Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 14:11, курсовая работа
Краткое описание
Цель работы заключается в проведении анализа расходов и доходов республиканского бюджета и определения направлений эффективного их использования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - теоретические аспекты развития бюджета; - понятие, сущность и функции бюджета; - бюджет как основной финансовый план республики;
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….......3 1 . Теоретические аспекты развития бюджета……………………………….…4 1.1 Понятие,сущность и функции бюджета….………………………………….4 1.2 бюджет как основной финансовый план республики……………………...8 1.3 Принципы организации межбюджетных отношений их управление и ре-гулирование…………………………………………………………………........10 2. Анализ бюджета республикански Башкортостан за 2009-2011 года………16 2.1 Анализ доходной части республиканского бюджета……………………...16 2.2 Анализ расходной части бюджета РБ за период 2009-2011 года………...18 3. Направления по повышению эфективности использования бюджетных средств……………………………………………………………………………22 Заключение……………………………………………………………………….25 Список использованных источников…………………………………………...27
1) формирование стратегических
целей и приоритетов, основных направлений
социально-экономического развития Республики
Башкортостана;
2) формирование государственной
фискальной, таможенной и бюджетной инвестиционной
политики во взаимодействии с приоритетами
социально-экономического развития и
денежно-кредитной политикой государства,
а также политики в сфере международных
экономических и финансовых отношений;
3) формирование государственной
политики в сфере управления государственными
активами в секторах экономики.
Функции Министерства в области
реализации государственной политики
в сфере бюджетных отношений заключаются
в следующем:
а) прогнозирование поступлений
в республиканский бюджет и местные бюджеты;
б) проведение оценки эффективности
реализации государственных и отраслевых
программ, бюджетных программ, бюджетных
инвестиций и грантов;
в) осуществление анализа штатных
расписаний государственных органов,
финансируемых за счёт средств республиканского
бюджета;
г) осуществление общего контроля
исполнения государственных, отраслевых
программ;
д) проведение экономической
экспертизы республиканских бюджетных
инвестиционных проектов (программ).
Министерство финансов – это
центральный исполнительный орган республики,
осуществляющий руководство и межотраслевую
координацию, в пределах предусмотренных
законодательством, исполнения бюджета
и контроля использования государственных
средств и собственности, контроля проведения
процедур банкротства и внесудебной процедуры
ликвидации несостоятельного должника,
регулирования системы государственного
учёта и аудита финансовой отчётности.
Основными задачами Министерства являются:
a) обеспечение исполнения республиканского
бюджета и кассового обслуживания исполнения
местных бюджетов;
б) обеспечение поступления
налогов, сборов и других обязательных
платежей в бюджет и иных поступлений
в бюджет, полноты и своевременности перечисления
обязательных пенсионных взносов, перечисление
в Национальный фонд части поступлений
в бюджет от организаций сырьевого сектора;
в) методологическое руководство
по исполнению республиканского бюджета
и местных бюджетов, по ведению бухгалтерского
учёта, отчётности и осуществлению аудита;
г) в пределах своей компетенции
контроль за эффективным и целевым использованием
средств республиканского бюджета и местных
бюджетов;
д) организация управления государственной
собственностью и повышение её эффективности;
е) участие в разработке и реализации
налоговой политики;
ж) государственный контроль
проведения процедур банкротства (за исключением
банков и страховых (перестраховочных)
организаций), а также по внесудебной процедуре
ликвидации несостоятельного должника;
з) государственное регулирование
производства и оборота алкогольной продукции
и этилового спирта;
и) обеспечение в пределах своей
компетенции экономической безопасности
страны;
к) осуществление международного
сотрудничества в пределах компетенции
Министерства;
л) иные задачи возложены на
него законодательством.
Таким образом, межбюджетные
отношения - отношения, которые складываются
в бюджетном процессе между вышестоящими
нижестоящими уровнями бюджетов.
Организация межбюджетных отношений
основывается на множестве принципов.
