Демографические и социальные последствия экономических реформ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить демографические и социальные последствия экономических реформ в РК.

Задачи курсовой работы - изучить ситуацию в РК в момент распада СССР и начала экономических реформ, политические процессы в Казахстане в период распада СССР, основные направления экономических реформ в РК, социальные и демографические последствия экономических реформ в РК.

Оглавление

Введение

1. Эволюция процесса макроэкономических реформ в Республике Казахстан и их влияние на социально-демографическую ситуацию

1.1 Сущность и модели структурных экономических реформ в РК

1.2 Завершающий этап экономических реформ в РК, начало экономического роста

1.3 Влияние экономических реформ на социальную и демографическую ситуацию в РК

2. Анализ социальных и демографических последствий экономических реформ в Республике Казахстан

2.1 Динамика доходов и уровня жизни населения

2.2 Демографические последствия экономических реформ

2.3 Демографическая и социальная ситуация в РК на современном этапе

3. Пути стабилизации и улучшения социально-демографической ситуации в РК

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая макроэкономика.doc

— 229.00 Кб (Скачать)

2004                        68319                          65530                  61831                     46929                      6488                        18601             

2005                        74807                          52139                  65829                     40698                      8978                        11441             

2006                        66731                          33690                   56635                     30271                      10096             3419             

2007                        53397                          42435                   42613                     39767                       10784                         2668             

2008                        47657                          45238                   31463                     42862                      16194                         2376             

 

   Результаты многочисленных исследований показали, что доминирующим мотивом миграции являются экономические причины, поиск работы и высокие заработки.

   Миграционная убыль населения республики в 1994г. была самой высокой и превысила 400 тыс. человек, коэффициент миграционного сальдо (в расчете на 1000 жителей) составил минус 25 человек. С 1995г. (за исключением 1997г.) в Казахстане начались позитивные сдвиги, наблюдается тенденция снижения числа мигрантов, выезжающих за пределы страны, и, как следствие, сокращение отрицательного сальдо миграции населения, которое к концу столетия составило минус 6 человек в расчете на 1000 человек.

   В 2004 г. впервые после 36-летнего периода, в Казахстане было зафиксировано положительное сальдо внешней миграции, составившее 2,8 тыс. человек. В 2005 и 2006гг. также наблюдалось положительное сальдо внешней миграции населения, составившее соответственно 22,7 и 33,0 тыс. человек. В последующем оно начало постепенно снижаться, составив в 2007-2008гг. соответственно 11,0 и 2,4 тыс. человек.

   Основные миграционные потоки сформировались между Казахстаном и Россией, Украиной и странами Центральной Азии в рамках СНГ и Германией среди стран вне СНГ. Со странами СНГ, кроме Российской Федерации, Беларуси и Украины, сохраняется положительное сальдо миграции населения. Из стран вне СНГ положительное сальдо миграции населения наблюдается с Китаем, Монголией, Турцией, Ираном, а отрицательное - с Германией, Канадой, США, Израилем.

   За 1991-2008 гг. по международной миграции в республику прибыло 1294,5 тыс. иммигрантов и выбыло 3331,1 тыс. эмигрантов. Отрицательное сальдо миграции населения за этот период составило 2036,6 тыс. человек.

   На фоне политической и экономической нестабильности в других странах казахстанцы за последнее десятилетие реально оценили плюсы стабильной ситуации в стране и у многих из них изменились миграционные настроения в пользу Казахстана.

 

3. Пути стабилизации и улучшения социально-демографической ситуации в РК

   Устойчивость экономического развития и улучшение благосостояния граждан за последние годы способствовали стабилизации демографической и миграционной ситуации в стране.

   Проводится целенаправленная работа по совершенствованию законодательства по вопросам защиты прав и интересов семьи, женщин и детей. Реализуется Национальный план действий по улучшению положения женщин в Республике Казахстан. С 2003 года начата выплата единовременного денежного пособия на рождение ребенка.

   В то же время младенческая и материнская смертность, хотя и имеют в последнее время тенденцию к снижению, остается достаточно высокими.

Сохраняются проблемы незаконной миграции и трафика людей.

   Для выработки государственной политики, направленной на стабилизацию и улучшение демографической и миграционной ситуации в стране, разработана Программа демографической и миграционной политики Республики Казахстан до 2010 года.

   Дальнейшее совершенствование системы социальной защиты населения, обеспечивающей поддержку социально-уязвимых групп населения, улучшение уровня жизни граждан.

   В 2009-2011 годах будут разработаны и поэтапно внедрены нормативы социального обеспечения и социального обслуживания.

