Бюджетирование Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 07:14, реферат

Краткое описание

Правительство Республики Казахстан намерено продолжить реформирование бюджетной системы. Сбалансированный государственный бюджет должен отражать социально-экономические приоритеты государства.
Будет продолжена политика децентрализации государственных функций и осуществляться меры по дальнейшему совершенствованию процесса разделения ответственности центра и регионов за финансирование республиканских и местных бюджетных программ. Предусматривается разработать и внедрить среднесрочные стабильные нормативы. Межбюджетные взаимоотношения потребуют усовершенствования методики расчета субвенций из республиканского бюджета в местные бюджеты и изъятий из местных бюджетов в республиканский бюджет. Правительство нацелено на продолжение этого процесса, что потребует дальнейшего совершенствования Закона Республики Казахстан “О бюджетной системе”.
Будет продолжена работа по совершенствованию бюджетного программирования. В целях недопущения неэффективного расходования государственных средств предусматривается совершенствование методов выбора приоритетов бюджетного финансирования.

Оглавление

Введение. Стр.3

Глава 1. Экономическое содержание бюджетной системы. Стр.5

1.1. Функционирование бюджетной системы . Стр.9

1.2. Бюджетный механизм и его элементы. Стр.12

Глава 2. Доходы бюджета. Стр.15

2.1. Состав и функционирование. Стр.15

2.2. Организация местных бюджетов. Стр.19

2.3. Доходы и расходы местных бюджетов. Стр.24

2.4. Роль налогов в формировании бюджета. Стр.32

Глава 3. Долги и дефицит бюджета. Стр.45

3.1. Понятие бюджетного баланса. Стр.45

Глава 4. Состояние бюджетной системы РК на сегодняшний день. Стр.50

4.1. Бюджетная система РК состояние, перспективы. Стр.50

4.1.1. Контроль за исполнением бюджета. Стр.50

4.1.2. Состояние Бюджетной системы. Стр.60

Заключение. Стр.70

Список литературы. Стр.75

Файлы: 1 файл

бюдж рк.rtf

— 626.11 Кб (Скачать)

      Глава 3. Долги  и  дефицит  бюджета. 

     3.1. Понятие бюджетного баланса. 

     Для  начала  рассмотрим  понятие  бюджетного  баланса. Наша  задача --подсчитать  расходы  правительства  и  сопоставить  эту  сумму  с  теми  доходами, которые  правительство  получает  в  виде  налогов  и  иных  поступлений  в  государственную  казну.

     Существуют  две  основных  статьи  расходов. Большая  часть  бюджетных  средств  распределяется  на  всевозможные  правительственные  программы: оборонную, социальную, инвестиционную  и  пр. Вторая  статья  правительственных  доходов -- выплата  процентов  по  имеющимся  долгам.

     Давайте  обозначим  сумму  расходов  на  правительственные  программы  символом  Р (расходы), Д (долги) -- сумму  государственной  задолженности, а п (проценты) -- среднюю  процентную  ставку  по  этой  задолженности. Таким  образом, п ґ Д  составляет  общую  сумму  выплат  по  процентам. Общие  правительственные  расходы  равны  Р + п ґ Д, т.е.  сумме  расходов  на  государственные  программы  и  выплат  по  долговым  процентам.

     Теперь  я  постараюсь  определить  понятие  дефицита  государственного  бюджета. Допустим, что  правительство  получает  определённую  сумму  (Н)  в  виде  налоговых  поступлений. Соответственно  превышение  расходов  над  налогами  составляет  (Р + п ґ Д) - Н. Это  и  есть  бюджетный  дефицит. Каким  же  способом  правительство  погашает  этот  дефицит? Один  способ  таков: правительство  берёт  деньги  в  Центральном  банке, и  в  этом  случае  объём  денежной  массы  в  экономике  возрастает  на  сумму  бюджетного  дефицита. Второй  способ --  покрыть  разницу  между  расходами  и  доходами  за  счёт  государственных  займов. Давайте  обозначим  символом  D М  количество  новых  денег, полученных  от  Центрального  банка  для  покрытия  бюджетного  дефицита, а  символом  D Д -- сумму, полученную  в  виде  государственных  займов. Соотношение  приобретает  следующий  вид:

     D М + D Д = (Р + п ґ Д) - Н.

     Это  уравнение  показывает, что  бюджетный  дефицит  должен  погашаться  одним  из  двух  способов: за  счёт  увеличения  денежной  массы  или  же  за  счёт  увеличения  правительственного  долга.

