Частная и государственная форма собственности: тенденции и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 15:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является: исследование и анализ структуры собственности c экономической стороны; исследование форм собственности, в частности, государственной и частной как главных форм собственности; анализ развития собственности тенденции и перспективы развития частной и государственной собственности

Оглавление

Введение 3
1. Общие положения о собственности в России 5-10
2.Система отношения собственности в условиях рынка 11-13
3. Понятие частной собственности 14-17
3.1 Частная собственность, как основа рыночной экономики 18-20
4. Понятие государственной собственности 21-23
4.1 Сущность государственной собственности 24-25
4.2 Государственная собственность, как форма регулирования производственной деятельности хозяйственной системы 26-27
5. Государственный механизм управления отношениями
собственности 28-29
6. Проблемы государственной и частной форм собственности и пути их решения 30-31
7. «Пучок правомочий» 32
8. Теорема Коуза 33-36
Заключение 37
Список использованной литературы 38-39

Файлы: 1 файл

к.р.docx

— 61.22 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Государственный  механизм управления отношениями  собственности

 Проблема управления  государственными предприятиями  в Российской Федерации приобретает  особенную остроту в связи  с трансформацией экономики в  целом и процессом приватизации, в частности. Разрушение старой  системы административно-командного  управления и централизованного  планирования, отсутствие даже зачатков  новой системы управления, отстранение собственника-государства от управления принадлежащим ему имуществом превращают государственные активы в объект интенсивного растаскивания директоратом, частным сектором.

Государственными предприятиями  в России накоплен огромный опыт организации  управления. В 1960—80-е годы разрабатывались  схемы управления предприятиями (объединениями) в структуре соответствующей  отрасли. В конце 1980-х годов широко практиковалась выборность руководителей  предприятий их трудовыми коллективами, которая сыграла свою положительную  роль в управлении. В последние  годы внимание к государственной  собственности и управлению государственными предприятиями было резко ослаблено. Но в сентябре 1999 г., когда Правительство  РФ одобрило «Концепцию управления государственным  имуществом и приватизации в Российской Федерации», наступил перелом. Последовавшая  за ней серия правительственных  постановлений открыла простор  для реального улучшения управления государственными унитарными предприятиями. В данной сфере четко определены задачи и функции государственных структур управления.

 Концепция нового этапа  проведения приватизации и преобразований  собственности в целом должна  быть закреплена в соответствующих  законодательных актах и прежде  всего в Федеральном законе  «Об основах управления государственной  собственностью».

 Вопросы управления  государственной собственностью  неотделимы от дальнейшего развития  бюджетного федерализма. Повышение  заинтересованности субъектов РФ  в получении доходов от государственной  собственности возможно при помощи  механизмов налоговых отчислений  в бюджеты регионов либо предоставления  права установления и взимания  сборов за использование местной  инфраструктуры при эксплуатации  высокорентабельных месторождений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Проблемы государственной  и частной форм собственности  и пути их решения

  Как показывает практика, рынок в чистом виде не существует  ни в одной стране. Избавляя общество от товарного дефицита, стимулируя научно-технический прогресс, рыночная экономика не может решать социально-экономические проблемы, особенно те, которые невозможно измерить в деньгах, а значит, и решать их на рыночной основы. Это, во-первых, система национальной обороны, правопорядка единой энергетической системы, народного образования и здравоохранения и т. п. Эти товары и услуги должно полностью обеспечивать государство, финансируя их из средств государственного бюджета за счет налогов и других платежей.

 Регулирование внешних  эффектов должно брать на себя  государство. Погашение негативного  воздействия внешних эффектов  государство осуществляет перераспределением  доходов через госбюджет или  перераспределением выгод, полученных  от положительных внешних эффектов, административного запрета на  применение вредных технологий, эксплуатации природных ресурсов  и т.п. Таким образом, корректировка  государством действий рыночного  механизма смягчает или вовсе  может ликвидировать негативные  последствия рыночных сил, проявляющихся во внешних эффектах.