   Правительство обеспечит реализацию Программы по снижению бедности в Республике Казахстан на 2009-2011 годы, предусматривающую комплексный подход к решению данной проблемы путем содействия занятости граждан, улучшения доступности среднего общего образования и услуг здравоохранения, повышения адресности социальной помощи и реализации других мер. В предстоящий период будет продолжено совершенствование пенсионной системы, состоящей из солидарной пенсии, пенсии из накопительных пенсионных фондов за счет обязательных и добровольных отчислений. В 2009-19 годах будет совершенствоваться нормативная база по социальной защите инвалидов, создан банк данных по инвалидам. Получат дальнейшее развитие медико-социальная экспертиза и отечественная индустрия по производству протезно-ортопедических изделий.

   В 2005 году был создан Государственный фонд социального страхования. Внедрение социального страхования с 2005 года привело к созданию трехуровневой системы социальной защиты населения, включающей в себя минимальные государственные гарантии, обязательное и добровольное страхование.

   Наряду с этим развиваются дополнительные формы оказания социальной помощи отдельным категориям населения.

   Так в целях преодоления бедности и создания необходимых условий для улучшения социально-демографической ситуации предусматривается создание целостной системы защиты детей, включая введение пособий по уходу за ребенком до одного года, а в перспективе - выплату детских пособий в зависимости от доходов семьи.

   В 2003 году принята Концепция гендерной политики, определяющая основные принципы, приоритеты и задачи гендерной политики в Казахстане.

   В целях сокращения материнской и младенческой смертности необходимо принять комплекс мер по материальной поддержке материнства и детства.

   В целях сохранения репродуктивного здоровья женщин должны быть приняты меры по улучшению питания беременных и кормящих женщин.

   Особое внимание необходимо уделить формированию общественного мнения в поддержку института семьи, принципов ее планирования, охраны здоровья.

   Правительство продолжит работу по защите прав и интересов оралманов путем установления обоснованной квоты их переселения.

  Будут разработаны модель рационального расселения жителей сельских территорий и меры по стимулированию внутренней миграции из неперспективных регионов на развивающиеся территории, в районные центры и малые города. Продолжится работа по дальнейшему преобразованию традиционных многоместных детских домов для детей-сирот в детские дома семейного типа.

   Приоритетными направлениями социально-экономического развития на ближайшие годы определены:

- сокращение различий в уровне социально- экономического развития регионов страны, снижение бедности и безработицы;

- обеспечение Государственной гропродовольственной программы и качественное улучшение условий жизни в ауле (на селе);

- реализация Стратегии индустриально- инновационного развития страны;

- стабилизация качества окружающей среды;

- создание современной и эффективной системы развития науки, образования, культуры и профессиональной квалификации населения;

- развитие малого и среднего предпринимательства;

- развитие производственной и социальной инфраструктуры;

- дальнейшее совершенствование пенсионного и социального обеспечения населения;

- повышение заработной платы государственных служащих и работников бюджетных организаций.

   Новая Концепция миграционной политики Республики Казахстан нацелена на совершенствование существующих и развитие качественно новых направлений управления миграционными процессами в Республике Казахстан, на проведение селективной (избирательной) политики в области привлечения иммигрантов с высоким образовательным, инновационным, финансовым, инвестиционным потенциалом.

   Она отражает дополнительные импульсы и возможности социально-экономического развития страны, повышения ее конкурентоспособности, сохранения и укрепления ее национальной идентичности и безопасности за счет регулирования миграционных процессов.

   Стратегия миграционной политики исходит из того, что в условиях все большей интеграции Казахстана в мирохозяйственные связи, конкурентоспособность страны будет во многом определяться количеством и качеством человеческого потенциала, и включает в себя разработку механизмов привлечения мигрантов, основанных на критериях отбора специалистов; разработку механизмов рационального расселения иммигрантов, исходя из интересов демографического и социально-экономического развития регионов, региональных рынков труда; разработку систем мер по легализации, адаптации и интеграции иммигрантов в казахстанское общество; использование практического опыта зарубежных государств, что в определенной степени позволит усилить и улучшить политику государства в контексте интеграции иммигрантов.

   В республике создана достаточно упрощенная правовая база для въезда иностранных граждан, а также проживающих за рубежом этнических казахов, и обретения ими казахстанского гражданства.

   Граждане других государств и лица без гражданства могут быть приняты в гражданство Республики Казахстан в соответствии с Законом РК "О гражданстве Республики Казахстан", постоянно проживающие на территории республики не менее 5 (непрерывных) лет либо состоящие в браке с гражданами республики без подтверждения платежеспособности.

   Независимо от срока проживания принимаются в гражданство несовершеннолетние, недееспособные, лица, которые имеют особые заслуги перед Республикой Казахстан, а также граждане бывших союзных республик, имеющие одного из близких родственников - граждан Республики Казахстан (ребенка, в т.ч. усыновленного), супруга (супругу), одного из родителей (усыновителей), сестру, брата, деда или бабушку.