     Увеличение  денежной  массы  влечёт  за  собой  инфляцию. А  что  по  отношению  к  долгу? Здесь  всё  несколько  сложнее. На  первый  взгляд, если  правительство  берёт  средства  не  у  Центрального  банка, а, к  примеру, у  населения, его  задолженность  растёт, однако  объём  денежной  массы  в  стране  остаётся  прежним. Получается, что  погашение  дефицита  за  счёт  увеличения  долга  не  вызывает  роста  денежной  массы  и, следовательно, не  влияет  на  инфляцию. Однако  позже  этот  новый  долг  выливается  в  ещё  больший  рост  правительственных  расходов, поскольку  увеличивается  сумма  будущих  выплат  по  процентам. Таким  образом, долги, сделанные  сегодня, приводят  к  увеличению  бюджетного  дефицита  в  будущем.

     В  будущем  увеличившийся  таким  образом  объем  выплат  по  процентам  вполне  может  привести  к  инфляции. Бюджетный  дефицит  снова  возрастёт, и  правительству  придётся  либо  вновь  брать  в  долг, либо  повышать  налоги, либо  сокращать  расходы. Если  оно  не  прибегнет  ни  к  одной  из  этих  мер, то  в  скором  будущем  ему  придётся  пойти  на  увеличение  денежной  массы.

     Можно  предположить.  что  правительство  прибегает  всё  к  новым  и  новым  кредитам, чтобы  не  приходилось  увеличивать  денежную  массу, повышать  налоги  или  сокращать  расходы. Но  если  правительство  попытается  занять  один  раз  для  того, чтобы  выплатить  более  высокие  проценты, затем -- другой, чтобы  выплатить  уже  более  высокие  проценты, затем  ещё  и  ещё, его  долг  начнёт  расти, как  снежный  ком. В  конце  концов  кредиторы  поймут, что, если  они  и  дальше  будут  финансировать  это  правительство, им  никогда  не  увидеть  своих  денег. Правительство  может  сделать  попытку  взять  в  долг  ещё  раз, однако  ни  один  кредитор  уже  не  станет  приобретать  его  новые  долговые  обязательства. Значит  это  правительство  потеряло  свою  кредитоспособность. На  этом  этапе  руководству  государства  для  финансирования  бюджетного  дефицита  придётся  либо  немедленно  повышать  налоги, либо  сокращать  расходы, либо  печатать  новые  деньги.

     Компетентное  правительство  никогда  не  теряет  своей  кредитоспособности. Такое  правительство  не  допустит  чрезмерного  роста  бюджетного  дефицита, разумно  регулируя  уровень  расходов  и  налогообложения. Задолженность  при  этом  остаётся  на  приемлемом  уровне, и, кроме  того, правительству  не  приходится  занимать  у  Центрального  банка  такое  количество  денег, при  котором  инфляция  выходит  из-под  контроля.

     Так  что  же  это -- D Д? И  кто  кредиторы  правительства? Правительство  может  занимать  средства  как  внутри  страны, так  и  за  её  пределами. Внутри  страны  есть  три  основных  возможных  кредитора: население, банки  и  предприятия. Основная  форма  государственных  займов -- продажа  казначейских  векселей  и  казначейских  облигаций. Казначейский  вексель  являет  собой  долговое  обязательство  правительства, которое  выдаётся  на  срок  до  одного  года. Казначейская  облигация -- долговое  обязательство  правительства  сроком  более  одного  года.

     Редкое  правительство  не  испытывает  трудностей, пытаясь  удержать  под  контролем  свой  бюджетный  дефицит. Потребности  общества  постоянно  растут, оно  требует  всё  новых  и  новых  расходов -- на  выплату  пенсий,  пособий  по  безработице, финансирование  оборонных  мероприятий, выделение  субсидий  сельскому  хозяйству, осуществление  капиталовложений, погашение  процентов  по  задолженности, и  политики  в  погоне  за  голосами  избирателей. Однако  если  правительство  будет  максимально  удовлетворять  эти  требования, оно  рискует  оказаться  в  опасной  ситуации. Это  приведёт  либо  к  высокой  инфляции, либо  к  стремительному  росту  правительственного  долга, либо  к  необходимости  повышения  налогов. Главная  задача  заключается  в  том, чтобы  удерживать  государственные  расходы  в  разумных  рамках  и  в  тоже  время   обеспечивать  необходимые  налоговые  поступления  в  бюджет, не  перегружая  при  этом  экономику.

     В  государственной  экономике  существует  пять  основных  статей  правительственных  расходов. Во-первых, выплата  заработной  платы  государственным  служащим. Во-вторых, оплата  всевозможных  товаров  и  услуг. В-третьих, выдача  денежных  пособий  и  дотаций  различным  слоям  населения, а  также  выдача  субсидий  предприятиям. В-четвёртых, погашение  процентов  по государственному  долгу. В-пятых, инвестиционные  расходы  на  государственные  проекты.

