Ценовая дискриминация - понятие, сущность и методы предотвращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 23:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы является рассмотрение теоретических и практических основ ценовой дискриминации, изучение и анализ проблемы ценовой дискриминации и монополии, методы их предотвращения. В соответствии с поставленной целью, в работе будут решены следующие задачи: во-первых, рассмотрено понятие ценовой дискриминации, во-вторых, проанализированы условия и последствия дискриминации, а также рассмотрены некоторые сферы практического применения ценовой дискриминации и способы ее предотвращения. Структура курсовой работы выстроена в соответствии с последовательным решением поставленных задач.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и сущность ценовой дискриминации в условиях современной экономики………………………………………………………..5
1.1. Общие предпосылки возникновения ценовой дискриминации и условия ее реализации…………………………………………………………...…………5
1.2. Типы ценовой дискриминации…………………………………………..….8
Глава 2. Практика применения ценовой дискриминации……………..…14
2.1. Ценовая дискриминация на примере тарифов на электроэнергию…...…14
2.2. Ценовая дискриминация на рынке газоснабжения………...……………..19
Глава 3. Антимонопольное регулирование, как эффективный способ предотвращения ценовой дискриминации………………………………….22
3.1. Опыт антимонопольного регулирования в западных странах………...…22
3.2. Антимонопольное регулирование в США………………………...………26
3.3. Антимонопольная политика в России………………………..……………31
Заключение ……………………………………………………………………..40
Список использованной литературы…………….……………….…………42

Файлы: 1 файл

курсовик экономика без титула.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

Проблема монополий  в России еще не решена, и быстрого ее решения  в короткий срок не предвидится.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Нам часто приходится сталкиваться в жизни с разными  ценами на один и тот же товар. Ценовая  дискриминация – только одна из множества причин ценовых различий. В своей работе я рассмотрела, как она проявляется в тарифах на некоторые коммунальные услуги в России. В других отраслях ценовая дискриминация принимает другие формы и преследует иные цели, исследование которых имеет важное значение и очень актуально.

Законы, запрещающие  некоторые виды ценовой дискриминации, были приняты на самых разных законодательных уровнях – от федерального до местных. Есть много примеров, которые показывают, что ценовая дискриминация имеет и положительные стороны, что нередко и она способствует достижению большей справедливости. В силу этих причин экономисты относятся к ценовой дискриминации более терпимо, нежели остальная публика, для которой упомянутая дискриминация всегда будет объектом критики.

Несмотря на негативные черты, ценовая дискриминация  имеет ряд неоспоримых преимуществ. Если рассматривать функционирование экономики страны, можно заключить, что одними из ключевых ее звеньев являются уровень развития производительных сил и товарно-денежных отношений. В нашей стране эти два показателя находятся на достаточно низком уровне, поэтому необходимо развивать товарно-денежные отношения в целях создания стимула для развития производства. Ценовая дискриминация же, благодаря гибкой ценовой политике, является хорошим инструментом вовлечения в этот процесс тех слоев населения, которые по каким-то причинам (в основном из-за низкого уровня доходов) воздерживаются от совершения покупок, откладывая деньги «на завтра».

Также в данной работе освещен как  зарубежный, так и Российский опыт регулирования  монополий.

На рынке  несовершенной конкуренции взаимодействие спроса и предложения усложнено. Покупатели и продавцы оказывают воздействие на цену. В условиях чистой монополии цены не могут быть сколь угодно высоки, так как их рост ограничивается платежеспособным спросом. Эластичность спроса – это возможность замены одного товара на другой, степень о потребности в нем, степень насыщенности рынка товарами и др. В условиях несовершенной конкуренции власть монополии над ценой тесно связана с эластичностью спроса: она тем выше, чем ниже эластичность.

Монополия может  сформировать «дорогой рынок» с высокой ценой только для той части покупателей на рынке, у которой низкая эластичность спроса, а остальные покупатели сосредоточатся на «дешевом рынке». Суммарный доход монополии на разделенном рынке значительно больше дохода монополий на неразделенном рынке.

Сравнивая монополиста, успешно применяющего совершенную  дискриминацию, с монополистом, не предоставляющим  никаких преимущественных прав покупателю, следует отметить два характерных  обстоятельства. Во-первых, монополист, применяющий совершенную дискриминацию, производит больший объем продукции. Причина этого в том, что ему не нужно думать, какое влияние окажет снижение цены на величину дохода при столь значительном уровне выпуска продукции. Он может снизить цены для покупателей с небольшим доходом, но сохранить более высокие цены для тех, кто согласен по этим ценам, приобретать его продукцию.