Совершенствование системы межбюджетных
отношений направлено на обеспечение
их прозрачности и стабильности, а так
же самостоятельности каждого уровня
управления в формировании, распределении
и использовании бюджетных ресурсов. Формами
регулирования межбюджетных отношений
служат официальные трансферты, бюджетные
кредиты и нормативы распределения доходов.
Важнейшими органами управления финансами
нашей страны являются Министерство экономики
и бюджетного планирования и Министерство
финансов.
Анализ бюджета республики Башкортостан за период
2009-2011 года
2.1 Анализ доходной
части республиканского бюджета
Доходы бюджета – это часть
централизованных финансовых ресурсов
страны, необходимых для выполнения республиканских
функций, и представляют собой денежные
средства, поступающие в безвозмездном
и безвозвратном порядке в соответствии
с законодательством РБ в распоряжение
органов власти разного уровня. Они выражают
экономические отношения, возникающие
в процессе формирования фондов денежных
средств. Доходы бюджета понятие более
узкое, чем доходы республики. Те не менее,
в структуре республиканских доходов
республики доходы бюджета имеют решающее
значение.
Основу поступлений в бюджет
составляют платежи, мобилизуемые в виде
налогов и сборов. Все расположенные на
территории Республики Башкортостан юридические
лица, независимо от форм собственности,
форм хозяйствования и подчинённости,
а также граждане в соответствии с действующим
законодательством привлекаются к уплате
налогов, сборов и обязательных платежей
в бюджет.
Таблица 1- Доходы бюджета Республики
Башкортостан (млн. рублей)
2009
2010
2011
1
2
3
4
Доходы из них:
1286734
2098511
2148530
Налоговые поступления из них:
1186138
1998314
1632608
Налог на добавленную стоимость
242955
343926
364615
Акцизы
29913
33416
33765
Подоходный налог
98535
122999
128357
Налог на имущество
31579
37272
39525
Земельный налог
5941
6903
8248
Неналоговые поступления
81500
66015
34179
Поступления от операций с капиталом
19096
34182
54649
Официальные трансферты
9310
36925
42709
Доходы республиканского бюджета
от налоговых поступлений в 2009 году составили
– 1632608 млн. рублей, из них на республиканский
бюджет приходится – 76,5 %, а на местные
бюджеты, соответственно – 23,5 %. В 2010 году
– 1998314 млн. рублей, а в 2011 году – 1186138 млн.
рублей, т. е. за период 2009-2011 г.г. доходы
от налоговых поступлений увеличились
на 446470, что составило 37,6 %.
Наибольшую долю в налоговых
поступлениях занимают корпоративный
подоходный налог и налог на добавленную
стоимость, которые составляют 42 % и 19 %
соответственно.
Доходы от неналоговых поступлений.
К неналоговым поступлениям относятся
также различные сборы, платы и пошлины,
перечень которых по видам и уровням бюджетов
установлен Бюджетным кодексом.
Доходы республиканского бюджета
от неналоговых поступлений в 2011году составили
– 34179 млн. рублей, из них на республиканский
бюджет приходится – 87,2 %, а на местные,
соответственно – 12,8 %. В 2010 году – 66015
млн. рублей, а в 2009 году – 81500 млн. рублей.
Таким образом, за период 2009-2011 г.г. наблюдается
снижение неналоговых поступлений на
47321 млн. рублей, что составляет 58 %. Доходы
республиканского бюджета от операций
с капиталом в 2011 году составили – 54649
млн. рублей, из на республиканский бюджет
приходится – 7,4 %, а на местные, соответственно
– 92,6 %. В 2010 году -34182 млн. рублей, а в 2009
году – 19096 млн. рублей. Таким образом,
за период 2009-2011 г.г. наблюдается их увеличение
на 35553 млн. рублей, что составляет – 186,2
%.
