Ценообразование и цена на предприятиях АПК

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 11:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является закрепление и углубление теоретических знаний для дальнейшего решения практических задач по теме "Цены и ценообразование на предприятиях АПК", приобретение навыков самостоятельного определения экономической эффективности производства, разработки практических рекомендаций и обоснования их экономической эффективности.
Основными вопросами курсовой работы являются: экономическая сущность цен, функции денег, система цен на продукцию сельского хозяйства и их классификация, механизм ценообразования на сельскохозяйственную продукцию.

Оглавление

Введение
Раздел 1. Организационно-экономическая характеристика хозяйства
1.1 Производственные показатели в растениеводстве
1.2 Производственные показатели в животноводстве
1.3 Экономические показатели
Раздел 2. Ценообразование
2.1 Экономическая сущность цен
2.2 Функции цен
2.3 Система цен и их классификация
2.4 Система цен на продукцию сельского хозяйства
2.5 Механизм ценообразования на сельскохозяйственную продукцию
Выводы и предложения

Файлы: 1 файл

экономика 2.doc

— 272.00 Кб (Скачать)

Государственная закупочная цена на сельскохозяйственную продукцию должна обеспечивать возможность каждому  нормальному работающему товаропроизводителю  не только возместить нормативную себестоимость сельскохозяйственной продукции, но и получить чистый доход, достаточный для уплаты земельного налога, налога на добавленную стоимость, на отчисления в централизованные фонды социального обеспечения и страхования, а также на создание внутрихозяйственных фондов экономического и социального развития для обеспечения достаточно высоких темпов расширенного воспроизводства и социальной защиты трудового коллектива.

Выделяют также разновидности цен в зависимости от стадии товародвижения (отпускная цена изготовителя, отпускная цена оптового посредника, розничная цена), размеров включаемых транспортных расходов (франко), рынка, на который поставляется продукция (цена внутреннего рынка, цена на импортируемый товар, цена для внешнего рынка на экспортируемый товар).

2.4 Система цен на продукцию сельского хозяйства

 

Велика роль установления правильного, экономически обоснованного соотношения закупочных цен на разные виды сельскохозяйственной продукции, так как это способствует рациональному развитию производства в соответствии с потребностью народного хозяйства. Оно осуществляется на основе использования закона стоимости и исходит из того, чтобы закупочные цены находились в таких соотношениях, которые отражают общественно необходимые затраты на производство продукции, не допускают вытеснения одних культур другими, обеспечивают разумную специализацию. Нельзя, например, устанавливать одинаковую цену на тонну зерна и картофеля, так как затраты на производство этих видов продукции различны.

Важнейший принцип ценообразования - стимулирование улучшения качества продукции. Экономическая сущность его состоит в том, чтобы возместить закупочными ценами дополнительные расходы на производство продукции лучшего качества.

Заготовительные организации при  определении закупочных цен исходят из качества сельскохозяйственной продукции, спроса потребителей, необходимости обеспечения безубыточной реализации. В зависимости от сезона, качества продукции варьируются закупочные цены на плоды, овощи, картофель, ранняя продукция закупается по более высоким закупочным ценам. Заготовительным организациям разрешено закупать мясо у населения, фермерских хозяйств по договорным ценам выше предельных отпускных цен. Закупочные цены на животноводческую продукцию различаются в зависимости от того, осуществляются ли закупки скота в живом или убойном весе, вида закупаемого скота, категории упитанности, источника закупок. Например, цены на КРС установлены в соответствии с упитанностью (высшая, средняя, нижесредняя, нестандартная) с применением надбавок за молодняк повышенной живой массы; на свиней - в зависимости от возраста (молодняк, хряки, матки) и кондиций (беконные, мясные, жирные, нестандартные).

Государственные закупки молока производятся по ценам, подразделенным на три сорта  базисной жирности с применением доплат.

Закупочные цены на шерсть установлены  за килограмм веса при 100% -ном выходе чистого волокна. Они дифференцированы по видам шерсти (тонкая, полутонкая, грубая), а внутри вида - по классам и подклассам.

На некоторые виды продукции (ранний картофель, овощи, фрукты, ягоды и т.п.) закупочные цены определены с учетом сроков реализации. Это связано с разным уровнем затрат на производство и хранение однородной продукции. Государство стимулирует через цены ее производство в ранневесеннее время. Наиболее высокие цены, например, на картофель установлены в начале лета, затем они постепенно снижаются.

Закупочные цены на кожевенное сырье  и льноволокно зависят от его  вида (крупное, мелкое, свиное), сорта, массы.

