Бюджетный дефицит и государственный долг Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение РБ на современном этапе экономического развития.
В первой главе рассматривается сущность бюджетного дефицита, основные виды бюджетных дефицитов, пути их финансирования, показывается роль бюджетного дефицита как индикатора экономической безопасности страны. Во второй главе дается характеристика государственного долга и его видов: внутреннего и внешнего. Рассматриваются различные точки зрения на определение данной экономической категории.

Оглавление

Введение. 3
1. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ. 4
1.1. Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения 4
1.2. Виды бюджетного дефицита 8
1.3.Концепции регулирования бюджетного дефицита 9
1.4. Финансирование бюджетного дефицита. 11
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ. 15
2.1. Сущность государственного долга 15
2.2. Виды государственного долга, причины возникновения и последствия…………………………………………………………………….17
2.3. Способы сокращения государственной задолженности. 19
3. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 21
3.1. Развитие бюджетного дефицита в Республике Беларусь 21
3.2. Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансирования бюджета РБ 25
3.3. Государственный долг Республики Беларусь 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 38

Файлы: 1 файл

Курсовая макроэкономика (гос долг и бюджет деф).doc

— 294.50 Кб (Скачать)

      Бюджет  в 2004 году наполнялся быстрее, чем происходило  расходование средств; в течение 11 месяцев  наблюдался профицит, и лишь в декабре расходы превысили доходы, и по итогам года сложился дефицит в размере 236,1 млрд. руб. (без учета операций Фонда социальной защиты населения), или 0,5% от ВВП. С учетом операций Фонда, дефицит государственного бюджета составил 45,4 млрд. руб. или 0,1% от ВВП.

    На  этом фоне велась активная работа по осуществлению  заимствований, как на внутреннем, так  и на внешнем рынке.

    На  начало года совокупный государственный  долг составлял 3806,7 млрд. руб., в том  числе внутренний – 2173,8 млрд. руб., а  внешний – 1632,9 млрд. руб. В течение года размер госдолга был относительно стабилен, лишь в декабре наблюдался рост на 13,5%, и достиг своего исторического максимума – 4453,9 млрд. руб.

            В отношении с Международным валютным фондом в феврале 2004 года официально было решено отказаться от получения, какого бы то ни было, финансирования. В конце января 2004 года Минфин осуществил очередной платеж по кредиту МВФ в сумме 5,84 млн. СДР. Остаток задолженности на 01.04.2004 по кредитам МВФ составил 11,68 млн. СДР (приблизительно 17,3 млн. долл. США). В соответствии с установленным графиком, окончательный расчет по кредиту состоялся 01.02.2005.

            В сложившейся ситуации правительство увеличивает объемы заимствований на внутреннем рынке. Объем находящихся в обращении  государственных краткосрочных облигаций и государственных долгосрочных облигаций, номинированных в белорусских рублях, увеличился за январь-март 2004 г. на 19,2% до 740,4 млрд. рублей по номиналу. При этом увеличение объемов эмиссии государственных долговых бумаг происходит при профиците бюджета (за январь-март он составил 118 млрд. рублей, или 1,2% от ВВП) и росте чистых иностранных активов Нацбанка и Правительства.

     В структуре государственного долга  видны тенденции сокращения внешнего госдолга при постепенном возрастании долга внутреннего, за счет которого и обеспечивается прирост совокупной задолженности. Интересно, что государство не стесняется осуществлять дополнительные заимствования сверх потребностей рефинансирования существующего долга при профиците бюджета, который по итогам января-сентября 2004 года с составил 176 млрд. рублей, или 0,5% к ВВП. Если в первом полугодии прирост внутреннего долга обеспечивался за счет размещения ГКО, то в третьем квартале недоразмещение ценных бумаг было компенсировано выдачей гарантий правительства по кредитам, привлекаемым сельскохозяйственным сектором страны. Так, если на 01.07.2004 в структуре внутреннего долга задолженность, гарантированная правительством, составляла 13% (323,7 млрд.руб), то к 01.10.2004 ее доля увеличилась до 22% (583,3 млрд.руб) 
 
 
 
 
 

Рис.2. Динамика государственный долга  за ряд лет  

     Рис.2. Динамика государственный долга  за ряд лет  
 
 
 
 

     Примечание: [21]

    В 2007 году наблюдается резкий рост государственного долга, это можно заметить из рис. 1. На 1 апреля 2007 года корпоративный внешний долг РБ составил 7.5 млрд. долл. Таким образом, совокупный внешний долг Республики в первом квартале 2007 года был равен 8.1 млрд. долл. А это уже более 20% ВВП страны. Итак, за I квартал 2007 совокупный внешний долг РБ увеличился на 18%, а за 15 месяцев, начиная с 1 января 2006 года, совокупный внешний долг республики вырос на 57.1%.

