Частная и государственная форма собственности: тенденции и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 15:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является: исследование и анализ структуры собственности c экономической стороны; исследование форм собственности, в частности, государственной и частной как главных форм собственности; анализ развития собственности тенденции и перспективы развития частной и государственной собственности

Оглавление

Введение 3
1. Общие положения о собственности в России 5-10
2.Система отношения собственности в условиях рынка 11-13
3. Понятие частной собственности 14-17
3.1 Частная собственность, как основа рыночной экономики 18-20
4. Понятие государственной собственности 21-23
4.1 Сущность государственной собственности 24-25
4.2 Государственная собственность, как форма регулирования производственной деятельности хозяйственной системы 26-27
5. Государственный механизм управления отношениями
собственности 28-29
6. Проблемы государственной и частной форм собственности и пути их решения 30-31
7. «Пучок правомочий» 32
8. Теорема Коуза 33-36
Заключение 37
Список использованной литературы 38-39

Файлы: 1 файл

к.р.docx

— 61.22 Кб (Скачать)

 Институциональные преобразования, выражаются, прежде всего, в разработке  законов, регулирующих деятельность  экономических агентов в условиях  рыночного хозяйства. Рыночное  законодательство должно регулировать, по крайней мере, следующие области:

 а) права собственности;

 б) договоры между  экономическими агентами, включая их выполнение;

 в) порядок начала  и окончания хозяйственной деятельности (процедуры открытия фирм или  регистрации юридических лиц,  слияния, поглощения и банкротство предприятий);

 г) поддержание конкурентной среды.

 В переходный период  рыночные институты могут возникать  самостоятельно, без видимого участия  государства, в ответ на потребности  экономических агентов (например, создание нескольких сотен товарных  бирж в России в 1990-1991 гг. вследствие  стихийной либерализации хозяйственных  связей между предприятиями). При  этом, однако, могут возникнуть социально  нецелесообразные институты (вроде  «уполномоченных банков», получавших - в нарушение принципов конкуренции  - особые выгоды от ведения  операций с государственными  финансами). Поэтому государство  должно играть активную роль  в формировании рыночных институтов, в том числе путем отбора  социально полезных.

 Поскольку речь не  идёт о чистой рыночной экономике,  которая является недостижимой (моделью  экономической системы), то степень  вмешательства государства хотя  и снизится, в дальнейшем, но не  исчезнет.

 Здесь целесообразно  сказать о негативных последствиях  перехода всех функций государства  в руки частных лиц и негосударственных  юридических организаций. В случае отсутствия госрегулирования экономическая система столкнется с трудноразрешимыми и неразрешимыми проблемами: монополизация топливно-энергетического комплекса и как следствие взлёт цен на его услуги до недосягаемого для некоторой доли населения уровня, что само собой уже представляет катастрофическую ситуацию; отсутствие социальной защиты и каких либо гарантий на «завтрашний день»; отсутствие поддержки развития медицины, либо частичная недоступность её услуг ввиду их дороговизны; неразвитый военный комплекс; элитарность сектора образования; сильная дифференциация доходов, расслоение общества и пр.

 В переходный период  в экономике России возникли  основные институты рынка: частная  собственность, свобода установления  хозяйственных связей, конкуренция.

 Право собственности  закрепляет материальную основу  любого общества - экономические  отношения собственности. Поэтому  отношения собственности и право  собственности - взаимосвязанные  категории. Собственность есть  отношение определенных лиц к  материальным благам как к  своим, как к принадлежащим  им. Соответственно все другие  лица относятся к этим благам  как к чужим, им не принадлежащим. Принадлежность материальных благ конкретным объектам составляет сущность складывающихся по их поводу между людьми отношений собственности.

 Таким образом, в  условиях рыночной экономики,  частная собственность является  показателем достатка и обеспеченности  граждан. К тому же если учесть, что обесценивание собственности,  не является характерным событием, а точнее наоборот, то логично  предположить, что вложения в  этом направлении наиболее выгодны  в первую очередь физическим лицам.

