Ценовая дискриминация - понятие, сущность и методы предотвращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 23:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы является рассмотрение теоретических и практических основ ценовой дискриминации, изучение и анализ проблемы ценовой дискриминации и монополии, методы их предотвращения. В соответствии с поставленной целью, в работе будут решены следующие задачи: во-первых, рассмотрено понятие ценовой дискриминации, во-вторых, проанализированы условия и последствия дискриминации, а также рассмотрены некоторые сферы практического применения ценовой дискриминации и способы ее предотвращения. Структура курсовой работы выстроена в соответствии с последовательным решением поставленных задач.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и сущность ценовой дискриминации в условиях современной экономики………………………………………………………..5
1.1. Общие предпосылки возникновения ценовой дискриминации и условия ее реализации…………………………………………………………...…………5
1.2. Типы ценовой дискриминации…………………………………………..….8
Глава 2. Практика применения ценовой дискриминации……………..…14
2.1. Ценовая дискриминация на примере тарифов на электроэнергию…...…14
2.2. Ценовая дискриминация на рынке газоснабжения………...……………..19
Глава 3. Антимонопольное регулирование, как эффективный способ предотвращения ценовой дискриминации………………………………….22
3.1. Опыт антимонопольного регулирования в западных странах………...…22
3.2. Антимонопольное регулирование в США………………………...………26
3.3. Антимонопольная политика в России………………………..……………31
Заключение ……………………………………………………………………..40
Список использованной литературы…………….……………….…………42

Файлы: 1 файл

курсовик экономика без титула.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3

Глава 1. Понятие и сущность ценовой дискриминации в условиях  современной экономики………………………………………………………..5

1.1. Общие предпосылки возникновения ценовой дискриминации и условия ее реализации…………………………………………………………...…………5

1.2. Типы ценовой дискриминации…………………………………………..….8

Глава 2. Практика применения ценовой дискриминации……………..…14

2.1. Ценовая дискриминация  на примере тарифов на электроэнергию…...…14

2.2. Ценовая дискриминация на рынке газоснабжения………...……………..19

Глава 3. Антимонопольное регулирование, как  эффективный способ предотвращения ценовой дискриминации………………………………….22

3.1. Опыт антимонопольного  регулирования в западных странах………...…22

3.2. Антимонопольное регулирование в США………………………...………26

3.3. Антимонопольная политика в России………………………..……………31

Заключение ……………………………………………………………………..40

Список использованной литературы…………….……………….…………42

 

 

 

 

Введение

Термин «дискриминация» образован от латинского «discriminatio», что означает «различие», «различение». Под ценовой дискриминацией понимают практику установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами. В общем виде речь может идти либо о практике какой-либо отдельной фирмы-продавца, либо о поведении отдельного покупателя, если он сам в состоянии назначить разные цены спроса для разных продавцов, причем последние по тем или иным причинам соглашаются на его условия

Смысл дискриминационного поведения состоит в том, чтобы  использовать все возможности для назначения максимальной цены на каждую продаваемую единицу товара. Это значит, что дискриминации может подвергаться как один и тот же покупатель, например, в зависимости от закупаемого количества товара, так и разные покупатели. Сама постановка вопроса о ценовой дискриминации предполагает достаточно высокую степень развития рыночных отношений. Разовые, случайные сделки между сменяющими друг друга покупателями и продавцами всегда совершались по разным ценам. Лишь со временем возникают условия для формирования того, что можно назвать единой ценой товарного рынка.

Тема данной курсовой работы актуальна и интересна  в условиях развивающейся рыночной экономики в России. Она разрабатывалась  и изучалась многими экономистами. Первоначальное  представление о  ценовой дискриминации  можно найти в работах Ж. Дюпюи  и Д. Ларднера, а свою развитую форму  оно нашло в трудах А. Пигу.

Ж. Дюпюи был  первым, кто привлек  внимание экономистов-исследователей к факту  ценовой дискриминации  и попытался выяснить его сущность. В основе подхода Дюпюи к ценовой дискриминации лежит концепция полезности1.

Целью написания  данной работы является рассмотрение теоретических и практических основ  ценовой дискриминации, изучение и анализ проблемы ценовой дискриминации и монополии, методы их предотвращения. В соответствии с поставленной целью, в работе будут решены следующие задачи: во-первых, рассмотрено понятие ценовой дискриминации, во-вторых, проанализированы условия и последствия дискриминации, а также рассмотрены некоторые сферы практического применения ценовой дискриминации и способы ее предотвращения.

Структура курсовой работы выстроена в соответствии с последовательным решением поставленных задач. Теоретико-методологическую базу исследования составили такие группы источников, как учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература), научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблеме, а также специализированные веб-сайты организаций.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и сущность ценовой дискриминации в условиях

современной экономики.

