Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 11:14, курсовая работа
Целью курсовой работы является закрепление и углубление теоретических знаний для дальнейшего решения практических задач по теме "Цены и ценообразование на предприятиях АПК", приобретение навыков самостоятельного определения экономической эффективности производства, разработки практических рекомендаций и обоснования их экономической эффективности.
Основными вопросами курсовой работы являются: экономическая сущность цен, функции денег, система цен на продукцию сельского хозяйства и их классификация, механизм ценообразования на сельскохозяйственную продукцию.
Введение
Раздел 1. Организационно-экономическая характеристика хозяйства
1.1 Производственные показатели в растениеводстве
1.2 Производственные показатели в животноводстве
1.3 Экономические показатели
Раздел 2. Ценообразование
2.1 Экономическая сущность цен
2.2 Функции цен
2.3 Система цен и их классификация
2.4 Система цен на продукцию сельского хозяйства
2.5 Механизм ценообразования на сельскохозяйственную продукцию
Выводы и предложения
Механизм ценообразования в экономике гибко реагирует на изменение параметров, определяющих денежное выражение общественной стоимости и ее движение: налогов, доходов, процентных ставок. При их относительной стабильности цены изменяются незначительно. При росте доходов закономерен рост цен, инфляция.
Существуют следующие принципы ценообразования:
определение основ государственной политики в области ценообразования;
сочетание свободных и регулируемых цен;
разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению цен;
установление регулируемых цен на товары (работы и услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли и других мер государственной поддержки;
государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен.
Важным фактором эффективного функционирования
механизма ценообразования
Регулирование ценообразования реализуется путем прямого и косвенного регулирования.
Прямое регулирование
фиксированных цен;
предельных максимальных уровней цен;
предельных минимальных цен;
предельных уровней
фиксированных, предельных надбавок, скидок в оптовом и розничном звеньях;
определенных правил или условий определения и применения цен;
декларирования цен;
Решения о выборе конкретного метода регулирования цен принимаются исходя из государственных интересов, отраслевых особенностей, финансового состояния предприятий.
Косвенное регулирование осуществляется через воздействие на ценообразующие факторы путем проведения мероприятий в области кредитно-денежной, налоговой, тарифной политики, разработку стандартов поведения в ценовой рекламе, препятствующих недобросовестной конкуренции.
Таким образом, государственное регулирование цен предполагает: введение или отмену ценовых и других лимитов по различным товарам; непосредственное изменение уровня отдельных цен и нормативов налоговых и кредитных ставок, платежей; фиксирование цен на определенный период и т.п.
Цели государственного регулирования цен заключаются в следующем:
не допустить инфляционного роста цен в результате монополизма производителей;
способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на снижение затрат, не допустить разрушительной конкуренции;
обеспечить относительный
Степень государственного регулирования цен изменяется в зависимости от состояния экономики.
По поводу обоснования нормы чистого дохода в регулируемых закупочных ценах в экономической науке сложились четыре концепции. Первая из них - концепция теории трудовой стоимости, предусматривающая обоснование нормы чистого дохода в соответствии с затратами живого труда на единицу продукции с учетом организационно-технологической трудоемкости каждого продукта. Подобные цены стимулируют производство более трудоемких продуктов, что оказывается весьма приемлемым для внутрихозяйственных расчетных цен для арендно-подрядных подразделений, когда фондоемкость продукции мало от них зависит. Так как воспроизводство основных фондов финансируется предприятием из общих фондов экономического развития. Модель такой цены выглядит следующим образом:
Ц=С+V+m/V∙V,
где Ц - цена закупочная, р. /ед., С - материальные затраты, р. /ед., V - прямая оплата труда, р. /ед., m - чистый доход, р. /ед., m/V - норма чистого дохода на рубль прямой оплаты труда, р. /р.
Вторая концепция
Ц=С+V+m/Фосн. ∙Фосн.,
где Фосн. - удельная величина основных фондов на ед. продукции, р. /ед., m/Фосн. - норматив чистого дохода на рубль основных фондов, р. /р.
Подобные цены стимулируют производство более фондоемкой продукции, для расширения производства которой предприятию требуется относительно больших фондовых вложений.
