Бюджетный дефицит и государственный долг Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение РБ на современном этапе экономического развития.
В первой главе рассматривается сущность бюджетного дефицита, основные виды бюджетных дефицитов, пути их финансирования, показывается роль бюджетного дефицита как индикатора экономической безопасности страны. Во второй главе дается характеристика государственного долга и его видов: внутреннего и внешнего. Рассматриваются различные точки зрения на определение данной экономической категории.

Оглавление

Введение. 3
1. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ. 4
1.1. Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения 4
1.2. Виды бюджетного дефицита 8
1.3.Концепции регулирования бюджетного дефицита 9
1.4. Финансирование бюджетного дефицита. 11
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ. 15
2.1. Сущность государственного долга 15
2.2. Виды государственного долга, причины возникновения и последствия…………………………………………………………………….17
2.3. Способы сокращения государственной задолженности. 19
3. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 21
3.1. Развитие бюджетного дефицита в Республике Беларусь 21
3.2. Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансирования бюджета РБ 25
3.3. Государственный долг Республики Беларусь 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 38

Файлы: 1 файл

Курсовая макроэкономика (гос долг и бюджет деф).doc

— 294.50 Кб (Скачать)
p align="justify">     На основе приведенной выше информации можно сделать следующий вывод: бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

     Бюджетный дефицит играет ключевую роль в механизме  развития инфляционных процессов, разрушающих  экономику страны, а также его  ведущую роль в системе показателей  экономической безопасности страны. Политика в области финансирования бюджетного дефицита должна основываться на использовании внутренних источников, что предполагает сокращение кредитования дефицита республиканского бюджета Национальным Банком, повышение эффективности рынка ГЦБ и совершенствование механизма управления внутренним долгом.

     Главной же целью совершенствования бюджетной  политики государства должно быть усиление ее стимулирующей функции для  перехода экономики страны в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия. Критерий дефицита бюджета, по сути, исполняет роль регулятора с отрицательной обратной связью, а потому должен играть ведущую роль в системе показателей экономической безопасности Республики Беларусь в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия. Однако хочу отметить, что в тоже время, сам по себе дефицит бюджета может не быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны, как правило, постоянно имеют дефицитный бюджет от 10 до 30%. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания “финансовых дыр”, субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.

     Известно, что государственный долг корнями  уходит в бюджетный дефицит страны. Для покрытия дефицита государство  прибегает к заимствованиям, как  на внутреннем, так и на внешнем  рынках. Таким образом, государственный долг, с одной стороны, является пассивом для государства и активом держателей гособлигаций (ценных бумаг государственного заимствования).

     Существующая  долговая стратегия не позволяет  привлекать сколько-нибудь значительные внешние займы. Ключевой проблемой здесь является неполучение кредитов МВФ, что воспринимается многими потенциальными кредиторами как сигнал о высоких экономических и политических рисках вложения средств в Беларуси. Как следствие, основная масса получаемых сегодня страной иностранных займов представляет собой связанные кредиты, предоставляемые зарубежными банками под гарантии правительства.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

 
  1. Государственный бюджет: Учеб. пособие для учреждений, обеспеч. получение высш. образования по спец. "Финансы и кредит" / Т. В. Сорокина. Мн.: БГЭУ, 2003.  289с.
  2. Государственный бюджет: Учеб. пособие./Н.Е. Заяц, Л.А. Ханкевич.; Под общ. ред. М.И. Ткачук. Мн.: Выш. шк., 1995. 240с.
  3. Жушма П.А. Жить по средствам// НЭГ .2000 . №6 С.1-2.
  4. Закон Республики Беларусь  от 29 декабря 2003 года № 259-3 "О бюджете Республики Беларусь на 2004 год"//Звезда. №1. 2004. С. 2-5.
  5. И.Н. Мысляева. Государственные и муниципальные финансы : учебник, М.: Инфра-М. 2003. 360с.
  6. Камаев В. Д. Учебник по основам экономической теории. М.: "ВЛАДОС", 1994. 384 с.
  7. Корбут Н.П. Реализация бюджетной политики государства в переходный период. Белорусский экономический журнал. 1999. № 4. С.4-16.
  8. Корнеев В.Е.Стабилизация государственного долга: проблемы и пути решения//Веснiк БДЭУ.2004.№2 (43). С. 61-66.
  9. Л. А. Дробозина. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.253с.
  10. Матяс А.Н. Отдельные проблемы формирования и исполнения бюджета РБ//Белорусский банковский бюллетень.2003.№ 39 (242) C. 44-46
  11. Нешатаретский С. Н. Требуются гранты, а не кредиты// Белорусская газета. 2004. № 15. С.23-25.
  12. Приложение 1 к Закону  Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь за 2004 год""//Звезда. №1. 2004. С. 2-5.
  13. Раков А.С. Предложения по совершенствованию финансовых  инструментариев, механизмов и методов управления государственным долгом//Белорусский банковский бюллетень.2000.№23 (82). С.38-46.
  14. Раков А. Государственный долг и макроэкономическая стабилизация (на примере Республики Беларусь)// Белорусский банковский бюллетень. 2000. № 44. С.35.
  15. Рыбалко Г.П. Зарубежный опыт управления государственным долгом//Финансы. 2000. №6. С. 55-57.
  16. Белорусское телеграфное агентство //  http://www.news.belta.by
  17. Статистический бюллетень,2004 г. №1 (6), с.66-67
  18. Цедрик С.К. Иностранные займы, формирующие внешний государственный долг Республики Беларусь// Вестник ассоциации белорусских банков. 2001.№ 44. С.14-20
  19. Швайко П.А. Инфляция, дефицит бюджета и рынок ГЦБ// Банкаускi веснiк. 2003. №40. С.34-39.
  20. Экономическая теория: учебник / Н.И. Базылев, С.П. Гурко и др.; под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко, 3-е изд., перераб. и доп. Мн.: БГЭУ, 2002. 752 с.
  21. Министерства финансов РБ // http://www.minfin.gov.by

Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг Республики Беларусь