. Также был задействован такой традиционный для рыночной экономики регулятор, как интервенции на валютном рынке с целью сглаживания колебаний обменного курса тенге. Адаптируясь к крайне неблагоприятным экономическим условиям, связанным с резким сокращением доходной части бюджета, из-за снижения производства во всех отраслях, уклонением хозяйствующих субъектов от уплаты налогов, высоким уровнем инфляции, нарастанием неплатежей, бюджетная политика вынуждена была ориентироваться на финансирование наиболее неотложных социально-экономических мероприятий и обеспечение деятельности важнейших функциональных систем экономики (энергетики, тепловых и коммунальных хозяйств). В результате за эти годы бюджет значительно утратил такие важные функции, как инвестиционную, инновационную, структурообразующую и социальную. С 1994 г. покрытие части бюджетного дефицита осуществлялось за счет привлечения неинфляционных источников - внешних займов и выпуска государственных ценных бумаг. Соответственно сокращалось использование кредитных ресурсов НБК для этих целей.
1.2 Завершающий этап экономических реформ в РК, начало экономического роста
Экономические реформы 1998-2004 гг. Эти годы можно выделить в качестве отдельного этапа в соответствии с характером динамики основных макроэкономических показателей, которая отличалась относительной стабильностью.
На протяжении 1998-2004 гг. начался рост ВВП, промышленного производства, объемов инвестиций и других важнейших показателей. Однако положительная динамика развития экономики Казахстана была существенно замедлена произошедшим в эти же годы мировым финансовым кризисом, постепенно расширявшим географию распространения. Кризис, начавшийся в 1997 г. в странах Юго-Восточной Азии, к 1998 г. дошел до России и негативно повлиял на экономику Казахстана. Так, 1998 г. стал единственным годом данного этапа, в котором наблюдалось снижение ВВП страны, а в 1999 г. национальная валюта подверглась существенной девальвации.
С 1997 г. методология осуществления денежно-кредитной политики в Казахстане сформировалась окончательно в соответствии с аналогичными стандартами развитых стран и включала изменение официальных ставок НБК, установление норм обязательных резервов, операции на открытом рынке и интервенции на внутреннем валютном рынке. Вследствие снижения темпов инфляции были пропорционально снижены официальные ставки вознаграждения - официальная ставка рефинансирования, ставка вознаграждения по ломбардным кредитам, ставка вознаграждения по кредитам "овернайт".
В 1998 г. денежно-кредитная политика проводилась в условиях мирового финансового кризиса и отражала специфические потребности регулирования в данной ситуации, что обусловило ее жесткий характер, направленный на защиту финансового сектора Казахстана. Тем не менее, в 1999 году был принят режим свободно плавающего обменного курса национальной валюты и произошла ее значительная девальвация. В этих условиях главной задачей денежно-кредитной политики являлось предотвращение значительного роста темпов инфляции. Кроме того, по-прежнему актуальными оставались вопросы повышения кредитной активности банков второго уровня, в связи с чем НБК в течение года понизил ставку рефинансирования до уровня 18%, которая в дальнейшем, по мере окончательной стабилизации финансовой ситуации в 2000 г. была снижена до 14%.
В области бюджетно-налоговой политики данный этап реформ характеризовался такими основными особенностями, как стабилизация исполнения государственного бюджета, снижение размера дефицита госбюджета (относительно ВВП), переориентация налогового законодательства на поддержку отечественного товаропроизводителя. Налоговые механизмы стали применяться более адресно, ориентируясь на стимулирование развития определенных отраслей. Так, для повышения конкурентоспособности продукции машиностроения, химической и легкой промышленности в 1999 г. были внесены изменения в налоговое законодательство по перенесению сроков уплаты НДС на 90 дней для машиностроения и химической промышленности, а для легкой промышленности, кроме того, введена нулевая ставка НДС. В 2000 году продолжалась работа по подготовке обоснований изменения отдельных положений налогового законодательства, предусматривающих более мягкий налоговый режим, прежде всего для машиностроительных предприятий, химической, нефтехимической и деревообрабатывающей отраслей промышленности, ориентированных на внутренний рынок.
