Бюджетирование Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 07:14, реферат

Краткое описание

Правительство Республики Казахстан намерено продолжить реформирование бюджетной системы. Сбалансированный государственный бюджет должен отражать социально-экономические приоритеты государства.
Будет продолжена политика децентрализации государственных функций и осуществляться меры по дальнейшему совершенствованию процесса разделения ответственности центра и регионов за финансирование республиканских и местных бюджетных программ. Предусматривается разработать и внедрить среднесрочные стабильные нормативы. Межбюджетные взаимоотношения потребуют усовершенствования методики расчета субвенций из республиканского бюджета в местные бюджеты и изъятий из местных бюджетов в республиканский бюджет. Правительство нацелено на продолжение этого процесса, что потребует дальнейшего совершенствования Закона Республики Казахстан “О бюджетной системе”.
Будет продолжена работа по совершенствованию бюджетного программирования. В целях недопущения неэффективного расходования государственных средств предусматривается совершенствование методов выбора приоритетов бюджетного финансирования.

Оглавление

Введение. Стр.3

Глава 1. Экономическое содержание бюджетной системы. Стр.5

1.1. Функционирование бюджетной системы . Стр.9

1.2. Бюджетный механизм и его элементы. Стр.12

Глава 2. Доходы бюджета. Стр.15

2.1. Состав и функционирование. Стр.15

2.2. Организация местных бюджетов. Стр.19

2.3. Доходы и расходы местных бюджетов. Стр.24

2.4. Роль налогов в формировании бюджета. Стр.32

Глава 3. Долги и дефицит бюджета. Стр.45

3.1. Понятие бюджетного баланса. Стр.45

Глава 4. Состояние бюджетной системы РК на сегодняшний день. Стр.50

4.1. Бюджетная система РК состояние, перспективы. Стр.50

4.1.1. Контроль за исполнением бюджета. Стр.50

4.1.2. Состояние Бюджетной системы. Стр.60

Заключение. Стр.70

Список литературы. Стр.75

Файлы: 1 файл

бюдж рк.rtf

— 626.11 Кб (Скачать)

     Основной финансовый план является продуктом деятельности государства, в нем выражена воля государства, отражающего интересы народа. Показатели основного финансового плана страны подлежат безусловному выполнению в соответствии с ежегодно принимаемым Законом о бюджете. К сожалению, в настоящее время, рассматривается и утверждается республиканский, а не государственный бюджет.

     Сегодня на основе республиканского бюджета оценить финансовое состояние экономики республики очень трудно, так как в нем отражаются не все финансовые ресурсы государства. Поэтому во время рассмотрения и утверждения республиканского бюджета и возникает множество вопросов о социально-экономическом развитии республики.

     В связи с этим, на наш взгляд, показатели основного финансового плана должны основываться на глубоком знании объективных закономерностей развития экономики. Государство, устанавливая бюджетные показатели, должны учитывать объективные условия хозяйствования, экономические и финансовые возможности страны, необходимость первоочередного удовлетворения отдельных общественных потребностей. Решения, принимаемые государством в области бюджетных показателей, как и сами государственные формы правления, полностью зависят от уровня развития общества, степени зрелости производственных отношений.

     Как и совокупность самих бюджетных отношений, планово-финансовый документ, отражающий их, тоже должен носить название «государственный бюджет». Но в отличие от бюджета как экономической категории, основной финансовый план страны должен являться формой отражения целенаправленного использования государством характера бюджетных связей.

     Трактовка государственного бюджета как основного финансового документа страны не противоречит экономической природе бюджета как объективной категории. Связано это в тем, что термин «государственный бюджет» применяется для обозначения разных по своему характеру понятий, одно из которых относится к сфере распределительных отношений, а другое - отражает форму использования объективной категории в процессе человеческой деятельности. По нашему мнению, с одной стороны, не видеть объективной природы государственного бюджета как экономической категории, а с другой стороны, преувеличивать значение документа, отражающего форму использования бюджетных отношений. Следовательно, возникает объективная необходимость рассмотрения процессов проявления, установления форм бюджетных отношений, а также процесса их организации и использования в интересах общества как бюджетной системы.

     Бюджетная система представляет собой совокупность форм бюджетных отношений, видов бюджета (республиканский и местный бюджеты), методов и способов их составления, исполнения, а также совокупность финансовых и других органов управления. При этом совокупность бюджетных отношений составляет основу (базис) бюджетной системы. А надстройкой ее являются виды бюджетов, финансовые и другие органы управления, определяющие формы бюджетных отношений и осуществляющие составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов (республиканского и местных бюджетов) на основе использования различных методов и способов управления. 

     1.2. Бюджетный механизм и его элементы. 

     Это есть , на наш взгляд, бюджетный механизм. Основными его элементами являются:

     Бюджетное планирование и прогнозирование;

     Оперативное управление бюджетными ресурсами;

     Своевременное финансирование затрат государства;

     Проведение учета, составление отчетности об исполнении бюджетов;

     Анализ исполнения бюджетов и внесение изменений в утвержденный бюджет;

     Рассмотрение и утверждение бюджетов в соответствующих уровнях управления;

     Формирование нормативно-законодательной, а также информационной базы для нормального функционирования бюджетной системы.

