Бюджетирование Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 07:14, реферат

Краткое описание

Правительство Республики Казахстан намерено продолжить реформирование бюджетной системы. Сбалансированный государственный бюджет должен отражать социально-экономические приоритеты государства.
Будет продолжена политика децентрализации государственных функций и осуществляться меры по дальнейшему совершенствованию процесса разделения ответственности центра и регионов за финансирование республиканских и местных бюджетных программ. Предусматривается разработать и внедрить среднесрочные стабильные нормативы. Межбюджетные взаимоотношения потребуют усовершенствования методики расчета субвенций из республиканского бюджета в местные бюджеты и изъятий из местных бюджетов в республиканский бюджет. Правительство нацелено на продолжение этого процесса, что потребует дальнейшего совершенствования Закона Республики Казахстан “О бюджетной системе”.
Будет продолжена работа по совершенствованию бюджетного программирования. В целях недопущения неэффективного расходования государственных средств предусматривается совершенствование методов выбора приоритетов бюджетного финансирования.

Оглавление

Введение. Стр.3

Глава 1. Экономическое содержание бюджетной системы. Стр.5

1.1. Функционирование бюджетной системы . Стр.9

1.2. Бюджетный механизм и его элементы. Стр.12

Глава 2. Доходы бюджета. Стр.15

2.1. Состав и функционирование. Стр.15

2.2. Организация местных бюджетов. Стр.19

2.3. Доходы и расходы местных бюджетов. Стр.24

2.4. Роль налогов в формировании бюджета. Стр.32

Глава 3. Долги и дефицит бюджета. Стр.45

3.1. Понятие бюджетного баланса. Стр.45

Глава 4. Состояние бюджетной системы РК на сегодняшний день. Стр.50

4.1. Бюджетная система РК состояние, перспективы. Стр.50

4.1.1. Контроль за исполнением бюджета. Стр.50

4.1.2. Состояние Бюджетной системы. Стр.60

Заключение. Стр.70

Список литературы. Стр.75

Файлы: 1 файл

бюдж рк.rtf

— 626.11 Кб (Скачать)
="justify">     поступления от государственных закупок, организуемых государственными учреждениями,  подведомственными местным органам;

     поступления от аренды земельных участков;

     платежи за загрязнение окружающей среды в местные государственные фонды охраны окружающей среды в размере 50%;

     прочие административные сборы;

     административные штрафы и санкции, взимаемые государственными учреждениями, подведомственными местным исполнительным органам;

     иные поступления, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

     Соотношение между отдельными категориями поступлений в местные бюджеты в среднем по Казахстану, по данным таблицы 2.1, сложилось в пользу налоговых (82,4%), из которых преобладают социальный налог, корпоративный и индивидуальный подоходный налог, налоги на собственность (на имущество, землю, на транспортные средства).

 

      Таблица 2.1. Структура исполнения местных бюджетов Республики Казахстан в 2001 г. (в текущих ценах)

     
     Категории поступлений и функциональные группы расходов      Сумма, млрд. тенге      Удельный вес, %      
 

     -----------------------------------------------------------------------------------------

     Поступления                    313,6                      100,0

     Доходы        269,3                       85,9

     Налоговые поступления      258,3                        82,4

     Неналоговые поступления      9,9                         3,2

     Доходы от операций с капиталом     1,1                         0,3

     Полученные официальные трансферты    41,9                         13,4

     Погашение основного долга по ранее выданным кредитам 2,4                          0,7