Доходы республиканского бюджета
от поступлений официальных трансфертов. Наряду
с поступлениями в бюджет от операций
с капиталом, в поступлениях всех уровней
бюджетной системы отражаются прогнозируемые
суммы официальных трансфертов. Официальными
трансфертами общего характера являются
бюджетные субвенции, передаваемые из
вышестоящих бюджетов в нижестоящие бюджеты,
и бюджетные изъятия, передаваемые, наоборот,
из нижестоящих в вышестоящие бюджеты.
В соответствии с Бюджетным кодексом их
объемы между республиканским бюджетом
и бюджетами областными, городов республиканского
значения, столицы устанавливаются в абсолютном
выражении на трехлетний период с разбивкой
по годам Законом о республиканском бюджете.
Объемы же официальных трансфертов между
областным и районным бюджетами устанавливаются
решениями областных маслихатов.
В поступлениях бюджета района
(города областного значения) учитываются
официальные трансферты из областного
бюджета, а города республиканского значения,
столицы – официальные трансферты из
республиканского бюджета. В областной
бюджет поступают официальные трансферты
из нижестоящих бюджетов (района, города
областного значения) и из республиканского
бюджета. В поступлениях республиканского
бюджета учитываются официальные трансферты
из нижестоящих бюджетов (областных, городов
республиканского значения) и из Национального
фонда РБ. Доходы республиканского бюджета
от поступлений официальных трансфертов
в 2011 году составили - 427094 млн. рублей, из
них на республиканский бюджет приходится
– 22,7 %, а на местные , соответственно –
77,3 %. В 2010 году - 287759 млн. рублей, а в 2009 году
– 275734 млн. рублей. Таким образом, за период
2009-2011г.г. они увеличились на 151660 млн. рублей,
что составляет 55 %.
Таким образом, доходы бюджета
– это часть централизованных финансовых
ресурсов страны, необходимых для выполнения
республиканских функций, и представляют
собой денежные средства, поступающие
в безвозмездном и безвозвратном порядке
в соответствии с законодательством РБ
в распоряжение органов власти разного
уровня. В свою очередь они подразделяются
на: налоговые поступления; неналоговые
поступления; доходы от продажи основного
капитала; официальные трансферты; деньги,
передаваемые республики на безвозмездной
основе. Наибольший удельный вес в структуре
доходов бюджета в республике занимают
налоговые поступления, они составляют
около 90 %.
2.2 Анализ расходной
части бюджета РБ за период 2009-2011 года
Республиканскими расходами
являются затраты РБ на обеспечение своего
бесперебойного функционирования, удовлетворение
потребностей членов общества, которые
покрываются из централизованных и децентрализованных
фондов денежных средств. Все эти расходы
республика в подавляющей части финансируются
за счёт средств, концентрируемых в республиканско
бюджете. Расходы республиканского бюджета
по роли в общественном воспроизводстве
можно подразделить на две группы затрат
: а) по обеспечению непрерывного процесса
производства, увеличению производственных
фондов; б) по удовлетворению социально-культурных
потребностей членов общества.
К первой группе относятся расходы
республиканского бюджета, направляемые
на финансирование экономики. Ко второй
группе относятся затраты бюджета на финансирование
социально-культурных мероприятий, образования,
науки, обороны и управления государством.
Расходы между уровнями бюджетной
системы распределяются в соответствии
с Бюджетным кодексом РБ. Общая сумма расходов
республиканского бюджета в 2011 году составила
– 2021504 млн. рублей, из них на республиканский
бюджет приходится – 64,6 %, а на местные,
соответственно – 35,4 %. В 2010 году – 1946128
млн. рублей, а в 2009 году – 1323821 млн. рублей.
Таким образом, за период 2009-2011 г. г. проявляется
тенденция увеличения расходов республиканского
бюджета на 697683 млн. рублей, что составляет
52 %.
В 2011 году расходы на республиканские
услуги общего характера составили –
80322 млн. рублей, из на республиканских
приходится – 70 %, а на местные 30 %. В 2010г.
– 103785 млн. рублей, а в 2009 г. – 83587 млн. рублей,
следовательно за период 2009-2011 г.г. они
снизились на 3265 млн. рублей, что составило
4 %.
