Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 11:08, курсовая работа
В современном бизнесе начался новый этап «информационной экономики», отличительной характеристикой которого является изменение основополагающих источников благосостояния. Если раньше это были материальные активы – земля, рабочая сила, капитал, то в настоящее время в сферу предпринимательской деятельности все глубже проникают такие понятия, как «нематериальные активы», «интеллектуальная собственность», «торговые марки», «брендинг» и «бренд-менеджмент».
Введение 3
1. Сущность бренда 5
1.1. Понятие бренда 5
1.2. Развитие концепций брендинга 11
1.3. Создание бренда 15
2. Управление брендом 19
2.1. Сущность и содержание понятия бренд-менеджмент 19
2.2. Управление брендом и его защита 21
3. Бренд и проблемы управления брендом в российской экономике 25
3.1. Проблема управления брендами на российских предприятиях 25
Заключение 32
Список литературы 34
Бренд – более широкое понятие и представляет собой своеобразную ментальную конструкцию, формируемую в сознании потребителя в результате мифологизации потребительских свойств товара. Бренды формируются мнениями, чувствами, эмоциями и воображениями, поэтому применение термина «бренд» ограничено лишь тем, как его воспринимают потребители и что они думают и чувствуют в связи с брендом. В российской практике брендинга часто встает проблема соотношений понятий «бренд» и «торговая марка». Очевидно, что далеко не все представленные на рынке торговые марки могут относиться к брендам. На этот счет в теории брендинга существуют различные точки зрения и специалистами разрабатываются критерии для данной классификации.
Классификация брендов. В мировой практике брендинга существует множество подходов к классификации брендов на основе разных критерий – территориального, сферы деятельности фирмы, принадлежности капитала фирмы, особенности корпоративной структуры управления и других признаков.
Таблица 2. Пример классификации брендов
Критерий классификации |
Вид бренда |
Пример |
По предметной направленности |
Товарный |
L’Oreal, Nestle, J7 |
Сервисный |
Avis, UPS, SAS, Ford Credit | |
Социальный (личностный) |
Зак Эфрон, Ксения Собчак | |
Бренд организации |
UEFA, ЮНЕСКО, МГИМО | |
Событийный |
Formula 1, Olimpic Games | |
Географический |
Канны, Венеция, Золотые пески, Лазурный берег | |
По территориальному охвату |
Глобальный |
Virgin, Сoca-Cola |
Национальный |
Wimm-Bill-Dann, «Балтика» | |
Региональный |
Taco Bell | |
Локальный |
«Перекресток» | |
По сфере применения |
Потребительский |
Tide, Pepsi,Danon |
Промышленный |
Caterpillar, Tetra-Pack | |
Высокотехнологичный |
MicroSoft, Intel | |
По принадлежности |
Производителя |
Ford Motor Company, Sony |
Дистрибьюторский |
FordAvto, Ford Kunzevo | |
Частный |
Zara, H&M | |
По иерархии в структуре портфеля |
Корпоративный |
GM, Unilever, P&G |
Зонтичный |
Chevrolet, Carnation, Ford | |
Товарный суббренд |
Ford Focus, Chevrolet Lumina | |
Индивидуальный |
Lexus,Neo |
Существуют и другие классификации брендов, степень различия которых обуславливается целью классифицированием и особенностями рыночной среды. Так, различают бренды в зависимости от их стратегического назначения, выполняемой роли в корпоративном портфеле и др.
Активизация фирм на общем национальном уровне и транснационализация деятельности компаний способствовали изменению сущности товарного обозначения. Знак превратился в символ, значимый для потребителей, тем самым товарное обозначение в полной мере стало выполнять функции торговой марки.
Узнаваемости
товара способствовали все идентифицирующие
элементы, позволявшие выделить его
из множества конкурирующих на рынке
аналогов: наименование, знак, цвет, звук,
запах, упаковка. Развившаяся в последствии
концепция «отличительности»
Первые упоминания о брендинге относится к концу ХIХ в. и связаны с деятельностью компании Procter&Gamble. В 1878г. Джеймс Норис Гэмбл, дипломированный химик, сын одного из ее основателей, объявил, что в результате испытаний компания создала мыло, способное понравится покупателям. Это было белое нежное мыло, которое отлично пенилось, смывало грязь, дезинфицировало и не тонуло в воде. Дж. Гэмбл назвал его «Белое мыло». Однако его партнер Харлей Проктер настаивал на том, что новое мыло достойно более оригинального, запоминающегося названия и предложил словосочетание «ivory palaces», услышанное им на воскресной службе в церкви. Таким образом, на рынке появилось бренд мыло Ivory Soap. Некоторое время спустя, была запущена национальная кампания по продвижению первого бренда под девизом «99,44% чистоты». Так впервые в истории на рынок был выпущен бренд с отличительными свойствами, оригинальным названием и запоминающимся рекламным слоганом.
С момента появления первых брендов мировая практика накопила богатый теоретический и практический опыт продвижения товаров, маркированных фирменным обозначением.