     Расходы и кредитование              302,4             100,0

     Расходы                299,3              99,0

     Государственные услуги общего характера           10,4             3,5

     Оборона               4,2              1,4

     Общественный порядок и безопасность             11,3               3,7

     Образование                           71,1               23,5

     Здравоохранение              46,7                15,5

     Социальное обеспечение и социальная помощь           20,0                6,6

     Жилищно-коммунальное хозяйство     22,0                  7,3

     Культура, спорт, информационное пространство   12,8                  4,2

     Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство

     и охрана окружающей среды             2,6                    0,9

     Промышленность, строительство и

     недропользование                         0,6                    0,2

     Транспорт и связь                             20,9                     6,9

     Прочие                22,1                  7,3

     Обслуживание долга                0,4                  0,1

     Официальные трансферты               54,2                  17,9

     Кредитование               3,1                  1,0

     Дефицит (профицит) бюджета                    +11,2

     Финансирование дефицита (использование профицита)  3,6

     Вторым источником поступлений являются трансферты из республиканского бюджета. Хотя, в среднем, они занимают около 14% поступлений, в бюджетах некоторых субвенциальных областей данный источник занимает до 50%, поскольку собственных налоговых и других поступлений не хватает для достижения приемлемого уровня финансирования социально-экономических потребностей. Это связано с тем, что в таких областях имеется узкая налоговая база, представленная маломощными хозяйствующими субъектами, фискальный потенциал которых невелик.

     В этом аспекте является актуальной проблема перераспределения поступлений через республиканский бюджет посредством механизма бюджетных изъятий и субвенций, то есть требуется отработка данного механизма на объективных началах. К примеру, существенные диспропорции имеются в Алматинском регионе: доходный потенциал г.Алматы оставляет около 25% всего государственного бюджета, в то время как расходы бюджета города - 7% от расходов госбюджета, что означает мобилизацию в республиканский бюджет 2/3 собираемых по городу поступлений. Сверх того из оставшейся 1/3 бюджет города перечисляет в республиканский бюджет еще половину поступлений в виде бюджетных изъятий. В противоположном случае Алматинская область, имея налоговый потенциал в 2,6% от общегосударственного, производит свыше 4% расходов от итога государственного бюджета, то есть 50% формирует бюджет за счет субвенций.

     Проблемы местных бюджетов состоят также в том, что отрасли хозяйства, составляющие их собственность, не только не дают доходов для формирования бюджетов (жилищное хозяйство, учреждения культуры и искусства, коммунальная инфраструктура - водопровод, транспорт, служба очистки и др.), но являются убыточными и поглощают значительную часть средств местных бюджетов. При разделении собственности на республиканскую и коммунальную в ведение местных органов власти были переданы убыточные предприятия или приносящие небольшие доходы.

     В расходах местных бюджетов (таблица 2.1) преобладает финансирование социальной инфраструктуры - образования, здравоохранения, социальной защиты населения (45,4%), из экономических отраслей - транспорта и связи.

     Функциональная группа - расходы на оборону - означает финансирование затрат на гражданскую оборону (при чрезвычайных событиях) и военкоматов.

     Достаточно велик удельный вес расходов на официальные трансферты -- изъятие средств из местных бюджетов для передачи вышестоящему бюджету (в данном случае республиканскому). Бюджетные изъятия совершаются в областях, которые в связи с более высоким экономическим уровнем развития или по природным условиям имеют налоговую базу выше средней по стране и, соответственно, более высокий уровень налоговых поступлений. Как субвенции, так и изъятия используются для выравнивания уровня социально-экономического развития административно-территориальных единиц.

     Что касается доли расходов местных бюджетов в расходах государственного бюджета по отдельным функциональным группам, то по направлениям финансирования социально-бытовой инфраструктуры она занимает преобладающее место, например:

     жилищно-коммунальное хозяйство -100%;

     здравоохранение - 86,1%;

     образование - 84,0%;

     культура, спорт, информационное пространство - 73,2%;

     транспорт и связь - 62,8%.

     Довольно значительны объемы расходов по другим группам:

     финансирование экономики в целом - 46,4%;

     управление (государственные услуги общего характера) - 29,9%;

     общественный порядок и безопасность - 23,4%.

     Состав и структура поступлений и расходования средств на местном уровне зависят от факторов, определяющих степень социально-экономического развития административно-территориальной единицы: наличия производственных объектов, природных ресурсов, объектов   социальной   и   бытовой инфраструктуры, статуса единицы, плотности населения, природно-климатических условий и т.д.

