Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 14:11, курсовая работа
Краткое описание
Цель работы заключается в проведении анализа расходов и доходов республиканского бюджета и определения направлений эффективного их использования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - теоретические аспекты развития бюджета; - понятие, сущность и функции бюджета; - бюджет как основной финансовый план республики;
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….......3 1 . Теоретические аспекты развития бюджета……………………………….…4 1.1 Понятие,сущность и функции бюджета….………………………………….4 1.2 бюджет как основной финансовый план республики……………………...8 1.3 Принципы организации межбюджетных отношений их управление и ре-гулирование…………………………………………………………………........10 2. Анализ бюджета республикански Башкортостан за 2009-2011 года………16 2.1 Анализ доходной части республиканского бюджета……………………...16 2.2 Анализ расходной части бюджета РБ за период 2009-2011 года………...18 3. Направления по повышению эфективности использования бюджетных средств……………………………………………………………………………22 Заключение……………………………………………………………………….25 Список использованных источников…………………………………………...27
Введение……………………………………………………………………….......3
1 . Теоретические аспекты развития бюджета……………………………….…4
1.1 Понятие,сущность и функции
бюджета….………………………………….4
1.2 бюджет как основной финансовый
план республики……………………...8
1.3 Принципы организации
межбюджетных отношений их управление
и регулирование…………………………………………………………………........10
2. Анализ бюджета республикански
Башкортостан за 2009-2011 года………16
2.1 Анализ доходной части
республиканского бюджета……………………...16
2.2 Анализ расходной части
бюджета РБ за период 2009-2011 года………...18
3. Направления по повышению
эфективности использования бюджетных
средств……………………………………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованных источников…………………………………………...27
Введение
Цель работы заключается в проведении
анализа расходов и доходов республиканского
бюджета и определения направлений эффективного
их использования. Для достижения поставленной
цели необходимо решить следующие задачи:
теоретические аспекты развития
бюджета;
понятие, сущность и функции бюджета;
бюджет как основной финансовый план республики;
принципы организации межбюджетных
отношений их управление и регулирование;
анализ бюджета республиканский Башкортостан за 2009-2011 года;
анализ доходной части республиканского бюджета;
анализ расходной части бюджета
РБ за период 2009-2011 года;
направления по повышению эффективности
использования бюджетных средств;
Предметом исследования является система
экономических отношений, возникающих
в процессе осуществления бюджетных расходов
и доходов.
Объектом исследования выступает сфера
бюджетных отношений в части повышения
эффективности осуществляемых расходов
бюджета.
Бюджет – это центральное звено
системы финансов, поэтому он отражает
все основные качественные признаки финансов.
Поскольку « финансы» - это система императивных
денежных отношений, в процессе которых
образуются и используются республиканские
централизованные денежные фонды, то и
« бюджет» представляет собой систему
денежных отношений, но более узкую. А
именно, бюджет – это система императивных
денежных отношений, в процессе которых
образуется и используется бюджетный
фонд. Бюджетный фонд является централизованным
денежным фондом, предназначенным для
финансирования широкого круга общественных
потребностей (отраслей экономики, социальных
нужд, управления, обороны.
Бюджет необходим каждому государству
для удовлетворения его объективных потребностей
в деньгах, необходимых для выполнения
экономической, социальной и политической
функций. Бюджет любого государства включает
в себя одни и те же категории: налоги,
займы, расходы и т. д., содержание которых
не меняется при переходе от одной общественно
– экономической формации к другой. Экономической
сущностью бюджета, как и любой другой
экономической категории, являются производственные
отношения, выраженные в денежной форме
и имеющие соответствующее им материально-
вещественное воплощение.
Актуальность изучения заданной
темы обуславливается тем, что с помощью
бюджета республика осуществляет сочетание
централизованных и местных интересов
регионов через распределение налогов,
бюджетных дотаций, трансфертов и как
экономический документ бюджет отражает
политическую и социальную динамику общества.