 Соответственно, укрепление  института частной собственности  является не только условием, но и следствием становления  рыночной экономики, показателем  её благополучия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Государственная собственность

 Государственная собственность  – это закрепление права контроля  объектов за государством. В любой  стране существует большой массив  объектов, которые непосредственно  контролируется государством. Существуют  государственные предприятия и  учреждения, значительная часть  земли находится в государственной собственности, государство контролирует минеральные и водные ресурсы, дороги, трубопроводы, системы связи и многое другое. Контроль за этими объектами, должен обеспечивать реализацию интересов всего общества, производство ряда “общественных” товаров и услуг, реализацию макроэкономической стабилизационной политики и т.д. Вместе с тем, как показывает опыт, управление объектами государственной собственности, выявление и реализация общественных предпочтений оказывается на практике довольно сложным делом.

 Любое государство  имеет определенную форму административно-территориального  устройства. В каждом административном  регионе должны быть свои органы  государственного управления. Для  эффективного выполнения своих  функций они должны обладать  правом собственности на ряд объектов.

 Совсем недавно, когда  экономика страны носила административно-командный  характер, понятие сущности государственной  собственности было иное, нежели чем сейчас.

 Так, в теории марксизма  ликвидация частной собственности  на средства производства рассматривается  в качестве главного содержания  социалистической революции. В  соответствии с этой теорией  в России вслед за завоеванием  власти в октябре 1917 года была  ликвидирована частная собственность  в промышленности, на транспорте, в строительстве, в торговле. Коллективизация  в деревне заменила индивидуальную  собственность крестьян кооперативно-колхозной  (фактически полугосударственной). В результате утвердилось полное  господство социалистической, или  общественной (т.е. государственной  и полугосударственной), собственности.

 В дальнейшем в СССР  продолжался процесс наращивания  общественных средств производства, за счет накоплений. В результате социальная структура собственности на средства производства к началу 90-х гг. приняла следующий вид: государственная 88,6%, колхозная 8,7%, кооперативов по производству товаров и услуг (включая жилищно-строительные) 1,5%, собственность граждан - 1,2%. Эти цифры по существу выражают высокий государственный монополизм на средства производства.

 Установление господства  государственной собственности,  отождествлявшейся с общенародным  достоянием, имело свои достоинства.  Оно обеспечивало единое централизованное  управление экономикой, огромную  концентрацию ресурсов и их  использование для решения крупнейших хозяйственных задач.

 На развитии государственной  собственности базировался процесс  расширенного воспроизводства. Централизация  собственности являлась основой  относительного равенства в распределении  материальных и духовных благ между членами общества.

 Вместе с тем опыт  СССР и других социалистических  стран показал, что глобализация  государственной собственности  имеет и крупные минусы, которые  со временем становятся нетерпимыми.

 Государственные предприятия  экономически не были заинтересованы  в использовании новых достижений  науки и техники. Эти достижения  отторгались, так как существовавшая  монополия государственной собственности  делала более выгодным выпуск  традиционной продукции по устоявшейся  технологии. Отсутствие конкуренции  лишило предприятия экономических  стимулов к повышению качества  продукции и снижению издержек  производства. Внутренние источники  развития были заменены внешними  побудительными мотивами, основанными  на силе административной власти.

 В результате эффективность  народного хозяйства, основанного  на государственной собственности,  оказалась невысокой, по многим  показателям она уступает эффективности  рыночной экономики. Замедлялись  темпы роста производительности труда, из года в год снижалась фондоотдача, росла материалоемкость продукции.

 Однако можно выделить  и положительные моменты в  преобладании государственной собственности.  Так, концентрация значительной  части фонда накопления в руках  государства позволила планомерно  перестраивать экономику, создавая  новые отрасли, крупнейшие предприятия,  в короткие сроки произвести  техническое перевооружение народного  хозяйства. 

 Государственная собственность  всегда выступает одним из  факторов ускорения развития  экономики. Безусловно, нельзя отрицать  и значительное влияние данной  формы собственности для общего  развития экономики страны. Без  надлежащей государственной помощи  в снабжении предприятий современными  средствами производства, без организации  производства таких средств производства, развитие частной инициативы и предприимчивости невозможно.

