Демографические и социальные последствия экономических реформ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить демографические и социальные последствия экономических реформ в РК.

Задачи курсовой работы - изучить ситуацию в РК в момент распада СССР и начала экономических реформ, политические процессы в Казахстане в период распада СССР, основные направления экономических реформ в РК, социальные и демографические последствия экономических реформ в РК.

Оглавление

Введение

1. Эволюция процесса макроэкономических реформ в Республике Казахстан и их влияние на социально-демографическую ситуацию

1.1 Сущность и модели структурных экономических реформ в РК

1.2 Завершающий этап экономических реформ в РК, начало экономического роста

1.3 Влияние экономических реформ на социальную и демографическую ситуацию в РК

2. Анализ социальных и демографических последствий экономических реформ в Республике Казахстан

2.1 Динамика доходов и уровня жизни населения

2.2 Демографические последствия экономических реформ

2.3 Демографическая и социальная ситуация в РК на современном этапе

3. Пути стабилизации и улучшения социально-демографической ситуации в РК

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая макроэкономика.doc

— 229.00 Кб (Скачать)


 

 

 

Демографические и социальные последствия экономических реформ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

1. Эволюция процесса макроэкономических реформ в Республике Казахстан и их влияние на социально-демографическую ситуацию

1.1 Сущность и модели структурных экономических реформ в РК

1.2 Завершающий этап экономических реформ в РК, начало экономического роста

1.3 Влияние экономических реформ на социальную и демографическую ситуацию в РК

2. Анализ социальных и демографических последствий экономических реформ в Республике Казахстан

2.1 Динамика доходов и уровня жизни населения

2.2 Демографические последствия экономических реформ

2.3 Демографическая и социальная ситуация в РК на современном этапе

3. Пути стабилизации и улучшения социально-демографической ситуации в РК

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Принятие Казахстаном суверенитета повлекло за собой ряд глубоких социально-экономических и культурных преобразований, совпавших по времени с начавшимся в конце 80-х годов периодом серьезного общественного кризиса на всем пространстве тогда еще Союза республик.

Первая перепись населения суверенной Республики Казахстан продемонстрировала, что кризисная ситуация существенно отразилась и на демографическом поле.

В программе президента "Казахстан-2030" особое внимание уделяется проблемам народонаселения, а в частности, снижению коэффициента рождаемости и, следовательно, изменению половозрастной структуры казахстанского общества.

   Актуальность темы курсовой работы в том, что построение каких-либо перспективных планов дальнейшего социально-демографического развития страны невозможно без анализа причин сложившейся сегодня ситуации. Вследствие этого, в последние годы значительно возрос интерес к демографическим проблемам, рождается целое направление в отечественной науке, посвященное изучению вопросов народонаселения. В конце 20 века появляются труды, обобщающие материалы по демографической истории Казахстана, исследующие вопросы воспроизводства населения, миграции, национального, социального и половозрастного состава, а также влияния на демографическую ситуацию социально-политических процессов, происходящих в стране.

   Экономические реформы в Казахстане развивались сложно - необходимо было перестроить политическую, экономическую и социальную инфраструктуру в очень сжатые сроки. И здесь гораздо больше объективных причин, чем субъективных. В течение многих досоциалистических и социалистических лет развития в составе СССР Казахстан стал органической частью единой хозяйственной системы страны, где ему отводилась роль сырьевого придатка со всеми вытекающими экономическими и социальными последствиями.

   Как следствие реформ резко снизились уровень и качество жизни населения. Даже при весьма заниженной официальной планке бедности множество человек имеют доходы ниже официального прожиточного минимума и выживают за счет остатков когда-то накопленного имущества.

   Цель курсовой работы - изучить демографические и социальные последствия экономических реформ в РК.

   Задачи курсовой работы - изучить ситуацию в РК в момент распада СССР и начала экономических реформ, политические процессы в Казахстане в период распада СССР, основные направления экономических реформ в РК, социальные и демографические последствия экономических реформ в РК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Эволюция процесса макроэкономических реформ в Республике Казахстан и их влияние на социально-демографическую ситуацию

 

1.1 Сущность и модели структурных экономических реформ в РК

   Развитие Республики Казахстан в 90-е годы связано с радикальными реформами, которые осуществлялись в условиях становления государственности и преодоления глубокого экономического кризиса, зародившегося еще в середине 80-х гг.

   Экономические реформы были направлены на изменения форм организации хозяйства на основе концентрации, специализации и кооперирования производства, в условиях новых принципов участия в международном разделении труда; на преобразование налогового, таможенного, антимонопольного и других областей хозяйственного законодательства.