    Совокупный  внешний долг Беларуси, согласно данным Национального банка Беларуси, составил по состоянию на 1 июля 2008 года 14 млрд. 115,6 млн. $. И все же несмотря на то, что за последние полтора года объем внешних заимствований вырос вдвое, эксперты не видят в такой динамике никакой угрозы белорусской экономике. Ее успешное развитие невозможно без привлечения иностранных инвестиций, которые приходят к нам в виде долгосрочных и краткосрочных заимствований. Так, за первое полугодие 2008 г. снизились только долги органов госуправления и денежно-кредитного регулирования, заимствования остальных групп возросли (долги банков иностранным резидентам составили на 1 июля текущего года 3 млрд. 358,5 млн. против 2 млрд. 570,8 млн. на 1 января 2008 года, долги небанковского сектора увеличились за этот период с 6 млрд. 782 млн. до 7 млрд. 590,9 млн.).

    Внешний государственный долг Беларуси, по данным Минфина, составил на 1 июля 2008 года около 2,31 млрд. долл. и сократился на 0,8%. При этом утвержденный лимит внешнего госдолга составляет 6 млрд.долл. Как пояснил начальник главного управления финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики Минэкономики Вахтанг Воложинец, безопасный уровень внешнего госдолга в программе социально-экономического развития Беларуси на 2006-2010 годы установлен в диапазоне 10-15% от ВВП. Что касается доли внутренней задолженности в структуре госдолга РБ на 1 октября 2008 года, то она составила 57% против 55% на 1 января 2008 года. При этом ее объем за январь-сентябрь 2008 года вырос на 3,8% (в том числе за сентябрь рост на 4,2%) до Br6,363 трлн. Республиканский бюджет на 2008 год ограничивает прирост внутреннего госдолга 3% ВВП.

        Прямой внутренний долг правительства  на 1 октября 2008 года составил Br4,243 трлн (сокращение за январь-сентябрь  на 4,1%, в том числе за сентябрь  на 2,8%), гарантированный правительством  внутренний долг - Br2,119 трлн (рост  на 15,8%, в том числе за сентябрь на 21,6%) [16]. 
 

Внешний государственный  долг Республики Беларусь  
(млн. долл. США)
  01.01.2008 г.  01.10.2008 г. 
Кредиты, привлеченные Республикой Беларусь (Правительством Республики Беларусь). 2 025,7 2 134,4
Кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства Республики Беларусь. 311,0 143,7
Всего 2 336,7 2 278,1

Таблица 2. Структура внешнего государственного долга  РБ на 2008 г, млн. долл. США

        Рассмотрим 2009 год.

Внешний государственный  долг Республики Беларусь  
(млн. долл. США)
  01.01.2009 г.  01.10.2009 г. 
Кредиты, привлеченные Республикой Беларусь (Правительством Республики Беларусь). 3 588,8 6 074 ,1
Кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства Республики Беларусь. 130,1 117,1
Всего 3 718,9 6 191 ,2

Таблица 3. структура внешнего государственного долга на 2009г, млн. долл. США 

     Согласно  данным Министерства финансов, в январе-апреле 2009 года внешний государственный долг Беларуси увеличился на 33,7% и на 1 апреля достиг 4100,4 млн. долл. США.

     Совокупный  внешний долг Беларуси составил 16322,4 млн. $. За первый квартал 2009 год  внешний  долг увеличился на 1170,7 млн. $ (7,7%).Внешняя  задолженность коммерческих банков снизилась на 244,4 млн. $ (7,9%) и на 1 апреля 2009 года составила 2836,7 млн. $.Внешний долг прочих секторов экономики увеличился с начала года на 192 млн. $ (2,6%) до 7516,3 млн. $ на 1 апреля 2009 года. В структуре данного долга 5941,2 млн. $ являются краткосрочной задолженность, за первый квартал она увеличилась на 219,1 млн. $ (3,8%). В том числе 4639,8 млн. $ составляют торговые кредиты, которые увеличились на 223,7 млн. $ (5,1%).Внешний долг органов денежно-кредитного регулирования увеличился с начала года на 766,1 млн. $ или в 2,8 раза до 1196,0 млн. $ на 1 апреля 2009 года.

