Ценовая дискриминация - понятие, сущность и методы предотвращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 23:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы является рассмотрение теоретических и практических основ ценовой дискриминации, изучение и анализ проблемы ценовой дискриминации и монополии, методы их предотвращения. В соответствии с поставленной целью, в работе будут решены следующие задачи: во-первых, рассмотрено понятие ценовой дискриминации, во-вторых, проанализированы условия и последствия дискриминации, а также рассмотрены некоторые сферы практического применения ценовой дискриминации и способы ее предотвращения. Структура курсовой работы выстроена в соответствии с последовательным решением поставленных задач.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и сущность ценовой дискриминации в условиях современной экономики………………………………………………………..5
1.1. Общие предпосылки возникновения ценовой дискриминации и условия ее реализации…………………………………………………………...…………5
1.2. Типы ценовой дискриминации…………………………………………..….8
Глава 2. Практика применения ценовой дискриминации……………..…14
2.1. Ценовая дискриминация на примере тарифов на электроэнергию…...…14
2.2. Ценовая дискриминация на рынке газоснабжения………...……………..19
Глава 3. Антимонопольное регулирование, как эффективный способ предотвращения ценовой дискриминации………………………………….22
3.1. Опыт антимонопольного регулирования в западных странах………...…22
3.2. Антимонопольное регулирование в США………………………...………26
3.3. Антимонопольная политика в России………………………..……………31
Заключение ……………………………………………………………………..40
Список использованной литературы…………….……………….…………42

Файлы: 1 файл

курсовик экономика без титула.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

Рис. 4. Модель монопольной ситуации на рынке.

  «Однако в условия существования естественных монополий установление цены на уровне предельных издержек зачастую приводит к прямым убыткам для фирмы: величина предельных издержек МС меньше размера средних затрат АС в точке пересечения с кривой спроса (точке А). Функционирование монополии в этом состоянии в долгосрочной перспективе становится невозможным. Поэтому регулирующие органы склонны отступать до некоторой степени от цели достижения эффективности распределения ресурсов и ценообразования на основе предельных издержек: цена устанавливается на уровне пересечения кривой спроса D и средних издержек АС. Ситуацию, когда монополия не несет потерь, но существует часть неудовлетворенного спроса, называют вторым наилучшим решением».

Оценим ценовую дискриминацию, как метод, приводящий к минимизации общественных потерь. Смысл дискриминационного поведения состоит в том, чтобы использовать все возможности для назначения максимальной цены на каждую продаваемую единицу товара. При совершенной ценовой дискриминации с ростом продаж потери от снижения цен на все единицы товара отсутствуют, и кривая предельной выручки совпадает с кривой спроса. Монополисту становится выгодно увеличивать объемы производства (за счет снижения цены на каждую последующую единицу товара) до тех пор, пока цена не опустится до величины, равной предельным издержкам.

Данный метод имеет и ряд преимуществ. Во-первых, монополия при ценовой дискриминации производит столько же, сколько производилось бы в условиях совершенной конкуренции. А это свидетельствует об эффективности распределения ресурсов. Во-вторых, максимизирующая прибыль монополия стремится к оптимизации и сокращению издержек. В-третьих, с той же целью – максимизация прибыли – монополия будет совершенствовать технологии, внедрять инновации и улучшать продукт, для чего у нее есть финансовые ресурсы (так как монополист перераспределяет в свою пользу весь излишек потребителя).

Несмотря на преимущества метода ценовой дискриминации, для преодоления экономической эффективности, порождаемой монополией, в чистом виде этот метод применяется редко. Для осуществления ценовой дискриминации требуется соблюдение трех условий: фирма должна обладать монопольной властью, продавец должен быть способен оценивать полезность каждой единицы продукции для каждого покупателя, покупатель не должен иметь возможности перепродавать товар или услугу.