Качественную основу эволюции брендинга представляют четыре периода в развитии коммерческих отношений:
1870 - 1900 гг. ознаменовались
ростом промышленного
1915 - 1930 гг. явились периодом активного развития существующих брендов и создание новых. Учреждения Института Гэллапа в США положило начало исследовательской деятельности, и работа с потребителями перешла на качественно новый уровень. В этот период передовые компании стали внедрять новые системы внутрифирменного управления, ориентированные на развитие маркетинга. Выделилась категория менеджеров среднего звена, активно поддерживающая внутри фирменные связи и обеспечивающих взаимодействие с внешними партнерскими организациями, участвующими продвижении брендов компании на рынке;
1930 – 1945 гг. ознаменовались
повсеместным внедрением
с 1945 г. по настоящее
время происходит повсеместное развитие
бренд-менеджмента как
На протяжении
всего периода рекламной
Рациональная школа брендинга. Этот подход к коммуникационной деятельности фирм получил развитие в 50-е годы ХХ в. и был связан с усилением потребительской активности населения, вызванной послевоенным экономическим оживлением. По мере того как экономики стран перестраивались на мировые принципы хозяйствования, фирмы - производители военной техники переходили на выпуск товаров потребительского назначения, предлагая высокий уровень качества, привлекательное внешнее оформление, оригинальный дизайн упаковки.
Рекламные коммуникации
послевоенного времени
Рациональная школа брендинга охватывает большой период развития коммуникативных технологий и представлена несколькими течениями. В частности, Дэвид Огилви, один из основоположников рациональной школы, связывал эффективность с особенностями восприятия потребителей. Он полагал, что такие слова, как «новый», «экономичный», «доступный», в наибольшей степени апеллируют непосредственно потребителю и поэтому должны активно использоваться в рекламных обращениях, основанных на методах демонстрации («покажи и расскажи») и свидетельств («как мы это делаем»).
Эмоциональная волна брендинга. Новые тенденции в развитии коммуникативных технологий наметились в конце 50-х годов ХХ в., когда Винс Паккард в своей книге «Скрытые увещеватели» рассказал об эмоциональных и имиджевых и психологических особенностях потребительского восприятия. В.Паккард показал, что конечные выгоды потребителей не могут ограничиваться физической удовлетворенностью от покупки и должны дополнятся удовольствием и эмоциональным наслаждением. Традиционные аргументы в пользу приобретения товара – «экономичность», «доступность», «чистит но не царапает» - сменились эмоциональными преимуществами брендов: реклама стала продавать «хорошее настроение», «домашний уют», «свежесть зимнего утра» и другие символы и мифологизированные свойства товаров. С появлением работы В. Паккарда связывают формирование новой – эмоциональной волны брейдинга.
В 30-е годы начала активно развиваться имиджевая реклама: с потребительских свойств товаров акцент сместился на имиджевую составляющую – оригинальный неповторимый образ. На рынке начался период конкуренции имиджей, формируемых эмоциональными аргументами. Автомобиль Cadillac приобрел имидж автомобиля класса «люкс», символ успеха. В рекламе сигарет Marlboro был создан мужской образ. Развитие имиджа мужественности стремительно сказалось на росте их продаж, не смотря на то, что в прошлом эти сигареты предназначались для дам, были «мягкие как май» и выпускались с розовым ободком.
Эмоциональный период развития брендинга ознаменовался привлечением к работе профессиональных психологов и активным развитием качественных исследований, внедрением фокус-групп. Используемые специалистами новейшие технологии позволяли проникнуть в глубинные слои человеческого подсознания и выявить эмоциональные взаимосвязи между потребителями и брендами. Использование знаков и символов, часто неоднозначных или содержащих закодированные сообщения, способствовало развитию символизма в рекламе, впоследствии выделившегося в самостоятельное направление – «сюрреализм».
В 70-е годы сформировалось новое направление в брендинге, связанное с развитием позиционирующей рекламы, главными идеологами стали Джек Траут и Эл Райс. Позиционирующий подход имел широкую популярность, разработками этих специалистов пользовались ведущие рекламисты мира. Принцип позиционирования, предложенный Дж. Траутом и Э. Райсом, закреплял восприятие потребителей приоритетную позицию брендов товарной категории. В соответствии с психологией потребительского поведения человек воспринимает информацию, которая согласуется с полученным им ранее опытом. Защищаясь от потока информации, человеческий мозг как бы «отфильтровывает» дополнительное, лишние знание. Поэтому первый бренд, однажды сформировавший позицию в сознании потребителей, практически невозможно заменить другим аналогичным брендом. Потребители всегда будут ассоциировать товар и его свойства с фирмой – «пионером»: IBM - с компьютерами, Hertz - с прокатом автомобилей, автомобильVolvo - с безопасностью, Disney - с развлечением.
Теория позиционирования Дж. Траута и Э. Райса открыла огромные возможности для разработки действенных конкурентных преимуществ брендов.
Социальный
брендинг. В начале 90-х годов ХХ
в. стало формироваться новое
общественное сознание. Усиление негативных
последствий индустриального
Брендинг третей
волны вывел на первый план социально
ориентированные или духовные, измерения.
Личная безответственность, потакание
желаниями, концепция корпоративной саморе
Когда число марок, близких по назначению, качеству и цене, стремительно растет, а отличия, существенные для потребительского выбора, стремительно уменьшаются, возникает необходимость создания брендов. Определяющим для человека в такой ситуации становятся не назначение и качество продукта, не позиционирование марки, а сами критерии отбора, по которым человек выбирает одну марку товара из множества почти неотличимых друг от друга.