     Объем внутреннего госдолга составил Br9,073 трлн .  При этом в структуре внешнего госдолга кредиты, привлеченные правительством Беларуси, выросли за девять месяцев на 69,2% и составили 6 млрд. 74,1 млн. $ (на 1 января 2009 года — 3 млрд. 588,8 млн. долларов). Кредиты, привлеченные резидентами под гарантии правительства Беларуси, напротив, сократились на 10% и на начало октября составили 117,1 млн. долларов (на 1 января 2009 года — 130,1 млн. долларов). 

     Государственный долг Беларуси на 1 октября 2009 года составил эквивалент Br26,167 трлн. увеличившись за сентябрь на 0,9%, свидетельствуют данные Национального статистического комитета.

     Так, соотношение внешнего госдолга к  экспорту товаров и услуг на начало 1 января 2009 года составило 10,0% против 8,4% на 1 января 2008 года. При этом отношение внешнего госдолга к валовому внутреннему продукту по состоянию на 1 января 2009 года составило 6,4% против 5,2% к уровню прошлого года, а отношение платежей по внешнему госдолгу к экспорту товаров и услуг – 1,0% против 1,1% к соответствующему периоду 2008 года.

     Внешний государственный долг Беларуси на 1 сентября 2010 года составил 9451,3 млн. долл. США при утвержденном лимите 11 млрд. долл. США и увеличился по сравнению с началом 2010 года на 1559,9 млн. долл. США. Также растет совокупный внешний долг Беларуси.

     Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2011 года составил 9687,2 млн. долларов США при установленном  лимите на 2010 год 11,0 млрд. долларов США  (таблица № 1).

     Показатели  кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР), свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности (таблица № 2).[21]

     Таблица № 1

Внешний государственный долг Республики Беларусь

(млн.  долл. США)

  01.01.2010 г. 01.01.2011 г.
Кредиты, привлеченные Республикой Беларусь (Правительством Республики Беларусь). 7 778,8 9 486,2
Кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства Республики Беларусь. 112,6 201,0
Всего 7 891,4 9 687,2
 

     Таблица № 2

Показатели  кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь
Показатели  кредитоспособности Норматив МБРР 01.01.2010 г. 01.01.2011 г.
отношение внешнего гос. долга к экспорту товаров  и услуг, % 220% 31,8 32,5
отношение внешнего гос. долга к валовому внутреннему  продукту, % 50% 16,5 17,8
отношение платежей по внешнему гос. долгу к  экспорту товаров и услуг, % 25% 1,3 2,6
 

      В последнее время все белорусские  и многие российские СМИ стали  обсуждать ситуацию в белорусской экономике. После изменения цен и условий поставок в страну энергоносителей (нефть и газ), все экономисты и аналитики закономерно ожидали последствий. Не могло просто так, незамеченным, пройти повышение цен на газ, а также существенное ужесточение условий поставок нефти в РБ. Именно нефть и газ, а вернее их перепродажа позволяла белорусскому государству получать сверхдоходы в бюджет. И если в случае с нефтью, Белоруссия производила поставки на внешний рынок, имея ценовое преимущество даже перед российскими поставщиками в силу более низких экспортных пошлин, то газ перепродавался уже внутри страны практически в 2 раза дороже, чем покупался. Многие эксперты небезосновательно полагали, что именно эти два ресурса и стали слагаемыми так называемого “белорусского экономического чуда”.

    За  последние годы в Беларуси вырос  долг, как государства, так и банков и нефинансовых организаций. Вместе с тем, по мнению директора отдела Украины, Беларуси и Молдовы Всемирного банка Мартина Райзера, рост объемов внешних заимствований Беларуси не вызывает тревоги. "В целом внешний долг Беларуси находится на низком уровне и не скажется на развитии национальной экономики", - считает он. Спокойно оценивают ситуацию и белорусские эксперты.  

 

         ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

<

Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг Республики Беларусь