     Следует отметить, что на практике бюджетная система рассматривается как совокупность бюджетов. Это не позволяет комплексно исследовать элементы бюджетной системы, определить проблемы формирования и использования бюджетов в республике. Основными из них, на наш взгляд, являются следующие:

     Макроэкономическая ситуация в экономике Республики Казахстан и отдельных ее регионах (развитие производства, финансовые ресурсы и т.д.);

     Роль налоговой системы в формировании бюджета;

     Распределения налогов и иных видов доходов между бюджетами;

     Распределение бюджетных расходов между бюджетами;

     Принципы действия регулирующих доходов;

     Принципы выделения бюджетных дотаций и субсидий из республиканского бюджета;

     Внебюджетные фонды и их роль в процессе распределения и перераспределения финансовых ресурсов;

     Контроль за расходованием бюджетных средств и правильностью зачисления  доходов по уровням бюджетной системы;

     Распределение инвестиционных расходов между бюджетами;

     Методы повышения эффективности бюджетных капитальных вложений;

     Организационные формы инвестирования;

     Роль инвестиционных фондов;

     Бюджетные инвестиции и инвестиционные кредиты, методы их сочетания;

     Конверсионные программы;

     Распределение социальных расходов между бюджетами;

     Методы финансирования образования и науки;

     Целесообразность изменения пособий населению;

     Пенсионный фонд и пенсионная система;

     Критерии определения дефицитности бюджетов;

     Меры по сокращению разрыва между доходами и расходами бюджетов;

     Ценные бумаги на финансовом рынке;

     Взаимоотношения с Национальным банком Республики Казахстан;

     Разработка единой бюджетной классификации с большей ориентацией на функциональную классификацию;

     Методы разработки проекта бюджета;

     Корректировка и уточнение показателей бюджета в течение финансового года;

     Учет и отчетность об использовании бюджета;

     Методы анализа исполнения доходов и расходов бюджетов;

     Методы прогноза расходов и доходов бюджетов;

     Организационная структура бюджетных подразделений финансовых органов и их функции в условиях функционирования новой финансовой системы Республики Казахстан.

     Системное изучение этих вопросов помогло бы выработать обоснованную финансовую политику государства в условиях рынка и определить приемлемую структуру финансовых, налоговых и других органов, осуществляющих управление финансовыми отношениями в республике.

 

      Глава 2. Доходы государственного бюджета 

     2.1. Доходы бюджета: состав и формирование 

     Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой - выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государственной стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.

     Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач. В нашей стране, где собственником преобладающей массы средств производства до недавнего времени выступало государство, доходы бюджета базировались в основном на денежных накоплениях государственных предприятий. Система взимания платежей в период 1930-1990 годов отличалась тем, что носила ярко выраженный фискальный характер, была жестко централизованной, строилась на использовании индивидуальных ставок. Эти  черты отражали административно-командный подход к мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства, свидетельствовали о стремлении центра сосредоточить в своих руках максимально возможную величину денежных средств.

     Особенно ярко названные черты проявились в платежах из прибыли, вносимых государственными предприятиями на основе индивидуальных ставок, приспосабливаемых отраслевыми органами управления к конкретным результатам хозяйствования. Даже введение нормативных платежей из прибыли (платы за производственные фонды, трудовые ресурсы и др.) не смогло изменить систему изъятия в целом - она продолжала ориентироваться на индивидуальные результаты хозяйствования отдельных предприятий. Отсутствие объективных критериев, в соответствии с которыми обосновано определялась бы доля участия каждого субъекта хозяйствования в формировании бюджетного фонда страны, приводило к подрыву финансовой самостоятельности предприятий, пренебрежению их экономическими интересами.

     Переход на рыночные основы хозяйствования потребовал использования экономических методов руководства общественным производством, а неэффективность применявшихся ранее форм мобилизации части чистого дохода предприятий в бюджет обусловила коренное уменьшение системы доходных поступлений - она стала строиться на базе налоговых платежей, взаимоотношения предприятий с бюджетом были переведены на правовую основу, регулируемую законом.3

     Возрастающий дефицит бюджета, инфляция и обесценение капитала, убыточность, платежный кризис - все эти явления свидетельствуют о финансовых взаимоотношениях предприятий и государства (прежде всего с бюджетной системой), влиянии на реальный сектор общей государственной политики финансовой стабилизации.

     Возникновение нового рыночного типа финансовых взаимосвязей государства и предприятий не избавило казахстанскую экономику от неэффективности к стабилизации государственного бюджета. Объективно присущие положительные свойства и преимущества рыночной экономики не реализуются в конкретных казахстанских условиях.

     Ситуация неплатежеспособности в сфере финансовых взаимоотношений предприятий и государства проявляются в системно воспроизводящихся явлениях: хронической неплатежеспособностью предприятий по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды; снижении реального бюджетного потенциала и вынужденности проведения политики непрерывного секвестирования бюджетных расходов, упадок и оттеснение на второстепенные роли инвестиционной функции государственных финансов; низкой собираемости налогов и массовом сокращении доходов от налогообложения.4

     Главная причина бюджетного кризиса - недостаточность доходов, ежегодные ошибки в оценке собираемости налогов. Важнейшее условие выхода из кризиса - продолжение начатых в конце 1996 - начале 1999 года налоговых преобразований, дополнение их рядом новых положений. При этом нужно учитывать некоторые объективные обстоятельства и делать выводы из опыта налоговых реформ.

     Первое. Попытка сразу построить в Казахстане налоговую систему, характерную для стран с развитой экономикой, не увенчалась успехом. Ныне действующая налоговая система не учитывает особенностей мотивации отечественных налогоплательщиков, что делает ее неэффективной. Доходы скрываются, капитал перетекает из легального сектора в теневую экономику, вывозится за границу.

     Второе. Ужесточение налогового администрирования, безусловно, необходимо, но возлагать на него особые надежды было бы ошибкой. Собираемость налогов не удастся увеличить путем административного давления без формирования для предприятий действенных экономических стимулов честно платить налоги, без сокращения бартерных операций и вытеснения денежных суррогатов.

Информация о работе Бюджетирование Республики Казахстан