 Особого внимания требует  еще одна группа проблем, порождаемых  ограниченностью рыночного механизма.  Это социально- экономические  права личности и, в первую  очередь, право на труд. Жизнь  подтвердила теоретические предпосылки  о невозможности рыночной экономики  с полной занятостью. И не утверждается, что необходимо любой ценой  обеспечить «полную занятость», ибо это разрушение самого  рыночного механизма. Однако эффективное  регулирование рынка рабочей  силы; поддерживание с помощью  социальных выплат людей, не по своей воле утративших рабочие места; осуществление программ по созданию новых рабочих мест и т.п. возможны только государством.

 Очевидна необходимость  гибкой системы образования, способной  быстро отреагировать на требования, которые выдвигают новые технологии  и новый спрос. Это касается  и среднего образования, и высшей  школы, и переподготовки на  рынке труда, и обучения на  рабочих их местах для лиц,  которым грозит безработица. В  экономической политике Швеции  одна из главных целей - полная  занятость успешно достигается  посредством различных правительственных  программ.

 Без активного вмешательства  государства «невозможно обойтись  и при решении других проблем,  которые классический рынок решить  не в состоянии. Это и крупные  инвестиционные проекты, не дающие  скорой прибыли и связанные  с большим риском; неравномерность  ре­гионального развития; необходимость борьбы с инфляцией и монополизмом и др.

 Итак, для смягчения  или нейтрализации существенных  недостатков, присущих рыночной  форме организации производства, необходимо вмешательство государства.  Именно регулирование (корректировка)  в соответствии с социально-приоритетными  ценностями со стороны государства  в сочетании с саморегуляцией рыночных отношений характерны для большинства современных государств.

 Государственное регулирование  предпринимательской деятельности  осуществляется в основном косвенными  методами, главным из них является  налоговая система. Однако возможно  и прямое влияние государства  на экономику путем государственных  инвестиций, дотаций, создания и  функционирования предприятий государственного  сектора. 

 

 

7. «Пучок правомочий»

 Интересной для понимания  природы собственности является  теория изложенная в трудах Армена Алчиана и Герберта Демсеца, которая в научной среде получила название - неоинституционализма. Согласно ей, право собственности не является ресурсом как таковым, а «пучком сделок» на принятие решений по поводу того или иного ресурса. Из этой позиции теории права собственности нет абсолютно прав собственности; каждое решение должно опираться на определенный набор прав собственности, или «пучок правомочий», необходимый и достаточный наиболее выгодной реализации экономической ситуации. Каждый «пучок» может расщепляться так, что одна часть сделок начинает принадлежать одному агенту, а другая - другому. Права собственности имеют поведенческие значения: одни способы действий они поощряют, другие запрещают.

 До основных элементов  «пучка прав» собственности относятся  право на исключение из доступа  к ресурсу других агентов; право  на использование ресурса; право  на получение от него дохода; право на передачу всех предыдущих  правомочий.

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Теорема Коуза

 К числу наиболее  общих положений новой институциональной  теории относится так называемая  «теорема Коуза», основные выводы которой Рональд Коуз изложил в статье «Проблема социальных издержек». Сам Коуз не ставил перед собой задачи сформулировать какую-то общую теорему. Выражение «теорема Коуза», равно как и первая ее формулировка, были введены в оборот Джорджем Стиглером.

 Теорема посвящена  проблеме внешних эффектов (экстерналий). Так называют побочные результаты любой деятельности, которые касаются не непосредственных ее участников, а третьих лиц. Примеры отрицательных экстерналий: дым из фабричной трубы, которым вынуждены дышать окружающие, загрязнение рек сточными водами и т. д.

 Примеры положительных  экстерналий: частный цветник и лужайка, которыми могут любоваться прохожие, мощение улиц частными лицами за свой счет и др. Существование экстерналий приводит к расхождению между частными и социальными издержками (по формуле: социальные издержки равны сумме частных и экстернальных, т. е. возлагаемых на третьих лиц). В случае отрицательных внешних эффектов частные издержки оказываются ниже социальных, в случае положительных внешних эффектов — наоборот, социальные издержки ниже частных.