     В  последнее  время  общество  стало  предъявлять  всё  более  высокие  требования, особенно  в  том, что  касается  обеспечения  дохода  престарелым, нетрудоспособным  и  безработным  людям. Многие  правительства, расходующие  более  50%   ВВП, пребывают  сегодня  в  глубоком  кризисе. И  для  оплаты  своих  счетов  им  приходится  идти  на  чрезвычайную  меру -- существенное  повышение  налогов, что  оказывает  резко  отрицательное  влияние  на  предпринимательскую  активность.

     Так  как  основным  доходом  правительства  являются  налоги, я  хотела  бы  немного  сказать  о  них. Существуют  два  основных  вида  налогов: прямые  и  косвенные. Прямые  налоги  взимаются  с  непосредственного  дохода. Косвенным  же  облагаются  товары  и  услуги. В  свою  очередь  эти  два  вида  налогов  делятся  ещё  на  два  основных  типа. К  прямым  налогам  относятся  налог  на  прибыль  и  подоходный  налог, которые  взимаются  в  виде  определённого  процента  с  доходов  населения  и  прибыли  предприятий. Самые  распространённые  типы  косвенных  налогов -- это  налоги  на  продукцию  внутреннего  производства  и  на  внешнюю  торговлю.

 

      Глава 4. Состояние государственного бюджета на сегодняшний день. 

     4.1. Бюджетная система РК состояние перспективы. 

     В соответствии с Законом Республики Казахстан “О бюджетной системе” под бюджетной процедурой понимается регламентированная законодательством деятельность государственных органов и должностных лиц по разработке, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, контролю за его исполнением и утверждению отчета об исполнении бюджета5. 

     4.1.1. Контроль за исполнением бюджета. 

     В настоящее время аудит и контроль за исполнением республиканского бюджета осуществляется Счетным комитетом, который был образован в 1996 году в соответствии с Конституцией Республики Казахстан как государственный орган по контролю за исполнением республиканского бюджета, непосредственно подчиненный и подотчетный Президенту Республики Казахстан, что вполне соответствует общепринятой мировой практике.

     Основными задачами и функциями Счетного комитета являются:

     контроль за исполнением законов Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов по исполнению республиканского бюджета;

     выполнение поручений Главы государства по вопросам, связанным с исполнением республиканского бюджета;

     контроль за полнотой поступления средств в республиканский бюджет и законностью их использования;

     контроль за целевым использованием средств республиканского бюджета, выделяемых на выполнение государственных программ, программ Правительства и финансирование государственных потребностей;

     представление на утверждение Парламенту Республики Казахстан отчета об исполнении республиканского бюджета.

     Создание этого государственного органа позволило вести целенаправленную борьбу с попытками коррумпированной части государственных служащих и приближенных к ним коммерческих структур использовать средства республиканского бюджета в качестве одного из источников первоначального и дальнейшего накопления частного капитала.

     Другим постоянно действующим фактором обоснования необходимости функционирования государственного органа, контролирующего исполнение бюджета, является гарантия обеспечения права налогоплательщиков на получение достоверной и своевременной информации о фактическом использовании поступивших от них в бюджет средств.

     Это положение реализуется путем проведения открытых заседаний Счетного комитета по итогам проведенных контрольных мероприятий и аудита с приглашением представителей средств массовой информации, а также последующих гласных рассмотрений отчетов Счетного комитета об исполнении республиканских бюджетов на заседаниях комитетов Мажилиса, Сената, Парламента Республики Казахстан.

     Создаваемая в Республике Казахстан система контроля и аудита за использованием государственных средств и активов сочетает современный международный и зарубежный опыт и в то же время учитывает особенности данного этапа социально-экономического и политического развития страны.

     Вместе с тем следует отметить, что в Законе Республики Казахстан “О бюджетной системе”, Положениях о Счетном комитете, министерствах государственных доходов, финансов, других нормативных правовых актах республики отсутствует четкое решение многих концептуальных вопросов контроля, в том числе в части разграничения задач и полномочий между государственными контрольными органами в области финансов, нет должной ясности как в вопросах взаимодействия этих органов между собой, так и с институтом аудита, оперирующего вне системы государственного финансового контроля.

     Например, аудиторская деятельность в настоящее время регулируется Законом Республики Казахстан “Об аудиторской деятельности”, принятым в 1998 году. С учетом международных требований и опыта регулирования аудиторской деятельности данным Законом появилась объективная необходимость внесения в него принципиальных изменений, касающихся определения понятия аудиторской деятельности, утверждения нормативных правовых актов в области аудита, четкого выделения объекта и сферы действия правовых норм, связанных с аудитом и контролем за исполнением республиканского и местных бюджетов.

Информация о работе Бюджетирование Республики Казахстан