Выполнение всех этих условий  зачастую сложно и требует больших затрат. Однако при реализации проектов газоснабжения указанные ограничения применения метода можно преодолеть. Безусловно, фирма сможет назначать различным покупателям разные цены. Оценить полезность каждой единицы продукции возможно для каждого крупного потребителя, которых на ограниченном рынке небольшое количество. Средних и мелких потребителей следует сгруппировать, детально изучить эти группы и сформировать ценовую политику для них. Перепродажа газа, передаваемого по трубопроводам от потребителя к потребителю, вряд ли осуществима, так как это достаточно дорогостоящее мероприятие, поскольку потребители часто разбросаны по разным населенным пунктам.

Таким образом, применение ценовой дискриминации (или ее имитация путем разработки сложных тарифов) при формировании цен на газ в изолированных от ЕСГ системах газоснабжения представляется одним из немногих реальных способов, которые позволят осуществить региональные проекты газификации.

Глава 3. Антимонопольное регулирование, как эффективный способ предотвращения ценовой дискриминации.

3.1. Опыт антимонопольного регулирования в западных странах.

Реализация  положений антимонопольного законодательства за рубежом осуществляется в административном, судебном или смешанном порядке. В последнем случае решения административных органов могут быть обжалованы в судах. Американская система антимонопольного законодательства принята в Аргентине и ряде других стран. Европейская система помимо стран Западной Европы действует в Австралии, Новой Зеландии, ЮАР. Промежуточное положение между этими двумя системами занимает законодательство ФРГ, что объясняется тем фактом, что антимонопольное законодательство этой страны наряду с общей нормой о запрете монополий предусматривает большое количество исключений из этого принципа. Ярким примером страны с европейской системой патентного законодательства является Великобритания, в которой сложились две системы контроля за монополиями. В первой из них, основанной на законах о добросовестной торговле и о конкуренции, ключевую роль играют Ведомство по добросовестной торговле, Комиссия по монополиям, государственный секретарь торговли и промышленности. Вторая система контроля, предусмотренная законодательством об ограничительной торговой практике, ключевую роль отводит Суду по ограничительной практике.  В целом законодательство либеральнее американского антитрестовского, так как следует традиционной британской политике свободы торговли и минимизации прямого государственного вмешательства в хозяйственную деятельность предпринимателей. В функции Ведомства входит: сбор и анализ информации о злоупотреблениях господствующим положением, передача дел о монопольной ситуации в какой-либо отрасли в Комиссию по монополиям, осуществление контроля за предполагаемыми слияниями предприятий, передача дел о картельных договорах в суд по ограничительной практике, возбуждение дел по поводу установления и поддержания перепродажных цен8.

Основная задача Комиссии по монополиям и слияниям заключается в проведении расследования и составления докладов по поводу наличия (или возможности возникновения) монопольной ситуации либо осуществления слияния предприятий. В случае если Комиссия по монополиям придет к заключению о нарушении публичных интересов, государственный секретарь имеет широкие полномочия по применению различных мер воздействия на правонарушителя: вынесение постановлений о прекращении действия договора, о запретах в поставке товаров, связывающих сделок, дискриминации, о запрете или ограничении слияний, о разделении предприятий путем продажи каких-либо их частей или каким-то иным способом.

Становление современного антимонопольного законодательства в Великобритании связано с принятием в 70-х годах нашего столетия ряда нормативных актов в области ограничения торговой практики и добросовестной торговли: Закона о добросовестной торговле 1973 г., Закона об ограничительной торговой практике 1975г. и других. Как результат работы над созданием правовых основ регулирования процессов монополизации в 1980 г. был разработан и принят Закон о конкуренции.

Во Франции  контроль за монополистической деятельностью возложен на Совет по вопросам конкуренции, Министерство экономики и суды общей юрисдикции. Совет по вопросам конкуренции считается независимым административным органом, на решения которого министр экономики не может налагать «вето». Он выполняет консультативные функции по заказу различных учреждений и организаций, а также может применять следующие санкции:

    • предписать предприятию или лицу прекратить  инкриминируемую деятельность в течение определенного срока;
    • наложить на предприятие или лицо денежный штраф, максимальная величина которого составляет 5% торгового оборота предприятия нарушителя;
    • потребовать от  нарушителя  опубликовать приговор Совета в определенных журналах.