Из множества шагов, осуществленных на третьем этапе, по нашему мнению, можно особо выделить, как наиболее прогрессивные, следующие меры макроэкономического уровня:
- проведение пенсионной реформы, ориентированной на персонализацию пенсионных средств граждан в системе накопительных фондов, выполняющих, кроме того, функцию мощных национальных инвестиционных институтов;
- совершенствование процессов приватизации и управления государственной собственностью;
- принятие в январе 2001 г. Закона "О земле", позволившего запустить землю в рыночный оборот и сделать нормальным инструментом труда. Сохраняя земли сельскохозяйственного назначения в собственности государства, негосударственные землепользователи наделяются равными правами и становятся временными долгосрочными (с предельным сроком - 49 лет) землепользователями на условиях аренды;
- принятие комплекса мер по поддержке отечественных товаропроизводителей и импортозамещению, позволившей начать восстановление предприятий обрабатывающей промышленности;
- углубление реформ в финансовой сфере, направленное на дальнейшее укрепление отечественного банковского сектора и вовлечение в инвестиционные процессы средств населения (создан фонд гарантирования вкладов на депозиты банков второго уровня, проведены существенные реформы на страховом рынке);
- снижение зависимости страны от неблагоприятных изменений ценовой конъюнктуры мировых рынков. Это обеспечивалось формированием Национального фонда Республики Казахстан в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 23 августа 2000 г. № 402 "О Национальном фонде Республики Казахстан" и "Правилами формирования и использования Национального фонда Республики Казахстан", утвержденными Указом Президента Республики Казахстан от 29 января 2001 г. № 543. Средства фонда не могут использоваться для кредитования частных или государственных организаций, а также в качестве обеспечения обязательств. На 31 марта 2004 года общий объем активов фонда превысил 3,7 млрд. долларов США.
В целом, данный период можно охарактеризовать как этап завершения основной части экономических реформ в Казахстане. Основными итогами данного этапа экономических преобразований и развития можно признать:
Преодоление в основном негативных последствий распада прежней хозяйственной системы и радикальной трансформации социально-экономической формации. Большинство острейших проблем, с которыми столкнулась Республика Казахстан в начале 90-х годов, разрешены в большей или меньшей степени; сформировалась экономика рыночного типа, создавшая предпосылки для роста на основе достигнутой стабилизации финансово-экономической ситуации в стране. Так в 2000-2003 гг. совокупный рост ВВП составил 42,3%, что позволило Казахстану стать одним из мировых лидеров по темпам развития экономики.
Завершение формирования нормативно-правовой базы, адекватной стандартам современного рыночного хозяйствования. Принято и функционирует развитое законодательство в области рынка ценных бумаг, финансовой системы, рынка труда, налогообложения, бухгалтерского учета, акционерных отношений и многих других сфер экономики.
Достижение устойчивой стабилизации в финансовой сфере государства по всем основным направлениям: в области государственных финансов, курса национальной валюты, устойчивости и ликвидности банковской системы, золотовалютных резервов НБК, динамики инфляции, процентных ставок денежного рынка и рынка государственных ценных бумаг. Так, за январь-сентябрь 2004 г. потребительские цены росли в среднем на 0,4% в месяц, ставка рефинансирования НБК, сниженная в июле 2003 г., составляет 7%. Финансовая стабилизация позволила привлечь существенные объемы свободных средств населения и значительно увеличить масштабы кредитования банками реального сектора экономики. За период с 1998 по 2004 гг. вклады населения в банках выросли в 14 раз и составили на 1 октября 2004 г. 407093 млн. тенге.
Активизацию инвестиционно-производственных процессов в экономике. В конце 90-х годов зафиксирован значительный прогресс в динамике объемов ВВП, промышленного производства, инвестиционной деятельности и ряде других важнейших показателей. Характерно, что рост происходит практически во всех сферах экономики - промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и связи, торговле и пр., что позволяет говорить о комплексном и системном характере развития республики.
Впервые за годы реформ, начиная с 1999 г., наблюдается положительное сальдо торгового баланса (с учетом досчетов по неорганизованной торговле). В 2003 г. положительное сальдо торгового баланса составило свыше 4 млрд. долларов США в сравнении с 2,3 млрд. долларов США в 2002 г.