Теоретические аспекты развития бюджета
1.1 Понятие,сущность
и функции бюджета
Будучи экономической формой
существования реальных, объективно обусловленных
распределительных отношений, выполняя
специфическое общественное назначение
– по удовлетворению потребностей общества
и его республиканских - территориальных
структур, бюджет может рассматриваться
в качестве самостоятельной экономической
категории. Эта категория, являясь частью
финансов, характеризуется теми же чертами,
которые присущи финансами в целом, но
одновременно имеет в отличие от других
сфер и звеньев финансовых отношений свои
особенности. К числу особенностей бюджета
относятся:
1. Бюджет является особой экономической
формой перераспределительных отношений,
связанных с обособлением части национального
дохода в руках республики и её использованием
в целях удовлетворения потребностей
и отдельных республиканских -территориальных
формирований;
2. С помощью бюджета происходит
перераспределение национального дохода,
реже – национального богатства между
отраслями экономики, территориями страны,
сферами общественной деятельности;
3. Пропорции бюджетного перераспределения
стоимости в большей мере, чем у других
звеньев финансов, определяются потребностями
расширенного воспроизводства в целом
и задачами, стоящими перед обществом
на каждом историческом этапе его развития;
4. Область распределения занимает
центральное место в составе республиканских
финансов, что обусловлено ключевым положением
бюджета по сравнению с другими звеньями.
Экономическая сущность бюджета
характеризуется чертами, специфика которых
не выходит за рамки общих с финансами
свойств, т.е. способ выражения экономической
сущности через соответствующие функции
у финансов в целом и у их звеньев однотипны.
Следовательно, республиканский бюджет,
как и вся система финансов, выполняет
распределительную и контрольную функции.
Вместе с тем, поскольку бюджет является
особенной категорией по отношению к категории
«финансы», то ему присуще выполнение
также следующих основных функций:
1) перераспределение национального
дохода;
2) финансовое обеспечение социальной
политики;
3) регулирование и стимулирование
экономики;
4) контроль формирования и использования
централизованного фонда денежных средств.
В этих функциях получает непосредственное
выражение экономическая сущность республиканского
бюджета как инструмента стоимостного
распределения валового внутреннего продукта
и национального дохода. Благодаря распределительной
функции происходит централизация денежных
средств в масштабе республики и их использование
на удовлетворение общереспубликанских
потребностей. Контрольная функция позволяет
судить о том, насколько своевременно
и полно финансовые ресурсы поступают
в распоряжение республики, как складываются
пропорции в распределении централизованных
средств, экономно и эффективно ли они
используются.
Распределительная и контрольная
функции республиканского бюджета осуществляются
не изолированно, а в единстве, одновременно,
поскольку в них находят отражение все
стороны бюджетных отношений.
Содержание распределительной
функции определяется процессом перераспределения
финансовых ресурсов между отраслями
экономики, территориями страны, сферами
общественной деятельности – производственной
и непроизводственной, секторами экономики.
Ни одна из стоимостных распределительных
категорий не осуществляет такого многоаспектного
перераспределения денежных средств как
бюджет, и на столь разных уровнях управления
экономикой.
Межотраслевое перераспределение
базируется, с одной стороны, на налогах
и платежах, вносимых в бюджет юридическими
и физическими лицами, а с другой – на
финансировании за счёт бюджетных средств
различных инвестиционных программ, оборотных
средств, операционных и других расходов.
Межтерриториальное перераспределение
происходит путём закрепления налогов
и доходов за соответствующими органами
республиканской власти, а так же посредством
различных форм бюджетного регулирования.
Это позволяет сформировать в каждой административно-
территориальной единице такой бюджетный
фонд, который обеспечивает её развитие
в соответствии с планом социально-экономического
развития Республиканского бюджета.
Перераспределение денежных
средств между производственной и непроизводственной
сферами осуществляется посредством изъятия
части финансовых ресурсов у предприятий
материального производства. А затем осуществляется
бюджетное финансирование организаций
непроизводственной сферы, причём финансирование
играет огромную роль в формировании конечной
структуры использования национального
дохода. Республиканский бюджет выступает
важным инструментом перераспределения
государственного дохода между секторами
экономики. Конечно, в настоящее время
преобладающая часть денежных средств
поступает в централизованный фонд из
республиканского сектора, однако для
финансового обеспечения общереспубликанских
потребностей привлекаются также средства
частных предпринимателей и других субъектов
нереспубликанской сферы экономики.