   Как известно, структурная реформа - особый тип экономических реформ, связанный с изменением самой структуры хозяйства страны. В общем виде структурные реформы включают, во-первых, изменение роли государства в управлении экономикой и приватизацию - изменение структуры собственности (передача государственных и муниципальных предприятий в ведение негосударственных юридических лиц). Во-вторых, создание или развитие рыночной информатизированной инфраструктуры, построенной по межрегиональному и транснациональному принципу (коммерческие банки и финансовые дома - холдинги, товарные, фондовые и валютные биржи, страховые общества, телекоммуникационные и информационные сети, лизинговые и венчурные структуры, центры обучения, подбора и оценки персонала, оптовые базы и распределительные центры, консультационные, экспертные, маркетинговые, сертификационные и аудиторские фирмы, научно-технологические парки и центры передачи технологий); в-третьих, изменение отраслевой структуры производства на основе конверсии военно-промышленного комплекса, сокращения доли сырьевых отраслей и увеличения доли наукоемких, в том числе ориентированных на экспорт производств потребительских и инвестиционных товаров и услуг; в-четвертых, финансовое оздоровление, инвестиционную и налоговую реформу (закрытие заведомо убыточных, санация малорентабельных, но перспективных и ускоренное развитие конкурентоспособных на мировом рынке производств во всех отраслях); в-пятых, все большую интеграцию в мировую экономику (транснационализация производства и сферы обслуживания, увеличение доли экспорта, импорта, в том числе в составе ВВП) в рамках региональных группировок; в-шестых, структурное и экономическое преобразование предприятий - основного звена экономики.

   Модель структурной реформы - способ ее осуществления, определяется, прежде всего, степенью участия государства в ее разработке и реализации, а также темпами преобразований. История ХХ в. знает две модели реформ, которые в различных сочетаниях использовались в странах СНГ.

   Первая, либерально-монетаристская (использована в Казахстане с 1995 г.), модель исходит из традиций классической политической экономики А. Смита и Д. Рикардо, развитых в ХХ в. неолиберальными экономистами во главе с М. Фридманом и другими представителями преимущественно Чикагской школы и Международного валютного фонда (МВФ).

По этой модели государство разрабатывает общую программу реформ и активно ведет макроэкономическое финансовое регулирование, не вмешиваясь в непосредственное управление экономикой и передавая государственные предприятия (после их реорганизации, тщательной оценки имущества, законодательного и организационного обеспечения деятельности акционерных обществ) частным, в том числе иностранным, инвесторам за соответствующую плату. Главная цель этих преобразований - снижение инфляции и ссудного процента, отмена законов, ограничивающих действие рыночных сил, сокращение государственных расходов.

   Вторая, институциональная, модель реформы базируется на ряде положений марксизма, теории Д. Кейнса и современных неокейнсианцев, эволюционистов и институционалистов.

   По этой концепции государство выступает в роли стратегического инвестора, собственника крупных предприятий базовых отраслей индустрии и инфраструктуры. Не ограничиваясь макроэкономическим регулированием, оно разрабатывает перспективные планы (от рекомендательных, индикативных до обязательных для госсектора), целевые программы, организует и финансирует их выполнение. Реформы при этом отличаются постепенностью. Их главная цель - создание институтов (организаций, систем) для регулирования рынка, преобразование структуры производства.

   Выбор либерально-монетаристской модели Казахстаном был обусловлен необходимостью преодоления кризиса экономики, который начал проявляться еще в СССР с середины 70-х годов и выражался в снижении темпов роста и эффективности производства, нарастании технического и технологического отставания от развитых стран. В этой связи в центр экономической политики не могли быть не поставлены задачи повышения эффективности общественного производства, в частности путем ускоренного внедрения рыночных методов ведения хозяйства, которые должны были способствовать осуществлению достаточно плавного перехода от централизованной экономики к рыночной системе ведения хозяйства.

   Макроэкономическая ситуация в Республике Казахстан на момент распада СССР и реформирование экономики на этапе становления государственности

   Экономические реформы в Республике Казахстан в строгом смысле слова начались в конце 80-х годов XX столетия (1988 г.) в рамках либерального реформирования экономики СССР. Но они были прерваны в 1991 г. в связи с развалом Советского Союза.

   Либерализация хозяйственной деятельности, разгосударствление предприятий путем передачи их в аренду трудовым коллективам, децентрализация системы управления и материально-технического обеспечения в рамках общесоюзных программ уже на этом этапе подорвали межреспубликанские хозяйственные связи, нарушили договорно-правовые отношения между различными производственно-технологическими цепями кооперированных отраслей народного хозяйства СССР.

   Общесоюзные реформы привели к спаду производства, обострению дефицита продукции производственно-технического назначения и потребительских товаров, раскручиванию инфляции и развалу денежно-кредитной системы, что проецировалось на экономики всех союзных республик, в том числе и Казахстана.