 Такого рода расхождения  впервые исследовал Артур Пигу в книге «Теория благосостояния». Он характеризовал их как «провалы рынка», так как ориентация лишь на частные выгоды и издержки приводит либо к перепроизводству благ c отрицательными экстерналиями (загрязнение воздуха и воды, высокий уровень шума и т. д.), либо к недопроизводству благ с положительными экстерналиями (отказ частных лиц от возведения маяков, прокладки дорог и т. п.). Указания на «провалы рынка» служили для Пигу теоретическим обоснованием государственного вмешательства в экономику: он предлагал налагать на деятельность, являющуюся источником отрицательных внешних эффектов, штрафы (равные по величине экстернальным издержкам) и возмещать в форме субсидий эквивалент экстернальных выгод производителям благ с положительными внешними эффектами. Против позиции Пигу о необходимости государственного вмешательства и была направлена статья Коуза. Смысловым ядром, вокруг которого она строилась, являлось понятие трансакционных издержек, введенное в более ранней работе Коуза — «Природа фирмы». Под трансакционными издержками он понимал затраты и потери, неизбежно возникающие при заключении и совершении любых сделок (трансакций). Речь идет об издержках, связанных со сбором и переработкой информации, поиском партнеров, проведением переговоров и принятием решений, оформлением и юридической защитой контрактов, контролем за их исполнением и т. д. Выделение издержек этого класса означает признание «небесплатности» самого процесса взаимодействия между экономическими агентами. (По удачному определению американского экономиста Стивена Чена, в самом широком смысле «трансакционные издержки» представляют собой издержки, существование которых было бы невозможно представить в экономике Робинзона Крузо.)

 Суть коузовской аргументации состояла в том, что в условиях нулевых трансакционных издержек (а именно из такой предпосылки неявно исходила неоклассическая теория) рынок сам в состоянии справляться с любыми внешними эффектами. Теорема Коуза гласит: «Если права собственности четко определены и трансакционные издержки равны нулю, то размещение ресурсов (структура производства) будет оставаться неизменным и эффективным независимо от изменений в распределении прав собственности».

 Таким образом, выдвигается  парадоксальное положение: при  отсутствии издержек по осуществлению  сделок структура производства  остается той же самой независимо  от того, кто каким ресурсом владеет.

 Из «теоремы Коуза» следует несколько важных теоретических и практических выводов.

 Во-первых, она раскрывает  экономический смысл прав собственности.  Согласно Коузу, экстерналии (т. е. расхождения между частными и социальными издержками и выгодами) появляются лишь тогда, когда права собственности определены нечетко, размыты. Когда права определены четко, тогда все экстерналии «интернализируются» (внешние издержки становятся внутренними). Не случайно главным полем конфликтов в связи с внешними эффектами оказываются ресурсы, которые из категории неограниченных перемещаются в категорию редких (вода, воздух) и на которые до этого прав собственности в принципе не существовало.

 Во-вторых, теорема Коуза отводит обвинения рынка в «провалах». Путь к преодолению экстерналий лежит через создание новых прав собственности в тех областях, где они были нечетко определены. Поэтому внешние эффекты и их отрицательные последствия порождаются дефектным законодательством; если кто здесь и «проваливается», так это государство. Теорема Коуза по существу снимает стандартные обвинения в разрушении окружающей среды, выдвигаемые против рынка и частной собственности. Из нее следует обратное заключение: к деградации внешней среды ведет не избыточное, а недостаточное развитие частной собственности.

 В-третьих, теорема  Коуза выявляет ключевое значение трансакционных издержек. Когда они положительны, распределение прав собственности перестает быть нейтральным фактором и начинает влиять на эффективность и структуру производства.

 В-четвертых, теорема  Коуза показывает, что ссылки на внешние эффекты — недостаточное основание для государственного вмешательства. В случае низких трансакционных издержек оно излишне, в случае высоких — далеко не всегда экономически оправданно. Ведь действия государства сами сопряжены с положительными трансакционными издержками, так что лечение вполне может быть хуже самой болезни.

 Влияние Коуза на развитие экономической мысли было глубоким и разноплановым. Его статья «Проблема социальных издержек» стала одной из наиболее цитируемых в современной экономической литературе. Из его работы выросли целые новые разделы экономической науки (экономика права, например). В более широком смысле его идеи заложили теоретический фундамент для развития неоинституционального направления.

Информация о работе Частная и государственная форма собственности: тенденции и перспективы развития