 

 

 

 

 

 

4.1 Сущность государственной  собственности

Так какова же должна быть сущность государственной собственности, страны в которой стремятся построить рыночную экономику?

 Для определения сущности  государственной собственности  достаточно определить функции  вмешательства государства, а  также его монопольные отрасли ведения: войны и национальная оборона, рост народонаселения и урбанизация, проблемы окружающей среды и социальная защита населения и др.

 При определении сущности  государственной собственности  необходимо учитывать «потребности»  государства в лице его полномочных  органов для осуществления вышеназванных  функций. Так, например, для обороны  внешних и внутренних границ  государства необходима соответствующая  материальная база, которая и будет основой для обороны.

 Таким образом, сущность  государственной собственности  должна определяться исходя из  вышеназванных обстоятельств, а  остальная часть собственности  должна принять иные формы: индивидуальная, коллективная.

 В экономике западных  стран велико значение государственной  собственности. В нее входят  обычно некоторые крупные промышленные  предприятия, банки, а также  предприятия тех отраслей, которые  обслуживают производство и социально-бытовую  сферу — грузовой транспорт,  энергетика, связь и т.д. Создание  государственных предприятий обусловлено  отчасти желанием ускорить научно-технический  прогресс. Вместе с тем государство  иногда берет на себя перевооружение  слабых звеньев экономики. Такое  же значение государственной  собственности сейчас принимает и Россия.

 Государственная собственность  в нашей стране существует на 3-х уровнях:

1. На уровне всей федерации — федеральная собственность.

2. На уровне субъектов  федерации (их 89). Каждый из них  имеет свою региональную собственность.

3. Муниципальная собственность  (собственность на уровне отдельного  города, округа, села и т.д., кроме  Санкт-Петербурга и Москвы, которые  выступают как субъекты федерации).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2 Государственная  собственность как форма регулирования  производственной деятельности  хозяйственной системы

Государственная собственность  делится на четыре группы: федеральная (собственность Федерации); федеральная  и субъектов Федерации; субъектов  Федерации (субфедеральная собственность); муниципальная собственность, находящаяся в ведении местных органов управления.

 Государственная собственность  в корпорациях возникла в результате  акционирования предприятий, и  играет весомую роль. Поэтому  первостепенной задачей становится  определение целей, задач и  принципов управления государственной  собственностью в корпорациях,  создаваемых, прежде всего, в  организационно-правовом статусе  акционерных обществ. Особенность  государственной собственности  состоит в том, что она непосредственно  связана с осуществлением политической  власти с социально-экономическим  развитием страны. По этой причине  не возможно было проводить  разгосударствление собственности  в широких масштабах. Это неизбежно  должно было привести к разрушению  экономической системы в целом,  к спаду производства и резкому  снижению уровня жизни населения.

 В России повсеместная  приватизация в широких масштабах  привела к резкому сужению  границ государственного сектора  без соответствующего повышения  доходов госбюджета, что явилось  в 1990-х гг. одной из существенных  причин финансово-экономического  кризиса. Широкомасштабное разгосударствление  вышло за объективно оправданные  пределы и преждевременно лишило  народное хозяйство и властные  органы государства тех преимуществ,  которые присущи государственной  собственности в условиях перехода  к конкурентным условиям хозяйствования.

 Рациональное отношение  масштабов государственной федеральной,  государственной собственности  РФ и субъектов Федерации, государственной  субфедеральной, муниципальной, частной  групповой, частной индивидуальной  форм собственности, налаживание  возможностей их совмещения и  преобразования из одной нормы  в другую – важнейшая проблема  в процессе трансформации хозяйственной  системы. Положение осложняется  тем, что границы между этими  базовыми формами собственности  оказываются разными, на стыке  их возникают такие, которые  трудно отнести к одной из  базовых форм, что обусловлено спецификой субъектов собственности. В рамках некоторых сформировавшихся в рыночных условиях форм собственности, например акционерной, сочетаются индивидуальная и групповая частная собственность, а при наличии государственных пакетов акций происходит совмещение разных форм собственности.

Информация о работе Частная и государственная форма собственности: тенденции и перспективы развития