Если предприятие, ставшее жертвой антиконкурентной политики,  потребует возмещение  ущерба,  то оно должно обратиться с этой просьбой в суд. В настоящее  время во Франции имеется около 3 тыс.  государственных контролеров по ценам.  Их основная задача контроль за государственной дисциплиной цен. В ФРГ государственным регулированием рыночных отношений, которое ведет к смягчению отрицательных последствий чрезмерной монополизации, занимаются так называемые органы по делам картелей. К этим органам относятся  Федеральное ведомство по делам картелей, Федеральный министр экономики и высшие органы земель. К ним примыкает  Комиссия по монополиям, созданная для предоставления заключений о концентрации предприятий в ФРГ.

Как указывалось  выше, антимонопольное законодательство ФРГ занимает промежуточное положение между двумя системами антимонопольного законодательства. Значительным импульсом в развитии антимонопольного законодательства в ФРГ стало утверждение там свободной рыночной экономики в послевоенное время. В 1949 г. были разработаны два законопроекта: об обеспечении конкуренции путем повышения эффективности и о ведомстве по монополиям. Работа в этом направлении была продолжена и завершилась принятием в 1957 г. Закона против ограничений конкуренции, который в обиходе получил сокращенное название Картельного закона, что не совсем точно отражает его содержание, поскольку он призван регламентировать ограничения конкуренции не только в форме картелей. В последующие годы в Картельный закон были внесены многочисленные изменения. В настоящее время Закон действует в редакции 1989 года. Вступив в силу 1 января 1990 г., он так теперь и датируется.

Следует отметить, что Картельный закон ФРГ покоится на двух принципах: принципе запрещения и принципе контроля и регулирования монополистической деятельности. Как и в США, он запрещает определенную категорию соглашений, например картельные договоры и картельные постановления9.

Однако эти  запреты сопровождаются многочисленными исключениями, которые в значительной степени нейтрализуют принцип запрещения монопольной практики. Так, если Закон Шермана объявляет незаконным заключение любого договора, ограничивающего торговлю, то Картельный закон ФРГ признает недействительным исполнение картельных договоров или постановлений. Кроме того, в отличие от горизонтальных конкурентных ограничений, вертикальные ограничения формально не запрещаются. Они подлежат административному контролю с целью предупреждения антиконкурентной практики. Опыт законодательства промышленно развитых стран свидетельствует о различных методах правового регулирования пресечения недобросовестной  конкуренции и монополистической деятельности: отдельно принятые антимонопольные законы и законы о пресечении недобросовестной конкуренции (Австрия, Испания, Канада, ФРГ, Швейцария); антимонопольные законы и общие нормы гражданского права в области пресечения недобросовестной конкуренции (Италия, Франция); антимонопольные или антитрестовские законы и судебные прецеденты в области пресечения недобросовестной конкуренции (Великобритания, США).

3.2. Антимонопольное регулирование в США.

Наиболее разработанным  принято считать антимонопольное законодательство США, имеющее к тому же и наиболее давнюю историю. Оно базируется на «трех китах», трех основных законодательных актах:

Закон Шермана10 (1890 год). Этот закон составляет ядро антитрестовской политики в экономической жизни США. Вне закона объявляется «всякий контракт и всякое объединение в форме треста, либо в иной форме, а также тайное соглашение, направленное на ограничение торговли между штатами или с иностранными государствами». В этом законе также указывается, что «каждое лицо монополизировавшее, либо пытающееся монополизировать... какую- либо отрасль торговых операций между несколькими штатами или с иностранными государствами будет считаться правонарушителем». В поправке к этому закону от 1974 года нарушение его статей квалифицируется как «тяжкое преступление».