Системную ориентацию на реальные структурные преобразования. В результате осуществления ряда радикальных шагов в области формирования рыночных институтов и механизмов хозяйствования Казахстан опередил большинство страны СНГ в темпах реформирования экономики. В частности, Казахстан предпринял первым среди стран СНГ такие меры, как пенсионная реформа, система гарантирования банковских вкладов,
досрочное погашение долга Всемирному банку по линии НБК, формирование Национального фонда, государственная компенсация вкладчикам банков и пенсионных фондов курсовых потерь вследствие девальвации национальной валюты, отказ от обязательной продажи валютной выручки экспортерами, обязательное страхование ответственности автовладельцев. Казахстан является безусловным лидером среди стран СНГ по объемам привлечения иностранных инвестиций на душу населения. Государство и хозяйствующие субъекты активно используют современные методы оптимизации управления финансами: выпуск ценных бумаг на зарубежные рынки (государственные еврооблигации и корпоративные депозитарные расписки), применяются механизмы хеджирования рисков, перестрахования.
Подведение итогов реформирования экономики Казахстана в условиях суверенитета свидетельствует в целом об успешной реализации широкого круга сложных задач, стоявших перед республикой. В результате проведения масштабных преобразований в основном реформирована хозяйственная система, сформирована система экономических отношений, базирующаяся на принципах либеральной открытой рыночной экономики, создана и развивается комплексная система управления, адекватная как стандартам рынка, так и особенностям национальной экономической среды.
1.3 Влияние экономических реформ на социальную и демографическую ситуацию в Республике Казахстан
Серьезное влияние на демографическую ситуацию в стране безусловно оказали миграционные процессы, начавшиеся сразу после развала Союза и достигшие своего пика в 1994 году, когда из республики выехало 480,8 тысячи человек, а въехало только 70,4 тысячи. При этом в первую очередь уменьшилась активная часть населения. Весьма серьезной оказалась и проблема "утечки умов": до 40 процентов уехавших - люди с высшим, незаконченным высшим и средним специальным образованием.
В последнее время число эмигрантов, правда, резко снизилось. За шесть месяцев нынешнего года количество выбывших из страны составило 59,2 тысячи человек. Но и эта цифра, согласитесь, тоже не маленькая. Прибыло же к нам 47,5 тысячи. Иными словами, сальдо миграции уже приближается к нулевой отметке. И это не может не радовать.
То, что в Казахстан стало возвращаться больше граждан, покинувших страну в первые годы ее независимости, вполне объяснимо. За последнее время в республике существенно улучшились экономические показатели, в том числе значительно выросли размеры зарплаты и пенсий. Важнейшим фактором служит и внутриполитическая стабильность, межнациональное и межконфессиональное согласие.
В принципе, число реэмигрантов могло быть и больше. И здесь важную роль призваны сыграть органы, занимающиеся, если можно так выразиться, пропагандой наших успехов за рубежом. Пока, к сожалению, тем же реэмигрантам неоткуда получить достоверную информацию о сегодняшней жизни в Казахстане, о законах, действующих в стране. К примеру, доводилось слышать мнение наших бывших соотечественников, считающих, что в республике сегодня крайне сложно получить гражданство.
Неблагоприятные тенденции в показателях смертности населения стали наблюдаться в республике еще с 1991 года. Так, коэффициент смертности в 2000 году составил 10,1 на тысячу человек, что на 27,8 процента выше уровня 1990 года. Впрочем, постепенно начала расти средняя продолжительность жизни. Если в 1999 году ее уровень составлял 65,5 года (у мужчин - 60,3 года), то сейчас - порядка 65,8 (у мужчин - 60,6).
Высокий уровень жизни можно считать одним из главнейших факторов хорошего здоровья, поскольку только здоровое население готово к интенсивному труду, учебе и достижению материального благополучия. Период с 1990 по 1995 годы характеризуется перемещением Казахстана с 54 на 93 место по индексу человеческого развития (ИЧР). В дальнейшем показатели человеческого развития медленно восстанавливаются, и к 2002 году республика перемещается на 78 место..
Информация о работе Демографические и социальные последствия экономических реформ