1.1. Общие предпосылки возникновения ценовой дискриминации и условия ее реализации.

Предпосылки для возникновения ценовой дискриминации создает все то, что может подорвать какое-либо направление конкурентных отношений, а также расчленить единое конкурентное пространство.

Ценовая дискриминация – монополистическая практика продажи блага данного качества при данных затратах по различным ценам разным покупателям.

Ценовую дискриминацию  могут осуществлять только монополии, ибо они устанавливают и контролируют цены. В условиях совершенной конкуренции образуется единая цена на благо и фирма не контролирует цену, а принимает ее как данную, поэтому ценовая дискриминация не возникает.

Монополисты занимаются ценовой дискриминацией в том  случае, если посредством ее увеличивают свою прибыль. Дискриминационные цены могут использоваться для расширения производства, обеспечивая тем самым экономию от масштаба производства.

Если ценовая  дискриминация возникает на основе реальных противоречий рыночного механизма, то одна из особенностей его функционирования – приведение всех индивидуальных оценок и возможностей к единому усредненному, наиболее представительному уровню. На рынке все равны. Но за общей кривой спроса скрывается совокупность разных индивидуальных ценностных оценок потребителей при разных бюджетных возможностях. Это значит, что при единой рыночной цене всегда есть покупатели, готовые заплатить больше за то же количество и качество товара.

Кроме того, если бы цена была больше, потребители не отказались бы от покупок совсем, а купили бы меньшее количество единиц товара. Значит, покупая больше при данной цене, они как бы недоплачивают за предыдущие единицы товара.

Географически и институционально обособленные рынки  создают естественную базу ценовых различий, если фирма имеет возможность одновременного выхода на эти рынки.

Чтобы реализовать  названные предпосылки в практической деятельности фирм, необходимы определенные условия. Возможность заниматься ценовой  дискриминацией не является легкодоступной для всех продавцов, так как ценовая дискриминация осуществима, когда реализуются три условия2.

  1. Наиболее очевидно, что продавец должен быть монополистом или, по крайней мере, обладать некоторой степенью монопольной власти, то есть некоторой способностью контролировать производство и ценообразование. Главное, чтобы конкуренты не могли продавать товар дешевле там, где фирма намерена продать его дороже. Власть над ценами связана также с количеством противостоящих продавцу покупателей. Если покупателей мало, так что уход любого из них с рынка заметен для продавца, возможности ценового диктата ограничены.
  2. Продавец должен быть способен выделять покупателей в отдельные классы, в которых каждая группа имеет разную готовность или способность платить за продукт. Это выделение покупателей обычно основывается на различной эластичности спроса, что впоследствии прояснят примеры.
  3. Первоначальный покупатель не может перепродавать товар или услугу. Если те, кто покупает на участке рынка с низкими ценами, могут легко перепродать на участке рынка с высокими ценами, Происходящее в результате снижение предложения увеличило бы цену на участке рынка с высокими ценами. Политика ценовой дискриминации, таким образом, была бы подорвана. Это, верно, означает, что отрасли услуг, например отрасль перевозок или юридические и медицинские услуги, особенно восприимчивы к ценовой дискриминации.

Наиболее благоприятные  условия для проведения ценовой  дискриминации имеются в сфере  услуг, поскольку они, как правило, не могут перепродаваться (например, медицинские услуги: если вам сделали операцию по случаю аппендицита, то вы не можете перепродать ее своему другу по более высокой цене).

Чтобы фирма-монополист могла проводить ценовую дискриминацию, рынок должен отвечать следующим  условиям:

• продавец должен быть в состоянии разделить покупателей на группы исходя из учета эластичности спроса на блага. Тем покупателям, спрос которых имеет высокую неэластичность, будет установлена высокая цена, а тем, чей спрос эластичен, - более низкая;

• блага не могут перепродаваться покупателями (или продавцами) одного рынка покупателям (или продавцам) другого рынка, поскольку свободное передвижение благ с «дешевого» рынка на «дорогой» приведет к возникновению единой цены, что обусловит невозможность ценовой дискриминации;

• покупатели (для монополии) или продавцы (для монопсонии) должны быть идентифицируемы (отождествлены, быть одинаковыми), иначе разделение рынка невозможно.

Ценовая дискриминация  может возникать на базе разделения рынка по формам собственности, отраслевой принадлежности фирм-производителей или потребителей, а также в зависимости от того, предметом потребления или средством производства является покупаемое благо.

Обсуждение  проблемы условий дискриминации  проводится обычно в контексте теории монополии, однако это – не единственная рыночная структура, в которой встречается такое явление. Любая фирма, способная назначить цену на свою продукцию, если она в состоянии разделить потенциальных покупателей в зависимости от эластичности предъявляемого ими спроса, а эти последние в принципе лишены возможности перепродавать свою продукцию, рано или поздно сталкиваются с проблемой применения стратегией ценовой дискриминации.