  Усложнения получения установленного ранее порядка получения гражданства в той или иной стране, признак, как правило, изменения политико-правовой составляющей ее деятельности, вызванной определенными обстоятельствами, в том числе и экономического характера.

   Концепция новой миграционной политики предусматривает не усложнения, а упрощения получения гражданства для лиц, которые будут своими знаниями, трудом способствовать экономическому росту страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

   Демографическая проблема для Казахстана особо специфична. Прежде всего, экономический рост, в настоящий период, в принципе, не подкрепляется потенциалом в области человеческих ресурсов. Экономический рост будет привлекать дополнительную рабочую силу: либо за счет механической миграции, то есть увеличения иностранной рабочей силы, либо естественным воспроизводством, рождаемостью.

   Феномен сокращения численности населения Казахстана не катастрофичен, имеет исторические прецеденты, как общественное явление имеет сложную природу и его социально-экономические составные оцениваются как положительно, так и отрицательно. В настоящее время сокращение численности населения прекратилось.

   Устойчивое снижение численности населения, начавшееся с 1993 г. - 42,7тыс., в 1994 г. - 192, в 1995 г. - 207, в 1996 г. -200, в 1997 г. - 188,9 тыс., в 2001 году наконец сократилось до 22 тыс. человек. Наблюдаемое уменьшение численности населения Казахстана постепенно приостановилось, с 2005 года ситуация стабилизировалась и даже начался небольшой рост населения.

   За 1991-2000 годы отрицательное сальдо международной миграции составило 1 млн. 990,0 тыс. человек. Наибольшие миграционные потери произошли в 1994 году (410,0 тыс. чел.), позднее отрицательное сальдо миграции снижается: в 1995 г. - 238,6 тыс., в 1996 г. - 175,5 тыс., в 1997 г. - новый всплеск - 261,4 тыс. и новое снижение в 1998 г. - 203,0тыс., в 1999 г. - 128,4 , в 2000 году - 123,2 тыс., в 2001 г. - 94,2 тыс. человек. Причем в 1991-1996 гг. Казахстан потерял 1259,4 тыс. человек, в 1997-1999 гг. - еще 592,8 тыс. человек. Таким образом, идет неуклонное снижение миграционных потерь населения Казахстана. Произошла качественная перестройка эмиграционных настроений. На нынешнем этапе сальдо оттока на уровне советской поры.

   Демографическая проблема - одна из важных в Казахстане, о демографии говорится в февральском Послании президента Нурсултана Назарбаева. Он подчеркнул, что нужно стимулировать рождаемость в городах, а не только в селе, где она выше, чем в урбанистической среде. "Нужно найти совершенно новые инструменты, государство должно стать работодателем в сфере воспроизводства населения. Только государство заинтересовано, чтобы происходил рост численности населения, чтобы государство продолжалось. Сейчас же, семьи, любой человек в Казахстане имеет право уехать в любую страну, его ничего не держит, если там лучше жизнь. Поэтому государству нужно стремиться оставить этих людей, проводя хорошую экономическую, социальную политику, стимулировать рождаемость, в этом случае государство становится как бы работодателем в сфере расширенного воспроизводства народонаселения".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1 Конституция Республики Казахстан, 1995 г. - Справочная система Юрист

2 Стратегический план развития республики Казахстан до 2010 г. - Справочная система Юрист

3 Назарбаев Н.А. Долгосрочная стратегия развития Республики Казахстан: "Казахстан - 2030" - Алматы: Рауан, 1998.

4 Абдуллаев К.А. Реформа с человеческим лицом. Южный Казахстан- 5 февраля,1998,

5 Бердалиев К.Е. Основы управления экономикой Республики Казахстан: учебное пособие.- Алматы: Экономика, 1998.

6 Досмагамбетов С. К. "Центральный Казахстан: природа и природные ресурсы, события и люди, реформы и развитие". Алматы : Жеты Жоргы, 2003.

7 Ермаков В.А. Казахстан в современном мире.- Алматы: Галым, 1998.

8 Республика Казахстан: Информационный паспорт, Алматы 1998

9 Итоги социально-экономического развития ЮКО за 1997 год.- Шымкент: Статистика, 1998.

10 Казахстан: в цифрах и фактах.- Алматы: Статистика, 1998.

11 Курс переходной экономики. Под ред. Абалкина Л.И.- М.: Финстатиздат, 1995.

12 Модели перехода от административной экономики к рыночной. Под ред. Байзакова С.Б.- Алматы: Рауан, 1997.

 

 



Информация о работе Демографические и социальные последствия экономических реформ