Широкое использование распределительной
функции для перераспределения уже распределённой
стоимости внутреннего продукта приводит
к тому, что через республиканский бюджет
может многократно перераспределяться
одна и та же часть национального дохода.
Изменение взаимоотношений предприятий
с бюджетом, когда потоки денежных средств
перетекают в бюджет и обратно, меняет
взаимосвязи, определяет степень воздействия
бюджета на экономику не столько количественными
пропорциями, сколько их влиянием на процессы
её функционирования и на рост финансовых
ресурсов страны. Поэтому распределительная
функция бюджета находит широкое использование
в регулировании стоимостной структуры
экономики, совершенствовании отраслевых
и территориальных пропорций, умилении
интеграционных процессов не только внутри
республики, но и на межреспубликанском
уровне.
Границы действия распределительной
функции определяются тем, что в отношения
с бюджетом вступают все участники общественного
производства, все отрасли экономики.
Основным объектом бюджетного распределения
выступает прибавочный продукт (чистый
доход), однако это не исключает возможности
перераспределения через бюджет и части
необходимого продукта, например, налоговых
платежей работников материального производства,
их использования.
К особенностям распределительной
функции бюджета относятся так же многогранность
её влияния на общественное производство
и высокая степень действенности в достижении
конкретных результатов. Бюджетное финансирование
широко используется республикой для
регулирования стоимостных пропорций
в экономике, для обеспечения сбалансированности
распределения финансовых ресурсов. Распределительная
функция бюджета позволяет направлять
денежные средства на решающие участки
экономического и социального развития;
она содействует достижению высоких темпов
роста экономики и повышению его эффективности.
Распределительная функция бюджета достаточно
широко используется для регулирования
стоимостной структуры экономики, совершенствования
отраслевых и территориальных пропорций,
усиления интеграционных процессов, в
том числе на межгосударственном уровне.
Основу контрольной функции
составляет движение бюджетных ресурсов,
которое отражается в соответствующих
показателях бюджетных поступлений и
расходных назначений. Несвоевременное
или неполное внесение налогов и платежей
в бюджет свидетельствует, например, о
замедлении темпов развития отдельных
отраслей экономики. Если предусмотренные
бюджетные ассигнования используются
в неполном объёме, то имеет место не совсем
благополучная экономическая конъюнктура
в отраслях экономики и сферах деятельности.
Сигнализируя о тех или иных неполадках
в экономике, бюджетные показатели одновременно
служат основанием для выработки или принятия
конкретных мер, направленных на ликвидацию
выявленных недостатков, устранение нарушений
финансовой дисциплины.
Контрольная функция бюджета
отличается чрезвычайно широкими границами
действия и носит всеобъемлющий характер.
Она распространяется на все подразделения
экономики, на всех участников общественного
производства. Хотя в бюджете концентрируются
далеко не все финансовые ресурсы страны,
это не мешает контрольной функции «посылать
сигналы» об общем финансовом состояния
экономики.
В современных условиях постепенно
меняется контрольная функция бюджета,
поскольку она получает всё больше возможностей
для реализации своих задач на базе широкого
использования информации, автоматизированных
систем, финансовых расчётов, организации
вычислительных центров, внедрения и более
полного использования персональных компьютеров.
Функции республиканского бюджета
объективны, как объективна и сама эта
категория. Функции бюджета нужно рассматривать
с точки зрения его внутренней потенциальной
способности, которые могут проявить себя
в определённой сфере общественных отношений
лишь при обязательном участии человека.
Поэтому проявление присущих бюджету
свойств, его использование в качестве
инструмента распределения и контроля
возможно только в процессе человеческой
деятельности, что находит своё воплощения
в создаваемом республикой бюджетном
механизме.