   Начало экономических преобразований в суверенной Республике Казахстан приходится на 1992 г. Они проводятся поэтапно.

Первый этап реформ охватывает период 1992-1993 гг. - с момента объявления Казахстаном суверенитета и до введения собственной валюты. Экономика страны в эти годы полностью зависела от экономических и политических колебаний в Российской Федерации. Реформы характеризуются половинчатостью, полярностью решений и практических действий, бессистемной денежно-кредитной и бюджетной политикой.

   Особенность экономического развития Казахстана в этот период состояла в переходе от структурного кризиса 1990-1991 гг. в системный социально-экономический кризис, который некоторые авторы справедливо называют трансформационным. Он характеризуется невиданной глубиной и масштабностью охвата. Начатый в январе 1992 г. процесс либерализации цен, при фиксированных ценах на энергоносители, которые периодически пересматривались, затянулся до конца 1994 г., что привело к перекосам в осуществлении реформ во всех сферах экономики, в особенности, во внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

   Либерализация внешней торговли без свободно формирующихся цен стимулировала вывоз за пределы республики важнейших видов сырья, зачастую в ущерб республиканскому потреблению, поскольку мировые цены в 2-3 раза превышали фиксированные внутренние. В результате все бывшие государства-партнеры стали возводить внутренние барьеры (квоты, лицензии, таможенные тарифы) на пути движения казахских "стратегических" товаров. Несмотря на это отток такой продукции за рубеж продолжал расти, а валютная выручка аккумулировалась на счетах зарубежных банков.

   В Казахстане, ограничение экспорта носило преимущественно нетарифный характер. Во внешнеторговой политике страны практически не существовало импортных пошлин. Использовались системы лицензирования и квотирования, что по моему мнению, в переходный период к рынку от централизованно-плановой системы, при отсутствии должного контроля над экспортно-импортными и платежными операциями, было необходимой и неизбежной мерой.

   Внешнеторговые операции в этот период осуществлялись в условиях гиперинфляции и практически недействующей системы расчетов по межреспубликанским поставкам. Широкое распространение получили бартерные операции, при этом они имели преимущественно характер неэквивалентного обмена.

   Нерешительность с либерализацией цен на энергоносители, при свободных ценах на другие виды продукции (услуг) и постоянно снижающемся курсе рубля, вызывала необходимость периодически (по 3-4 раза в год) повышать цены на электроэнергию, нефть, продукты ее переработки, чтобы обеспечить рентабельность производящих их предприятий. Это, в свою очередь, побуждало потребителей адекватно повышать цены на свою продукцию и услуги. В конечном итоге, возникал новый виток роста цен на энергоносители, что влекло за собой спиралевидную ценовую реакцию. Подобный процесс "выравнивания цен" стал непрерывным и обрек экономику Казахстана на невиданные темпы инфляции.

   В январе 1993 г. была утверждена программа неотложных антикризисных мер и углубления социально-экономических реформ, основной задачей, которой было объявлено создание рыночной инфраструктуры и конкурентной среды во всех сферах общественного воспроизводства.

   Программа предусматривала, прежде всего, коррективы в отношении концепции разгосударствления и приватизации. Правительством Казахстана было признано, что скорейшая распродажа предприятий, включая газовые месторождения и стратегические отрасли, явилась бы серьезной ошибкой, поэтому программу приватизации предлагалось осуществлять не стихийно, а под строгим контролем со стороны государства.

   Экономическая политика Казахстана на данном этапе строилась на следующих принципах:

- создание социально-ориентированной смешанной экономики, основанной на синтезе конкурентной рыночной саморегуляции производства и макроэкономического регулирования основных параметров экономического развития со стороны государства;

- поддержка национального предпринимательства во всех его формах с приоритетами частной форме собственности, в отраслях, непосредственно производящих материальные блага, в сфере услуг, строительстве, транспорте и розничной торговле;

- реализация "стратегии быстрого экономического развития", основанной на структурной перестройке производства, преодолении его однобокости при приоритете топливно-энергетического и металлургического комплексов, развитии системы коммуникаций, рынка продовольствия и товаров народного потребления, решения жилищной проблемы;

- прагматизм в выборе экономико-политических партнеров в межгосударственных связях - в первую очередь в отношениях с государствами СНГ, Западом, дальневосточными государствами и тюрко-азиатским миром. Экономические реформы в 1993-1997 гг. Качественно новый этап экономических преобразований в Казахстане начался с введения в ноябре 1993 г. национальной валюты - тенге и привлечения широкомасштабной помощи международных финансовых организаций в рамках программ системных преобразований и стабилизационных кредитов.

Информация о работе Демографические и социальные последствия экономических реформ