Выгоды ценовой дискриминации иногда доступны и для продавцов конкурентных рынков. Так, продавец винограда может назначить на свой товар разную цену, торгуясь и оценивая платежеспособность покупателя «на глаз».

При этом издержки проведения в жизнь дискриминационной политики не должны превышать выгод от такой деятельности.

1.2. Типы ценовой дискриминации.

В зависимости  от того, насколько полно реализуется  каждое из вышеназванных условий и насколько удачно они сочетаются между собой, можно говорить о разных возможностях проведения дискриминационной политики как постоянной линии поведения фирмы. Наивысшая степень контроля над рынком при благоприятном стечении обстоятельств дает возможность назначения индивидуальных цен на каждую единицу товара для каждого покупателя в соответствии с индивидуальными кривыми спроса. Наиболее мягкая форма дискриминации связана с назначением разных цен для разных групп покупателей. Между этими полюсами находится множество промежуточных положений: установление различных цен на отдельные партии товара, индивидуальный подход к назначению цен только для отдельных групп покупателей и т. п. Понятие ценовой дискриминации ввел в экономическую науку в первой трети XX в. Пигу Артур Сессил (1877-1959) – английский экономист, ученик и последователь А. Маршалла, неоклассик Кембриджской школы политической экономии. Получил образование в Кембриджском университете, автор многочисленных научных трудов. Пигу выдвинул идею использования концепции убывающей предельной полезности при анализе совокупного дохода, сторонник свободной конкуренции, противник государственного вмешательства в ценообразование и перераспределение ресурсов3.

Само явление ценовой дискриминации было известно и ранее, но объединив знания в теорию, А. Пигу различил три вида (или степени) ценовой дискриминации:

Ценовая дискриминация первой степени (совершенная дискриминация) наблюдается в том случае, когда на каждую единицу блага устанавливается цена, равная его цене спроса, поэтому цены продажи блага для всех покупателей различны. Данный вид ценовой дискриминации допускает персональное и межличностное различение цен спроса. Исходя из этого ее нередко называют совершенной ценовой дискриминацией. Ценовая дискриминация первой степени представлена на рис.1.

 

Рис.1. Совершенная ценовая дискриминация.

Оптимальный выпуск монополии находится в точке L при пересечении кривых предельной выручки и предельных затрат (МС и MR) и составляет Q'2 при цене Р2. Излишек  потребителей равен площади Р2*AL, излишек продавца равен площади CP2*LE2. Монополист присваивает себе весь потребительский излишек P*AL, который при совершенной конкуренции, при объеме производства Q2 был бы присвоен покупателем.

Поскольку монополист не может иметь полной информации о функциях спроса всех возможных  покупателей своего блага, этот вид ценовой дискриминации в чистом виде невозможен. Определенное приближение к чистой ценовой дискриминации возможно при незначительном количестве покупателей, когда каждая единица блага выпускается по заказам конкретных потребителей.

Ценовая дискриминация второй степени имеет место, когда цены блага одинаковы для всех покупателей, однако различаются в зависимости от объема покупок. Следовательно, связь между общей выручкой монополиста (расходами покупателей) принимают нелинейный характер, а цены называются нелинейным, или многоставочным тарифом.

При этом виде ценовой  дискриминации блага группируются в определенные партии, на каждую из которой устанавливаются различные  цены. На практике этот вид ценовой  дискриминации проводится в форме скидок и надбавок на цены благ. Ценовую дискриминацию второй степени проиллюстрируем на рис. 2.

Рис. 2. Ценовая  дискриминация второй степени.

На рис. 2 весь выпуск благ монополист разделил на три партии и каждую реализует по разным ценам. Предположим, что первые Q1 единиц блага будут продаваться по цене Pl, следующие Q2-Q1 единиц – по цене Р2, следующие Q3-Q2 единиц – по цене Р3.

Таким образом, общая выручка монополиста от реализации Q1 единиц блага равна площади прямоугольника OP1AQ1, от реализации Q2 единиц – площади фигуры OP1AKBQ2, от реализации О3 единиц – площади всей заштрихованной фигуры. Из рис. 2 видно, что выручка от реализации О3 единиц по единой цене Р3 равна площади прямоугольника OP3CQ3, a площадь фигуры Р3Р1AKBL (потребительский излишек) присвоен монополистом исходя из ценовой дискриминации второй степени. Площадь незаштрихованных треугольников под кривой спроса – это та доля излишка потребителя, которую не присвоил монополист.

Информация о работе Ценовая дискриминация - понятие, сущность и методы предотвращения