     Аналогична ситуация внутри местного уровня - в бюджетах городов, районов. Так, в бюджете Алматинской области 50% поступлений приходится на областной бюджет и 46% - на бюджеты городов и районов; при этом доля налоговых поступлений, соответственно, 40% и 60%, неналоговых - 27% и 73%, то есть в пользу низовых бюджетов, а субвенций - 57% и 43%. Расходы областного бюджета и бюджетов городов и районов распределены поровну, но во втором случае преобладают расходы на образование (80%), здравоохранение (71%), на управление (60%), в областном бюджете - расходы на социальное обеспечение и социальную помощь (90%).

     Областными представительными органами утверждаются стабильные нормативы распределения доходов между областным бюджетом и бюджетами районов, городов, а также долговременные размеры субвенций, передаваемых из областных бюджетов в бюджеты районов и городов и бюджетных изъятий, передаваемых из бюджетов районов и городов в областные бюджеты.

     Формирование бюджетов осуществляется на основе местных бюджетных программ, которые разрабатываются местными представительными органами. Финансовое обоснование и реализация местных бюджетных программ возложены на администраторов местных бюджетных программ - местные исполнительные органы и подведомственные им государственные учреждения.

     Местные исполнительные органы имеют право заимствовать средства у юридических и физических лиц, а также у Правительства Республики Казахстан (путем кредитования из республиканского бюджета) для финансирования региональных инвестиционных программ, согласованных с Правительством РК. Заимствование осуществляется в форме займа или выпуска ценных бумаг местных исполнительных органов; их порядок определяется Правительством.

     Включаемые в бюджетные программы сметы расходов государственных учреждений исполняются руководителями этих учреждений в соответствии с финансовыми разрешениями местных исполнительных органов.

     В бюджетных системах многих стран принято разделение доходов бюджетов разных уровней на закрепленные и регулирующие. Закрепленные, или собственные доходы, -средства, постоянно или длительно (несколько лет) поступающие в бюджет административно-территориальной единицы на законодательной основе полностью или в фиксированной доле. Регулирующими являются денежные средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в виде процентных отчислений от их доходов, нижестоящему бюджету с целью сбалансирования доходов и расходов нижестоящего бюджета. Перечень регулирующих доходов может меняться при разработке вышестоящего бюджета на новый бюджетный год или на основе постановления, распоряжения уполномоченного на такие действия органа. К закрепленным доходам местных бюджетов относятся так называемые «местные налоги», центральных бюджетов - «общегосударственные налоги».

     «Бюджетное регулирование» проводится путем передачи части поступлений от общегосударственных налогов и доходов на территориальный уровень при недостатке собственных доходных источников для полного выполнения территориальными органами возложенных на них функций. В Казахстане, с отменой разделения налогов на общегосударственные и местные, не используются термины «закрепленные» и «регулирующие» доходы или налоги, хотя фактически закрепление доходов сохранилось, как и процесс бюджетного регулирования в форме субвенций, бюджетных изъятий, средств, передаваемых по взаимным расчетам и других трансфертов.

     Рационализация принятия бюджетных решений возможна методом составления смет с нуля (а не путем корректировки прошлогодних данных) и использования системы планирования, программирования бюджетов (ППБ).

     Метод составления бюджетов на нулевой основе заключается в том, что каждый год составляется новая смета, а бюджетное учреждение обязано полностью обосновать свою программу расходов и определить приоритеты. Это не исключает финансирования уже осуществляемых программ, но в рамках проводимой на данный бюджетный год налогово-бюджетной политики, определяемой Министерством финансов в бюджетных циркулярах, используемых бюджетными учреждениями при составлении смет.

     Метод ППБ используется для финансирования поддающихся измерению результатов бюджетных программ с тем, чтобы определить, какое сочетание организационных мер и распределения ресурсов между различными учреждениями сможет в наибольшей степени способствовать достижению наилучших показателей результативности. При этом методе могут использоваться нормы расходов. Таким образом бюджетный процесс в местном звене может быть основан на критерии эффективности. 

     2.4. Роль налогов в формировании государственного бюджета 

     Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжении государства, поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями - фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Информация о работе Бюджетирование Республики Казахстан