Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 23:31, курсовая работа
Целью написания данной работы является рассмотрение теоретических и практических основ ценовой дискриминации, изучение и анализ проблемы ценовой дискриминации и монополии, методы их предотвращения. В соответствии с поставленной целью, в работе будут решены следующие задачи: во-первых, рассмотрено понятие ценовой дискриминации, во-вторых, проанализированы условия и последствия дискриминации, а также рассмотрены некоторые сферы практического применения ценовой дискриминации и способы ее предотвращения. Структура курсовой работы выстроена в соответствии с последовательным решением поставленных задач.
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и сущность ценовой дискриминации в условиях современной экономики………………………………………………………..5
1.1. Общие предпосылки возникновения ценовой дискриминации и условия ее реализации…………………………………………………………...…………5
1.2. Типы ценовой дискриминации…………………………………………..….8
Глава 2. Практика применения ценовой дискриминации……………..…14
2.1. Ценовая дискриминация на примере тарифов на электроэнергию…...…14
2.2. Ценовая дискриминация на рынке газоснабжения………...……………..19
Глава 3. Антимонопольное регулирование, как эффективный способ предотвращения ценовой дискриминации………………………………….22
3.1. Опыт антимонопольного регулирования в западных странах………...…22
3.2. Антимонопольное регулирование в США………………………...………26
3.3. Антимонопольная политика в России………………………..……………31
Заключение ……………………………………………………………………..40
Список использованной литературы…………….……………….…………42
Проблема монополий в России еще не решена, и быстрого ее решения в короткий срок не предвидится.
Заключение.
Нам часто приходится сталкиваться в жизни с разными ценами на один и тот же товар. Ценовая дискриминация – только одна из множества причин ценовых различий. В своей работе я рассмотрела, как она проявляется в тарифах на некоторые коммунальные услуги в России. В других отраслях ценовая дискриминация принимает другие формы и преследует иные цели, исследование которых имеет важное значение и очень актуально.
Законы, запрещающие некоторые виды ценовой дискриминации, были приняты на самых разных законодательных уровнях – от федерального до местных. Есть много примеров, которые показывают, что ценовая дискриминация имеет и положительные стороны, что нередко и она способствует достижению большей справедливости. В силу этих причин экономисты относятся к ценовой дискриминации более терпимо, нежели остальная публика, для которой упомянутая дискриминация всегда будет объектом критики.
Несмотря на
негативные черты, ценовая дискриминация
имеет ряд неоспоримых
Также в данной работе освещен как зарубежный, так и Российский опыт регулирования монополий.
На рынке
несовершенной конкуренции
Монополия может сформировать «дорогой рынок» с высокой ценой только для той части покупателей на рынке, у которой низкая эластичность спроса, а остальные покупатели сосредоточатся на «дешевом рынке». Суммарный доход монополии на разделенном рынке значительно больше дохода монополий на неразделенном рынке.
Сравнивая монополиста, успешно применяющего совершенную дискриминацию, с монополистом, не предоставляющим никаких преимущественных прав покупателю, следует отметить два характерных обстоятельства. Во-первых, монополист, применяющий совершенную дискриминацию, производит больший объем продукции. Причина этого в том, что ему не нужно думать, какое влияние окажет снижение цены на величину дохода при столь значительном уровне выпуска продукции. Он может снизить цены для покупателей с небольшим доходом, но сохранить более высокие цены для тех, кто согласен по этим ценам, приобретать его продукцию.
Во-вторых, при покупке товара у монополиста, не применяющего ценовой дискриминации, потребительский выигрыш, как правило, получает покупатель, однако он не получает никакого выигрыша, покупая те же изделия у монополиста, практикующего совершенную дискриминацию. Поскольку монополист, не применяющий ценовой дискриминации, должен назначать единую цену на свои изделия для всех покупателей, он вынужден устанавливать эту цену не на слишком высоком уровне. Если он установит цену на уровне, приемлемом только для потребителей с наименее эластичным спросом, то лишится всех своих постоянных клиентов. Монополист не пойдет на это, в результате чего данная категория потребителей будет покупать товары по ценам намного ниже тех, которые они готовы платить и, следовательно, большинство потребителей получат потребительский выигрыш.
Так как монополия – единственный поставщик товара на рынок, поэтому кривая спроса на продукцию носит убывающий характер. Увеличение продаж приводит к снижению цены, а часть покупателей, ранее платившая за товар более высокую цену, экономит расходы. Чтобы не потерять деньги этой группы покупателей и одновременно расширить границы продаж, монополия принимает увеличение дохода за счет ценовой дискриминации.
Необходимо
подробно изучать механизмы применения
ценовой дискриминации в
Список использованной литературы
1 Дюпюи Ж. О мере полезности гражданских сооружений // Теория потребительского поведения и спроса. - СПб., 2007. - 119 с.
2 Кичатов А. Ценовая дискриминация. Гибкая тарифная политика стимулирует расширение производства. - М., 2006. - 147 с.
3 Пигу А. Экономическая теория благосостояния. - М., 1985. Т. 1. Гл. 16, 17.
4 50 Лекций по микроэкономике / Под. ред. Гальперин В. - 1-й том. - М. 2007 г. - 214 с.
5 Ценообразование. Шуляк П.Н., «Издательский дом Дашков и К» - М. 2005. - 138 с.
6 Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Теория спроса, предложения и рыночных структур. - М.: ТЕИС, 2007. - 98 с.
7 Вэриан Хэл Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход. - М., Юнити, 2005. - 123 с.
8 50 Лекций по микроэкономике / Под. ред. Гальперин В. - 1-й том. - М. 2007 г. - 214 с.
9 Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Теория спроса, предложения и рыночных структур. - М.: ТЕИС, 2007. - 98 с.
10 Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т: пер. с англ. т. 2. - М., 2006. - 400 с.
11 Чапурина М.Н. и Киселева Е.А. - Экономическая теория: Учебное пособие - М: Изд-во «АСА», 2006. - 185 с.
12 50 Лекций по микроэкономике / Под. ред. Гальперин В. - 1-й том. - М. 2007 г. - 214 с.
Информация о работе Ценовая дискриминация - понятие, сущность и методы предотвращения