Во-вторых, при  покупке товара у монополиста, не применяющего ценовой дискриминации, потребительский выигрыш, как правило, получает покупатель, однако он не получает никакого выигрыша, покупая те же изделия у монополиста, практикующего совершенную дискриминацию. Поскольку монополист, не применяющий ценовой дискриминации, должен назначать единую цену на свои изделия для всех покупателей, он вынужден устанавливать эту цену не на слишком высоком уровне. Если он установит цену на уровне, приемлемом только для потребителей с наименее эластичным спросом, то лишится всех своих постоянных клиентов. Монополист не пойдет на это, в результате чего данная категория потребителей будет покупать товары по ценам намного ниже тех, которые они готовы платить и, следовательно, большинство потребителей получат потребительский выигрыш.

Так как монополия  – единственный поставщик товара на рынок, поэтому кривая спроса на продукцию носит убывающий характер. Увеличение продаж приводит к снижению цены, а часть покупателей, ранее платившая за товар более высокую цену, экономит расходы. Чтобы не потерять деньги этой группы покупателей и одновременно расширить границы продаж, монополия принимает увеличение  дохода за счет ценовой дискриминации.

Необходимо  подробно изучать механизмы применения ценовой дискриминации в рыночной экономике, тем более что уже  существует множество примеров использования  ее на практике.

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

  1. Вэриан Хэл Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход. - М., Юнити, 2005. - 123 с.
  2. Чапурина М.Н. и Киселева Е.А. - Экономическая теория: Учебное пособие - М: Изд-во «АСА», 2006. - 185 с.
  3. Кичатов А. Ценовая дискриминация. Гибкая тарифная политика стимулирует расширение производства. - М., 2006. - 147 с.
  4. Пигу А. Экономическая теория благосостояния. - М., 1985. Т. 1. Гл. 16, 17.
  5. Пиндайк Р., Рубинфельд А. Микроэкономика. - М., 2005. - 112 с.
  6. Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Теория спроса, предложения и рыночных структур. - М.: ТЕИС, 2007. - 98 с.
  7. Хайман Д. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х томах. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 131 с.
  8. 50 Лекций по микроэкономике / Под. ред. Гальперин В. - 1-й том. - М. 2007 г. - 214 с.
  9. Ценообразование. Шуляк П.Н., «Издательский дом Дашков и К» - М. 2005. - 138 с.
  10. Дюпюи Ж. О мере полезности гражданских сооружений // Теория потребительского поведения и спроса. - СПб., 2007. - 119 с.
  11. Долан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. - СПб., 2005. - 496 с.
  12. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т: пер. с англ. т. 2. - М., 2006. - 400 с.

1 Дюпюи Ж. О мере полезности гражданских сооружений // Теория потребительского поведения и спроса. - СПб., 2007. - 119 с.

2 Кичатов А. Ценовая дискриминация. Гибкая тарифная политика стимулирует расширение производства. - М., 2006. - 147 с.

3 Пигу А. Экономическая теория благосостояния. - М., 1985. Т. 1. Гл. 16, 17.

4 50 Лекций по микроэкономике / Под. ред. Гальперин В. - 1-й том. - М. 2007 г. - 214 с.

5 Ценообразование. Шуляк П.Н., «Издательский дом Дашков и К» - М. 2005. - 138 с.

6 Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Теория спроса, предложения и рыночных структур. - М.: ТЕИС, 2007. - 98 с.

7 Вэриан Хэл Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход. - М., Юнити, 2005. - 123 с.

8 50 Лекций по микроэкономике / Под. ред. Гальперин В. - 1-й том. - М. 2007 г. - 214 с.

9 Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Теория спроса, предложения и рыночных структур. - М.: ТЕИС, 2007. - 98 с.

10 Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т: пер. с англ. т. 2. - М., 2006. - 400 с.

11 Чапурина М.Н. и Киселева Е.А. - Экономическая теория: Учебное пособие - М: Изд-во «АСА», 2006. - 185 с.

12 50 Лекций по микроэкономике / Под. ред. Гальперин В. - 1-й том. - М. 2007 г. - 214 с.

 


Информация о работе Ценовая дискриминация - понятие, сущность и методы предотвращения