Третью концепцию называют обычно
моделью усредненной
Ц=С+V+m/ (C+V) ∙C+V,
где C+V - себестоимость ед. продукции, р. /ед., m/C+V - норматив чистого дохода на каждый рубль себестоимости продукции, р. /р.
Наконец, четвертая концепция предусматривает обоснование нормы чистого дохода в закупочной цене двумя равными долями. Первая из них представляет норматив этого дохода на рубль прямой оплаты труда, а вторая - на рубль основных фондов.
Ц=С+V+m1/V*V+m2/Фосн. ∙Фосн.,
где m1/V - норматив чистого дохода на рубль прямой оплаты труда, р. /р., m2/Фосн. - норматив чистого дохода на рубль основных фондов, р/р.
Подобные цены в состоянии стимулировать производство как более трудоемких, так и более фондоемких продуктов. Данная концепция в отечественной науке признана наиболее приемлемой. Она принимается за основу при установлении межхозяйственных расчетных цен на сырье и полуфабрикаты (молодняк животных), поставляемые головному предприятию хозяйствами-участниками сельскохозяйственных объединений.
Наиболее влиятельными на средние
величины реализационных цен являются
государственные закупочные цены, периодически
повышаемые в связи с удорожанием
используемых сырьевых, топливно-энергетических
и других материальных ресурсов, а
также инфляционными процессами
Многоканальность реализации сельскохозяйственной
продукции предприятиями
Средние реализационные цены рассмотрены в таблице 1.5.
ТАБЛИЦА 1.5
Вид продукции |
Объем реализации, тонн |
Выручено, тыс. руб. |
Средняя реализа- ционная цена 1 тонны, руб. | ||||||
2004 |
2005 |
2006 |
2004 |
2005 |
2006 |
2004 |
2005 |
2006 | |
1. Зерно |
2079 |
1630 |
2370 |
293000 |
226000 |
578000 |
140933 |
138650 |
243881 |
2. Картофель |
996 |
935 |
1476 |
125000 |
134000 |
153000 |
125502 |
143315 |
106658 |
3. Овощи от - крытого грунта |
563 |
702 |
691 |
94000 |
103000 |
66000 |
166962 |
146723 |
95513 |
4. Рапс |
77 |
220 |
16000 |
85000 |
207792 |
386364 | |||
5. Молоко |
2426 |
3020 |
3706 |
579000 |
866000 |
1526000 |
238664 |
286754 |
411765 |
6. Мясо КРС |
441 |
331 |
447 |
528000 |
537000 |
821000 |
1197279 |
1622356 |
1836689 |
Из таблицы видно, что наибольшая средняя реализационная цена 1 тонны в 2004 году была по мясу КРС. И в 2006 году она достигла 1836689 рублей. Затем следует средняя реализационная цены 1 тонны молока. В 2006 году она увеличилась почти в 1,7 раза, по сравнению с 2004 годом. Средняя реализационная цена 1 тонны зерна так же увеличилась на 100 000 рублей в 2006 году, по сравнению с 2004 годом. А вот средняя реализационная цена 1 тонны картофеля и 1 тонны овощей уменьшилась.
В области методологии
Новым направлением в ценообразовании является поиск наиболее приемлемого механизма цен в условиях общего регионального аграрного рынка стран СНГ. Применительно к закупочным ценам отечественного рынка сельскохозяйственных продуктов актуальным является более полный учет качества реализуемой продукции и сезонных сроков ее продажи, так как действующие ныне цены не в полной мере стимулируют повышение качества и конкурентоспособности этой продукции на мировом рынке. В качестве методов научных исследований в области совершенствования методологии ценообразования могут служить метод теоретической абстракции, изучение и обобщение отечественной и зарубежной теории и практики. При выборе моделей и обосновании уровней централизованно регулируемых цен на продукцию и услуги АПК целесообразно пользоваться методами монографических исследований и экспериментов, методами экономического анализа, и синтеза, расчетно-конструктивными методами с применением математической статистики и компьютерной техники. Результатами таких исследований могут служить проекты новых, более совершенных цен и тарифов, предлагаемых директивным органам и партнерам по хозяйственным договорам.
Актуальными для нынешнего трансформационного периода являются исследования и обоснования путей замедления роста цен и темпов инфляции, сочетания ценового, налогового и платежного механизма.
Информация о работе Ценообразование и цена на предприятиях АПК