Закупочные цены на зерно установлены с учетом базисных кондиций. Если колхозы и совхозы продают государству зерно с отклонениями от них, то это влечет за собой не только скидку за излишние влагу и сорность, но и удержание сцены с тем, чтобы, возместить дополнительные расходы на очистку и сушку. За ценные сорта пшеницы, ячменя, овса, гречихи, риса, гороха, фасоли производятся надбавки к закупочной цене.

Важным фактором, ведущим к отклонению цены от стоимости, являются различия в потребительских свойствах продукции.

Вместе с тем полезность сельскохозяйственной продукции любого вида определяется совокупностью ее свойств: питательной ценностью, внешним видом, вкусовыми, сырьевыми достоинствами, выгодностью использования и т.д.

Экономической основой установления правильного соотношения цен на продукцию сельского хозяйства являются эквиваленты затрат общественного труда на ее производство.

Для системы цен на продукцию  сельского хозяйства характерно сочетание стабильности с гибкостью. В течение определенного времени закупочные цены не меняются и гарантируют колхозам и совхозам возмещение издержек и получение прибыли. При этом создаются возможности для устойчивого планирования производства, разработки реальных нормативов, осуществление хозрасчетной деятельности.

Вместе с тем стабильность цен  не означает их неизменность. В условиях научно-технического прогресса быстро растет производительность труда и в связи с этим сокращаются издержки производства и обращения, осуществляется модернизация материально-технической базы.

Поскольку научно-технический прогресс в разных отраслях проявляется не в одинаковой степени, меняется и соотношение затрат на получение тех или иных видов продукции сельского хозяйства.

Таким образом, по истечении определенного  времени накапливаются существенные изменения в общественных издержках производства, Все это обуславливает гибкость цен. Закупочные и оптовые цены на сельскохозяйственную продукцию должны четко реагировать на все изменения.

На общереспубликанском уровне утверждаются и корректируются по представлению  Министерства сельского хозяйства и продовольствия Беларуси закупочные цены на зерно, молоко, скот и птицу в живой массе, сахарную свеклу и льнопродукцию, а на областном уровне - на продукцию локального производства и потребления: картофель, овощи, плоды и ягоды. Закупочные цены на отдельные социально значимые продукты массового потребления подвергаются централизованным ограничениям (ряд мясомолочных продуктов и хлебокондитерских изделий). Государственные закупочные цены призваны возмещать издержки производства и минимально необходимую прибыль каждому, нормально работающему субъекту хозяйствования.

Наряду с закупочными широко распространены свободные договорные цены на продукцию предприятий агропромышленного  комплекса, реализуемую ими сверх  госзаказа. Их разновидностью являются межхозяйственные расчетные цены, устанавливаемые в межхозяйственных производственных объединениях на сырье и полуфабрикаты, реализуемые хозяйствами-участниками головным предприятиям в порядке кооперированных поставок. В основе таких цен лежит нормативная себестоимость полуфабрикатов (молодняка для доращивания и откорма) с прибавлением планируемой прибыли головного (межхозяйственного) предприятия в соответствии с трудо- и фондоемкостью продукции по кооперирующимся хозяйствам. Применяются также и договорные цены по случайным сделкам хозяйствующих субъектов, цены внутридеревенского оборота сельскохозяйственной продукции и тарифы на услуги работникам предприятий агропромышленного комплекса. По мере развития рыночных отношений предприятий агропромышленного комплекса все большее распространение получают свободные цены крестьянского рынок, где хозяйствующие субъекты (коллективные и частные) реализуют излишки сырья и продовольствия с учетом спроса и предложения. Верхним уровнем таких цен являются розничные цены государственной и комиссионной торговли, иначе покупатель станет приобретать аналогичный товар у торговых предприятий.

Наконец, все большее распространение  начинают получать внутрихозяйственные  планово-учетные и расчетные цены в условиях арендных отношений и внутрихозяйственного расчета. В основу планово-учетных цен, по которым структурные подразделения приобретают у административных служб сырье и материалы (семена, корма, удобрения), принимается себестоимость этих материалов собственного производства и цены приобретения покупного сырья и полуфабрикатов.