Транспортные и другие расходы,
связанные с обеспечением жизнедеятельности
войск. Расходы на оборону в 2011 году составили
– 73137 млн. рублей, из них на республиканский
бюджет приходится – 96 %, а на местные –
4 %. В 2010г. – 78664 млн. рублей, а в 2009г. – 58011
млн. рублей, следовательно, за период
2009-2011г.г. они увеличились на 22311 млн. рублей,
что составило 30 %.
Расходы на общественный порядок,
правовую, судебную, уголовно-исполнительную
деятельность в 2011 году составили – 127693
млн. рублей, из них на республиканский
бюджет приходится – 81 %, а на местные –
19 %. В 2010 году – 152904 млн. рублей а в 2009 году
– 118564 млн. рублей. Следовательно, за период
2009-2011 г.г. они увеличились на 9129 млн. рублей,
что составило 8 %.
Расходы на образование. Состав
расходов на образование формируется
в соответствии с бюджетной классификацией
– это функциональная группа расходов
на образование. В республиканском бюджете
доля этой функциональной группы ежегодно
увеличивается, составляет при этом более
30 % всех расходов бюджета, и их уровень
к 2012 году доведён до 4 % валового внутреннего
продукта.Одна из отличительных черт республики
государственного финансирования в нашей
стране – высокая составляющая затрат
на дошкольное образование – 27 % и низкий
удельный вес затрат на обязательное образование
– всего 50 %, из них на общее академическое
образование приходится 38 %, на профессиональное
12 %. Расходы на образование в 2011 году составили
– 919237 млн. рублей, из них на республиканский
бюджет приходится – 79 %, а на местные соответственно
– 21 %. В 2010 году – 256935 млн. рублей, а в 2009
году – 190748 млн. рублей, следовательно,
за период 2009-2011 г.г. увеличился на 728489
млн. рублей, что составляет 79,2 %.
Расходы на здравоохранение
в 2011 году составили – 195956 млн. рублей,
из них на республиканский приходится
– 31 %, а на местные – 69 %. В 2010 году – 185456
млн. рублей, а в 2009 году – 131184 млн. реблей,
следовательно, за период 2009-2011 г.г. они
увеличились на 64772 млн. рублей, что составляет
49 %.
Расходы на социальную помощь
и социальное обеспечение в 2011 году составили
– 319647 млн. рублей, из них на республиканский
приходится – 91 %, а на местные бюджеты
– 9 %. В 2010 году – 345356 млн. рублей, а в 2009
году – 272333 млн. рублей, следовательно,
за период 2009-2011 г.г. они повысились на
47314 млн. рублей, что составляет 17,3 %.
Расходы на жилищно-коммунальное
хозяйство в 2011 году составили – 120262 млн.
рублей, из них на республиканский приходится
– 30 %, а на местные – 70 %. В 2010 году – 118326
млн. рублей, а в 2004 году – 69058 млн. рублей,
следовательно, за период 2009-2011 г.г. они
увеличились на 51204 млн. рублей, что составляет
74 %.
Расходы на культуру, спорт,
туризм и информационное пространство
в 2011 году составили – 57359 млн. рублей,
из них на республиканский бюджет приходится
– 46 %, а на местные – 54 %. В 2010 г. – 57076 млн.
рублей, а в 2009 году – 43948 млн. рублей. Таким
образом, за период 2009-2011 г.г. они увеличились
на 13411 млн. рублей, что составляет 30,5 %.
Расходы в 2011 году на промышленность,
недропользование, топливно-энергетический
комплекс, архитектуру, градостроительную
и строительную деятельность составили
- 40187 млн. рублей, из них на республиканский
приходится –57 %, а на местные бюджеты
– 43 %. В 2010 году – 30054 млн. рублей, а в 2009
году – 27672 млн. рублей, таким образом,
за период 2009-2011 г.г. они увеличились на
– 12515 млн. рублей, что составляет 45,2 %.