Федеральное правительство  США в соответствии с этим законом имеет право привлекать к суду фирмы и деловые предприятия, причем спектр вероятных наказаний достаточно широк: от денежных штрафов до тюремного заключения, причем после введения поправки 1974 года последняя мера получила широкое распространение. На действия провинившейся фирмы может быть наложен судебный запрет, а в экстраординарных случаях суд может вынести предписание о децентрализации и дроблении фирмы на ряд небольших предприятий, как это произошло с огромным концерном «Американ Телефон Энд Телеграф (АТТ)». Кроме того, все частные лица, считающие, что понесли убытки в результате нарушения кем-либо Закона Шермана, имеют право возбудить дело в суде и, в случае признания претензий обоснованными – могут получить компенсацию, втрое превосходящую стоимость нанесенного им ущерба. Такие случаи стали за рубежом в последнее время вполне обычной практикой в деятельности судебных органов.

Закон Клейтона (1914 год) и Закон о Федеральной торговой комиссии. Органы Федерального правительства, контролировавшие исполнение Закона Шермана, в ряде случаев преуспели в реализации антимонопольных программ. Наиболее запомнившиеся вехи на этом пути- демонополизация и разукрупнение «Стандарт Ойл» и «Америкен Тобакко» в 1911 году. Тем не менее, в эту пору целый ряд должностных лиц высказывал сомнения во всеобъемлемости мероприятий, регламентированных Законом Шермана. Дело в том, что в этом законодательном акте ничего не говорилось о статусе монополий, возникших в результате слияний. Кроме того, многие виды деятельности, ограничивавшие конкуренцию на свободном рынке, трактовались здесь расплывчато и двусмысленно. Поэтому в 1914 году был принят Закон Клейтона, основные положения которого гласили:

  • запрещались практически все формы дискриминации в ценовой политике;
  • накладывались ограничения на реализацию и продажу товаров с принудительным ассортиментом;
  • запрещалось слияние фирм за счет приобретения акций конкурентов, если такие действия уменьшали конкурентную борьбу;
  • запрещалось совмещение должностей в советах директоров различных фирм и деловых предприятий.

Одновременно  с Законом Клейтона Конгресс США  ратифицировал Закон о Федеральной торговой комиссии, который дополнял Закон Клейтона. Этот акт давал Федеральной торговой комиссии США - вновь созданному и независимому органу - полномочия определять в каждом конкретном случае факты наличия нарушений антимонопольного законодательства. Кроме того, ФТК наблюдает за рекламной практикой, защищая потребителей от лжи и обмана в этой сфере.

Значение данного органа лежит, скорее, не в расширенном толковании незаконных средств и методов ведения бизнеса, а именно в создании независимого от влияния монополистических структур института, имеющего право возбуждения судебных разбирательств.

Закон Робинсона-Питмэна (1936 год) – запрет на ограничительную деловую практику в области торговли: «ножницы цен», ценовая дискриминация и др. К 1950 г. к закону Клейтона была принята поправка Селлера-Кефовера: уточнялось понятие незаконного слияния. Так, запрещались слияния путем скупки активов. Если законом Клейтона был поставлен заслон горизонтальным слияниям крупных фирм, то поправка Селлера-Кефовера ограничивала вертикальные слияния.

Сложнейшая  задача, стоящая перед государственными органами, непосредственно проводящими в жизнь антимонопольное законодательство, заключается в следующем: а каковы те экономические критерии, на основании которых устанавливается факт монополизации? Существуют вопросы, которые предстоит каждый раз решать государственным службам: что считать низким (или наоборот, завышенным) уровнем цен? Какой процент (доля) всего отраслевого производства свидетельствует о монополистическом захвате? Какой уровень ограничения выпуска продукции считается искусственным дефицитом? А если крупная корпорация добилась низкого продажного уровня цен путем снижения издержек, с помощью более высокого уровня технологии и вообще хозяйственной эффективности? И вообще, вводя запрет на запрет на продажу «по чрезвычайно низким ценам», кого защищает антитрестовское законодательство – конкуренцию или какие- то группы конкурентов.

Информация о работе Ценовая дискриминация - понятие, сущность и методы предотвращения