Внутрихозяйственные расчетные цены устанавливаются главным образом  на сельскохозяйственных предприятиях в отношении закупок продукции, выращенной структурными подразделениями. В основе таких цен лежит нормативная себестоимость единицы продукции в подразделениях с прибавлением единой общехозяйственной нормы чистого дохода в соответствии с нормативной трудоемкостью различных продуктов. Расчетные цены могут быть едиными для всех подразделений, если существенно не различаются объективные условия производства, технологическая трудоемкость и рентабельность, заложенная в государственных закупочных ценах. В противном случае внутрихозяйственные расчетные цены будут индивидуальными для каждого подразделения или по группам их со сходными природно-экономическими условиями. Расчетные цены способствуют углублению специализации, росту производства необходимой продукции, материальному стимулированию и работе на расчетной основе. Такие цены на скот, птицу, корма и другие виды продукции позволяют регулировать экономические взаимоотношения между хозяйствами - участниками при перераспределении прибыли. Расчетные цены устанавливают на базе средневзвешенной за ряд лет себестоимости продукции каждого предприятия, объединения и увеличивают на сумму прибыли, которая обеспечивает хозяйствам расширенное воспроизводство.

Государственные оптовые цены регулируются на средства производства, реализуемые  агропромышленным предприятием: сельскохозяйственную технику, транспортное средство, сырье, топлива и материалы. Это - разновидность закупочных цен, достаточно эффективно и своевременно индексируемых в связи с каждым существенным изменением объективных условий производства: цен на сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо и энергию.

Разновидностью оптовых (отпускных) цен на средства производства являются тарифы на услуги предприятий на сторону. Это - тарифы на услуги автотранспорта, электроэнергии, жилищно-коммунальные услуги и т.п. Все они также подвергаются централизованному регулированию со стороны ценообразующих органов, республиканских и местных.

Приведенные выше цены на сельскохозяйственную продукцию действуют не изолированно друг от друга, а взаимосвязано и  взаимообусловлено. Изменения в уровнях одних, как правило, оказывают влияние на величину других.

2.5 Механизм ценообразования на сельскохозяйственную продукцию

 

Ценовой механизм включает ценовые  отношения, совокупность цен, ценообразование  на основе различных методов, ценовую  политику, государственное регулирование  цен. Ценообразование начинается с постановки цели и задач. Далее изучаются внешние условия. Затем оцениваются издержки, выбирается соответствующий метод ценообразования и окончательно устанавливается цена. Основные цели ценообразования могут быть различными: обеспечение выживаемости предприятия, завоевание лидерства по показателям качества, укрепление конкурентных позиций, максимизация текущей прибыли.

Механизм ценообразования - совокупность взаимосвязанных процессов формирования и изменения цен под воздействием множества экономических и иных факторов, протекающих с участием различных хозяйствующих субъектов, производителей, потребителей, посредников при регулирующей роли государства (общества). Объектом регулирования в механизме ценообразования выступает система цен и отдельные ее виды, а также система методов, воздействующих на способ их формирования, уровни и соотношения.

 

МЕХАНИЗМ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ


 

Механизм государственно-                                                   Рыночный механизм


общественного управления                                                  самоуправления и


                                                                                               саморегулирования


планирование цен                                                              принципы и правила


                                                                                                установления цен


регулирование                                                                   


                                                                                        научно-информационное

контроль                                                                                     обеспечение

 

В механизме ценообразования выделяются механизм государственно-общественного управлением ценообразованием и рыночного самоуправления и саморегулирования ценовых процессов.

Суть государственно-общественного управления ценообразованием состоит в целенаправленном воздействии общества и государства с помощью различных экономических и организационных рычагов на уровни и соотношения разных видов и типов цен, а через них - на интересы производителей и потребителей товаров с целью приведения структуры и эффективности общественного производства в соответствие с общественными потребностями. Объект регулирования в этом механизме - фиксированные и предельные цены.

Государственно-общественное управление ценообразованием предполагает реализацию таких управленческих функций, планирование, регулирование, контроль и организация.

Планирование (прогнозирование) цен включает: разработку фиксированных общегосударственных цен на важнейшие виды продукции (энергоносители); планирование поэтапного ввода цен на конкретные товары с отметкой фиксированных цен; разработку прогноза важнейших параметров социально-экономического развития (изменение индексов цен на товары, тарифов на услуги и т.д.). в республике функционирует система прогнозирования, анализа и контроля за процессами ценообразования.

Регулирование ценообразования  - воздействие на процессы установления и применения цен со стороны государственных органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики республики.

Контроль цен сочетает в себе государственный контроль, статистический контроль и социальный контроль со стороны потребителей. Специальный государственный контроль сводится к выборочным проверкам дисциплины цен и ценообразования.

Сущность рыночного механизма  самоуправления и саморегулирования  цен состоит в том, что технология формирования цен и ответственность за нее переносится в сферу экономических отношений. Объектом регулирования в данном механизме являются свободные цены. Развитие механизма ценообразования означает его постепенную переориентацию на рыночное саморегулирование и формирование цен в соответствии с постоянным изменением условий производства, обмена и потребления товаров.

Информация о работе Ценообразование и цена на предприятиях АПК